Мы совершаем сегодня память святого преподобного Сергия Радонежского. Если сейчас поставить преподобного Сергия среди нас, в обычной одежде, в которой мы ходим, — никто бы на него внимания не обратил. Он не был великим, он не был славным, он не был богатым, у него не было власти. Он был одним из многих, и, будучи человеком малоприметным в обществе, он уходит от людей, он скрывается здесь, на этом месте, в дремучем лесу. Он становится одиноким, но через этот уход из мира он приближается к Богу настолько, что Господь дает ему великую духовную силу, великую мудрость, великую благодать. И этот смиренный, обычный, казалось бы, человек становится не только центром обители — он становится центром Руси, вокруг него объединяются княжества, он мобилизует народ наш на защиту Отечества.
Не это ли явление Божией силы? Иногда люди, далекие от Церкви, а то и враждебные к ней, спрашивают нас: а где чудеса? И мы говорим, что чудес так много, что и перечислить невозможно. Разве эта сила преподобного Сергия — не явление Божией милости, Божией благодати? Разве это не чудо? Разве не чудо то, что по прошествии 600 лет мы все вокруг него, как некогда вокруг него были собраны иноки этой обители, как некогда вокруг него собиралась Русь Святая?
Господь даровал нам этого великого угодника Божия, чтобы мы молились ему, каждый о своем. Но все вместе, как Церковь, мы должны молиться о нашем общем Отечестве, об исторической Руси, чтобы никакие перипетии, искушения и соблазны не разорвали единое тело Святой Руси, чтобы сохранялась единая Церковь, чтобы благодать Божия всегда была с нами, чтобы народ наш никогда больше не отступал от веры, чтобы память о святом Сергии Радонежском помогала и нам, людям XXI века, преодолевать трудности и соблазны мира сего, как помогала она современникам Преподобного совершать великие подвиги. И верим, что Господь, по молитвам святого преподобного Сергия, по нашей общей всецерковной молитве, приклонит милость ко всем нам, к народам нашим, к братским странам нашим, к Святой Руси и к нашей единой Русской Православной Церкви, которая, являясь наследницей подвигов святых Киево-Печерских подвижников, святого преподобного Сергия, подвижников Троице-Сергиевой Лавры и многих-многих других обителей, будет и далее достойно нести свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем.
Пусть преподобный Сергий Радонежский своими молитвами пред лицом Божиим всех нас укрепляет в несении нашего подвига! Аминь. С праздником еще раз всех вас поздравляю! Храни вас Господь! Благословение всем вам, вашим родным и близким, вашим домам, трудам вашим! Храните веру православную в сердцах своих, в ней же наше утверждение!
Из слова Святейшего Патриарха
Кирилла в день преставления
преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре
8 октября 2013 г.
Подражайте вере их
Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: «Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидательно». Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слушающих христиан.
А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, чтобы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и правила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно восходить от земли на небо. Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они — как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Возжигая нам эти светильники и поставляя их на видном месте, Господь как бы так говорит: «Опомнитесь и исправьте свою жизнь; смотрите, как жили истинно верующие люди и как должны жить все христиане, а вспоминая их добрую богоугодную жизнь, подражайте вере их». И Церковь Христова, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат и видят наши нужды и скорби, и любят нас, и готовы ходатайствовать за нас пред Богом во все времена, имела священный обычай прославлять святых угодников Божиих, поклоняться им, лобызать их священные иконы и нетленные мощи. Лучшая же честь святым, истинное почитание их состоит в подражании их жизни. Нам, христианам, надо внимательно смотреть на жизнь угодников Божиих, если мы стремимся к достижению Царства Небесного, потому что у угодников Божиих и мысли возвышенны, у них и чувства святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны — во всем они являют пример для подражания.
