Добавлено: 08.04.2015

Рубежи русской государственности

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы»

14 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного русского народного собора на тему «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.

Заявленная тема форума — «Рубежи Русской государственности» — пожалуй, нигде не звучит так актуально, как в Калининграде, на берегах Балтики. Здесь все дышит близостью границы, близостью других государств, близостью открытого моря, словом, близостью той черты, за которой кончается Русская земля.

Но рубежи России, как не раз говорилось на нашем Соборе, не сводятся лишь к географическому понятию, равно как и к заставам, пропускным пунктам, зонам таможенного контроля. Ведь Россия — это не просто государство со своими границами, законами и учреждениями. Это — страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями. Потому нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности. Сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле является русский народ, главный созидатель Российского государства. В духовном же смысле такой сердцевиной, несомненно, является православное христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное большое государство на евразийском пространстве<...>

Калининград является рубежом России вдвойне — сугубым рубежом, если использовать церковнославянский язык. Это и пограничная территория, анклав, выдвинутый далеко на Запад. Это и пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями, иной историей и иными ценностями.

Невозможно не принимать во внимание, что этой землей почти семьсот лет владели германцы: сначала Тевтонский орден, затем Прусское королевство, Второй и Третий рейх. И только семьдесят лет Калининградская область принадлежит России. Этот факт оказывает серьезное влияние на весь исторический ландшафт, на сознание живущих здесь людей. Здесь присутствуют германские памятники, германский архитектурный стиль, германская топонимика и другие многочисленные следы иной культуры.

И нередко возникает соблазн строить идентичность живущих здесь людей на фундаменте этого наследия — наследия, прямо скажем, достаточно величественного.

Но отдавая дань уважения великим немецким архитекторам, скульпторам, ландшафтным дизайнерам и даже простым крестьянам, немало потрудившимся над преображением этого края, мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Ее основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.

Мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников на этой земле были, к сожалению, сопряжены с неприемлемой для нас идеологией, которую условно можно назвать «натиском на Восток», которая вдохновляла еще крестоносных рыцарей, пришедших на поле перед Грюнвальдом и на лед Чудского озера. Эволюция этой идеологии завершилась появлением страшного учения, разделившего человечество на людей «высшей» и «низшей» расы. Мы хорошо помним самую кровопролитную в истории войну, в которой агрессор кощунственно прикрывался символом креста — этого поклоняемого ныне Животворящего Креста, на котором Спаситель принял смерть за всех нас, за людей всех народов, за то, чтобы каждый верующий в Него смог быть Его чадом и войти в Его Царство <...>

В достижении Победы над нацизмом наш народ сыграл решающую роль не только в физическом, но и в духовном смысле. Веками стремясь жить по закону правды и добра, именно Россия предложила человечеству принцип равенства народов, без господствующих метрополий и угнетенных колоний. Со времени нашей Победы в 1945 году этот принцип получил признание во всем мире, стал подлинной общечеловеческой ценностью.

Семидесятилетие Победы совпадает с семидесятилетием Калининградской области, что глубоко символично. Калининградская область — это плод Победы, овеществленный ее результат, а калининградцы, может быть, в большей степени, чем все остальные граждане России, должны ощущать себя наследниками Победы. Область создавалась не только как стратегический форпост России, призванный навсегда предотвратить в будущем упомянутый выше «натиск на Восток». Но она должна стать и духовным форпостом России в Европе. Не регионом, более других подверженным западному влиянию, а регионом, более других готовым к диалогу с Западом и к привнесению в этот диалог наших духовных ценностей.

Полагаю, что сейчас наступил очень подходящий момент для такого честного диалога, включая совместные размышления о ценностях. Потому что некогда общехристианский фундамент Восточной и Западной Европы сегодня подвергается разрушению, в первую очередь в Западной ее части. Россия пока еще сохраняет духовный фундамент и, настаивая на важности духовных ценностей, поддерживая, в том числе в значительной мере культурной, а теперь и образовательной политики, имеет много что сказать нашим западным партнерам. И нам не следует ни бояться этого диалога, ни скрывать тех ценностей, которые вырастают из нашей традиции, из нашей столь непростой истории.

Говоря так, я вовсе не призываю отвергать западноевропейский опыт. И Петр Великий, и русский гений Михаил Васильевич Ломоносов, и наш земляк калининградец Андрей Тимофеевич Болотов, и тысячи других русских людей являют нам примеры того, что у Западной Европы можно и нужно перенимать очень много полезного. Впрочем, как и у других народов — японцев, китайцев, арабов, индусов, персов, которые внесли в сокровищницу человечества, если говорить обо всей истории, не меньше, чем европейцы. Но оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твердо придерживаться приоритета духовных ценностей.

Необходимо твердо и безоговорочно сказать: Калининградская область — это русская земля, которая по праву принадлежит нашему народу, семьдесят лет назад понесшему огромные, ни с чем не сравнимые и ни с кем не сравнимые жертвы не только за освобождение своей страны, а за спасение всех народов мира, в том числе немецкого народа от самоубийственной гитлеровской идеологии. Необходимо и в плане материальном, и в плане историко-архитектурном обустраивать эту землю как русскую, не забывая и не отталкивая, но и не подчеркивая особенным образом, как это иногда кто-то делает здесь, в Калининграде, пласт германского наследия. Нужно обратить особое внимание на исторические памятники русской воинской славы, которыми изобилует калининградская земля еще со времен Семилетней войны и противостояния с Наполеоном, равно как и на памятники Первой мировой войны и, конечно, Великой Отечественной.

Надо постараться создать здесь русский архитектурно-культурный ландшафт, выражающий нашу национальную традицию и наши духовные ценности. Ярким примером такого подхода является храм Христа Спасителя — духовная и архитектурная доминанта Калининграда, воплощение воли тысячи местных жителей, отдавших строительству и свой труд, и свои пожертвования, и свои молитвы и свои таланты. Необходимо шире использовать традицию нашей национальной архитектуры, русского дизайна для обустройства города и сел региона. Причем не нужно создавать какие-то копии старых памятников, которые в нынешних условиях превращаются в некий кич. Нужно строить новое, но не порывать со своей культурной традицией <...>

Сегодня мы живем в эпоху глобальных вызовов, которые брошены не только России, но и всей христианской Европе, как я уже сказал. Мы видим, что сегодня в одной стране за другой обрушиваются основы нравственности, базовые понятия о добре и зле, пороке и добродетели, на смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь не рожденных младенцев, и сама природа человека. Это очень серьезный вызов, который Западная Европа не сумеет преодолеть в одиночку. Очень многие на Западе уже понимают всю опасность происходящих событий в западноевропейских странах. И снова, как в былые времена, может быть, потребуется и миссия России, осуществляя которую, мы станем не подражать и заимствовать, а свидетельствовать о сохраненном понимании Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и ее смысла. Придти на помощь всей России и другим народам — миссия Калининградского региона, находящегося на рубеже цивилизации, быть не просто оборонительным рубежом, не просто заградительным щитом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией синтеза материальных культур и притягательным маяком в духовной жизни. Если возник такой русский анклав в центре Европы посреди народов западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верен наш народ. Нет никаких сомнений в том, что это свидетельство найдет широкий отклик среди соседних народов и послужит обращению к нашим общим корням, корням христианским.

Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
от 23.11.2024 Раздел: Апрель 2015 Просмотров: 2329
Всего комментариев: 0
avatar