Добавлено: 12.03.2025

«Россия спасена Богородичною силою»

Из слова протоиерея Николая Булгакова о Державной иконе Божией Матери 15 марта 2007 года

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы торжественно празднуем 90-летие явления Державной иконы Божией Матери. Это событие совершилось 2 марта 1917 года по юлианскому календарю. Перед этим крестьянке Бронницкого уезда, на земле которого построен наш Державный храм, Евдокии Ивановне Андриановой, было два сновидения. Первое — 13 февраля. Таинственный голос говорил ей: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона, её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». 26 февраля Матерь Божия — Евдокия Ивановна поняла это сердцем — явилась ей вторично. За время между этими двумя явлениями, как мы знаем из истории, в Петрограде уже началась февральская революция. Матерь Божия тогда открыла, что люди, которые будут обращаться к Ней в надвигающиеся трудные времена, не будут вовсе избавляемы от скорбей, потому что эти скорби должны явиться, чтобы люди вспомнили о духовной стороне жизни как о главной её стороне, но те, кто будет к Ней обращаться в это время, будут спасаемы.

И вот 2 марта Евдокия Ивановна пришла в замечательный, исторически очень важный для нас храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в честь рождения первого Царя всея Руси Ивана Васильевича Грозного. И вместе с батюшкой этого храма Николаем Лихачёвым они с трудом нашли в подклети храма большую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, Евдокия Ивановна увидела на ней Царицу Небесную — так, как Пречистая являлась ей во сне. И это был именно тот день, когда нашего Царя, святого мученика Николая Александровича, заставили сойти с Богом вручённого ему Российского престола.

Когда люди увидели на явленной иконе Царицу Небесную восседающей на царском троне, в царской короне, с царскими регалиями в руках, со скипетром и державой, они поняли великий смысл этого духовного события. То был голос с Небес от Самой Царицы Небесной, который дошел и до нас, который звучит над нашей многострадальной землей в течение всех этих десятилетий и разносится по всему мiру. Матерь Божия объявила, что Она Сама будет Царицей Русской земли, Своего Четвёртого Удела на земле — так же, как Она когда-то объявила афонским монахам, что Она будет Игуменией Святой Горы Афон, Своего Первого Удела, то есть той части мiра, которую Она Сама просвещает Светом Сына Своего. Объявила о Своем Покрове, заступлении, защите, о Своей помощи народу Своему в предстоящих испытаниях, которые Господь судил — или доверил, удостоил — народу нашему понести.

В том, 1917 году явление Державной иконы совершилось в третью седмицу Великого поста, перед выносом Креста из алтаря для поклонения. И не раз, не один год мы видели Крест лежащим посреди церкви рядом с Державной иконой Владычицы, не раз в нашем церковном календаре повторялось подобное сближение. Этот день всегда приходится либо на Великий пост, либо на предваряющую его Сырную седмицу, когда в храмах уже читаются Евангельские чтения Страстной седмицы, — то есть на время, когда мы особенно близко переживаем страдания Спасителя перед Его Воскресением. И в этом есть глубокий духовный смысл.

В 1918 году протоиерей Сергий Булгаков вспоминал, что перед самым октябрьским переворотом близкий ему человек с великим волнением и умилением рассказывал ему, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери — его ещё не успели назвать Державным — на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знал… «Россия спасена Богородичною силою», — ответил уже тогда на этот вопрос отец Сергий, добавив, что об этом твердо знает вся Православная Россия.

Россия спасена — хотя ей предстояли испытания невообразимые. Ничего подобного никогда не было на нашей земле. Хотя, мы знаем, русская история полна великими испытаниями. Но таких испытаний ещё не было ни в истории России, ни в истории человечества.

И вот ещё до их начала Матерь Божия открыла, что Она полагает предел предстоящим страданиям. Что не до конца прогневался Господь, предстательством Его Пречистой Матери. Вот величайший смысл явления Державной иконы: Матерь Божия вновь умолила Господа за Россию.

