Добавлено: 12.12.2016

Пророческое значение Святой Горы Афон

Доклад доктора богословия Ж.-К. Ларше на международной научной конференции «Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года).

Монашество – это способ прожить жизнь во Христе путем полного отрешения от мира земного и посвящения себя Господу. С этой точки зрения, монашество везде одинаково, и каждый монастырь, скит или обитель отшельника – это избранное место, исходная точка, в которой начинается иноческая жизнь и путь христианина. Во многом, всё то, что можно сказать о монашестве, относится и к Святой Горе Афон, и наоборот, всё, что можно сказать об Афоне, характерно и для монашества в целом.

Святая Гора Афон испокон веков была волнующим местом, притягивающим не только православных людей, но и приверженцев других религий и даже атеистов. Свидетельством тому выступает огромное число книг и публикаций, посвященных Афону, а также неиссякаемый поток паломников и туристов со всего мира.
Острый интерес к горе Афон – явление не новое, однако, несомненно то, что в наши дни интерес этот сильно вырос, по сравнению с прошлыми веками. И тому есть несколько причин:

Во-первых, Святая гора Афон – это автономная республика (что ставит ее на одну ступень с любой другой страной), населенная, правда, исключительно иноками и полностью посвященная монашескому укладу жизни. И хотя в каждой православной стране есть хотя бы одна область или провинция, где сосредоточено несколько монастырей, нигде в мире вы не найдете такого количества монашеских обителей, скитов и хижин отшельников, как на Афоне, притом собранных в одном месте и управляемых монахами как цельное государственное образование, отделенное от соседних стран и областей реальными границами.

Эта территория защищена не только политически, административно и географически (ведь она расположена на полуострове), но также и духовно – Святую Гору Афон зачастую называют Садом Пресвятой Богородицы и считают Ее земным уделом, где особо ощущается Ее присутствие.

И действительно, Святая Гора Афон – место, не сравнимое ни с чем. Полуостров населен исключительно иноками и не приемлет свободного перемещения людей (одно из основных требований европейского законодательства) – а также не терпит притока туристов и не разрешает въезд на территорию республики женщинам. Таким образом, правила монастырского общежития распространяются на всю территорию полуострова, обособленную физическими, географическими границами.

Во-вторых, Святая Гора Афон – это земное свидетельство о Царствии Божием, пребывающем среди нас с вами. На Афоне собраны многочисленные важнейшие святыни православного мира. Хранящиеся на Святой Горе мощи известны многими чудесами, благодаря чему здесь ощущается присутствие практически всех самых важных христианских святых.

Как средоточие иноческой жизни и место, наиболее благодатное для очищения от грехов и последующего причисления к лику святых, Святая Гора Афон подарила миру тысячи святых подвижников, почитаемых и безвестных. Некоторые из них известны всему миру – как, например, святой преподобный Силуан Афонский, преподобный старец Иосиф Исихаст и его духовные чада или же преподобный Паисий Святогорец. Обилие святых старцев, как в прошлом, так и в настоящее время, делает гору Афон «горой тучной», «горой усыренной», горой, «юже благоволи Бог жити в ней» и где «Господь вселится до конца», если вспомнить слова Давида-псалмопевца (см. Пс. 67: 16–17).

В-третьих, Святая Гора Афон – это предвосхищение Рая, напоминание о нем. Афон пророчески являет людям иной мир, существование которого наполняет смыслом нашу земную жизнь. И делается это не только с помощью святых, коими богат Афон, но и за счет святости и благодатности этого места, этого священного и нерушимого института. Афон, именуемый также Святой Горой и Садом Пресвятой Богородицы, есть подобие Рая на Земле, напоминание о том Рае, которого лишились наши прародители, и символический прообраз Рая, обещанного праведникам.

На горе Афон взору открывается картина поистине райской природы, и причина этому – большое разнообразие пейзажей и перепад высот от морского побережья до двух тысяч метров над уровнем моря, где находится вершина Афона. Флора и фауна этой местности очень разнообразна, благодаря чему можно сказать, что Афон – это микрокосм, миниатюрная модель всего мира.

Другая причина благолепия полуострова – это девственность и нетронутая красота природы, защищенной от экономической эксплуатации человеком и промышленного загрязнения. Само существование этого уголка в современном мире имеет назидательную ценность. Это – модель духовной экологии, являющая полноту и цельность Божьего творения, когда-то доверенного Создателем человеку, для того чтобы тот мог использовать блага этого творения для удовлетворения собственных потребностей, а также для созерцания жизни и воздания Богу благодарственных молитв.