Вот так же благотворно действует на нас и воспоминание о подвигах преподобного Сергия, сильного предстателя и молитвенника за наши грады и за всю нашу землю Русскую. Святитель Платон говорит, что, подобно тому, как ароматы чем более растираются руками, тем больше издают благоухания, так и воспоминания о житии святых: чем более углубляем мы в них свое размышление, тем более открывается святость и слава праведников, а наша польза. Из жития преподобного Сергия каждый может найти для себя требуемое утешение и духовное подкрепление. Возлюбив Господа всем своим сердцем, преподобный Сергий по любви к Богу и пламенному желанию творить угодное Ему, чтобы сподобиться благ вечных, всегда старался творить угодное Ему. И прежде чем достигнуть святости и блаженного душевного мира и устроения, преподобный Сергий претерпел на земле много скорбей и искушений. Не раз он, может быть, проливал слезы свои чистые, чтобы достигнуть вожделенного душевного спокойствия в борьбе со своими страстями и греховными наклонностями, которые присущи каждому человеку. Житие его повествует нам, что этих скорбей ему пришлось испытать очень и очень много. Конечно, слезы преподобный Сергий неоднократно проливал, когда видел, что враг силится сокрушить его и совратить с пути спасения на путь греха и погибели. Но отличительной чертой всех угодников Божиих является их непоколебимая горячая вера в Бога, благодаря которой они и угашали все разжженные стрелы лукавого. Преподобный Сергий всегда помнил Господний призыв: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» — во всякой скорби и постоянно простирал свои руки на молитву к Богу.
Насколько его молитва к Богу была сильна и склоняла самые небеса к насельнику земному, можно судить по тому, что на крепкий вопль его молитвы отозвалась Сама Матерь Божия, явившись ему вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом для ободрения молитвенника. Она низвела пламень огненный на таинственную жертву, приносимую им за грехи человеческие от престола Божия; она соделала его храмом Духа Святаго; как острием меча поразила несметные полчища татаро-монгольских супостатов и тем освободила русский народ от тяжкого рабства.
Призываясь словом Божиим подражать своим наставникам в их вере и жизни и творя память преподобного Сергия, мы и должны в какой-то степени усвоить себе черту непоколебимости пребывания в вере во время искушений, потому что и мы с вами тоже переплываем житейское море, полное всяких бурь и искушений. Ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни, как с несчастьями и скорбями. Разнообразные страдания и скорби наполняют жизнь нашу, горьким плачем начинается она и тяжким вздохом оканчивается. То удручают нас болезни телесные, то огорчает нас смерть близких к нам людей, то нас оскорбляет высокомерие людское, то падает на нас злоязычная клевета, то преследует нас зависть и ненависть человеческая, то неожиданно обрушиваются на нас стихийные бедствия, как пожар, то хищения или другие какие-либо потери, которые сопровождают человека в этой временной земной жизни. Не напрасно земля и земная жизнь наша названа юдолью плача и сетования.
И не было человека и нет, который бы на свою долю не испытал в жизни своей скорби и печали. Таково определение правосудия Божия за грех человека.
При этой всеобщности и неизбежности страданий и скорбей тем более утешительным является для нас призыв Господний, призывающий к Себе всех утружденных и обремененных. Где искать успокоения так утружденному, обремененному, изнуренному человеку? В одном Христе. Он недремлющий твой Промыслитель. Он бережет каждый волос твой. Он и твоего врага сделает тебе другом, сбережет тебя от несчастных случаев, и из самого зла Он извлечет тебе большое благо, ибо любящим Бога всё, даже самые бедственные случаи, вспомоществует во благо. Вы знаете историю в Ветхом Завете с патриархом Иосифом, как братья по зависти к нему продали его в плен египтянам. Но что вышло: Господь, Который был с ним, поставил его правителем всего Египта, и он спас от голода всю землю, своих братьев и отца своего, которые впоследствии к нему и переселились. А в Новом Завете сколько разных спасений бедствующим и страждущим даровал Иисус Христос или Сам Собою, или через Пресвятую Свою Матерь и других Своих праведников — всего исчислить невозможно. Обращайтесь прямо ко Христу или через милосердную Матерь Его и через святых во всех бедственных случаях жизни, и чем теплее будет наша на Него надежда, тем скорейшую и большую получим от Него защиту, помощь, спасение и исцеление. Он не только может, но и всегда хочет даровать нам всякое успокоение, когда Сам говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы».
