Материалы Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом. Санкт-Петербург, 24-25 октября 2006 г.
На Всемирный конгресс соотечественников прибыло около 600 делегатов из большинства стран мира.
В ходе конгресса президент России В.В. Путин, участвовавший в его работе, заявил, что планируется создать Координационный совет соотечественников, который будет оказывать реальную помощь русским, оказавшимся за рубежом, а также организовать представительство зарубежных русских диаспор в Общественной палате России.
В XX веке именно принципу единства был брошен вызов. Революционные события в России привели к разделениям между людьми, принадлежавшими одному Отечеству. А в начале 1990-х годов миллионы людей не по своей воле опять потеряли единую Родину. До сих пор эти раны остаются открытыми.
Русская Православная Церковь видит одну из важных задач своего общественного служения в содействии преодолению исторических разделений на теле нашего народа, возрождению духовных, культурных и просто человеческих связей между соотечественниками… Она всегда откликается на просьбы верующих об организации полноценной приходской жизни в зарубежье. Московский Патриархат, как многонациональная Церковь, стремится сохранять и поддерживать единство разных народов на просторах некогда единой страны. Успешный диалог с Русской Зарубежной Церковью позволяет надеяться на полное восстановление единства Поместной Русской Православной Церкви в ближайшем будущем. По моему глубокому убеждению, все эти усилия призваны помочь нашим соотечественникам вновь обрести свое единство в русле общей культурной традиции великого многонационального народа…
Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Из приветствия
Здесь находятся соотечественники со всех континентов, из 78 стран мира. Ваш вклад в укрепление связей с Россией поистине неоценим. Вы отдаете этой деятельности не только свои силы и время, не только знания и подчас капиталы – вы отдаете свое сердце и делаете это по собственному, глубоко личному выбору.
Должен сразу сказать, что взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников являются одним из наших национальных приоритетов, и такой подход продиктован логикой развития нашей страны.
Чем сильнее, чем успешнее Россия, тем более тесными становятся наши контакты с диаспорой за рубежом и, конечно, тем мощнее и влиятельнее голос наших соотечественников за границей…
Нельзя забывать: у диалога с соотечественниками не может быть перерыва. Это постоянная и нацеленная на результат работа. И сейчас все уровни власти обязаны сосредоточиться на предметной, практической стороне дела…
Ваш конгресс проходит незадолго до нового российского праздника – Дня народного единства, который мы отмечаем 4 ноября.
Этот день, безусловно, объединяет не только многонациональный народ России, но и миллионы наших соотечественников за рубежом, объединяет весь так называемый русский мир.
Мы действительно едины, и никакие границы и преграды не помешают этому единству. У нас есть только одна общая цель – сделать это единство еще более крепким.
Президент России В.В. Путин. Из вступительного слова
Любовь к Родине, служение Отечеству – прямой долг всякого православного христианина.
Понятие Отечества включает в себя не только понятие известной территории и живущих на ней людей, но и душу, дух народа. Следовательно, служить своему Отечеству можно не только защищая его границы и живущих в его пределах людей, не только участвуя в его промышленной, экономической или политической жизни, но и охраняя, и всячески обогащая его дух, его душу.
Русское рассеяние всегда стремилось к служению России не только путем сохранения ее духа вне пределов Отечества, но и через передачу как соотечественникам, так и местному населению великого наследия, полученного нами от наших предков, живших святорусскими идеалами. Слава Богу, в годы безбожной власти у нас, в изгнании и рассеянии сущих, была возможность, находясь на свободе, сохранить веру Христову и Церковь, удалось сохранить язык и культуру, удавалось и говорить правду о преследованиях православных христиан и доставлять религиозную литературу в Россию. Теперь же настало время, когда мы должны общими усилиями в новых условиях воссоздавать разрушенное и передавать всем русским людям великое наследие, как то, которое было сохранено в эмиграции, так и то, которое в трудные годы было сохранено здесь, в России.
Велико и прекрасно духовное богатство нашего народа, и венчают его два слова – Святая Русь.