Мы твёрдо знаем из нашей истории, это уже происходило в прежние века: Матерь Божия не раз умоляла Своего Божественного Сына за Дом Свой, за Свой Удел, за возлюбленную Ею Россию, и Господь принимал Её молитвы. И теперь вновь люди русские узнали, что Матерь Божия приняла молитвы православных и умолила Господа за Святую Русь, когда над ней нависли новые, небывалые испытания. Когда на нашей земле начинались жесточайшие гонения на Бога, на Его Церковь, на Его заповеди, на все самые лучшие представления о жизни… На народ православный, на его душу, на веру, традицию, на названия городов и улиц, на ремёсла, на весь уклад жизни. На русский дух, на русский язык, на историю, литературу, музыку, живопись, архитектуру — на всё были воздвигнуты гонения. Какую бездонную скорбь испытывали наши соотечественники, видя не только то, как страдали и погибали лучшие люди, но и то, как разрушалось, истреблялось, оскорблялось всё святое, родное, — мы не можем себе этого вообразить. Какую скорбь испытывали отцы, матери, дедушки и бабушки, когда их обманутые дети и внуки отрекались от Бога, от вечной правды, вечной жизни, снимали с себя кресты, поверив абсолютной лжи тех, кто, в отличие от их родителей, не желал им никакого добра, а только хотел властвовать над ними. Когда шла чудовищная братоубийственная война и русские люди убивали русских людей. Когда наши соотечественники вынуждены были покинуть любимую Родину, дороже которой не было для них ничего, и уехали в Европу, Азию, в Америку, в Австралию… И очень многие там остались навсегда, никогда уже не увидели родной земли, и их потомки остаются до сих пор. Какую великую скорбь они должны были испытывать — они оставили нам об этом свои свидетельства, в том числе в написанной там художественной литературе.

Впрочем, и сегодня мы испытываем подобную скорбь, видя, как наши русские молодые люди, поверив такой же точно лжи о том, что здесь у нас на Родине нет ничего хорошего, уезжают на Запад и живут там уже не из страха смерти — добровольно. Нет ничего хорошего?! А за что же веками шли на смерть здесь наши воины? За Веру, Царя и Отечество. Или, может, они хуже нас знали, дороже какого сокровища нет ничего на земле?

Святитель Тихон, избранный Патриархом Всероссийским в том же 1917 году, мучительно переживая со своим народом его беду, говорил народу нашему:
«Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как безплодную смоковницу?
О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает нас в трепет…»

А ведь мог, наверное, Господь посечь тогда Россию?.. Хотя и не совсем уж безплодную, она была, может, плодоносней других, произраставших на земном шаре. И ее падение — тайна Промысла Божия. Так говорили те, кто осмысливал это величайшее событие нашей истории. И мы продолжаем осмысливать его. Может быть, это было не только наказание за грехи, которые, конечно, были у нас, — и, возможно, наши грехи самые тяжкие перед Богом, потому что нам больше всех было дано: родиться в Доме Богородицы, в Уделе Матери Божией! Это куда же выше! Но страдания русского народа были ещё и жертвой всемiрного значения, жертвой за грехи и тех, кому столько не было дано…

И вот Господь тогда не отверз хляби небесныя и не потопил землю Русскую с ее грехами, не попалил нас, как Содом и Гоморру, не до конца прогневался. Почему? Потому что Царица Небесная вновь взяла под Свой Покров нашу землю, умолила Его за Свой Удел и в это лютое время, явила Державу Свою Непобедимую. И явились люди, для которых Россия, Церковь Русская, правда Христова были дороже их собственной жизни. Господь дал им силы. Явились новомученики и исповедники, молитвенники. И прежде всего, святой Царь Николай со своей Семьёй. И святитель Тихон с сонмом архиереев, священников, монахов, мiрян… И многие другие простые русские люди, верные Господу. И Господь принял их молитву, их жертву. Матерь Божия умолила Его об этом. И Россия не погибла. И принесла свой красный плод.

Служба Державной иконе Божией Матери, которая была составлена тогда же с участием святителя Тихона, исполнена тех глубоких смирения и покаяния, той горечи, которые испытывали тогда наши верующие соотечественники (то есть большинство нашего народа), — и в то же время великой надежды на всесильное заступление Царицы Небесной: если Матерь Божия умолит, то Господь сохранит Россию и впредь.

Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и, яко Всехвальная, постави ны на камене веры, и спаси ны, Владычице, спаси ны, и утверди посреде нас державу Твою.
(Стихира на «Господи, воззвах»).

Эта великая надежда не осталась тщетной. Все эти десятилетия, можно сказать, пронизаны заступлением Царицы Небесной за наш народ. Этих лет без заступления Матери Божией в жизни нашего народа не могло быть, и их не было. Все события, которые были у нас в эти годы: и наши неисчислимые скорби, страдания, и в то же время неизмеримая высота подвига нашего православного народа, немалая часть которого не отступила от Бога, как ни добивались этого всеми способами богоборцы: силой, ложью, страхом… Народ сохранил свою веру. Сохранил и многочисленные списки с Державной иконы, на которую тоже были гонения. Всё это совершилось под Державным Покровом Царицы Небесной, который простирался над нашей Родиной в каждый день и час её истории минувшего века.

По материалам СМИ
от 22.03.2025 Раздел: Март 2025 Просмотров: 829
Всего комментариев: 0
avatar