Совсем недавно, 1 мая, в Белгороде, на земле великого судьбоносного Прохоровского сражения, при создании местного отделения Всемирного Русского Народного Собора Вы сказали: «Всемирный Русский Народный Собор является платформой, где представители государства, общества и Церкви могут свободно обсуждать любые темы доброжелательно и открыто, и ещё раз хочу подчеркнуть, совершенно свободно. Это уникальная площадка в Российской Федерации».
И действительно, обращение к темам, которые выдвигало общество, показывает широту и разнообразие в постановке вопросов и их первоочередность.
Тринадцать Соборов и почти тридцать Соборных встреч имели разнообразные повестки дня. Это Соборы: «Через духовное обновление к национальному возрождению», «Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетия», «Проблема взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России», «Россия: Вера и цивилизация. Диалог эпох» с выступлением В.В. Путина, «Вера и труд: Духовно-культурные традиции и экономическое будущее» (на нем был принят «Нравственный Кодекс предпринимателя»), «Русская доктрина. Реальность и перспектива», «Преодоление средостения. Церковь. Власть. Народ», «Вера и национальная культура» и др.
В большинстве случаев темы Собора в той или иной степени касались молодого поколения, мировоззрения, духовного вызревания. Всем памятны прошлогодние выступления в вузах Святейшего Патриарха перед многотысячной аудиторией студентов и молодёжи Москвы и С.-Петербурга. И сегодня эти вопросы продолжают оставаться важнейшими вопросами для общества. Сколько бы ни говорилось о планах по возрождению России, оперируя экономическими показателями, темпами роста, инновациями – всё это может оказаться нереализованным из-за того, что духовно-нравственного возрождения народа, наших людей не произойдёт, людям не нужны будут ценности созидания.
Поэтому темой нашего XIV Собора становятся образование и воспитание и его повестка звучит так: «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».
Громыхают в мировой атмосфере громы всевозможных экономических и технологических, масштабных и локальных кризисов, сверкают все сжигающие молнии природных извержений вулканов, разверзаются опустошительные землетрясения, гигантские волны цунами уносят в океанские пучины тысячи и сотни тысяч людей. Явственно видно, что человек далеко не владеет этим миром и не является его хозяином. Всё явственнее видно, что в утверждении о том, что сегодняшний мир – это мир homo sapience, проявляется чванливая гордыня, ибо в обществе нередко торжествует забота об одном homo, отсекая добытое с большим трудом понятие sapience. Да к тому же отнюдь не воплощающее в полной объёмной степени понятие человека, дарованное нам Богом.
И что же? Как прозреть, увидеть, предусмотреть, предотвратить эти перемещающиеся в пространстве и в душах катастрофы, разломы, беды?
Есть убеждённые сторонники только рыночных экономических действий, создания технологических стопоров, другие выступают за жёсткие государственные или межгосударственные меры. Нам в России было бы глупо всё это подряд отрицать, но не менее губительно было бы уповать только на усилия государственных структур, элиты мировых корпораций, не потратив время на диалог с сообществом, с массой людей, отдельными их группами, определяя соборное мнение. Это было бы почти смертельно для будущего образования. И, может быть, наиболее губительно было бы превращение нашего национального образования в некое чиповое сознание, в набор технологических приёмов, в насыщении его только чувствительными приборами, методиками, не заботясь о его чувствительной душе, о воспитании, о совести, о постижении исторической великой традиции нашего народа – самопожертвовании, о собирательности целостной личности.
Ну, например, если мы выдернем из нашего образования или истончим полнокровные духовные стержни – литературу и историю, – то никакой духовный реактор уже не возгорится в будущем и не даст тепла нации. Сотни вопросов возникают в обществе, и пока ещё есть тысячи людей, которых интересует судьба детей, молодёжи, надо широко обозначать их в СМИ, на конференциях, на встречах, чтобы не создавалось впечатления о том, что вопросы для нашей школы, образования притекают откуда-то извне – то ли из Болоньи, то ли из школ восточных единоборств.
На нынешнем Соборе одна из секций ставит задачу обобщить опыт народной педагогики. Думаем, что овладеть ею, поставить рядом с мировым опытом вполне уместно.
