Добавлено:

Приднестровская святыня

Услышав название этого монастыря, многие православные удивленно поднимают глаза: «Ново-Нямецкий? Это где-то на Севере?» Меньшая часть, в основном среди монастырской братии и священства, светлеют лицом: «А-а-а, это где Паисий Величковский!» Да. Ново-Нямецкий монастырь — это Молдавия, Бессарабия, и в первую очередь — это имя великого Молдавского старца Паисия Величковского.

Бессарабия. Древняя молдавская земля, междуречье Прута и Днестра. Здесь, в пяти километрах от Тирасполя, на правом берегу Днестра, на склоне высокого холма в 1864 г. был основан Ново-Нямецкий монастырь. Храмовый комплекс отстроился относительно скоро — за 40 лет. 70-метровая колокольня увенчала его уже в 1914 г. — в честь 50-летнего юбилея. В сравнении с нашими основными духовными центрами, такими, как Троице-Сергиева или Киево-Печерская лавры, архитектура которых формировалась веками, это на порядок меньше. На большом колоколе монастыря весом 543 пуда увековечено имя правящего в то время архиерея: Архиепископ Кишиневский Высокопреосвященнейший Серафим. Это будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов). При нем были подняты и освящены колокола, и, вполне сознавая исключительность вновь созданной обители, владыка впоследствии писал: «Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии имеет такое же значение, как Ново-Афонский монастырь в Абхазии». И действительно, два этих монастыря если не близнецы, то родные братья. Созданы примерно в одно время и за короткий строк, величественные объемные храмы, схожие росписи школ Серебрякова и Нестерова. И еще одна деталь: Ново-Нямецкий монастырь расположен на территории Приднестровья. В русле новейшей истории — опять совпадение? Но если Ново-Афонский монастырь создавался планово, на случай вынужденного отселения со старого Афона, то история создания Ново-Нямецкого монастыря гораздо более трагична.

Как известно, преподобный Паисий Величковский подвизался в Нямецком монастыре. Полное название — Лавра Нямц и Секул. Здесь прошли последние годы его жизни, здесь переводились на славянский язык труды древних отцов, из которых впоследствии составилось русское «Добротолюбие», здесь окрепло и утвердилось то братство, которое, впитав дух Преподобного, впоследствии распространило его в десятки монастырей Руси, тем самым возрождая русское монашество, русское старчество. К слову сказать, что же это за возрождение такое, которое обычно связывают с именем Паисия Величковского, и почему оно вдруг понадобилось? Шагнем в историю.

Великий Петр создал великую Империю и оставил Церковь без главы — не Патриарх отныне предстательствовал за нас пред Богом, а управлял ей вполне нормальный государственный орган — Синод. Великая Екатерина продолжила церковные реформы: были отторгнуты монастырские земли, закрыты порядка семисот монастырей. В монахи постригали только вдовых священников и отставных солдат. «Сугубые подвиги? Бдения? Исцеления расслабленных? Воскрешения мертвых? Ну-у, так это всё древние подвижники! Нам бы дожить спокойно…» Как раз в это время отрок Петр, сын настоятеля Полтавского кафедрального собора, оставив родину, скитался по монастырям Малороссии в поисках духовного руководства. И не находил его. Потом будут уединенные скиты Валахии, первое знакомство со сладостью безмолвного жития; затем Афон, постриг в мантию, поиск и переводы древних книг, основание монашеского братства и опыт старческого руководства в Ильинском скиту. В житии Преподобного читаем: «Старец с учениками изучали труды древних святых и исполняли их». Обратим внимание: исполняли… А зачем же тогда читать, если не исполнять? Но вспомним отставных солдат… А Иоанн Лествичник учит прилагать огнь к огню! Да где взять эти книги, чтобы прочитать об этом! А старец исполнял и прилагал огнь к огню. И на этот огнь летели со всех концов ищущие чистого монашества. В Ильинском скиту было до двухсот братьев, в Нямецкой лавре уже до семисот в двух монастырях. Как сумел один человек воспитать такую массу людей в единодушии и единомыслии? Каким словом сумел разжечь в их душах неугасимый пламень веры и любви ко Христу? Чем укрепил молодые души в твердости монашеского бытия? Ответ, видимо, один: личной святостью. В литературе об Оптиной пустыни и ее старцах непременно упоминается имя Паисия Величковского. Распространение во все пределы Руси духа и учения Преподобного — это великая заслуга его учеников и наследников. К такой же великой заслуге отнесем и основание Ново-Нямецкого монастыря. Хотя заслуге и вынужденной при весьма скорбных обстоятельствах…

