Мощи преподобного покоятся под спудом в основанном им в конце XIV века монастыре Свято-Успенской Феофиловой Пустыни. Монастырь находится в деревне Феофилова Пустынь Стругокрасненского района Хрединской волости Псковской области и расположен рядом с федеральной автодорогой М-20 Санкт-Петербург – Киев, где сошлись «…три сестры, три дороги» – на Петербург, Новгород и Псков.
Человека, который остановится здесь, ждет удивительное открытие: из многошумных сегодняшних дней он погрузится в тишину веков нашей истории, живо представит эти теплящиеся лампадки перед иконами, сияющих евангельской простотой людей, их быт. Но отдаленные от нас сединой веков, они более современны, чем мы сами, ибо воплотили своей жизнью самую современную идею – Божественную заповедь любви.
Эти замечательные материалы подготовили насельницы Феофиловой пустыни, которая ныне возрождается. Верим, что паломники будут с любовью и благоговением посещать эти святые места псковской земли…
Жизнь
в евангельской простоте
Краткая история Феофиловой Пустыни
Преподобный Феофил и его сотаинник преподобный Иаков были учениками преподобного Арсения Коневецкого. В поисках пустынножительства иноки вышли из Коневца и остановились в труднодоступном тогда и глухом месте, в лесных дебрях на берегу реки Омуги. Край этот принадлежал Великому Новгороду и был населен, хотя и неплотно, православными людьми. Пустынники обустроили себе убогое жилище, срубили небольшой деревянный храм, посвященный Успению Божией Матери и, прилагая труды к трудам, подвизались в тишине, в посте и молитве. Вскоре вокруг них собралась братия. Так образовался монастырь, и был он один из первых в этих краях. Тогда еще не было здесь ни Никандровой Пустыни, ни Крыпецкого монастыря. Они появятся позже. Это было в 1396 году.
Преподобный Феофил на реке Омуге подвизался шестнадцать лет. Он достиг «старости маститой» – то есть старости глубокой и почтенной. Блаженная кончина преподобного последовала 29 декабря/11 января 1412 г. Он был похоронен братиею у церковного алтаря, и бразды правления в свои руки взял его ученик, прп. Иаков Омучский. Когда и Иаков закончил свой земной путь, он был предан земле рядом со своим старцем.
Феофилова Пустынь как монастырь существовала три с половиной века. Монастырь не был богатым и многонаселенным. Евангельская нищета и простота была присуща этому месту во всем – в образе жизни монашествующих, церковной утвари, во внутреннем убранстве.
В начале XVIII века в Феофилову Пустынь был назначен известный подвижник благочестия иеромонах Мардарий. За строгую жизнь и благочестие он был определен из Иоанно-Богословского монастыря в Феофилову Пустынь строителем. Он приобрел себе всеобщую любовь, так что не только простые окрестные жители, но и люди именитые посещали его, желая получить от него благословение и наставление.
Избегая мирской славы, Мардарий устроил келью в отдалении от Феофиловой Пустыни, и удалялся туда для безмолвия и молитвы, бывая всегда за Богослужением в монастыре. Но и там не находил он покоя – народ все равно приходил к нему. Наконец, он обратился к Богу с молитвою об указании ему такого места, где бы он, никем неведомый, мог всего себя посвятить на служение Ему, и услышал голос: «Мардарий! Иди отсюда к рекам Ситне и Рытнице. Там есть ручьи Донские; при них и оставайся». Он узнал, что река Ситня течет в верстах 30 от Феофиловой Пустыни, и отправился в путь, взяв с собою единственное достояние: икону Пресвятой Богородицы, псалтырь и осмогласник. Донские ручьи находились среди дебрей и лесов непроходимых, в 30 верстах от Феофиловой Пустыни. Мардарий нашел удобное место, устроил шалаш из ветвей и, благодаря Бога с радостию стал подвизаться. В подвигах поста и молитвы Мардарий провел 30 лет, здесь он и скончался. Ныне место подвигов и захоронения Мардария очень почитаемо народом Божиим. Оно расположено не так далеко от Феофиловой Пустыни, и насельницы бывают на Донских Ручьях, считая иеромонаха Мардария, истинного подвижника благочестия, наряду с преподобными Феофилом и Иаковом своим покровителем и помощником.