Праздник 9-го мая показал, какие великие источники воспитания и энергии таятся в традициях народа, в его истории, и в то же время показал, какую злобу источают враги нашего народа против Победы, как ополчились они против неё. Какие злобные, ядовитые информационные облака надвигались на неё: «трупами закидали», оккупировали Европу», «дрались две тирании», «Лэнд-лиз спас» и т.д.
ВРНС, Союз писателей России, другие организации проводили за эти годы многие детские конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков о Великой Отечественной войне. Мы получили за это время фантастический результат: во всех сочинениях, подчёркиваю во всех, славилась Победа, во всех рассказывалось о буквально былинных подвигах дедов и прадедов (уже не отцов) – простых пехотинцев, связистов, техников, артиллеристов, тружеников. Дети своим воображением возносили их до имён Ильи Муромца, Святогора, Евпатия Коловрата, Ивана Сусанина. Дети захотели быть (а они и были) правнуками победителей, хотели жить в стране-победительнице, а не в стране побеждённой, опозорившей себя преступлениями. Они хотят видеть и знать своих героев.
И, слава Богу, наш народ отмёл, смыл грязевые потоки, пытавшиеся очернить Победу, победителей. Удивительно, как красиво и многоцветно отмечали Москва и вся страна этот праздник, как эхом отозвался шум отечественной техники во всём мире с парада на Красной площади.
Спасибо ветеранам, этим ангелам войны, осенявших нас и в этом году, спасибо школе, спасибо церкви, нашим соотечественникам.
Ну не великие ли события разворачивались перед нами в эти дни и в других местах: по Крещатику, по Киеву шли братские колонны воинов Украины, Белоруссии, России – победителей фашизма. В центре Киева устанавливается памятник величайшему лётчику страны, Украины, трижды Герою Советского Союза Ивану Никитичу Кожедубу – нашему общему герою.
Ну а разве не следовало восхищаться другими подвигами, например, когда наш соотечественник, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров опустился на дно океана в районе Северного полюса, проявив не только беспримерное мужество, но и наше первородство в освоении Арктики.
Ну, а разве провозглашение создания выдающегося Инновационного научного центра в Сколково не открывает новые горизонты науки и дорогу пытливым молодым умам. Правда, для этого следует еще много потрудиться.
Ну, а разве не чудо совершилось на наших глазах в Белгородской области. Несколько лет назад общественность, администрация, верующие, да и все белгородцы заявили, что в каждом селе будет возведён, восстановлен порушенный в годы лихолетья храм или вновь возведена церковь. И в эти победные дни, когда Святейший Патриарх освящал там открытие храма Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, участвовал в открытии второй очереди Прохоровского музейного комплекса, ему с достоинством доложили об исполнении своего обязательства. Храмов стало больше, чем до революции.
Правда, рядом существовали некоторые несоразмерности. Вот 5-й канал заклеил многометровыми афишами своих ведущих здание метро Дзержинского и некоторые другие здания и вокзалы. Было бы уместнее, чтобы здесь в эти дни были многометровые портреты Виктора Талалихина, совершившего первый таран над Москвой. А где же Зоя Космодемьянская, подвиг которой знает весь мир, а почти сказочный, но реальный Александр Матросов, рывок которого на амбразуру повторило 720 человек? Наши многие соборяне отмечали, что наш народ хотят отучить от «победомании». Но, слава Богу, наши дети жили в атмосфере подвига, и они хотят жить в стране-победительнице (а не в зоне беспамятства). А народ наш, молодое поколение, нацелен на высокие цели. Только надо уметь их показывать, прочерчивать пути.
И мы – общество, общественные силы, наш Собор, наши учителя – должны почувствовать и утвердить атмосферу «Общего дела».
Конечно, должна утвердиться справедливость, должна быть изгнана коррупция, проявлено уважение к соборному обществу. Но надо не предаваться унынию, надо героизировать наш народ – народ-созидатель, труженик. Надо, чтобы дух Православия, Веры пришёл к каждому. И эту Веру, это общее дело, это утверждение высших ценностей нашему молодому поколению и должны дать наша школа, наше образование, наше общество. Эти вопросы и обсудит наш Собор.
Валерий Ганичев,
заместитель Главы Всемирного
Русского Народного Собора