Предлагаем нашим читателям беседу нашего корреспондента Ларисы Беляевой с протоиереем Павлом Сорочинским, председателем Организационного комитета Комиссии по проведению Большого волжского крестного хода, благочинным I-го Тверского округа, настоятелем храма в честь Покрова Божией Матери в Твери, председателем Комиссии по подготовке многодневных крестных ходов Тверской митрополии.
– Расскажите, пожалуйста, о предстоящем XV Большом волжском крестном ходе. Кто будет принимать участие в крестном ходе и в чём отличие его от проходивших в предыдущие годы? Какие святыни будут участвовать?
– Крестный ход у нас юбилейный, 15-й. Начнется он 1 июня от истока Волги. Проходит по Тверской митрополии, мы идём по Селигеру, обходим многие храмы, посещаем Нилову пустынь, затем у нас будет Пено. Идём и освящаем исток Западной Двины. Затем у нас идёт Ржевская епархия – Ржев, Зубцов. В конце концов мы приходим 9 июня в Тверь. Оттуда мы посещаем Бежецкую епархию. Основное мероприятие начинается 16 июня в Твери. Мы идём крестным ходом на речной вокзал и погружаемся на два больших судна. Одно из них «Святой Владимир» – это корабль-храм из Волгоградской епархии. На них мы идём до Астрахани.
Пойдут священники Тверской митрополии, а в Твери к нам присоединятся девять представителей СМИ – православного телевидения, православных изданий. Очень большое финансовое участие принимает Фонд новомучеников и исповедников Российских. Идет нас не много, человек 25 от Твери до Астрахани. По пути к нам начнут присоединяться участники из других епархий.
Этот крестный ход отличается от проходивших в предыдущие годы тем, что мы пройдём по всей Волге до Астрахани. Посвящен он 1025-летию крещения Руси. Девизом этого крестного хода станут слова: «Русь Святая, храни веру Православную!» Пройдём мы по всем епархиям, которые находятся на Волге. Проходит он с благословения Его Святейшества. Мы получили от всех правящих архиереев согласие, что они примут наш крестный ход.
В связи с датой 1025-летия крещения Руси – основной святыней будет ковчег с мощами святого равноапостольного князя Владимира. Также на корабле-храме есть ковчег с мощами многих святых. Удивительное совпадение, что он носит его имя.
– Какие мероприятия планируются в рамках крестного хода?
– Есть распоряжение Его Святейшества, чтобы во время крестного хода проходили различные мероприятия, посвящённые этой дате. Будут концерты. Крестный ход будет сопровождать большой казачий хор, который параллельно с нами едет на автобусе, он приезжает раньше нас и даёт концерты. Будут проходить конференции, круглые столы. Дело в том, что каждая епархия, которую мы будем проезжать, сама составляет свою программу к этому событию.
– Как будут совершаться богослужения на остановках в храмах, монастырях, планируются ли богослужения на корабле-храме?
– Поскольку переходы будут небольшие – 10 и 18 часов, то мы будем совершать вечерние богослужения на корабле-храме. А литургии будут совершаться в областных центрах.
– Какое значение для духовной и общественной жизни нашей страны, на ваш взгляд, может иметь этот крестный ход?
– Крестный ход – это молитва, это духовное действо, и по опыту прохождения крестного хода по Тверской епархии, теперь митрополии, я могу сказать, что крестный ход имеет огромный общественный резонанс, потому что участниками его становятся те люди, которые встречают нас. Идти начнут 20-30 человек, но по прибытии в очередной пункт в крестный ход будут вливаться встречающие нас. Это сотни, тысячи людей. Это событие неординарное, происходит не каждый день, не каждый месяц, поэтому крестный ход имеет большое духовное значение. Крестный ход – это прежде всего молитва о нашей Родине, молитва за Церковь, за своих близких, а молитва всегда имеет вдохновляющий духовный результат.
– Вы не могли бы вспомнить, что вам больше всего запомнилось, произвело впечатление в предыдущие крестные ходы?
