Добавлено:

России нужны люди, живущие по правде...

 Мы беседуем с Николаем Ивановичем Державиным, референтом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, кандидатом богословия, кандидатом в депутаты Государственной Думы от Народной партии, о тех проблемах и вопросах, которые «Русь Державная» постоянно поднимает на своих страницах. Это прежде всего – активная позиция православного человека в современном обществе…

- Николай Иванович, мы с Вами знакомы уже много лет. Я не понаслышке знаю о Вашей ответственной и сложной работе в Русской Православной Церкви. Ваши простые и доходчивые комментарии телевизионных трансляций богослужений на Рождество и Пасху знакомы, я думаю, каждому верующему и интересующемуся православием человеку. И вот теперь – Государственная Дума. Лично мне это не кажется неожиданным, наверное, просто пришло время.
 - Скажу откровенно: предложение принять участие в предстоящих парламентских выборах было для меня сколь неожиданным, столь и привлекательным. Неожиданным, потому что по рождению, воспитанию, образованию и роду деятельности я человек церковный. А привлекательным, потому что, не принадлежа к священнослужителям, которые, в соответствии с церковными канонами, не могут заниматься политикой на постоянной основе, в том числе, баллотироваться в депутаты, я усмотрел в этом призыв к новым совместным трудам на широком российском поле, усеянном камнями порушенных святынь, собирать которые, говоря библейскими словами, ныне пришло время. Но, что еще важнее – созидать искалеченные безбожным воспитанием души человеческие, возвращать разуверившимся во всем людям исконную веру, непоколебимую надежду и нелицемерную любовь.
 Вместе с тем я хотел бы особо подчеркнуть: у меня нет и не будет полномочий говорить от имени всей Церкви. В принятом в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором специальном документе – основах социальной концепции Русской Православной Церкви - говорится: «Миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени».
 Однако «ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организациях. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе».

 - Никто, наверное, не станет возражать, что человека формирует та среда, в которой он живет и воспитывается. И мы с Вами выросли и сформировались в советское время. Каким же был этот Ваш путь к служению Церкви?

 - Родился я в семье священника, и вся моя жизнь, с самого раннего детства до сегодняшнего дня, связана с Церковью.
 Мой отец, будучи рукоположен в священники, был направлен в самую глубинку России на один из сельских приходов Самарской епархии. Мама, коренная ленинградка, разумеется, поехала с ним. У них родилось одиннадцать детей. Отец 40 лет прослужил на различных деревенских приходах. Я и мои старшие брат и сестра появились на свет в доме, где не было даже света и воды. Так что жизнь российской деревни мне известна не понаслышке.
 В то время на Церковь оказывалось сильное административное давление – закрывались семинарии, храмы, монастыри. Папу часто вызывали в школу на собеседования: за то, что родители воспитывали детей в церковном духе, власти угрожали им лишением родительских прав. Тем не менее, мы выстояли.
 Все дети, с самого юного возраста регулярно ходили в храм и принимали участие в богослужении: мальчики помогали папе в алтаре, девочки пели в церковном хоре. И это служение, начавшееся чуть ли не с рождения, продолжается и сейчас – все мои братья приняли священнический сан и служат в различных епархиях России; все сестры замужем за священниками.
 После смерти моего папы, протоиерея Иоанна, мама приняла монашеский постриг и продолжает свое церковное служение. Сейчас наше большое семейство, состоящее из 79 человек ближайших родственников, возглавляет бабушка. Ей 92 года. Пережив блокаду, она продолжает жить в Санкт-Петербурге. У нее 3 детей, 16 внуков, 39 правнуков и 3 праправнука.
 Сам я, после школы и Педагогического училища в г. Тольятти, окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Духовную Семинарию, а затем и Академию. Там же защитился, стал кандидатом богословия. Через год меня назначили преподавателем в семинарии. Еще учась в Академии, я стал помощником тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Когда в 1990 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал его Патриархом, он предложил мне стать его референтом, и я с благодарностью принял предложение.
 В 1991 году начал работать на телевидении. На Рождество должна была состояться первая в нашей стране прямая трансляция богослужения из Богоявленского кафедрального собора Москвы. Патриарх благословил меня принять участие в этом новом деле. С тех пор, вот уже 12 лет я комментирую все трансляции патриарших богослужений.
 Моя жена по образованию музыкант, работает музыкальным редактором в программе «Православная энциклопедия». Дочь заканчивает Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
 Становясь на путь политики, я по-прежнему собираюсь служить Церкви. Служить Богу можно и не будучи священнослужителем. Путей много. На то и дает нам Господь различные таланты. А наш долг – приумножить их и вернуть Богу.

 – Мы с Вами живем в такое время, когда, как мне хотелось бы верить, появляется возможность православному христианину и вообще совестливому человеку не просто высказать, а реально повлиять на общественные и политические процессы в нашем обществе. По сути дела сбываются пророческие слова Святейшего Патриарха, которые он произнес в уже далеком 1992 году на открытии памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию: « …во главе всех процессов в России должна стоять духовность!»

