Связана это событие с тем, что в 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог из политических соображений пошел на предательство православной веры и, дабы укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом, принял унию. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии насильственными мерами.
Святая Афонская Гора твердо противостояла унии. Афонские иноки отправили послание к Михаилу, в котором основательно доказывали, что главенство папы, поминание его в церквах, совершение Евхаристии на опресноках, прибавление к Символу веры «и от Сына» не могут быть приняты православными, и призывали императора одуматься. «Мы ясно видим, - говорилось в послании, - что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки».
Крестоносцы, изгнанные из Палестины и нашедшие приют в Романии, заявили императору о своей готовности огнем и мечом утверждать власть папы. Приняв это предложение, Михаил нанял еще турок и татар и отправил войска к ненавистному для него Афону.
В это время близ Зографского монастыря подвизался старец, взявший за правило ежедневно много раз читать Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы. В один из дней Богородица ответила на приветствия, с которыми старец обращался к Ней по своему обыкновению, и возвестила о приближении к обители воинов, посланных императором. Богородица велела ему пойти в монастырь и предупредить братию, чтобы слабые в вере успели уйти, а достигшие духовной зрелости приготовились к мученичеству.
Получив это известие, большинство монахов бежало в горы, но двадцать шесть подвижников укрылись в башне монастыря.
По приказу Михаила слуги папы обрушились на Болгарский монастырь Зограф. Когда Зографским инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не захотел даже слушать о католичестве.
Укрепляемые Господом, они знали, что настал их час принять мученические венцы. Льстивые слова и уловки латинян и их греческих союзников, пытавшихся убедить братий принять ложную унию, не возымели никакого действия. Святые оставались неколебимыми в исповедании Христа – единого Главы Церкви. Воссылая Ему хвалу, они погибли в башне, подожженной воинами. Вот имена этих мучеников: игумен Фома, монахи Варсонофий, Кирилл, Михаил, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина.
Святые мученики за веру Православную были заживо сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года.
Несмотря на все старания императора Михаила, Рим не доверял ему, ибо и там хорошо знали его двуличность и неискренность. Папы предъявляли ему требования за требованиями с целью совершенного подчинения себе Восточного Православия. Желая убедить папских посланцев в своей приверженности к Римской Церкви, Михаил показывал им заключенных в темницу за твердость в Православии своих родственников: Андроника и Иоанна Палеологов, Мануила и Исаака Раулей. Последних он даже ослепил вместе с другими подвижниками благочестия. Жестокость Михаила усиливалась подозрением, что все противники унии готовы покуситься на низложение его с престола, на который он восшел через преступление. Но все его старания и зверства были напрасны: он ни в чем не преуспел.
Во время похода против Иоанна Дуки, князя Епирского, в лагере возле города Веррии Михаил заболел и умер (в декабре 1282 года), не присоединенный к Церкви Западной и отлученный от Церкви Восточной. За его жестокости общее негодование и отвращение были так велики, что находившийся при нем сын его Андроник не посмел совершить над ним царского погребения, а велел ночью похоронить его в близлежащем монастыре. А вдовствующая царица Феодора принуждена была обнародовать исповедание, в котором обещала перед Церковью никогда не поминать усопшего супруга своего Михаила.
Так бесславно закончились старания императора Михаила Палеолога.
Тропарь 26 преподобномученикам Зографским
Тропарь, глас 1:
Тропарь, глас 1:
Тревеличайшия светильники, всех преподобномученик Богоизбранный полк, двадесять и шесть Божественныя обители Зографския отец, почтим, прелесть латинскую обличившия и насильственно во огни скончавшияся; Фому пастыреначальника, священнаго Варсонофия, достославнаго Парфения и прочия, подвизавшияся, сошедшеся, песньми почтим, сии бо Троицу Святую присно о нас умоляют.
Кондак, глас 8:
Иже обители нашея заступницы и хранителие, преподобнии отцы, да похвалятся, лесть латинян отвергшия и, огнем сожженныя, скончавшияся и венчавшияся, ихже достойно воспоим, зовуще: радуйтеся, преподобнии мученицы.
