Добавлено:

Рождественские чтения

Нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения. Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима...

15–17 февраля с.г. в Москве прошли XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Публикуем отрывки из ряда выступлений участников Чтений.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на недавнем Поместном Соборе. Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию II, Собор напомнил, что почивший оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя людей разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя заветы почившего Первосвятителя, — читаем мы в Послании Собора, — нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения». Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима...

Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

«Христианская вера ни в коей мере не может служить препятствием к научному знанию, к развитию этой сферы человеческой деятельности.

Это утверждение верно и в обратном, поэтому противникам религии мы могли бы с уверенностью сказать, что прогресс естественных и точных наук не препятствует вере, наоборот, он способен утвердить ее и вдохновить исследователя на новые свершения и внутреннее преображение.

Не случайно верующими были многие ученые-физики и математики от Ньютона и Лейбница до Эйнштейна и Бора.

Минувший век, оставивший нам печальное историческое наследие в виде двух мировых войн, трагедий Хиросимы и Нагасаки с очевидностью свидетельствует, что значит научное знание в отрыве от нравственных традиций. Оно, стремящееся к проникновению в тайны мироздания, способно погубить само себя вместе с человечеством, его породившим».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:

«Одной из основных причин неэффективного осуществления государственными и общественными институтами функции по духовно-нравственному воспитанию детей является отсутствие единой последовательной системной государственной политики в сфере духовно-нравственного. воспитания и защиты нравственности детей.

Мы видим, как ломка традиционной системы ценностей, отвержение веры ведет к разделению в обществе, навязыванию молодежи дехристианизированного сознания. Это культивирует эгоизм и праздный образ жизни, главная цель которого - получение удовольствия и только. Так в молодежной среде получают распространение тяжелейшие социальные пороки.

Речь идет о праве приобщать своих детей в общедоступной российской школе к духовным и нравственным ценностям, и, прежде всего, - православным, давать своим детям образование и воспитание, соответствующее этим ценностям, традициям и культуре. Именно осознание современной молодежью своей причастности к многовековой духовной и культурной традиции своего народа позволит сохранить и укрепить духовное и культурное единство нашей страны».

Начальник Военной академии Генерального штаба ВС России генерал армии А.В. Белоусов:

«Сегодня без преувеличения можно сказать, что каждому гражданину России, тем более – военнослужащему, нужны не только профессиональные знания, но непрерывный «курс родинолюбия и долга», широкая осведомленность о происходящих в мире геополитических и военно-политических процессах, умение оценить их с позиций интересов Отечества, выявить духовный и идейный смысл происходящих событий.

Вполне осознанными и воспринятыми душой должны стать конституционно закрепленные ценности российского народа: государственный суверенитет, язык, народная власть, история, культура. Законодательно признанная особая роль православия в создании российской государственности и духовности, его непреходящие ценности также должны быть отнесены к предметному полю духовного пространства, подлежащему безусловной защите».

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Утверждение, что христианское видение любви и семьи переживает сегодня кризис, настолько очевидно, что нет необходимости говорить об этом. Речь должна идти прежде всего о верности любви и о неразрушимости таинства брака. Нерасторжимость брака еще в XIX веке поддерживалась гражданским законом – это значит, брак соответствовал правилу, установленному религией, евангельским благовестием. Все были послушны этой норме, и супружеская неверность рассматривалась судами. Узаконивание развода открыло брешь в этой системе, заменив христианскую идею брака договором. Брак как непоколебимое таинство, видимый знак духовной реальности, уступил место контракту, заключаемому по вольному согласию двух людей и потому имеющему возможность быть расторгнутым. После Первой мировой войны (1914-1918) был заключен «консенсус» относительно отмены запрещения абортов и контрацептивов. Это было объявлением войны Церкви, защищающей жизнь, дарованную Промыслом Божиим».

Иеромонах Серафим (Петровский), заместитель председателя молодежного отдела РПЦ:

О том, чтобы перевести часть православных храмов в городах России на круглосуточный режим работы, на молодежной секции XVII Рождественских чтений высказался заместитель председателя молодежного отдела Русской Православной Церкви иеромонах Серафим (Петровский).