 - Да, похоже, время такое, будем надеяться, действительно пришло. Что же касается меня лично, то, прежде всего – я христианин. Принадлежать Православной Церкви – это значит всей своей жизнью во всей полноте свидетельствовать о тех нравственных ценностях, на которых формировалась, развивалась и крепла наша Держава. Я говорю о непреложных истинах, заповеданных нам Христом. В наше время, слава Богу, ни кем не оспаривается, по крайней мере, их нравственное значение для формирования здорового общества. Для граждан нашей страны, исповедующих другие религии, моя христианская позиция, уверен, не будет раздражающим фактором, так как на платформе нравственных ценностей у нас разногласий нет. Поэтому я могу говорить о защите традиционных духовно-нравственных ценностей, не ущемляя религиозных чувств людей других конфессий и надеясь, что мои убеждения разделят наши соотечественники, которые пока еще не осознают себя верующими.

 – Мы живем в противоречивом и по сути дела лукавом мире. Но, отдавая себе в этом отчет, какие все-таки вопросы надо сегодня решать прежде всего?

 - Мне хотелось бы сказать о некоторых, на мой взгляд, самых больных проблемах нашего общества. Кое-какие из них мы должны решать путем принятия государственных законов. Но есть такие, которые эффективно можно решить, лишь апеллируя к законам внутреннего устроения человеческой души. К ним в первую очередь я бы отнес вопросы личной и семейной нравственности.
 Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут заменить никакие другие социальные институты. Именно в семье человек формируется как личность, в семье воспитывается правильное отношение к окружающим людям, к своему народу, к обществу в целом. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает глубокий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

 Современная статистика разводов выглядит весьма удручающе. Одна треть всех браков распадается за первые три года. Более половины семей расстаются за 10-15 лет. Две трети супружеских пар расходятся в самом продуктивном возрасте – от 20 до 40 лет. И, наконец, огромное количество наших мужчин и женщин просто живут порознь, лишь формально сохраняя положение жен и мужей.
 Риск заболеваний, передаваемых половым путем, вырос в России в 2,6 раза.
 За последние двадцать пять лет количество родителей-одиночек увеличилось более чем вдвое.
 Работники социальных служб отмечают, что матери-одиночки «помолодели»: за пособиями на ребенка все чаще обращаются 13-14-летние (!) мамы.
 Проблема семьи – это, прежде всего, проблема духовно-нравственная, и решать ее нужно, воспитывая в людях религиозное отношение к таинству брака.
 Второе. Из-за отсутствия нравственных ориентиров современная женщина больше думает о своей профессиональной карьере, чем о семье и заботе о детях. Это приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза. Россия иногда занимает первые места в мире в тех или иных статистических списках. К сожалению, это не те первые места, которые наша Держава должна была бы занимать. Так, например, обстоит дело с абортами.
 Только по официальным данным Минздрава, 13 тысяч младенцев ежедневно убиваются во чреве российских женщин. Больше пяти миллионов в год! Это в прямом смысле слова кровоточащая рана нашего народа. Для сравнения – столько людей наша Родина ежегодно теряла во время Великой Отечественной войны. В нашей стране смертность превышает рождаемость. Если так будет продолжаться и дальше, нам грозит исчезновение как нации.
 Ни одна религия мира не одобряет абортов. Позиция Церкви в этом вопросе предельно ясна: каждая женщина, идущая на аборт, должна сознавать, что она совершает тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. Чтобы реально уменьшить количество абортов, необходимо с детства формировать в людях отношение к прерыванию беременности как к аморальному явлению. А на государственном уровне поддерживать институт материнства: нужен ряд льгот, которые значительно облегчили бы жизнь молодоженов, многодетных семей и матерей-одиночек.
 Наше общество должно понимать: пока наши женщины убивают своих детей, мы не можем называть себя духовно-нравственной нацией.
 Теперь я хочу вернуться к тем морально-нравственным проблемам, которые не только можно, но и должно решать на государственном уровне путем принятия соответствующих законов.
 После распада Союза многие миллионы советских людей, проживавшие на территории страны, неожиданно для себя оказались за ее пределами. Проблемы, возникшие в связи с этим, до сих пор не решены. Необходимо добиваться, чтобы интересы наших соотечественников были защищены законом РФ. Бывшие советские люди должны иметь право на получение Российского гражданства, даже если они продолжают проживать в других странах и если это позволяется законами стран их постоянного проживания. Должна быть максимально упрощена процедура получения виз на въезд в Россию. А тем, кто хочет вернуться в Россию на постоянное жительство, необходимо оказывать самое активное содействие на государственном уровне.