Если же кто из нас утруждается и обременяется собственными грехами, то тем скорее надо обращаться ко Христу за успокоением. Человек, который знает за собою грех, — разве не труждающийся, разве не обременен он? Чувствуя уязвленную совесть, человек усиливается бежать сам от себя, мечется, как рыба, поглотившая уду, бесполезными же, однако, порывами, потому что иго, тебя вяжущее, и бремя тяготящее находится внутри тебя. Ибо может ли быть что тягостнее таких трудов и изнурений, как грех? Грех есть тяжесть, более всех возможных тяжестей утруждающая, обременяющая, изнуряющая, расслабляющая и подавляющая наши силы. Он-то и ввел всякое изнеможение в природу человеческую. Он есть источник всех прочих изнурений для человека. И если от всяких трудов и изнурений мы надежнее всего можем найти покой во Христе, то преимущественно — от трудов и изнурений, грехами причиняемых. Хотя бы грехи целого мира лежали на тебе, Он подъемлет с тебя их и тем уничтожает. «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). Если мы связаны грехом, Агнец Божий разрешит нас от него. Если же мы даже умерщвлены грехом, то «Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евр. 9, 14). Нет иного имени под небесами, данного человекам, которым нам подобает спастися, кроме имени Иисуса Христа. Христос умер за всех нас, когда мы были все еще нечестивыми грешниками. Возможно ли, чтобы Он нас отверг за грехи, когда мы, хотя согрешаем, однако верою уже соединились с Ним, и хотя мы грешники, однако же не нечестивые или отверженные, ибо веруем во Христа?
Приидем же отныне ко Христу ревностным и неуклонным последованием Его учению и житию, внидем в покой Его, верующие верою сердечною и деятельною, предшествуемые сущими от века подвижниками веры и добродетели, истинными последователями Иисуса Христа, от всякого ига и бремени земного обретшими у Него покой, каковым является и прославляемый нами преподобный Сергий. Тогда и наше прославление будет угодно преподобному Сергию, и мы исполним слово Божие: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7), и тем самым мы обретем небесный покой у Христа Спасителя, Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Спаситель земли русской
В центре нашей истории стоит преподобный Сергий, и вполне можно его именовать спасителем земли Русской от полного духовного распада. Он действительно является примером того, что источник благодати может оживить не только близко находящихся к нему людей, но и зажечь Божественным светом огромное пространство, огромную массу людей.
Есть ряд таких личностей, которых должен бы знать каждый русский человек и уметь их назвать, никого не пропустив, даже если его разбудят в полтретьего ночи. Это – Креститель Руси Владимир Красное Солнышко, потому что, не сделай он того, что сделал, мы бы сейчас были совсем другими людьми... Это – Александр Ярославович Невский, который как-то всплыл в нашем сознании благодаря телевизионной программе.
Хотя мы должны понимать, что если бы не прекрасный кинофильм гениального режиссёра, вряд ли этого князя так хорошо помнили. И это – преподобный Сергий, игумен Радонежский, со своими почти 150 учениками, которые, подобно ему, основали монастыри, и эти монастыри стали очагами и духовного, и нравственного, и книжного возрождения нашей жизни. Можно здесь также вспомнить и преподобного Серафима Саровского, который возродил внутреннее делание на Русской земле и своими подвигами повторил все подвиги древних святых. Он явил собой и засвидетельствовал, что в пушкинское время, исполненное нигилизма и просто хулы на Бога, оказывается, могут быть подвижники, которые равны по подвигу и любви к Богу древним. И, наконец, царская семья, которая выдержала испытание почти столетием, и нет такой хулы, которая не обрушилась бы на нее. Тем не менее открывают целый сонм мучеников российских, и этот сонм перекрывает по числу всех мучеников, которые когда-то были на нашей земле после страданий Христа Спасителя. Они открывают этот сонм и сами являются светочем.
И в центре этих славных имен – преподобный Сергий Радонежский. Если мы обратимся к той истории, которая разворачивалась вокруг юного Варфоломея, когда Россия практически потеряла самостоятельность, когда братоубийственная война между разными княжествами доходила до такого предела, что убивали, выжигали и предавали бесконечное число раз. Все это сопровождалось ужасающими клятвопреступлениями. Казалось бы, эта нравственная деградация, как бы сказали сейчас, в русском обществе дошла до своего нижнего предела. И вот появляется человек, который больше ничего не хочет, кроме как угодить Богу. В темном лесу, полном диких зверей, волков и медведей, он просто начинает молиться, срубив своими руками храм, вначале с братом Стефаном, а потом и один. Прошел он очень мужественный и долгий путь смирения и кротости. Преподобный Сергий родился в благочестивой семье, родители, которые также умерли монахами и похоронены в монастыре близ того места, где сейчас Лавра Преподобного Сергия, сыграли важную роль в становлении личности святого Сергия.