Этой Святой Руси мы должны служить, как служили ей наши святые: святители, князья, преподобные и праведные миряне. Но не только святые могут служить Святой Руси. Служат ей и «маленькие люди» – кто пением, участием в богослужении и работой при храмах, кто помощью бедным и подобными делами милосердия, кто обучением и воспитанием подрастающего поколения в духе нашего народа, кто никому неведомой молитвой о родной земле и ее чадах. И служить Святой Руси призваны все мы. Вот почему личная нравственная и духовная распущенность не есть только личное дело согрешающего – это есть поступок против духа нашего Отечества. Вот почему духовное бодрствование, совершение добрых дел и смиренное несение своего жизненного креста есть не только личное дело спасения, но и дело укрепления и обогащения духа Святой Руси.
К этому великому делу зовут всех нас своим личным примером святые, в земле нашей Российской просиявшие. К этому делу зовет всех нас наша Родина. К этому делу призвал нас Господь.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр. Из приветствия
Российская диаспора за рубежом, по данным Министерства иностранных дел России, – одна из самых больших в мире, третья или четвертая по величине: около тридцати миллионов человек. Примерно двадцать миллионов живут в странах ближнего зарубежья и десять миллионов – в дальнем зарубежье.
Ценности любой культуры формируются на основе господствующих в народе представлений о Боге, мире, человеке. В свою очередь они должны реализовываться в отношениях между представителями государства и народа, между деловыми людьми, внутри семьи и так далее. Для человека русского мира ценностями являются преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие. Именно следование этим ценностям в реальной жизни помогало нашему народу устраивать свою социально-политическую жизнь, а также быть привлекательным для других народов на протяжении многих столетий своей истории.
Но в русский мир разные народы желали попасть только тогда, когда его представители стремились на деле реализовывать эти ценности, а не размахивать ими только как знаменами. Поэтому русский мир может легко распасться, если не будет воли к его созиданию и сбережению. России надо было пройти через трагические события XX столетия, чтобы ее народ вновь ощутил тягу к обретению единства. Эту вновь появившуюся волю наш народ призван направить на то, чтобы окончательно преодолеть влияние трагического прошлого.
У каждого народа есть свои слабости. Думаю, что Господь попускает им существовать для того, чтобы в национальной жизни не было застоя. Такой слабостью русского характера является склонность к распрям и разделениям. Молодая Русь, не успев окрепнуть, рано столкнулась с княжескими усобицами и раздробленностью. Результатом этого разделения стало порабощение русского народа внешними врагами, пришедшими на долгие столетия как с Запада, так и с Востока. Затем была смута рубежа XVI-XVII веков, которая поставила под вопрос само существование Русской земли. В XX веке русский народ снова пережил разделения: сначала революцию 1917 года, а затем, в конце XX века, – распад единого государства. Разделения прошли по живому – в сердцах и умах людей…
Сегодня, обретя вновь волю к единству, мы должны серьезно задуматься о том, почему русская культура перестала играть роль связующего звена и ориентира для тех народов, которые раньше не сомневались в таком ее предназначении. На Руси всегда в первую очередь искали причину в себе. Дело не только в том, что Россия утратила прежнюю политическую, экономическую и военную мощь, – силой и принуждением никого не соберешь в один дом. Для того, чтобы люди захотели жить вместе, их должен привлекать сам порядок жизни, заведенный в общем доме. Разве может одно возвращение материального могущества вернуть русской культуре былую славу и влияние? Конечно, материальное богатство важно, но вся мощь этого богатства должна служить смыслообразующим идеям, рожденным духовным и историческим опытом народа.
