«Большая часть людей осознает, что алкоголь наносит вред, но мало кто представляет масштабы внутренней катастрофы на уровне отдельного человека, его души и физической жизни, на уровне нашей страны».
Эти слова наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) вновь побуждают нас собирать воедино все здоровые силы общества для преодоления, может быть, самого трагичного обстоятельства жизни современной России.
Мы на пороге необратимого угасания русского народа, если, не дай Бог, уже не перешли этот порог. Об этом шла речь в интервью о. Тихона газете «Известия». В нем говорилось о спасительном проекте «Общее дело» и появлении в эфире «Первого канала» социальных антиалкогольных роликов, созданных в рамках этого проекта.
«Людям очень важно разъяснить «анатомию» процесса алкогольной деградации и разрушения человека и общества – медицинскую, социальную. Вся программа нацелена совсем не на алкоголиков. Алкоголики – несчастные больные люди, к сожалению, маргинальная часть общества. Им нужна особая забота. Наш проект «Общее дело» обращен к обычному человеку».
Наших детей с самого раннего возраста организованно, коммерчески продуманно и очень эффективно подсаживают на алкоголь, рассказал отец Тихон.
По словам пастыря, человек, выпивающий, раза два в неделю, в среднем сокращает свою жизнь на 20 лет. «И это – та правда об алкоголе, которую люди имеют право знать», – отметил отец Тихон. «По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из 100 мальчиков – выпускников школ 2009 года, 90 английских школьников доживут до пенсии, а наших лишь 40. И главная причина этого – алкоголь. Средняя продолжительность жизни мужчины в России – 59 лет. Это меньше, чем в таких странах, как Гондурас, Камбоджа, Бангладеш, Таджикистан. В ужасающих по уровню жизни поселениях на Палестинских территориях, в большинстве самых бедных стран Азии или Латинской Америки, во многих африканских странах продолжительность жизни мужчин выше, чем у нас. И снова главная причина – алкоголь. ВОЗ утверждает: если в стране потребляется в год на душу населения более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт), происходит необратимое угасание этноса. В России потребляется 16-18 литров в год. Это по официальным данным. Но при этом не учитывается теневой оборот алкоголя (то, что производят заводы вне плана, так называемый «серый» алкоголь и самогоноварение). Специалисты утверждают: 50% производства крепких напитков приходится как раз на этот неучтенный, теневой сектор. Тогда количество алкоголя на человека у нас с 18 литров соответственно еще более возрастает… Вот что нам говорят цифры: в экологически благополучной Псковской области смертность в три раза выше, чем в разрушенной, но непьющей Чечне. Среди мужчин 40-60 лет смертность в России в семь раз выше, чем в очень бедной, с крайне слабой медико-социальной структурой, но непьющей Албании», – привел данные статистики наместник Сретенского монастыря.
Кроме того, почти половина самоубийств и 80% убийств в России совершается в состоянии опьянения (при этом и около половины убитых пьяны в момент убийства). «Все, что связано с водкой, у нас окружено мифами и враньем. Говорят, что у нас якобы всегда пили безбожно. Однако в 1913 году, до введения «сухого закона», в России потребление алкоголя было меньше 4 литров на душу населения, это в 4-5 раз ниже, чем в сегодняшней России».
Архимандрит Тихон убежден, что без ограничительных мер по продаже спиртного не обойтись. «Заметьте: с 1994 по 1997 год в нашей стране потребление алкоголя упало на 20%, а смертность – на 300 000 человек в год, в основном за счет мужского трудоспособного населения. Знаете, почему? Запретили торговать крепкими алкогольными напитками в ларьках и был запрещен ввоз спирта «Рояль». Только и всего», – сказал он. Горбачевская антиалкогольная кампания, заметил пастырь, привела к спасению полутора миллионов жизней. «Средняя продолжительность жизни в нашей стране никогда не была столь высокой, как во время горбачевской кампании. Сейчас потребление алкоголя увеличилось в два раза по сравнению с годами советской власти. В Норвегии на 15 000 жителей одна «точка», торгующая водкой. В Подмосковье – одна на 400. Это не говоря о пивных ларьках. Что касается вырубки виноградников в те годы, то, как мне кажется, это была не столько глупость, сколько провокация, направленная на дискредитацию самой идеи разумного ограничения», – сказал он.
Архимандрит Тихон уверен, что реклама «культурного пития» русскому народу также не подходит: «Сейчас я все больше прихожу к выводу, и в отношении себя лично, и в отношении ситуации в стране: нам говорить о культуре употребления алкоголя, приводить в пример грузин, итальянцев, французов – народов с традиционной виноградной культурой – не следует. У них за тысячелетия выработались физиологические особенности нейтрализации постоянных, небольших доз алкоголя. В основном это сухие вина. У нас совершенно другая картина. У нас особая наследственность, и по этому поводу существует множество исследований. Одни медики говорят об азиатском гене, который присутствует у множества наших соотечественников, другие об особенностях нашей ферментативной системы. Это – со стороны Азии обеспечивает и русским, и другим народам России сходство с ситуацией малых народов Севера. Их представителям достаточно нескольких доз крепких напитков, чтобы стать алкоголиками. В этом смысле мы в большей степени монголы, азиаты и индейцы, чем французы и итальянцы. А со стороны Европы – у нас норманны, викинги. У тех тоже проблемы. Печально, но факт: большая часть норвежцев, финнов и шведов «культурно» что водку, что вино пить не могут, они стремительно разрушают себя, или спиваются. Вот такой у нас наследственный «букет». Нельзя говорить азиатам и северным европейцам, что они должны учиться пить как французы, воспитанные в виноградной культуре. Еще сто лет назад в Швеции, Норвегии, Финляндии спивались и вымирали не меньшими, чем в сегодняшней России, темпами. Но там в последний момент спохватились, протрезвели, приняли решительные меры и сумели избежать катастрофы».
Предложенный проект, уверен архимандрит Тихон (Шевкунов), должен для многих стать по настоящему общим делом. «Тогда Господь поможет, и все непременно получится», – заключил он.