Без каких-то видимых хитростей, философии, дипломатических игр – только одной молитвой и только примером подлинно христианской жизни, он смог вдохновить и своих учеников. Он стал известен не только на Руси, слава об этом дивном подвижнике дошла и до Константинополя. Преподобный сумел напомнить и опять показать Руси ее подлинное лицо – лицо Святой Руси. И именно таким бы хотел видеть наш народ Сам Господь Бог. Сергий этот лик явил в себе. И ученики пошли за ним. Этот путь тоже был не прост. Доходило до того, что преподобного выгоняли из собственного монастыря. На что он со спокойной улыбкой отвечал: «Если я вам не нужен, я уйду от вас». Потом ученики покаялись, потому что такой человек всем очень нужен.
Нам, сегодняшним, тоже бы хотелось, чтобы он был. По сравнению с нынешним веком, тогда стояла тишина, и от этой тишины люди уходили в лес, в еще большую тишину. А сейчас, в том шуме, который раздается через разные средства связи, забивающие людям голову тем, что именуется информацией, очень трудно было бы разглядеть такого человека, даже если бы он появился. Недавно я был в Администрации Президента РФ на совещании, которое проводил уполномоченный по делам детей Павел Алексеевич Астахов. Он привел данные анкетирования, проведенного, бесспорно, лучшим вузом нашего Отечества, Московским государственным университетом, среди студентов первого курса МГУ и еще некоторых вузов. Всего более 1000 анкет. И что мы увидели? Из тех ценностей, которые владеют умами нашей молодежи, первая – это материальное благополучие, вторая – сексуальная удовлетворенность. Честь, советь – уже на десятом, девятом месте. И это русские люди, которых воспитали за последние 20 лет! Это говорит о том, что, к сожалению, молодой человек в России превратился в животное, потому что такие потребности и такие идеалы своего собственного бытия есть только у животных.
Современная молодежь не видит идеала, того, который действительно возвышает человека до небес. Если русский человек потеряет окончательно свой идеал святости, то мы можем закрывать нашу историю. То, чего достигло наше Отечество в области поэзии, литературы, инженерии, математики, физики, химии, военного дела, создания своей школы в архитектуре, живописи, скульптуре… Наши скульпторы-женщины, какую ни возьми, все гении. А сколько гениев в философии? У нас десятки, десятки гениев родились на русской почве. Благодаря чему? Благодаря тому, что они хотели быть материально благополучны и сексуально удовлетворены? Какая наимерзейшая пошлость. Какое полное отсутствие духовного полета! Может, это Москва? Нет, эти мальчики и девочки из разных уголков Руси Великой.
Это ставит наш народ на некую грань. Вот почему такие люди, как преподобный Сергий, нам очень важны. И память об этом русском чуде, которое он явил в своей жизни, тоже для нас очень важна. Поэтому каждому нужно почитать Епифания Премудрого, в Интернете, конечно, есть этот текст. У нас есть теперь любые возможности для самообразования, есть много храмов, и мы можем беспрепятственно приобщаться к внутренней жизни Церкви. Нельзя позволить своему сердцу застыть и засохнуть. Нужно продолжать стремиться к небу, как Господь сказал: «Ищите прежде всего Царствия Небесного. Все остальное вам приложится». Преподобный Сергий явил это своим ученикам и учит нас тому же.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Святая обитель Сергиева
Была тихая лунная ночь. Дремучий бор как бы заснул, задремал. Только высокие сосны тихо покачивали своими шапками, показывая тем, что лес бодрствует, что он не спит в эту дивную таинственную ночь. На опушке темного леса приютилась маленькая келейка; она кажется совсем крошечной по сравнению с могучими соснами и елями. Келейка скромно прижалась к лесу, как бы боясь, чтобы кто ее не увидел, не обнаружил. В маленьком одиноком окошечке светил огонек. Знать, и здесь кто-то бодрствовал, не спал в такой поздний неурочный час. Огонек то замирал, как бы угасая, то снова его слабый свет отражался на сучьях и ветвях старого леса. Лучина... Да это даже и не свеча восковая, а простая древесная лучина, тихо потрескивая, бросала свои дымные лучи на древние листы Священной Псалтири и на склонившегося над ней отшельника. Кто этот подвижник, что так одиноко и напряженно проводит свою жизнь? Он уже не молод. Пряди седых, как снег белых волос падали на его старческие худые плечи. Он читал, стоя на коленях, весь углубившись в молитву. Мертвая тишина царила в убогой келейке.