Пространство горы Афон отражает в себе и пространство горнего мира, предзнаменует пространство Царствия Небесного. В отличие от всех других стран мира (которые, в свою очередь, можно разделить на духовные и светские государства, иногда полностью светские), вся территория Святой Горы Афон священна и являет собой оплот духовности, и это не только благодаря большому количеству монастырей, скитов, хижин отшельников, храмов и часовен, но также и потому, что местность эта пропитана святостью подвижников и преподобных старцев, освятивших своим пребыванием каждую пядь афонской земли, напитавших афонский воздух своей молитвой и щедро проливших на всё вокруг божественную энергию, которую они излучали.
Каждый раз, когда мы идем по тропинке на Святой Горе, мы ступаем на землю, которой некогда касались ноги святых, живших здесь до нас. Многие уголки хранят память о чудесных явлениях насельникам полуострова Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. На этой земле нет ни одного монастыря, ни одного отшельнического скита, часовни, источника или родника, возникновение которого не объяснялось бы Божественным видением или каким-либо чудом.

Также необходимо сказать несколько слов о пророческом значении афонского времени. Что не может не заметить каждый посещающий Афон, и что даже несколько дезориентирует, – это разница во времени. Большинство монастырей живет по византийскому времени, по которому никто больше в мире не живет. Наше время монахи называют «kosmiki ora»: час мира. Византийское время это не только пережиток прошлого. Оно показывает модальность времени, времени духовного, освященного, ибо оно целиком и полностью посвящено Господу, поделено и организовано таким образом, чтобы исполнять Его волю. Оно символично напоминает о божественном времени и предвещает наступление Царства Божия.

В-четвертых, общежительство в том виде, в котором оно организовано на Афоне и в каждом монастыре, призывает всех насельников к единению и свидетельствует о том, что подобное единение во Христе возможно. В нашем мире, раздираемом войнами, проявлениями национализма, расизма, этническими конфликтами, такой призыв и такое свидетельство играют поистине пророческую роль.

Святая Гора на протяжении многих столетий выступала свидетельством добрососедских отношений между общинами разного этнического происхождения, которые сумели не только мирно сосуществовать, но и жить в гармонии в духе милосердия. Именно в духе милосердия Священный Кинот, состоящий из представителей основных монастырей, управляет Афоном, руководствуясь не мирскими демократическими принципами, а духом христианской соборности. И каждый афонский монастырь являет тому свидетельство, руководимый старцами во главе с игуменом, избираемым всей братией.

В-пятых, отметим ту фундаментальную роль, которую Афон сыграл в истории Православия и которая сегодня приобрела еще большую актуальность: это хранение традиций и защита веры православной. Роль, безусловно, пророческая, потому что пророки напоминают людям о верности Господу, и они защищают веру от попраний и ереси.

Сейчас, в нашем быстроменяющемся мире, Афон остается островком стабильности и постоянства, сохраняя образ горнего мира. Надежно защищенные от жажды перемен и постоянного движения, которые обуревают всех, живущих в мире, не подверженные влиянию социума, которое обуславливает уподобление образу жизни современного общества во всех его аспектах, святогорцы скрупулезно сохраняют канонические уставы, литургические практики и подвижничество, которые наши отцы передавали из поколения в поколение. Именно скрупулезное следование даже самым незначительным традициям стало условием того, что Православная традиция сохраняется в неизменности уже более тысячи лет.

Святогорцы также внесли значительный вклад в сохранение веры православной в те непростые моменты истории, когда на нее начинались гонения. Так же обстоит дело и сейчас. И за это одно они заслуживают особого признания и уважения. Святая Гора традиционно играет пророческую роль форпоста и маяка для православного мира, предостерегая об отклонении от традиций и напоминая людям, что есть настоящая вера. Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем значительное ослабевание догматического сознания.

В-шестых, и в последних, Афон играет фундаментальную роль в сохранении православной духовности в неизменном и неомертвелом виде. Эту духовность зародили монахи Палестины, Сирии, Синая, братия Студийского монастыря, но именно афонские Отцы, начиная с XIII века, стали ее носителями и хранителями. Гора Афон с тех пор считается эталоном подвижнической и духовной жизни, привлекая монашествующих со всего света. Навещая свою прежнюю родину или возвращаясь после поездки на Афон, они способствуют распространению этой духовности.

Именно Афон стал основным местом делания умной молитвы и развития исихазма. И корнями эта традиция всегда уходит в Святую Гору. Сегодня перед афонскими Отцами стоит задача передать людям это древнее наследие, они несут ответственность за передачу этих традиций будущим поколениям. И в этом также нам видится пророческая и эсхатологическая роль монашества на Афоне.
Жан-Клод Ларше (Франция)

Перевод с английского: Алексей Маганов


Итоги празднования 1000-летия Русского Афона подвели в Москве


29 ноября 2016 года в Москве прошло итоговое совместное заседание Рабочей группы при Президенте России по подготовке и проведению празднования 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон и Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.