 – Взаимоотношения Церкви и Государства в нашей стране в разные времена складывались по-разному. Сегодня мы наблюдаем их наиболее благоприятный их период развития, по крайней мере, за последнее десятилетие. Но многие наболевшие вопросы, от которых, как я считаю, напрямую зависит будущее нашей Державы, тем не менее, не решаются…

 - Весь комплекс существующих ныне в России проблем, так или иначе, связан с отсутствием крепкой духовной базы. А так как именно Церковь всегда владела и владеет истинными и непреходящими нравственными ориентирами, то сколько бы мы ни прилагали усилий по реформированию экономики, жизнь не улучшится до тех пор, пока общество не восстановит систему традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Но чтобы Церковь могла во всем объеме своих возможностей служить Богу и людям, ей нужна помощь и поддержка как государства, так и общества. Будучи отделенной от государства, Церковь никогда не была отделена от народа. В печалях и радостях, в дни испытаний и побед, в уничижении и славе – она всегда была с народом, ибо народ и составляет Церковь.
 Государство не должно забывать, что храмы и другие религиозные святыни были разрушены и осквернены в годы богоборчества именно светской властью. Поэтому справедливо было бы принять государству посильное участие в их восстановлении. Для этого необходимо ежегодно вносить в проект бюджета специальную статью расходов на реставрацию культовых зданий и сооружений, большинство из которых являются памятниками национальной культуры. Пока же все расходы по воссозданию, реставрации и содержанию храмов и монастырей берут на себя благотворители и религиозные общины. А многие приходы существуют на грани выживания и нуждаются в предоставлении им ряда льгот: снижение налогов и тарифов на электроэнергию, газ, отопление, воду, средства коммуникаций. Пожертвования, поступающие на церковные нужды и благотворительность, не должны облагаться налогом. Даже этот небольшой ряд мер мог бы существенно облегчить жизнь, социальное и просветительское служение традиционных религиозных объединений.
 В последнее время государство вернуло Церкви множество святынь, изъятых у нее советской властью. Но до сих пор, нередко, возвращение святынь происходит лишь благодаря благорасположению того или иного директора музея. Часто Церковь сталкивается с противодействием музейных работников, мотивирующих свой отказ вернуть «музейный экспонат» тем, что в храмах нет соответствующих условий хранения. При этом замалчивается, что некоторые христианские святыни находятся не в выставочных залах, а в запасниках музеев, откуда иногда возвращаются в таком состоянии, что не подлежат реставрации. При содействии государства Церковь готова обеспечить требуемые условия содержания ценных и древних «экспонатов», но она нуждается в помощи, как финансовой, так и юридической.

 – Любая уважающая себя страна должна, прежде всего, думать о подрастающем поколении и стариках. Без этого нам не вернуть былую славу России.

 - В России, на протяжении веков, Церковь была непосредственно связана с образованием. Изначально именно она являлась источником просвещения на Руси. Впоследствии, когда появились светские учебные заведения, преподавание основ веры и нравственности оставалось обязательной дисциплиной. В 1918 году вышел Декрет о свободе совести, каждым пунктом которого отсекались те живительные артерии, которые во все времена соединяли Церковь с православным народом.
 Сегодня основные религии Российской Федерации должны иметь возможность на законных основаниях принимать активное участие в духовном, культурном, нравственном и патриотическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Это положение должно быть закреплено в Конституции РФ.
 Всем людям, жившим в Советском Союзе, знаком лозунг: «Дети – наше будущее». При самом участливом отношении Церкви к проблемам воспитания подрастающего поколения, тем не менее, главную заботу и внимание она призывает уделять людям пожилого возраста. У всех народов, какую бы религию они не исповедовали, и во все времена молодежь воспитывалась в уважительном и почтительном отношении к старости. Наши предки знали одну простую истину: не дети, а старики – наше будущее.
 Мы не имеем права считать себя цивилизованной и нравственно здоровой нацией, пока почти все наши пенсионеры еле сводят концы с концами.
 Эту первостепенную проблему мы должны решать не только на государственном уровне, увеличивая размеры пенсий, но и всячески помогать Церкви в устроении при храмах и монастырях домов престарелых.
 Церковь стремится активно реализовывать социальное служение в больницах и тюрьмах – местах, где люди наиболее сильно нуждаются в утешении и поддержке.
 К сожалению, социальное служение Церкви – милосердие и благотворительность – не имеет под собой законного фундамента, а держится лишь на доброй воле больничного и тюремного начальства.
 В последнее время во многих армейских частях появились священнослужители. И не только православные священники, но представители других основных религий. Священнослужители сопровождают военных всюду, исполняя не только свои непосредственные священнические обязанности, но и разделяя с ними все тяготы военной жизни.
 Церковь заключила Соглашение о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Это открывает большие возможности для воспитания воинства в духе верности высоким нравственным идеалам.
 Мы хотим, чтобы присутствие священнослужителей в войсках стало повсеместной нормой и не встречало препонов со стороны отдельных военачальников, чтобы каждый воин мог быть уверен, что его религиозные потребности, а ведь нередко вопрос идет о жизни и смерти, будут удовлетворены.
 России нужны люди, живущие по правде, готовые жертвенно служить Родине так, чтобы она была духовно сильным, нравственно здоровым и экономически стабильным государством.
 От нашей социальной и политической активности зависит процветание и мощь Российской Державы, от веры и силы духа – величие и крепость Церкви. А как сказал президент России В.В. Путин 25 сентября 2003 г. в Америке на встрече с иерархами Русской Православной Зарубежной Церкови: «Нет большего блага для Церкви, чем служение Родине».

Беседу вел Андрей Печерский

от 25.04.2024 Раздел: Ноябрь 2003 Просмотров: 727
Всего комментариев: 0
avatar