В конце XIX века здесь строится дача для учащихся детей-сирот С.-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Руководителем-смотрителем был канонизированный ныне в лике святых священномученик владыка Никодим (Кононов). Это был человек с богатыми талантами, с горячим сердцем, и он полюбил Феофилову Пустынь всей душой. Приведем отрывки из его агиологических заметок, которые были опубликованы им в 1902 г.
«В Феофиловой Пустыни еще был жив в начале августа 1902 года старец свыше 90-лет Дмитрий Степанов. Много раз сбирался и приготовлялся Д. Степанов к смерти, но смерть не приходила. В августе 1 числа 1902 года с местным священником мы его навестили. Когда мы вошли в избу, навстречу приподнялся иссохший старец и сложил под благословение свои старческие иссохшие руки. Приняв благословение и узнав о цели нашего приезда, старец оживился и на все вопросы много сообщил важного... «Вот, говорил он, закончив свою немудрую, но дорогую повесть, много раз збирался умереть, но меня все еще Бог не призывал, а теперь легко стало на душе. Благослови меня, батюшка и прощай». – Прощай, дедушка, ответил я ему, свидимся мы с тобой уже на том свете. Прошло несколько дней, и старичок тихо скончался, точно выполнив свой жребий, и передав на память потомкам ценные воспоминания свои…»
«Лягу за Царя и за Русь!»
Посещение пустыни Императором
Александром Благословенным
Однажды пустынь с ее немногими обитателями была крепко встревожена. Царская карета вдруг остановилась пред воротами церкви и сторож…сказал отцу Игнанию, что сам Государь требует его к себе. Быстро снял с гвоздика ряску отец Игнатий, …и пошел на встречу победителя Наполеона с его грозными полчищами. Государь смиренно поклонился простому сельскому иерею и подошел под благословение. Дрожащею рукою благословил отец Игнатий Государя и повел в церковь. Благоговейно помолился Государь, все осмотрел и попросил свести и показать, где погребен преподобный Феофил. В то время под церковью уже существовал склеп и могила преподобного, покрытая дерном, сверху покрывалась покровами и пред нею иногда горела лампада.
Что же привело Государя сюда?... Государь на пути в Варшаву, страдавшей тогда глазами и простудою ног, чудесно получил исцеление от недуга по явлении преподобного Феофила. К нему то и притек Государь…Смиренно преклонил колени Благословенный вождь России у могилы преподобного Феофила. Долго и тихо он молился, а когда встал, на очах его блестели слезинки. Милостиво побеседовал он с удивленным священником, принял от него благословение и, садясь в коляску, повелел священнику по скорости приехать в Петербург.
…Скоро разнеслась по убогому селу весточка радостная, как о дивном явлении Государю преподобного, так и о намерении Государя воздвигнуть каменный величественный храм и прославить святого... Поехал отец Игнатий в Петербург по царскому велению…Вскоре прибыл для наблюдения за постройкою церкви наместник лавры, Архимандрит Товия, который подолгу жил здесь. Первым делом Товия, говорят старожилы, …было освидетельствовать мощи преподобного Феофила.
Была раскопана могила. Смотрели только Товий и о. Игнатий Васильев, которые по некотором времени вышли из пещеры, и объявили о нетлении мощей… Потом, когда приезжал Государь, он вновь с Товием спускался в пещерку и смотрел мощи.
Началась постройка храма... Одновременно с храмом была устроена и часовня – пещерка над ракою преподобного. Причем, рака-гробница была привезена из С.-Петербурга… Старая церковь была перенесена несколько далее, а вокруг церквей устроена высокая кирпичная ограда с массивными воротами, украшенными вензелем Императора Александра 1-го и датою 1823 г. под царскою короною.