Сегодня нам необходимо задуматься еще об одной важной проблеме – опасности ассимиляции русской диаспоры. Развивая эту тему, прежде всего хотел бы поблагодарить наших прадедов и дедов, представителей первой волны эмиграции, оказавшихся в разных странах мира и оставшихся верными ценностям, в которых они были воспитаны. Они смогли передать эту верность своим потомкам. Удивительно, что их дети и внуки говорят на русском языке, интересуются русской литературой, посещают православные храмы, хотя всю жизнь прожили вдали от России. С другой стороны, потомки третьей волны эмиграции нередко гордятся своим иностранным акцентом, а порой и совсем пытаются избавиться от любых связей с русской культурой. Если мы таким образом будем терять людей русской культуры, то мы в скором времени недосчитаемся еще нескольких миллионов. Выход состоит не в том, чтобы закрыть границу на замок для выезда наших граждан за границу, и не в том, чтобы собрать как можно больше соотечественников на Родине. Россия является уже сегодня открытой страной. Это означает, что каждый может выбирать место, где ему жить, и этому нельзя искусственно препятствовать. Но для того, чтобы выходцы из государств исторической России продолжали оставаться частью русского мира, необходимо приложить все усилия для сохранения ими своей веры, единой системы ценностей, единой оценки истории, общего языка. В этом случае мы не потеряем вновь миллионы своих сограждан. Например, существование большой диаспоры соотечественников совершенно не пугает китайцев. Наоборот, страна выигрывает. Сегодняшний поток иностранных инвестиций в Китай связан прежде всего с желанием китайской диаспоры вкладывать деньги в свою Родину.
Возвращение привлекательности русской культуры и противодействие ассимиляции русской диаспоры требуют сегодня совместных усилий государства, общественных объединений, религиозных общин и каждого соотечественника в отдельности…
Думаю, что от тех стран, которые признают ценность русской культуры и прежде всего от России сегодня ожидается деятельное содействие воплощению и укреплению ценностей русской культуры как у себя дома, так и за своими пределами. В то же время Россия должна твердо давать отпор всем тем, кто стремится разорвать тело единого русского народа. Поскольку ядром русского мира являются Белоруссия, Россия и Украина, то необходимо развивать тесные отношения между этими странами…
Церковь всегда смотрит на разделение как на грех, будь то распад семьи или разделение одного народа. А единение – это добродетель, потому что его наличие означает, что люди, несмотря на свой эгоизм, стремятся жить вместе. Соединение – это всегда работа на добро и на благо. Культура, возникающая в рамках церковной жизни, создает основу и для национальной культуры, и для связи с русской культурой. Поверх государственных границ Церковь поддерживает духовное пространство единства, которое нужно для дружеских отношений между народами, а также для строительства более тесного политического сотрудничества. Безумны те, кто сегодня желает разрушить это духовное единство. Потому что, я уверен, разрушив его, через некоторое время они снова будут искать объединяющих начал. Однако на выжженной земле трудно за короткий срок вырастить новый урожай.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Из выступления
Политологи, занимающиеся проблемами глобалистики, говорят, что в современном мире самым эффективным субъектом международного права выступает не просто национальное государство, а национальное государство плюс сильная зарубежная (в идеале – всемирная) национальная диаспора, объединенные общим духовным стремлением.
История старообрядчества есть собственно история русских традиций и обычаев, русской религиозной мысли, идущей из глубины веков.
Современные историки, занимающиеся проблемами старообрядчества, отмечают, что характерными условиями длительного существования старообрядческих обществ являются:
– религиозно-нравственный просвещенный консерватизм;
– религиозно-мистическое чувство своего призвания в мире;
– стойкая историческая память;
– грамотность, система домашнего и общинного образования; особое благоговейное отношение к книге, иконе, пению, храмовому строительству;
– деловая активность и нравственная честность, и, как следствие, высокая конкурентоспособность;
– принцип соборности при сохранении иерархичности и равноправия в общине: священник – церковный совет – члены общин.
Конечно, в современный исторический период, связанный с общеевропейской и всемирной глобализацией, обострением культурных, идеологических, социальных противоречий, при возрастающем влиянии СМИ в массовом сознании с их возможностью быстро формировать общественное мнение, замкнутым традиционным сообществам приходится крепко хранить свои стереотипы поведения, искать новые пути исторического выживания. Одной из таких форм бытия рассеянного разделенного народа и является старообрядческая диаспора, которая позволяет сформировать полноценное (языковое, культурное, социальное, религиозное) существование отделенной части народа, стремящейся сохранить свою самобытность и устойчивые связи с Отечеством.