По его мнению, такой шаг нужен, чтобы молодежь имела больше возможностей войти в церковную ограду. «Учитывая, что ритм жизни современного человека за последние 10-15 лет очень изменился, что молодежь собирается в компании, так сказать, тусуется, поздно вечером, поэтомужелательно дать ей возможность даже случайно зайти в храм, поставить свечу, задуматься о смысле жизни в тишине перед иконой», - считает миссионер.

При этом он сообщил, что, например, во Франции многие храмы открыты 24 часа в сутки, и ночью там людей, особенно молодых, намного больше, чем днем.

«Я сам окончательно уверовал, когда с друзьями, курсантами Военного института, возвращался из увольнительной. Было часов десять вечера, когда мы вышли из метро «Бауманская» и решили обойти Богоявленский собор. Дверь в храм оказалась открытой, там шла уборка. К нам подошла молодая приятной наружности женщина и предложила провести экскурсию по храму. Общение с ней и атмосфера ночного храма произвели на всех нас такое впечатление, что я вскоре крестился, и двое из нас стали священнослужителями», - поделился воспоминаниями отец Серафим.

Протоиерей Максим Козлов:

«Мы очень нуждаемся сегодня в живой телепередаче на православную тематику на одном из центральных телеканалов», - сказал отец Максим на молодежной секции XVII Рождественских образовательных чтений.

По его словам, «это должен быть некий православный Гордон», то есть телепередача по своему жанру должна предполагать «достаточную степень жесткости, и свободу критики того в православной жизни, что и у нынешних людей может вызвать критическую оценку».

Такая передача, по мнению священника, стала бы действенным средством привлечения в церковную ограду современной молодежи.

Настоятель домового храма при МГУ в своем выступлении также остановился на тех типичных ошибках и опасностях, что подстерегают сегодня священнослужителей, которые занимаются активной миссией среди молодежи.

К таким опасностям он, в частности, отнес угрозу «обмирщения», политизации, а также «самопроизвольно выражающейся тусовочности». Священник призвал не превращать воцерковляющуюся молодежь в какую-то особую когорту. По его словам, «для молодых людей будет вредно, если они осознают себя некой писаной торбой, с которой все носятся».

Священник призвал также не слишком увлекаться практикой сокращения литургии в миссионерских целях и популяризацией так называемых детских литургий, напомнив, что аналогичные богослужебные реформы в Католической церкви во время II Ватиканского собора «не привели к притоку благочестия».

Игумен Иоанн (Самойлов), председатель Епархиальной богослужебной комиссии, клирик Московской епархии:

«Тысячелетний юбилей Крещения Руси стал точкой отсчета нового периода истории Русской Православной Церкви. Прежде всего, мы имеем в виду внутреннюю церковную жизнь, в связи с полученной свободой со стороны государства. Справедливая оценка и осмысление пережитого открыли новые перспективы Православию. Русская Церковь, «возвратившись из плена», получила возможность осуществлять свою спасительную миссию. Кому обязаны мы? Кто даровал нам эту свободу? — Несправедливо, отвечая на этот вопрос, умолчать о наших небесных заступниках, русских святых тысячелетнего периода, и в особенности о сонме новомучеников и исповедников ХХ века. Для назидания потомству справедливость потребовала их церковного почитания и прославления в лике святых.

Особая ответственность за воспитание нового поколения в духе подвига новомучеников легла на плечи пастырей.

Видимым знаком почитания должно быть написание икон новомучеников и строительство в честь их храмов. А лучшей формой сохранения памяти имен святых может стать нарицание в честь их младенцев при совершении таинства Крещения. В этой форме для нового члена Церкви содержится и пожизненное подражание подвигу своего небесного покровителя и ежедневное молитвенное обращение.