15 и 16 августа 1824 г. совершилось освящение главного Успенского и одного бокового придела в честь св. Александра Невского. Много было генералитета тогда и всякого рода знатных особ, говорили нам старики-очевидцы,– «так что Государя и видеть близко нам не удалось, видали только издали, как он, царь-батюшка, проходил».
Третий Феофиловский придел остался неосвященным. Причиною сему было, вероятно, намерение Государя приурочить это торжество ко дню памяти преп. Феофила. А веру к преподобному Феофилу Государь питал самую теплую и глубокую.
…После освящения храма Государь часто во время проездов заезжал в Пустынь, нередко ночевал, исповедовался у о. Игнатия, приобщался и всегда стоял у правой колонны, где теперь есть «Царское место».
+ + +
Такие же радостные минуты пережили жители Феофиловой пустыни 1 августа 1903 года. Ее посетил на пути во Псков Наследник Русского Престола Михаил. По православному обычаю решено было встретить Высокого Гостя Крестным ходом.
Солнце ярко светило, играло на металлических хоругвиях и ризе преподобного Феофила. Народ двигался по дороге, тропочкам и канавам, казаки, как пришитые, сидели на лошадях и отдавали честь крестному ходу. Несся топот людской, ржание лошадей и стройное, величественное пение хора около 50 человек. Крестный ход замыкался духовенством, во главе с архимандритом Никодимом – разве не величественная картина в сельской жизни!
Народ низко поклонился Государю Наследнику, когда он отделился из строя Преображенского полка и направился к крестному ходу. Слышны были слезы, видимо были слезы, но все они были как избыток величия радости.
Когда о. архимандрит Никодим говорил речь об истории храма и о радости нашей встречать Наследника Русского Престола, все смотрели на того, кто составил нашу радость, и у всех было одно на сердце: «лягу за Царя и за Русь».
«И звуковая волна несется
в сторону врагов…»
Многолюдные летние крестные ходы к преподобному Феофилу были приняты здесь до революции. Крестные ходы собирали тысячи участников. Их возглавляли в свое время и архиереи, в том числе священномученик Вениамин Петроградский. Невдалеке от Пустыни бил родник, назывался Феофиловским источником, зимой он не замерзал; народ очень почитал это место. Родник был утрачен, но осенью 2011 г. обнаружен размытым и разрушенным. Предстоит очистить родник, облагородить, и обозначить для начала поклонным крестом.
Публикуем в сокращении заметку очевидца крестного хода 1915 г. священника Евгения Заборовского.
«20 и 21 сего июня в пределах Лужского уезда состоялось редкое церковное торжество – паломничество в с. Феофилову пустынь, место упокоения преподобного Феофила, Омучского чудотворца.
Слышен звон колокола, приглашающий паломников к путешествию. Идем в храм. Богомольцы уже готовы и суетятся. Погода совершенно разгулялась, солнце светит ярко и играет на золоченых крестах храма, хоругвях и иконах, которые уже вынесены из храма и расставляются в должный порядок нашим умелым распорядителем, председателем Иоанно-Богословского братства, о. прот. А. С. Остроумовым. Все готово к путешествию. Запели молебен о покорении врагов и тронулись в путь.
Какая величественная картина! Все идут с благоговением и поют. На душе так радостно и приятно! Радость усугубляется еще тем, что идем-то мы к преподобному Феофилу, нашему Лужскому чудотворцу, покровителю и ходатаю нашего уезда, идем по тем местам. где некогда он сам ходил и молился.
Духовенство идет двумя рядами по обе стороны шоссе, а Преосвященнейший Владыка Вениамин – посредине. У всех белое полотняное облачение, приготовленное специально для крестных ходов в летнее время. По бокам, впереди и сзади духовенства, движется пестрая толпа богомольцев с белыми котомками за спиною.