В заседании приняли участие: руководитель Рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, полномочный представитель Главы Российского государства в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; настоятель московского подворья Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов); заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова); заместитель министра культуры России С.Г. Обрывалин; учредитель Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев; генеральный директор этого фонда С.Ю. Рудов; члены рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию, члены оргкомитета Русской Православной Церкви и приглашенные лица.
В режиме телеконференции в совещании также участвовали заместитель главы администрации Липецкой области А.Н. Никонов и епископ Елецкий и Лебедянский Максим.

Со вступительным словом к присутствующим обратился руководитель рабочей группы при Президенте по подготовке к празднованию знаменательной даты, полномочный представитель Главы Российского государства в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов.

Далее выступил председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, отметивший, в частности: «Мероприятия юбилейного года должны были, прежде всего, раскрыть для наших верующих великий миссионерский потенциал Святой Горы, хорошо известный тем, кто хоть раз побывал на ней и навсегда остался пленен ее духовной красотой».

Давая общую оценку прошедшим торжествам как центрального, так и регионального значения, архипастырь напомнил о том, что основной задачей этого празднования было привлечение внимания широких кругов общества к монашескому деланию, к основам духовной жизни человека. «Говоря о присутствии русских монахов на Святой Горе Афон, мы думаем не столько о зданиях, землях и истории русских Афонских обителей, сколько о сонме русских православных христиан, которые избрали для себя путь подвига и молитвы в одном из самых замечательных святых мест на Земле, в уделе Божией Матери, – подчеркнул председатель ОВЦС. – Отмечая юбилей, мы радовались тому, что народы Святой Руси до сих пор продолжают приникать к великой афонской монашеской традиции, что, несмотря на порою проявляющиеся искушения, святогорское монашество остается тем человеческим сообществом, где постом и молитвой, смирением и отсечением своей воли при благодатном укреплении Святыми Тайнами, по слову преподобного Сергия, побеждается ненавистная рознь мира сего».

О принесении святых мощей преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви рассказал учредитель Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев.

А.Д. Беглов вручил митрополиту Илариону памятную медаль в честь 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон и благодарность рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию.

Митрополит Иларион и А.Д. Беглов вручили памятные медали и благодарности заместителю председателя ОВЦС протоиерею Николаю Балашову, настоятелю московского Афонского подворья игумену Никону (Смирнову), настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия игумении Елисавете (Поздняковой), секретарю ОВЦС по межправославным отношениям протоиерею Игорю Якимчуку, секретарю Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования священнику Михаилу Асмусу, заведующему библиотекой Московской духовной академии игумену Дионисию (Шленову), декану Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В. Скляровой, настоятелю Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры протоиерею Павлу Великанову, главному дирижеру и художественному руководителю Московского Синодального хора А.А. Пузакову и другим лицам. Наградами также был отмечен ряд представителей Администрации Президента Российской Федерации, федеральных министерств, мэрии города Москвы, представителей предпринимательского сообщества, которые принимали участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий.

По завершении заседания, отвечая на вопросы журналистов, митрополит Иларион отметил, что Афон – это особое место, где на протяжении уже более тысячи лет проживают монахи разных национальностей, в том числе и русские иноки.

«Это, конечно, условная дата, потому что речь идет о первом упоминании игумена русского афонского монастыря в летописях Афона, а если был игумен, значит, был уже монастырь. Таким образом, русские монахи присутствуют на Афоне больше тысячи лет. Тем не менее, мы взяли эту дату за точку отсчета, – продолжил председатель ОВЦС. – Мы провели масштабные празднования и на Афоне, где в торжестве приняли участие Святейший Патриарх Кирилл и Президент Российской Федерации В.В. Путин, и в России, где прошли масштабные торжества, и в других странах, входящих в каноническую ответственность Русской Православной Церкви, куда были доставлены мощи преподобного Силуана Афонского».

Состоявшиеся празднования затронули очень широкий круг людей, в том числе детей, констатировал владыка Иларион. Так, была проведена специальная олимпиада, в ходе которой дети отвечали на вопросы, посвященные афонскому русскому монашеству.

«Я думаю, мы выполнили поручение, которое нам было дано Святейшим Патриархом Кириллом и Президентом России В.В. Путиным», – сказал иерарх, подводя итоги деятельности Рабочей группы при Главе государства и Оргкомитета Русской Православной Церкви.