Временами он поднимал седую голову и устремлял свой взор на древнюю икону Богоматери. Долго молился так старец, и казалось, что он никогда не кончит своей уединенной молитвы. Видимо, велика была его просьба; о чем-то большом и значительном, наверное, просил он Царицу Небесную. Она тихим материнским взором смотрела на молящегося старца, и казалось – вот-вот раскроются Ее девственные уста. Она поспешит утешить Своего угодника. Старец чувствовал своею душою, что Она его слышит, и оттого новые обильные теплые слезы бежали по его худым старческим ланитам.
Вдруг за окном негромкий крик: «Сергий, Сергий!» Старец насторожился. «Господи Иисусе Христе... – тихо шепчут его бесцветные уста. – Знать, опять супостаты нарушают тишину этой святой ночи. Как это им неймется, беззаконникам», – думает подвижник. «Сергий, Сергий!» – будто еще ближе, прямо под самым окном, зовет мягкий и тихий голос. Луч яркого света, точно молния, озаряет окрестность. И в убогой келейке становится совсем светло. Старец чувствует, что этот луч проник даже в его сердце, и оно заиграло, озарилось неизъяснимой радостью, блаженством. Он встает, тихо подходит к маленькому окошечку и... открывает его... «Сергий, услышана молитва твоя о твоих учениках, – снова несется голос. – Как при тебе, так и после тебя их будет так много, как вот этих голубей...» Старец не верит своим глазам: в лучах небесного света летают голуби – их так много, так много, будто весь огромный лес наполнен ими! И какие же это дивные голуби! «Нет, это не простые голуби, – думает старец, – это ангелы небесные, потому такие прекрасные и неописуемые». И белые, как чистый яркий снег, и сизые, как небо, и нежно-оранжевые, как цвет благоухающей розы. Разных цветов голуби. Порхают, летают, играют и все будто стремятся поближе к келии Преподобного. Сергий не мог наглядеться на это дивное небесное видение. Он пошел тихонечко к другой келии, что глубже спряталась в лесной чаще, и позвал архимандрита Симона. Когда они вернулись, видение стало исчезать, и вскоре лес, келии и люди погрузились в прохладную ночную темноту...
С тех пор минуло около шести столетий. Сколько святых людей, этих земных ангелов, этих дивных кротких «голубей», воспитал, окрылил дом Святой Троицы – обитель Преподобного Сергия! Преподобные Никон, Дионисий, смиренный Михей, Симон, Исаакий – и возможно ли их перечесть, записать или описать, или о них рассказать?.. Как звезды на ночном тихом небе, сияют дивные имена угодников Сергиевых. Недаром он в ту священную ночь так горячо молился, не напрасно он о своих учениках проливал горячие слезы.
За 600 лет немало грозных бурь перенесла святая обитель Сергиева. Волны бурных кровопролитий, междоусобиц, вражды, глада, моровой чумы яростно бросались на вековые столпостены монастыря. Не один раз она была палима огнем, не один раз опустошаема. Временами камня на камне не оставалось от древней святыни. Но вновь и вновь она поднималась из пепла, как таинственная птица Феникс, чтобы жить, светить, согревать, окрылять все новых и новых учеников Сергия Преподобного. Как могучий маяк средь житейского моря, стоит эта твердыня и доныне, сокрушая, отражая силы зла.
Архимандрит Тихон(Агриков).
Из книги «У Троицы окрыленные»