Известно, что условием существования устойчивой русской диаспоры является сохранение на бытовом уровне чистоты русского языка, закрепленной традициями русской культуры, поддержание церковных приходов – как духовных и культурных центров диаспоры.
Диаспора – это активная (в социальном смысле) форма существования в инородной среде, когда множество общин, групп выступают по некоторым важным вопросам с единым мнением, единой социальной силой. Поэтому некоторые недавно возникшие государства не заинтересованы в развитии на их территории мощных, значительных русско-православных диаспор, соглашаясь на существование и даже поддерживая разделенные, вечно враждующие между собой и потому зависимые от поддержки со стороны власти этногруппы, презрительно называемые «нацменьшинствами». Одно дело – сплоченная «часть разделенного народа», способная единым голосом вызывать поддержку у своего Отечества или выступить на его защиту, другое дело – «нацменьшинство», всегда разрозненное, политически слабое и зависимое.
С другой стороны, в диаспоральной форме существования возможны и опасные процессы дерусификации, как культурные языковые, так и духовные. Не только в самой России, но особенно в ближнем зарубежье расплодилось множество различных, неведомо кем финансируемых сект. И они активно привлекают в свои сети наших русских, оставшихся в одиночестве и без опеки соотечественников.
Эмигрантам и беженцам первой и второй волн эмиграции начала и середины XX века так и не удалось сформировать устойчивой диаспоры, и уже второе поколение их потомков в массе своей ассимилировалось в чужеродном окружении.
Примером этно-религиозной диаспоры иного типа могут рассматриваться русские старообрядцы. Здесь переход в другой этнос (и ассимиляция) затруднен не только языковым барьером, но и религиозным – твердым стоянием в своей вере.
На начальном этапе это были территориальные, конфессионально-изолированные общины. Они характеризовались способностью к выборочному принятию элементов чужой культуры, к самозащите путём уединения, ухода. Для таких общин не было отечества земного, было только отечество Небесное. Сохраняя свою душу, они верили, что и Бог сохранит их в вечности!
На современном же этапе в старообрядчестве происходит переход к общинам открытого типа, с необходимостью сосуществования с инокультурами (в условиях городов) с одновременным созданием более тесных межобщинных связей, со стремлением принадлежать к единой старообрядческой Церкви. Изменяется и отношение к России: теперь уже не как к «царству зла» и мачехи-гонительницы, а как к родной матери, наследнице Святой Руси. Не изоляция и уход (уже некуда бежать!), а развитие способности успешного противостояния вызовам обезбоженной современности, через укрепление в вере, путем углубленного понимания Слова Божьего.
Наши братья старообрядцы, живущие за рубежом, ежедневно встречаясь с иноязычными, претерпевая иногда притеснения и унижения, приходят в свои храмы и, слушая за литургией сохраненное ими древнее пение, участвуя в нем, отходят душой, восстанавливают силы, наполняются духом любви и веры, надежды и просветления. Именно поэтому мы так обеспокоены состоянием наших храмов и приходов, их связью с нашей общей Отчизной, ибо они – тот духовный родник, то место нашего общего дела, место собрания в духе, которое сохраняет русского православного человека на Земле.
Нет необходимости в принудительно поголовной религиозности, но сегодня как никогда велика ценность искренне верующего человека, цельной личности с живым и трепетным духом. Русский человек обязательно православен, по мысли Ф. М. Достоевского, ибо верит не только в силу разума, но и в живую силу Русского Духа, предопределенного ему Богом. Старообрядцам присуще чувство солидарности со своим народом, готовность к поддержке в критический момент, стремление к самоуправлению и инициативе. Во всей своей истории они собственным примером, стремлением к высшим идеалам создавали одухотворяющий образ России в русскоязычной и инокультурной среде.
У старообрядцев есть своя Национальная Идея. Та идея, за которую наши предки шли на костёр и на дыбу. Она заключается в благословенном сочетании православности и русскости. Именно эта идея выработала тот национальный характер, о котором теперь много и положительно говорят. Мы желаем, чтобы эта идея стала основополагающей и для других общественных движений.
Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Из выступления