Все идут и слезно молятся. Да как и не молиться! Ведь паломничество это предпринято со специальною целью, помолиться у гроба прп. Феофила, чтобы он защитил своих чад от вражеской пули и дал бы им победу над коварным врагом, стремящимся поработить все славянство и разрушить веру нашу православную.
Громогласное пение тысячной толпы разносится по лесу. Припев: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша», – дружно подхватывается богомольцами, и звуковая волна несется, несется в сторону врагов.
В дороге незаметно промелькнули три часа. Подходим к роднику прп. Феофила, куда, по преданию, он ходил за водою. Тут встречают нас крестные ходы из сел Гагрина и Феофиловой Пустыни во главе с духовенством. Образ прп. Феофила, украшенный цветными гирляндами, величественно возвышается над толпою. С благоговением лобызаем пречистый образ преподобного, и Владыка, остановившись на мосту, освящает воду в роднике... Паломники набрасываются и с жадностью пьют святую водичку. Чтобы дать возможность напиться всем, Владыкою объявлен перерыв на 10 минут. Уставшие присели. Прислушиваюсь к разговорам местных жителей. Оказывается, родничок никогда не замерзает и находится зимою и летом все в одном положении. Однажды этот родничок совершенно высох, причина была та, что местные жители забыли преподобного и перестали ходить к нему на поклонение, но когда снова люди образумились, вспомнили святого и стали просить его заступления – родник опять стал бить, опять люди начали брать водичку, и с той поры почитание преподобного не прекращается.
Время перерыва прошло, и паломники снова тронулись в путь. Теперь уже остается идти недалеко, во три версты. Единодушное и громогласное «преподобне отче наш Феофиле, моли Бога о нас» разносится по густому сосновому лесу. Думается, что никогда эти сосны не были свидетелями такого религиозного торжества, никогда еще этот лес не оглашался таким воодушевленным народным пением... Даже сама природа замолкла, дивясь молитве народной. Деревья и птички, обитательницы этих лесов, от удивления прекратили свои непонятные нам разговоры... Ах, как дивно, как приятно на душе! Идем по тем местам, где 500 лет тому назад ходил сам подвижник!
За две версты от села встречают нас новые толпы богомольцев – это паломники, прибывшие сюда с крестными ходами из сел Велени, Логовеще, Хредино, Боротно и Видони во главе со своими священниками.
Теперь уже паломники идут очень тихо, так как народу собрались тысячи.
После полуторачасового отдыха началось всенощное бдение, которое, как и Божественная Литургия, совершалось на помосте, устроенном с западной стороны храма. Необычная обстановка, невиданное весьма многими благоговейное архиерейское служение умилили богомольцев до слез, которые обильно изливали паломники особенно во время весьма прочувствованного и глубоко трогательного наставления Владыки на текст «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас» (Мф. 11, 28), в котором Архипастырь развил ту мысль, что в сию тяжкую для всех нас годину мы должны искать утешения у Господа и у Его святых служителей. Народ плакал, да было отчего и плакать, так как все решительно располагало к слезной, умилительной молитве.
Вот уже и солнышко закатилось, и в воздухе стал полумрак, а богослужение все идет, стройное пение разносится далеко-далеко за пределы бывшей обители. Наконец всенощная закончилась. Богомольцы, собравшиеся по приблизительному подсчету до пяти тысяч человек, все еще подходят к елеепомазанию. Неутомимый Владыка, отпустив духовенство, только во 2-м часу ночи приходит на покой.
Богомольцы тут же, в церковной ограде, кучками лежат на земле. И усталые сладко спят по сенью преподобного; иные разместились в домах, другие – в сараях, кто на дороге, а кто у костра – словом, все успокоилось на несколько часов для того, чтобы подкрепившись силами в 5 часов снова стать на молитву к ранней литургии, а затем и к поздней…
Моления у мощей преподобного и даже на улице у входа в пещерку продолжались непрерывно весь вечер и утро до окончания богослужения.
