Из выступления академика РАЕН, декана социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, президента Российской социологической ассоциации В. И. Добренькова
Россия сейчас, как и в начале XX века, оказалась на распутье. По нашему глубочайшему убеждению, одной из самых неотложных мер по оздоровлению нашей страны должно стать создание и развитие национальной идеологии.
На наш взгляд, национальная идеология - это совокупность моральных, правовых, политических, философско-мировоззренческих, религиозных и эстетических ценностей, которые регулируют жизнедеятельность государства, общества, различных общественных групп и отдельных граждан, интегрируют их в единое целое, консолидируют общество, хранят его от губительных внутренних расколов и служат в качестве средства национально-государственной самоидентификации, ведут к общепризнанным в данном обществе целям. Ценности национальной идеологии могут послужить основой для социального консенсуса и средством разрешения противоречий и конфликтов между общественными группами и членами общества.
Споры о национальной идеологии в России ведутся вот уже полтора десятка лет, но пока не было предложено проекта, который оказался бы успешным. Безуспешность поиска национальной идеологии, на наш взгляд, заключается в том, что ее невозможно придумать, она - не продукт «заказного» творчества отечественной науки, она связана с духовной энергией народа как ответ на ситуацию кризиса и вызревает в нашем обществе, складывается веками. Л.А. Тихомиров писал: «Нельзя стройно и прочно устроить жизнь нации в противность качеству материала, из которого мы строим, - подобно тому, как в постройке архитектурный материал предопределяет все....Таким материалом в политике и социологии является дух нации, сложившийся в процессе образования ее, под влиянием расы, истории, способов существования и т.д. Этот дух нации рождает руководящие идеи ее жизни, которые мы должны знать, понимать и ими руководствоваться».
Президент В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. заявлял о том, что не нужно специально искать национальную идеологию, она сама уже вызревает в нашем обществе, идеологию нельзя выдумать, моральные и нравственные ценности народа складываются веками. В России, как в любом уважающем себя государстве, есть база, на которой можно строить свое нравственное здание. И этой базой, на наш взгляд, являются консервативные ценности.
Мы со своей точки зрения попытаемся сформулировать свое видение того, какой должна быть национальная идеология России, которая, может, по-нашему мнению, быть только консервативной (социально-консервативной). Попутно заметим, что идеология и политика связаны друг с другом и они связаны определенным образом. Идеология является системой высших ценностей, а политика – деятельностью государства и общества по претворению этих ценностей в жизнь. На наш взгляд, она должна, с одной стороны, базироваться на лучших традициях российского и советского прошлого, с другой - быть обращенной к реалиям современного мира, основанного на динамичном развитии современных технологий, достижений научного прогресса и интегрирующегося человечества.
Консервативные идеологии возникают тогда, когда в обществе прекращается автоматическое, неосознанное следование традиционным нормам общежития, когда происходит покушение на историческую традицию извне и изнутри - со стороны наименее традиционно укрепленных слоев социального организма. Движение к консервативной идеологии - это реакция на события и процессы, происходящие сегодня в России, ставящая перед собой задачу сохранения или восстановления исторических традиций.
Но консервативная идеология - это не идеология апологии застоя и старины. Консервативная идеология способна развиваться и приспосабливаться к велениям времени, сохраняя в то же время верность своим основным принципам. Поэтому такая идеология способна вести за собой не только старшие поколения, но и молодежь России.
Переход к консерватизму в политике и идеологии не вытекает из априорных конструкций, он не является плодом оторванных от жизни рассуждений схоластов или кабинетных ученых. Этот поворот не выдуман праздными философами и идеологами. Российский консерватизм вьношен, выстрадан нашим обществом в бедствиях последних лет. Движение к консервативной политике и идеологии - это наш путь к самим себе. Формулируя принципы российского консерватизма, определяя очертания консервативного поворота, мы возвращаем себе себя, не только нашу историю, но и наше будущее. Мы укрепляем нерасторжимую связь прошлого, настоящего и будущего.
Признаков подготовки идеологической трансформации российского общества, переболевшего либерализмом, обнаруживается много. Происходят вполне зримые, долгожданные перемены в общественном сознании. Наш народ безоговорочно отказался от либеральных ценностей 1990-х годов. Об этом свидетельствует прозябание в политическом ничтожестве либеральных партий, ставших карликовыми образованиями - СПС, «Яблока», Демократической партии России и им подобных, а также либеральных деятелей, обреченных на забвение,– Е. Гайдара, Г.Явлинского, И. Хакамады, В. Рыжкова, Г. Каспарова и др. Они мелко суетятся, копошатся, ссорятся друг с другом, не оставляя своих жалких надежд на возвращение к власти, но их время навсегда ушло, и они стали вечно вчерашними. Они пребывают в политическом ничтожестве. Их ждет только беспощадный суд истории и Бога. Наш народ, отказав им в доверии на выборах федерального и регионального уровней, свой приговор им уже вынес.
Мы наблюдаем настоящий взрыв патриотизма, национального самосознания, национальной гордости в самых разных слоях населения - среди богатых и бедных, среди молодых и пожилых, среди мужчин и женщин, среди горожан и сельчан, среди жителей столицы и провинциалов. Патриотизм входит в моду, становится популярным среди слоев российского общества. Наш народ проникается убеждением в необходимости своего, специфического пути развития, который определен нашей многовековой историей, нашими исконными ценностями. Мы все более понимаем, что Россия не может руководствоваться ни западными, ни восточными ценностями - ее вперед могут вести только традиционные российские идеалы.
Наше общество все более поворачивается к идеалам российского консерватизма - семье, честному труду, нажитой своим трудом собственности, соборному коллективизму, религиозной вере, национальным традициям, уверенности в будущем, любви к Родине, к своей истории, к своему народу, державному патриотизму, готовности бороться со злом во всем мире, приходя на помощь всем слабым и обездоленным. Это вечные ценности российской, русской цивилизации, которые вели на труд, бой, на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Иосифа Сталина, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других. Мы все больше и больше вспоминаем, пробиваясь сквозь толщу многопудовой бессовестной либеральной лжи, что мы являемся нацией, неоднократно одерживавшей победы над несметными полчищами Запада - войсками Карла XII, Наполеона, Гитлера - спасавшей человечество, нацией, которая создала великое государство, создала великую культуру, великую науку, т.е. нацией, которая может и должна гордиться собой. И мы, патриоты России, гордимся и призываем всех гордиться этим. Либералы, оскорбляя величие России и Советского Союза, занимаясь измышлением бесконечной массы клевет на нашу историю, выступали и выступают как наследники исконных и вековечных противников России, как агенты США - главной силы агрессивно-либерального Запада. Они пытались вытравить в нас нашу национальную память, наше историческое сознание, нашу национальную гордость. Но их попытки оказались в конце концов тщетными.