Афонский старец Иероним (Соломенцов):
Принесем Господу сердце чистое
Принесем Господу сердце чистое
Таинство странное вижу и преславное:
небо вертеп, престол Херувимский Деву:
ясли вместилище, в них же возлеже
невместимый Христос Бог,
Его же воспевающее величаем
(Песнь 3. Ирм.)
небо вертеп, престол Херувимский Деву:
ясли вместилище, в них же возлеже
невместимый Христос Бог,
Его же воспевающее величаем
(Песнь 3. Ирм.)
Рождество или воплощение Христа Спасителя нашего последовало по великому милосердию и снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Господь, приняв на Себя естество человеческое, тем самым восхотел возобновить его, спасти от вечной погибели. Сидящим во тьме и сени смертной воссиял Божественный свет. Возрадовалось небо и небожители, возрадовалась земля и земнородные о таком неизреченном благоволении Божием.
Возрадуемся и мы, встречая этот великий праздник, подобно тому, как радовались и славословили Бога Ангелы с пастырями и Богомудрые волхвы, которые в чувствах благоговейной признательности к Рождшемуся не ограничились одною лишь радостью, но принесли Ему в дар самое лучшее и драгоценное, что имели. Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему?
Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому, и так докажем делом, что любим Спасителя своего, разделим с неимущими насущный хлеб наш, оденем требующих одеяния, и в иных многих горьких нуждах и скорбях поможем по силе своей нуждающимся, тогда будет у нас истинный светлый праздник, тогда и Рождшийся от Пречистой Девы сподобит нас Своего Божественного пришествия и усладит наше празднество.
Прославляя Спасителя своего, прославим и по плоти рождшую Его Пречистую Богоотроковицу, принесем Ей песнь хвалебную, возопием к Ней со Святой Церковью. Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. Также чаще будем повторять Ей Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Через Нее, как говорит Святой Августин, Бог снизшел на землю, дабы через Нее люди удостоились восходить к Небу. Она — единая несомненная надежда и споручница грешников, к покаянию их воздающая. Она спасает и милует всех, притекающих под Ее Покров. Она — милости неоскудеваемый источник, стена необоримая, ходатайство к Творцу непреложное, упование и предстательство всех верных, надеющихся на Нее. Ей Единой изрек Господь и Сын Ее, что все Ее прошения исполнятся, Ее молением отвращается от грешных праведный гнев Божий на них движимый.
Она, как говорит Димитрий Ростовский: «Ставши между Богом и грехами нашими, яко посредница, не пускает проходить близ пред Бога грехам нашим, и гласом Своим за ны молитвы отражает глас грехов наших смертных, вопиющих на ны к Богу». На Пресвятую Деву мы должны взирать как на нашу Всемощную Ходатайницу пред престолом Вседержителя.
Мы Ей усыновлены при кресте в лице возлюбленного Ученика Христова, Ей принадлежим, как стяжание, искупленное драгоценною кровию Бога и Сына Ее. Благодеяния, изливаемые Ею на мир православный, безпредельны, больше песка морского, чему живое свидетельство множество чудотворных Ее икон, источающих безчисленные чудеса миру православному.
Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее святой жизни, Ее чистоте, Ее непорочности, Ее кротости, милосердию, смирению, Ее совершенной преданности воле Божией. Тогда только мы можем дерзать именовать Ее Материю своею, и тогда только мольбы наши Ей благоприятны и нам спасительны.
Святитель Григорий Палама:
Будем в мире с Богом
Будем в мире с Богом
1. Из всего, от века сотворенного Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее или божественнее Рождества Христова, которое мы сегодня празднуем.
2. Не Ангел, не человек, но Сам Господь пришел и спас нас, ради нас став как мы Человеком, пребывая неизменным Богом. Потому что строя Новый Иерусалим и уже возводя Себе храм из одушевленных камней, и собирая нас в священную и всемирную Церковь, Он утверждает в ее основании — которое есть Сам Христос (Еф. 2:20) — приснотекущий Источник благодати.
3. Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, — символ чего была смирна, — даровал нам божественную жизнь, — образом чего был ливан, — и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы.
4. Братие, мир сохраним в нашей среде, насколько это — в наших силах: потому что его мы восприяли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашого ...Будем в мире с Богом: делая угодное Ему... Будем в мире и друг с другом: «приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам» (Кол. 3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас.
Схиархимандрит Иеремия (Алехин):
Праздник Любви и Милосердия Божия
Праздник Любви и Милосердия Божия
Рождество Христово является праздником Любви и Милосердия Божия. Это великая радость для всего человечества и всей вселенной. В Рождестве Христовом произошло соединение Неба с землею, открылся для людей путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и диаволом. Рождество обусловило личное человеческое просвещение и обожение благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения.
Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». «В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это — праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это — Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это — Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Церковный устав называет Рождество Христово «второй Пасхой». Этим подчеркивается особенно тесная связь праздника с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти, тайной, которую Святая Церковь проповедует в своем вероучении, и с которой она вводит нас в непосредственное духовное соприкосновение своим богослужением и таинствами.
«Русская зима» в год тысячелетия Русского Афона
Весь 2016 год прошел под эгидой 1000-летия Русского Афона. Знаменательно, что и окончание юбилейного года (по юлианскому календарю) ознаменовало себя воистину «русской зимой» на Святой Горе.
Неожиданно начавшись в ночь на Рождество Христово, сильный снегопад не прекращался на Святой Горе пять дней.
Такого непрерывного и интенсивного снегопада Святая Гора не знала более 20 лет. В среднем высота снежного покрова достигала полутора метров, а в некоторых местах приближалась к двум метрам. В сутки выпадало 20–30 см осадков, а температура ночью опускалась до -6 градусов по Цельсию, что также для Афона является довольно редким явлением. Движение транспорта по Святой Горе было затруднено. В некоторых обителях было затруднено перемещение даже по территории самих монастырей.
Как отмечали многочисленные паломники, Святая Гора в эти дни даже природой стала напоминать Святую Русь...
Специалисты считали, что для Афона такой снегопад — огромная милость Божия, так как он обильно напитал каменистую святогорскую землю. Особую радость конечно же испытывали русские святогорцы, не каждую зиму имевшие возможность видеть погоду, напоминающую родную землю. Но для привыкших к теплому климату греков — это было настоящее стихийное бедствие.
Как сообщал портал «Русский Афон», снег на Святой Горе выпадает сравнительно редко и быстро тает. Климат здесь субтропический (средиземноморский), зима, как правило, мягкая и дождливая, а лето довольно жаркое. Поэтому афонскими монахами, привыкшими к теплому климату, появление здесь снега воспринимается как «маленькое чудо», бывающее очень редко.
У берегов Афона можно было наблюдать удивительную картину, как из неуспевающего остыть моря исходит пар, который раздувается ветром вдоль морской глади.
Богоявление в Греции
В этот день по всей стране происходит освящение водоемов. Согласно старой традиции на праздник Богоявления молодые юноши, до утренней службы, ныряют в ледяную воду, соревнуясь, кто быстрее из них поймает крест, брошенный в воду священнослужителем. Первый, кто поднимет крест на поверхность, считается счастливчиком, которому весь год будет сопутствовать удача и здоровье.
Эта традиция тесно связана с воспоминанием о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Самые смелые готовы нырнуть даже при температуре ниже нуля в море, реки и водохранилища.
Эта же традиция существует среди паломников на Афоне.
По материалам afonit.info
и других православных сайтов
и других православных сайтов