Во 2-м часу дня молитвенное торжество на месте жизненных подвигов и упокоения прп. Феофила, Омучского чудотворца кончилось и паломники, после небольшого отдыха, благословляемые Преосвященным Владыкою, под торжественный звон колоколов, с креста св. иконами, отправились по своим приходам.
Грустно было покидать упраздненную обитель. Так здесь хорошо и приятно. Недаром прп. Феофил избрал для своего пребывания именно это место, на берегу реки Омуги. Поистине здесь душа отдыхает от всех жизненных тревог и волнений!»
+ + +
Дальнейшая судьба Феофиловой Пустыни трагична – с приходом советской власти был разрушен не только храм, приход, строения – было утрачено само название этой святыни русской земли. Феофилову Пустынь переименовали в Николаево.
«Сила Моя в немощи совершается»
Возрождение Свято-Успенской Феофиловой Пустыни
По благословению Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, с осени 2009 года началось возрождение Свято-Успенской Феофиловой Пустыни как подворья Свято-Троицкого Творожковского монастыря. Здесь поселились первые насельницы, открылась небольшая церковь-часовня, начались богослужения и труды по возрождению обители. Первая зима была крепкая, снежная, а место не обжитое…
Но вдохновляет пример Свято-Троицкого Творожковского монастыря. Не так давно Творожковский монастырь лежал в руинах, в запустении, многие просто не верили в его возрождение. Теперь обитель – жемчужина Стругокрасненского района, одна из главных его святынь.
«Камни собирать» здесь теперь призваны немощнейшие сосуды – жены. Но – «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор.12:9). Некий купец, найдя драгоценную жемчужину, продал всё, что имел, и купил ее (Матф. 13,46). Понимая это, радуемся… Ибо кто обрел жемчужину, тот знает, что она у него есть. Terra incognito – Феофилова Пустынь – для насельниц становится землей обетованной…
Теперь, по прошествии нескольких лет с начала возрождения, имеется некоторый начаток монашеского делания. Насельницы стараются подражать им, дорогим своим покровителям, преподобным Феофилу и Иакову, хоть и «немощны есмы». Они молилися – и мы. Они постилися – и мы. Они труждалися – и мы. Только они были гиганты духа, а мы – монахи последних времен… «Дай нам Боже благодать никогда не унывать».
В Феофиловой Пустыни чуть впереди разрушенного почти до основания фундамента алтаря Успенского храма выделяется хорошо просматриваемые очертания крипты, метра на полтора углубленной в землю. Просматривается и отдельный вход в нее с правой стороны. Это вход в пещерку, которая была устроена для раки преподобного Феофила. Рака преподобного, серебряная, высокохудожественная, находилась здесь под сенью, украшенною красивым голубого цвета балдахином. На раку был возложен богатый покров, плат. На него народ Божий возлагал свои приношения, крестьянский люд от усердия клал сюда свои копеечки. По воспоминаниям местных очевидцев, здесь было очень хорошо, покойно, благодатно. На этом месте в недалеком будущем будет установлен поклонный крест.
Хоть и лежит в руинах главное святилище, храм Успения, но как греет душу, что прп. Феофил своими многоцелебными мощами находится здесь, под спудом. Эту землю, по которой ступаем мы, нынешние, исходил своими стопочками наш дорогой преподобный. Веруем, опытно знаем, он есть добрый управитель и места сего, и сложившихся здесь непростых обстоятельств…
Господи, спаси и сохрани всех проезжающих мимо Феофиловой Пустыни.
Хотелось бы затронуть еще один вопрос, который прямо не касается насельниц обители, однако беспокоит.
Пустынь стоит рядом с федеральной трассой.