В 1859г. к власти здесь пришел князь древней Византийской фамилии Александр Куза. Сделал великое благое дело — объединил три княжества: Молдову, Трансильванию и Валахию. На карте появилось новое единое государство: Румыния. Но так же, как и Великий Петр, он не оставил без внимания Православную Церковь. Были отторгнуты в пользу государства монастырские и приходские угодья, созданы спецкомиссии, которые описывали и пускали с торгов церковное и монастырское имущество. Церковь переходила под управление государственных чиновников. В казне Нямецкой лавры хранилось 400 золотых — пожертвование на монастырь от турецкого султана. И что же? Изъяты христианским князем. Преподобный Паисий — «полтавский родимец», как он сам себя называл, сумел привить своим чадам любовь к служению на славянском языке — ведь этот язык был создан святыми Кириллом и Мефодием специально для богослужения. В Лавре служили на двух языках: правый клирос пел на славянском, левый — на румынском. Комиссией было запрещено служение по-славянски и изъяты церковно-славянские книги. Над всем этим витала тень латинской Унии. Чтобы умаслить сердца братьев, на трапезе в пост подавали масло, но от такого «утешения» взвыли монахи. Общее настроение сложилось одно: бежать. Куда? За Прут, в Бессарабию. Был издан указ: беглых монахов ловить и по наказании возвращать в монастырь. Здесь опять обратим внимание и подивимся тому духу, который сумел вложить Преподобный старец в сердца своих чад, передавая его уже в третье поколение. Не соблазнились монахи поблажками, не остались бездушными к разорительным нововведениям. В одиночку и по двое дебрями пробирались к Пруту, в деревянных корытах переправлялись на другой берег. Из имущества с собой имели только одно: дух Преподобного.

Промыслом Божиим Бессарабия к этому времени уже принадлежала Российской империи. В ожидании войны с Наполеоном, чтобы не пришлось вести бои на два фронта, Михаил Илларионович Кутузов весной 1812 г. скоро присмирил турок, и по Бухарестскому договору Бессарабия отошла к России. На этих землях был ряд имений, принадлежавших Нямецкой Лавре. Доходом с них содержалась Кишиневская семинария. В их числе — имения Копанка и Кицканы, подаренные монастырю молдавским господарем Александром Добрым еще в XV-веке. Опять таки промыслительно на этот момент в Кишиневе находился иеромонах Феофан, управляющий лаврскими имениями в Бессарабии. Он то и стал тем стержнем, вокруг которого стали собираться братья в едином стремлении — основать на землях, принадлежавших когда-то Лавре, новую обитель. Вскоре из Молдовы прибыл и духовник обители схииеромонах Андроник. Было немедленно подано прошение архиепископу Кишиневскому Антонию, предпринимались поездки в Петербург в Синод и ко двору, к самому императору Александру Второму. Долгих четыре года устраивались и утрясались различные согласования, благословения и дозволения. Правительство Кузы чинило различные препятствия, требовало возвращения о. Феофана в Лавру. Монахи пока что жили в небольшом селе под Кишиневом, жили тесно и скудно — по 15-20 человек в хате, питались кукурузной кашей. На всех имели четыре тулупа, чтобы в холодное время можно было совершать богослужения. Можно представить себе, какую скорбь переживали они не в тяжелое время безбожия и гонений за Христа, а при христианских правителях и всеобщем кажущемся благополучии. Уникальность Нового Нямца в том, что он был основан не на месте подвигов св. отцов и не по чьему-то доброму изволению, что в основном сопутствовало истории монастырей, а как бы в изгнании, как во время войны эвакуируются заводы и в короткий срок ставятся на новом, безопасном месте. Для обители таким местом стала Российская держава.