«Центральным мероприятием празднования стало паломничество на Афон Святейшего Патриарха Кирилла и Президента. Это было историческое событие, очень важное и для Афона, и для нашего монашества, и для взаимодействия между Церковью и государством», – сказал председатель ОВЦС. Говоря о российских торжествах, архипастырь среди многих важных событий особо упомянул первое в истории принесение честной главы преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви. «Это был скромный афонский монах, о котором потом его ученик написал книгу. Эту книгу стали читать, в ней были опубликованы подлинные записки самого святого, и весь мир узнал о том, какие сокровища сокрыты на Афонской горе, как в скромных монашеских кельях сияют великие святые, – напомнил митрополит Волоколамский Иларион. – И вот звезда преподобного Силуана светит всему нашему Отечеству».

Игумен Пантелеимонова монастыря встретился с Патриархом Кириллом


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 21 ноября принял в Даниловом монастыре новоизбранного игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандрита Евлогия (Иванова). Предстоятель Русской Православной Церкви тепло приветствовал архимандрита Евлогия и поздравил с избранием игуменом Русской обители на Святой Горе.

«Несомненно, совершилась воля Божия, потому что, кажется, большинство людей даже Вашего имени не называли. Кто-то, видимо, в сердце имел именно такое избрание, но в публичной сфере я не слышал этого имени, — сказал Патриарх Кирилл. — И вот когда это произошло, я понял, что это выбор, который Божия Матерь сделала. Поэтому на Вас возлагается большая ответственность, и я очень надеюсь, что в общении с братией Вы будете совершать свое служение к славе Божией, к укреплению веры в русском народе».

Его Святейшество пояснил, что говоря о русском народе, он имеет в виду всех: живущих и в России, и в Украине, и во всех остальных местах, потому что Русская Церковь многонациональная.

«Но исторически эту многонациональность описывали одним словом — русские, и не мы выдумали это, а византийцы, которые называли нас россами. Во благо и спасение всех чад Русской Православной Церкви пусть осуществляется Ваше служение», — подытожил Патриарх Кирилл.

Архимандрит Евлогий поблагодарил за поздравление, которое Святейший Патриарх Кирилл направил ему в связи с избранием. «Вся братия нашего монастыря помнит Ваш последний приезд, Ваше Святейшество, благодарит за Ваше благословение и просит посетить Святую Гору снова», — сказал игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря.

Прославление афонских подвижников


В РПЦ планируют рассмотреть вопрос канонизации русских святогорских подвижников


Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий предложил Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых рассмотреть вопрос об общецерковном или местном почитании русских афонитов – старцев Тихона (Голенкова) и Иннокентия (Сибирякова). Также предлагается прославить духовника Русского Свято-Пантелеимонова монастыря старца-иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).

По словам митрополита Зиновия, «Афон - это живое преемство и традиции святоотеческого наследия. Оно становится особенно важным в наши дни, когда секулярный мир открыто показывает нам свои злобные корни. Ответом на вопрос «Как сохранить и преумножить это преемство афонской святости?» может быть канонизация русских афонских старцев-подвижников».

Предложение митрополита Зиновия о прославлении русских святогорцев поддержал игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых.

Как поведал о деталях процедуры канонизации епископ Панкратий, «Обычно инициативы по канонизации исходят от местных епархий. Они собирают сведения о почитании подвижника, совершаемых им чудесах, готовят проект жития и богослужебные тексты. Все эти документы затем передают в Священный Синод. По итогу его работы Патриарх благословляет или не благословляет подвижника для местного почитания в епархии. Далее Архиерейский собор принимает решение об общецерковном почитании».

По словам владыки Панкратия, необходимыми условиями для прославления подвижника являются его безупречный образ жизни, чудеса при жизни и после смерти, народное почитание. При этом епископ отметил, что инициативу по первичному сбору документов для канонизации должны взять на себя афонские монастыри, где почитают подвижников, или епархии Русской Православной Церкви, откуда те происходят.

Святая Гора находится под омофором Константинопольского (Вселенского) Патриархата. За тысячу лет присутствия русских монахов на Афоне Константинопольской Церковью был канонизирован только один из них – преподобный Силуан Афонский. Да и то прославление это произошло во многом по труду его ученика о. Софрония (Сахарова), написавшего книгу о преподобном. «Если мы не возьмем дело в свои руки и будем ждать инициативы по канонизации русских афонитов от Константинополя, то можем прождать так еще тысячу лет», - отметил епископ Панкратий.

Па материалам портала «Русский Афон»
от 28.03.2024 Раздел: Декабрь 2016 Просмотров: 1867
Всего комментариев: 0
avatar