Автомобильное движение, особенно по выходным, очень интенсивно. К сожалению, на трассе совершается множество аварий, и число их не уменьшается… А аварий могло бы быть значительно меньше, если бы люди, автомобилисты, прибегали бы за благословением Божиим на предлежащий путь. Ибо прикосновение к святыне, приобщение к Божественной благодати с искренней верой, горячая молитва с покаянием является серьезной, ощутимой помощью человеку не только на дороге, но и на всем его жизненном пути.
Феофилова Пустынь может помогать тем, кто желает получить Божие благословение на путь. Впрочем, и тем, кто не желает, и кто не совсем понимает, сколь важно попросить у Бога помощи, тоже хочется помочь… Да благословит Господь всех, кто едет, да сохранит их от лихачества, аварий и от всякого зла.
Открытое окно в небеса
Приглашение к паломничеству
в Феофилову Пустынь
К началу 2012 года, к юбилейной дате преподобного отремонтирован в Пустыни паломнический корпус. Появилась возможность принять паломников, хоть и скромно, но зато с искренней радостию. Приглашаем желающих посетить наши святыни. Гостиница – новенькая простая келья для паломников-женщин оборудована на втором этаже, в мансарде жилого дома. Келья вмещает до пяти человек женского рода. Гостиница находится на монастырской территории, через дорогу. Имеются также места и для благочестивой братии, 4 спальные места. Милости просим к нашим святыням.
Батюшка Иоанн Миронов, известный Петербургский священник, любит вспоминать о своем посещении греческого монастыря Ормелия, где с удивительной любовью встретили его. Этот монастырь показался батюшке как открытое окно в небеса. О. Иоанн призывает, чтобы всякий монастырь был как кладовая для верующих. Все наше – ваше. Ибо не наше – Божье…
Итак, Феофилова Пустынь все хорошее, светлое предлагаем Вам, все что имеет.
Маленький святой теплый храм, наполненный благодатию, содержащий великие святыни в виде частичек мощей наших любимых святых:
святителя Николая Мирликийского, преподобного Зосимы Палестинского, мучеников Вонифатия и Саторнина, мучениц Иулии, Валентины, Дигны, Ирины, а также Вифлеемских младенцев, от царя Ирода убиенных. Святая Литургия, правда, не ежедневно, и не по воскресеньям, так как служащие здесь батюшки имеют свои приходы.
Здесь имеется счастливая возможность посетить недалеко расположенные другие чудные православные святыни:
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь, поклониться его великим святыням, могилке основательнице обители монахине Ангелине, блаженному Терентию и матушке Ольге, побывать на источнике св. пророка Божия Илии в Симанском Логе.
Испить воды из многоцелебного источника на Донских ручьях, а то и искупаться, кто смел, на месте подвигов иеромонаха Мардария, бывшего строителем Феофиловой Пустыни. Поклониться его могилке и месту его 30-летних подвигов.
Посетить рядом находящиеся действующие приходы – в Хредино – церковь мучеников Флора и Лавра, в Заполье – церковь великомученика Георгия, в Лудонях церковь Иоанна Кронштадского.
Съездить в Псков, посетить Дом Святой Троицы – Свято-Троицкий кафедральный собор с его великими древностями.
Феофилова Пустынь сохраняет свой особый – пустыннический дух, и это несмотря на рядом находящуюся федеральную автодорогу. Этот дух пребывает здесь молитв ради святых преподобных наших пустынножителей. Доброе семя посеяно здесь сими святыми Божиими.
А коли засеяно – то да и взойдет.
Молитвами святых наших преподобных Феофила и Иакова сие да буди, буди!
Местонахождение Свято-Успенской Феофиловой Пустыни: 181113, деревня Феофилова Пустынь Стругокрасненского района Псковской области. Пустынь находится на пересечении трех дорог: на С.-Петербург, Псков и Великий Новгород. Добраться до монастыря можно от г. Пскова или С.-Петербурга до деревни Феофилова Пустынь автобусами, маршрутками, личным транспортом. Остановка дер. Феофилова пустынь.
Милости просим к нашим святыням.