Думается, было бы весьма полезным для Церкви также при духовных семинариях организовать и гимнографические кружки, в которых могли бы обучаться песнотворческому искусству способные студенты, будущие пастыри нашей Церкви. Именно на студенческой скамье учащимся нужно внушить, что прославление и почитание русских святых способно наполнить духовным содержанием их будущее приходское служение, а в сердцах прихожан через преемственность поколений — укрепить память о великом подвиге веры, который совершался в нашей стране в годы гонений на веру».

Трезвость и будущее России

В рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений, в Москве, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялась работа конференции «Трезвость и будущее России». В мероприятии, которое проводится уже второй раз подряд, приняли участие православные священники, известные ученые, общественные деятели, представители православного трезвеннического движения.

На форуме выступил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов): «Проблема алкоголизации России для меня стала важной и актуальной сравнительно недавно, после того, как мы взяли большое хозяйство в Рязанской области. Мы увидели, в каком состоянии находится большинство людей в сельской местности. А это практически стопроцентное непрекращающееся пьянство. Стоило огромных трудов, чтобы люди хоть частично оставили эту смертную привычку. Встал вопрос о том, что надо внести свою малую лепту в это трудное дело. Год назад возникла идея проекта «Общее дело», он будет состоять из разделов: ролики социальной рекламы; (около восьмидесяти), 10 документальных фильмов на Первом канале и их обсуждение. Два фильма уже сделаны, прошла запись их обсуждения, и они поставлены в программу. Дай Бог, чтобы к нам еще кто-то присоединился. ..Я согласен с тем, что духовенство должно скорректировать свое поведение относительно вопроса об употреблении спиртных напитков», – заявил отец Тихон.

В своем выступлении один из руководителей Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ), профессор Владимир Жданов коснулся проблемы, связанной с мировым экономическим кризисом. По его словам, сейчас представился уникальный случай свернуть голову алкогольной мафии, которая травит нас и наших детей спиртными напитками. В.Жданов отметил, что «пятая колонна» в России усиленно пытается воспрепятствовать введению нравственной цензуры на телевидении. Медицинское сообщество, в свою очередь, тоже мешает продвижению трезвости, так как фактически заинтересовано в распространении алкоголя. На самом деле, разговор о трезвости – это политический разговор, высказал свое мнение ученый. И это, безусловно, крайне важный в наше время разговор. По его словам, сейчас против народа развязана война, которая по своим последствиям еще страшнее, чем Великая Отечественная война, так как после той войны народ вышел духовно преображенным, когда как сейчас происходит полное опустошение душ. И какими мы выйдем из этой войны – никому не известно, подчеркнул В.Жданов.

В своем докладе «Алкогольная катастрофа России. Антикризисные меры» кандидат исторических наук Дарья Халтурина провела анализ причин демографического кризиса в России. По ее словам, с конца 1980-х годов резко упала рождаемость, а с начала 1990-х – выросла смертность. А вообще, отметила эксперт, скачок смертности совпал с отменой госмонополии на алкоголь, то есть с 1992 года.

Выступающая отметила, что сейчас идет вымирание России. В других странах рождаемость тоже упала, но смертность не увеличилась, и вымирания нет. Например, это такие страны, как Германия, Армения. «Российский крест» – это именно смертность. Ее уровень катастрофичен, он выше только на Украине и в Восточном Тиморе! Даже в Африке и Азии смертность ниже. В нищей Албании смертность мужчин в семь раз ниже, чем в России. Основная причина вымирания – алкоголь. К сожалению, эти данные нигде не публикуются. Среди людей трудоспособного возраста 2/3 умирает с повышенным содержанием алкоголя в крови. Цифры одинаковы и для мужчин и для женщин. Если суммировать не только демографические потери, но и ту социальную деградацию, которую приносит алкоголь в наше общество, это можно назвать гуманитарной катастрофой. Большинство убийств совершается в нетрезвом состоянии. Мы на втором месте в мире по количеству заключенных, занимаем первое место в мире по количеству оставленных детей, второе в мире по уровню разводов. Все это связано с алкоголем.

Патриархия.ru,
Официальный сайт РПЦ,
Prokimen.ru

от 27.04.2024 Раздел: Март 2009 Просмотров: 634
Всего комментариев: 0
avatar