По-особенному торжественным выдался в нынешнем феврале праздник Защитника Отечества. Ставший красным днем календаря, он заставил многих взяться не только за мобильные телефоны, посылая во все концы страны короткие поздравления, но и отправиться на праздничные мероприятия. А кто-то просто сел за накрытый стол и добрым словом помянул ратников Земли Русской. И ушедших, и ныне здравствующих.
Слава Богу, воинство нашей Великой России поминается не только в феврале и мае. Каждый день в православных храмах и монастырях за литургией возносятся молитвы ко Господу. Чтобы сохранил жизнь солдатскую, уберег от плена, предательства и других военных бед-несчастий. Что же касается душ, отошедших в небесные обители, то им радостны панихиды, молитвы заупокойные, когда священник просит Господа даровать Царство Небесное православным воинам. Сгинувшим без следа, убиенным на поле брани. Звучат имена, вторит клирос, блестят слезы — земная Церковь молится…
Так уж судьбе было угодно, чтобы Мария Никитична Зобова, мать скончавшегося в 99-м от страшной военной травмы Героя России псковского десантника майора Олега Зобова, по мере своих сил совмещала очередную годовщину поминовения сына с государственным торжеством. К счастью, ей удается помянуть сына и по-светски, и так, как это принято в православной традиции, — поминальной трапезой. Где-нибудь в культурном центре Москвы, располагающим сравнительно большим залом, появляется портрет российского героя, рядом кладутся цветы, а к микрофону подходят все те, кто Олега знал при жизни или только недавно узнал об его подвиге, цена которого — 163 десантной жизни. Профессиональные артисты, военные, политики, журналисты, монахи, говоря о 1 января 1995 года, подчеркивают, что в тот день пылающий Грозный вернул живыми вовсе не 163 человека — к жизни вернулись жены, матери, рожденные и нерожденные дети, внуки.
Исполнить евангельскую заповедь и положить живот за други своя — это весьма ценная в очах Господа привилегия богатырей Земли Русской. И капитан Олег Зобов был ее удостоен, когда на одной из узких улочек Грозного, получив в бою перелом позвоночника, нашел в себе силы вернуться в ад, чтобы умелым маневром вывести людей из смертельного кольца. Что же касается безмятежной Москвы, уже после отказавшей ему в высококвалифицированной помощи военхирургов из госпиталя Бурденко, то здесь он стал тренироваться и немилосердно затягивать свой израненный позвоночник в корсет. Чтобы всем смертям назло вернуться в часть, чтобы еще 5 раз наполнить синевой свой парашют.
Памятный вечер состоялся 17 февраля в лекционном зале столичного Института стали и сплавов. Восьмая годовщина памяти Олега и 20-летие подвига пограничника Александра Алфимова, вызвавшего огонь на себя в горах Афганистана, оказались не менее торжественными, чем в прежние годы. Кстати, и в афганских горах смерть много раз смотрела в лицо Олега и его боевых друзей. Один из них при выполнении боевой операции в районе Кандагара закрыл собой командира Зобова, которому через десяток лет самому придется неисповедимыми путями Господними стать для своих подчиненных живым щитом.
Но нынешний вечер памяти впервые за много лет неожиданно изменил свой настрой. Из лирически-повествовательного концерта он превратился в небольшой политический форум, где как-то сами собой остро обозначились проблемы, не только связанные с недавними чеченскими кампаниями, но и прискорбным фактом нашего равнодушия и забвения 60-летнего юбилея Великой Победы нашей Отчизны. В фильме Ольги Дубовой зрителей буквально шокировал видеоряд, где будущие выпускники московских школ, по весне отдыхавшие рядом с памятником Жукову и Вечным огнем в Александровском саду, не смогли вразумительно ответить на простейшие вопросы о Великой Отечественной войне, назвать ее героев. И как укор такому безпамятству прозвучала песня Ольги «В майский солнечный день», где вопрос не вернувшегося с войны солдата нешуточно рвал сердце: «Что ж вы сделали с Родиной, братцы?..»
И все же изменить положение вещей еще можно. Все зависит от каждого честного россиянина, который скажет слово в защиту истины земной и небесной там, где мир политического лукавства, экономической выгоды и нравственного порока подминает под себя историческую и духовную правду о России.
Военный журналист Елена Бадякина, читая свои стихи о январских событиях 1995 года в Грозном, закончила выступление словами: «Мы еще пригодимся России — те, в ком совесть не умерла!». Ей аплодировал зал, найдя в творчестве журналистки ту связующую всех честных людей нить, которая пробудит в уснувших и заблудших, равнодушных и циничных нелицемерное чувство патриота. Возможно, цена такого дела будет сопоставима с ратным подвигом и Олега, и Александра, и множества других солдат, однажды решившихся на великую жертву. Ради достойного будущего российской молодости мы за ценой не постоим.