Величание
Ублажаем вас, святии преподобномученицы двадесять и шесть, во священной обители Зографския насильственно во огни скончавшияся, и чтим святую память вашу наставницы монахов и собеседницы ангелов.
О чудесном знамении над соборной церковью Зографского афонского монастыря и над памятником 26 святым преподобномученикам, явившемся в день их памяти, 10 октября 1873 года
Часть башни, в которой пострадали святые преподобномученики, стояла на своем месте до 1873 года. Но так как она закрывала собой вновь построенное северное здание обители, а также от ветхости была близка к падению, то необходимо было ее разрушить. Для того же чтобы не забыть места, на котором святые совершили свой мученический подвиг и для лучшего хранения памяти о них, вся братия Зографской обители единодушно выразила желание поставить на этом месте памятник. При усердии братии начал быстро воздвигаться памятник, который был окончен в том же 1873 году. Все с радостью ожидали наступления дня памяти святых, когда намерены были освятить этот памятник. Наконец настал канун ожидаемого праздника и в соборной монастырской церкви началось всенощное бдение, как обычно, в первом часу после захода солнца7. Ночь была тихая и безлунная. Все вокруг освещалось только слабым светом звезд. В шесть с половиной часов, в полночь, когда после первой кафизмы на утрене читалось «Житие и страдание святых», внезапно послышался в церкви легкий шум и одновременно появился над церковью огненный столб, осветивший обитель и ближайшие места так сильно, что можно было разглядеть не только близкие, но и отдаленные предметы. Этот дивный столб, постояв над церковью несколько минут, пошел к памятнику и остановился над ним, а затем начал возноситься вверх и, наконец, превратился в круг, как бы венчая собой памятник и место, на котором святые преподобномученики совершили свой мученический подвиг. Так совершилось дивное знамение, длившееся около 15 минут, очевидцами которого были многие из братии и пришедшие на праздник. Видевшие это чудо славили Бога, прославляющего Своих святых, Ему же и от нас да будет честь и слава вовеки. Аминь.
А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев
Источник: Православная энциклопедия
www.afonit.info
Источник: Православная энциклопедия
www.afonit.info
Принесение мощей Силуана Афонского в Россию
Чудотворные мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию с Афона для поклонения верующих в связи с празднованием юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе, – сообшает корреспондент портала «Русский Афон».
Об этом проинформировал заведующий архивом и библиотекой Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия).
«Важный проект, который по благословению священноначалия осуществляется, — это привоз в Россию святых мощей преподобного Силуана Афонского, выдающегося русского святого XX века, которого почитает весь православный мир. Это давняя мечта всех верующих, и не только верующих в России, — чтобы этот великий русский святой, его святые мощи, вернулись на родину, и русские православные люди имели бы возможность им поклониться», — сказал представитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Как уточнил о. Ермолай, мощи прп. Силуана Афонского привезут в Россию 3 июля. По его словам, «целых три месяца мощи будут присутствовать в России, и сейчас Русская Православная Церковь занимается выработкой программы перенесения мощей».
Преподобный Силуан (мирское имя Симеон Иванович Антонов, 1866-1938) – выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Его святые чудотворные мощи хранятся в этой святогорской обители и еще никогда не вывозились за пределы Афона.
Почитание старца Силуана в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) началось задолго до его официальной канонизации Константинопольским Патриархатом.
Святая глава старца, хранившаяся в монастыре в алтаре одного из приделов в деревянном ковчеге, по благословению игумена Иеремии еще в 1980-е гг. впервые была перенесена в Покровский собор и поставлена для всеобщаго поклонения. Первое облачение для главы старца Силуана тогда пошил иеромонах Кирион (Ольховик), нынешний антипросоп монастыря при Священном Киноте.
В 1988 году Константинопольский Патриархат причислил старца Силуана к лику святых.