– Вы ведь с нами тоже в один из годов ходили?
– Да, с тринадцатым от Твери до Калязина. Тогда я на себе ощутила, насколько крестный ход – тяжелый духовный и физический труд, и видела, с какой радостью нас встречали на остановках.
– Поэтому вы могли сами обратить внимание, что когда крестный ход идёт по воде – это катер или пароход, он обозначен баннерами, девизом крестного хода, и люди, которые может быть не часто ходят в церковь, рыбаки, местное население маленьких деревушек, мимо которых проходим, видят такое судно на воде с плакатами, баннерами, то они крестятся, хотя бы на какое-то время проникаются мыслью к Богу, возвышаются. Конечно, это имеет большое значение. Не то что это удивляет, но это умиляет, и приятно видеть, когда на людей нисходит благодать, а они хотя бы на какое-то время становятся ближе к Богу.
Везде люди нас по-разному встречают. Я не знаю, как будет в этом году, но надеюсь, что люди откликнутся и придут встретить его и сами станут участниками крестного хода.
– Возвращаясь к истории крестного хода – как он зарождался, откуда возникла идея его проведения?
– До того, как начались крестные ходы, лет 25 назад в часовню на исток Волги 29 мая приезжало духовенство из Осташкова и других районных центров. Они совершали водосвятный молебен. Я сначала не понимал, почему 29 мая, почему эта дата, никто не знал точно. Потом в этом месте стали совершать литургию. Гораздо позже в архивах нашли записи, что действительно 29 мая, правда, по старому стилю, ещё до революции, духовенство совершало там водосвятные молебны. Потом какой-то энтузиаст предложил: а почему бы нам не пойти дальше? И такой крестный ход, который не первый, а скажем так – нулевой, пробный, когда на надувных лодках, с палаткой участники перетаскивали на себе через перекаты, но он прошёл до Твери. О нём тогда почти никто ничего не знал. А затем накануне 2000-летия состоялся большой крестный ход, который прошёл по трем республикам – Белоруссии, Украине, России и дошёл до Астрахани, пройдя по трём рекам: Днепру, Западной Двине, Волге. После этого мы стали совершать крестный ход в границах нашей Тверской епархии до Калязина. Увидели, что это хорошо, что люди откликаются, хотят это видеть. Потом мы стали расширяться. Когда крестный ход приходил в Калязин, стали проводиться концерты, фестиваль духовной музыки. Это уже стало традицией. Потихонечку мы пришли к тому, что наконец XV крестный ход милостью Божией идёт уже до Астрахани. Надеемся, что эта традиция останется навсегда, потому что это нужно для нас. Люди, особенно в маленьких селениях, не избалованы вниманием, нет подобных мероприятий, нет больших концертов. Для них крестный ход – это событие года. Из таких населённых пунктов люди провожают нас со слезами на глазах: мы ждём вас на следующий год. Поэтому мы хотим, чтобы этот крестный ход утверждался навсегда.
– Вы сами будете участвовать в крестном ходе от начала до конца?
– По благословению Владыки митрополита, поскольку я являюсь председателем Оргкомитета Комиссии по проведению Большого волжского крестного хода, буду участвовать от его начала до Астрахани.
– Как председатель Комиссии по проведению многодневных крестных ходов Тверской митрополии, расскажите, какие еще крестные ходы у вас проходят?
– Я знаю о всех крестных ходах. Есть не такие длительные. Они занимают несколько дней. Проходят в Бежецкой епархии по Малоге с иконой святителя Николая чудотворца. Проходят крестные ходы по рекам Кива, Тверца. У нас люди очень любят ходить. Места очень красивые. Получаешь духовное и эстетическое наслаждение.
– Большое спасибо за интересную беседу. Мы с нашими читателями желаем вам помощи Божией в проведении этого большого духовного и общественного события для России.
Беседовала Лариса БЕЛЯЕВА,
фото автора