Днем основания монастыря считается 13 (26) января 1864г. — день издания Высочайшего Указа. Местом основания стало село Кицканы, приходской храм святителя Николая, переданный в введение монастыря. Игуменом единодушно был избран о.Феофан. Первым делом был устроен братский корпус — длинное одноэтажное здание с келиями на два человека. На нем сохранилась табличка: «Сей братскiй корпусъ келiй съ погребомъ устроенъ прежде всего старанiемъ iеромонаха Феофана съ братiями в 1864г.» Без сомнения, в жизни Церкви того времени это было далеко не рядовое событие. Не преувеличивая, скажем, что весь православный мир с участием следил за становлением обители. Как ещё можно расценить то, что уже в 1866г. Иерусалимский Патриарх Кирилл II принес в дар и благословение монастырю частицу Древа Креста Господня и частицы мощей некоторых великих христианских святых? Эти святыни были положены в основание монастырского мощевика. С иконы Нямецкой Богородицы был сделан список и украшен искусным серебряным окладом, изготовленным в Петербурге. На строительство были сделаны крупные заемы, и после возведения в 1878г. Вознесенского собора оставался долг порядка 80 тыс. царских руб. Божьей помощью долги были погашены и до конца столетия поставлены Крестовоздвиженский трапезный храм, большой трапезный корпус для трудников, амбар с подсобными помещениями. В 1905г. обитель украсилась Успенским храмом, выполненным в поздневизантийском стиле. В селе был поставлен приходской храм. Под покровом Пречистой Божьей Матери монастырь зажил своей неспешной монашеской жизнью, сохраняя дух преподобного Паисия и букву его поучений. Заметим, что до канонизации старца оставалось почти столетие.

Так сложилось, что, основанный при стечении больших скорбей, впоследствии монастырь миновал скорбей ещё больших и до наших дней дошел практически во всём своём великолепии и полноте. В 1918г. Бессарабия отошла к Румынии, и Советская власть установилась здесь только с 1944г. после освобождении Молдавии в ходе Ясско-Кишиневской операции. Был арестован и репрессирован наместник монастыря игумен Авксентий — «за сотрудничество с оккупантами». Но в целом жестокое время планомерного разрушения храмов и повальных расстрелов кончилось. А до смерти Сталина Церковь жила относительно спокойно.

В 1962 г. монастырь был закрыт…

С Вознесенского собора пытались трактором сдернуть крест. Трос лопнул и убил одного тракториста. Второй умер через неделю, видимо, дал Господь время на покаяние. Ломать прекратили, в братском корпусе устроили тубдиспансер, в трапезном храме клуб, Вознесенский и Успенский храмы были отданы под склад медикаментов Одесского военного округа. Сильно пострадала Никольская церковь — основа обители, но главные храмы сохранились… Сохранились даже витражи, стекла, полы, массивные двери с оригинальными запорами, столярные и резные украшения. В Вознесенском соборе стояли запыленные стасидии и со стен глядели лики святых, повреждаемые лишь временем. Полностью был уничтожен приходской храм. Обитель ветшала и расхищалась.

В 1990 г. для монастыря кончилось прежнее время и началось новое. Первыми восстанавливали и устраивали его владыка Викентий — викарный епископ Бендерский, а ныне архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский и архимандрит Доримедонт (Чекан). В монастыре располагалась семинария, храмы требовали ремонта, на территории пришлось вырубать лес, выросший за тридцать лет. Возвращались монастырские святыни — старинный золоченый мощевик, сохраненный в Кишиневской Митрополии, посох преподобного Паисия. Ново-Нямецкую икону Богородицы искали по всей Молдове и даже за границей, но вернуть её не удалось. Старинный список с чудотворной иконы был обнаружен в соседнем селе, у одного из прежних насельников монастыря, тогда уже немощного старца, а ныне почивающего на монастырском кладбище. После возвращения Икона прославилась чудотворениями и обновилась: высветлились лики и ручки Богородицы и Спасителя.

Первым наместником монастыря стал архимандрит Доримедонт. Воспитанник Троице-Сергиевой лавры, истинный монах, он сумел внести в обитель дух твердой аскезы и братской любви, совмещая их с наследием старца Паисия. И доныне, по заветам преподобного старца, богослужения ведутся на двух языках: молдавском и славянском. К примеру, одна кафизма читается по-молдавски, другая по-славянски, также и тропари на канонах. На клиросе монахи — в прошлом сельские ребята — легко управляются с пятью шрифтами: молдавский текст по-древнеславянски (с юсами), с русским и румынским шрифтами и плюс два шрифта славянского текста. На сохранившейся фотографии братии монастыря, сделанной за два года до закрытия, мы насчитаем 120 человек, без учета трудников. Сейчас порядка сорока. Третья часть… Это жесточайший минимум, чтобы можно было вести все положенные богослужения, вести текущие работы и обслуживать монастырь. Стараниями отца Наместника и братии был устроен скит, налажена работа деревообрабатывающего цеха, мастерских. В образцовом порядке сад, огород, теплицы, винные погреба — богослужения здесь совершаются на сухом вине собственного производства.

Православный читатель! Помолись о упокоении души епископа Единецкого и Бричанского Доримедонта, бывшего первым старцем обители! Да примет Всемилостивый Господь душу его в Свои селения! Отошел ко Господу Владыка в последний день 2006г., три недели проведя на больничном одре — Рождественский пост… Первоначально предполагалось устроить захоронение у южной стены Вознесенского собора. И?здесь были обретены честные останки схииеромонаха Исаакия, почившего в 1880 г., что определилось по подголовному камню с надписью. Ныне телом почивает Владыка в центре монастыря, в небольшой часовне, которую сам?же и начинал строить. Похороны проходили при невероятном стечении народа — монастырь буквально был заполнен. Заупокойную литургию вел Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир в сослужении шести архиеерев, и при всеобщем плаче было и ощущение недоумения: небывалая по красоте и торжественности служба скорее походила на великий праздник, зримое действо таинственного восшествия праведной души ко Господу, непреходимое торжество и победу православия в вечной борьбе света и тьмы, добра и зла.

С 1998 г. наместником монастыря стал архимандрит Паисий (Чекан). Благоволил Господь вручить ему управление обителью своего небесного покровителя. Хотя управлять приходится во вдвойне сложных условиях. Такую крупную обитель — по сути Лавру — не могут обойти стороной политические вихри этого региона. Да ещё и экономическая блокада. Труды Наместника были достойно отмечены: в 2006г., в престольный праздник Вознесения Господня и день 40-летнего юбилей архимандрит Паисий был удостоен награды — ордена преподобного Паисия Величковского. Божьей милостью монашеская жизнь течет своим чередом. Каждый день совершается Божественная литургия, читается неусыпаемая псалтирь. В любом центральном монастыре России соответствующего масштаба за день проходит паломников и туристов столько же, сколько здесь за месяц. Поэтому гостям тут всегда рады. Для желающих остановиться есть гостиница, монахи проводят экскурсии по монастырю, особо почетные гости могут посетить и монастырский погреб. С колокольни открываются чудесные виды Молдовы и Украины: Приднестровье — это ведь лишь узкая полоска земли вдоль Днестра.

Как-то пришлось услышать такое замечание некоей простой русской женщины, христианки: «У нас есть два великих святых, незаслуженно мало почитаемых: это Александр Свирский и Паисий Величковский. Быть может, сейчас, Богу содействующу, мы подойдем к исправлению сего изъяна несколько ближе.

Желающие поучаствовать в жизни обители могут приехать помолиться, потрудиться. Проезд до г.Тирасполя, далее маршруткой до с.Кицканы. Монастырь нуждается и в финансовой помощи. Наши реквизиты несложны: р/с 2212040000000246 СОУБанк г.Бендеры, Ново-Нямецкий монастырь.>

Почтовый адрес: Р.Молдова, Слободзейский р-н, с.Кицканы, Ново-Нямецкий монастырь.


от 20.04.2024 Раздел: Июнь 2007 Просмотров: 777
Всего комментариев: 0
avatar