Добавлено: 20.02.2018

Русь у Океана Великого

Владивостокский железнодорожный вокзал – это архитектура, наполняющая Владивосток державными смыслами. Превращающая город в Русское Слово на гранях с бурной Азией. Вокзал железнодорожный совсем рядом с морским. И азиаты, прибывающие во Владивосток морем, обязательно созерцают начало Великого Сибирского рельсового пути, увенчанного большим теремом с зелеными крышами и витиеватыми буквами над ними: «ВЛАДИВОСТОК».

Старый железнодорожный вокзал среди новых мраморных и стекло-бетонных клоков и грубых врезок в столетний городской пейзаж из дерева и камня. Вокзал, словно, каменная твердь Руси у Тихого океана. Руси, устремленной в вечность.


У начала Транссиба


Высокие потолки железнодорожного вокзала Владивостока. Широкие яркие росписи-картины освоения Дальней России, утверждения Руси на Тихом океане. Царь Петр I на фоне невских берегов и фрегатов. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский на берегу океанского залива. Апостол Сибири и Америки Святитель Иннокентий (Вениаминов), государственные чины и духовенство среди изображений синих волн и скалистых берегов. Великое время, отразившееся в образах под сводами старинного вокзала. Время, которое наполнено подвигами наших предков. Лики достойнейших мужей, утверждавших Русь у Океана Великого.

Город ныне не тот, что ещё лет десять назад. Теперь клоки омертвевшей западной цивилизации куда шире разбросаны по старому Владивостоку. Стеклянные небоскребы, фантастические мосты, какие-то недостроенные пятизвездочные гостиницы «хайяты», как на чужеземных берегах Черного моря… Размеры новых строений подавляют улицы и кварталы привычного старого города-крепости у залива Петра Великого. Иное время, иные люди. Только духовный смысл Руси и ее устремления к востоку не может стать иными. Этот смысл во Христе. И без Христа не может быть ни Руси, ни ее величественного града у Океана. Да без Христа не может быть ничего. Видимые формы антихристианских цивилизаций рассыпаются как песок и уходят в небытие. Лишь со Христом и во Христе, в Его вечной любви – жизнь вечная.

…Владивостокский железнодорожный вокзал – это архитектура, наполняющая Владивосток державными смыслами. Превращающая город в Русское Слово на гранях с бурной Азией. Вокзал железнодорожный совсем рядом с морским. И азиаты, прибывающие во Владивосток морем, обязательно созерцают начало Великого Сибирского рельсового пути, увенчанного большим теремом с зелеными крышами и витиеватыми буквами над ними: «ВЛАДИВОСТОК».

Старый железнодорожный вокзал среди новых мраморных и стекло-бетонных клоков и грубых врезок в столетний городской пейзаж из дерева и камня. Вокзал, словно, каменная твердь Руси у Тихого океана. Руси, устремленной в вечность.

Царь Николай II, будучи еще двадцатитрехлетним Цесаревичем, лично произвел закладку Великого Сибирского рельсового пути и этого вокзала. Вот как будущий Государь Николай II описывает в своем «Восточном дневнике» те часы, когда 19 мая 1891 года (по ст. стилю), состоялась закладка Транссиба:
«День был довольно холодный с свежим ветром. В 10 часов отправился за город на Первую речку, откуда проложен рельсовый путь во Владивосток в две с половиной версты солдатами и каторжными в самый непродолжительный срок. После молебна провез тачку с землей; сев в вагон новой Уссурийской дороги, покатил во Владивосток. За поездом бежали все рабочие и китайцы также.

Приехавши на будущую станцию Муравьев-Амурский, вылез из вагона и после краткого молебствия поставил краеугольный камень на этом конечном пункте великой Сибирской железной дороги – событие действительно великой важности».

В 1891 году Наследник Престола, будущий Государь Николай II, по велению своего державного отца Императора Александра III, отправился вокруг света на восток. Преодолев на фрегате «Память Азова» несколько морей и океанов, пройдя через суровые испытания в Японии, Цесаревич 25 мая 1891 года прибыл во Владивосток – главный морской порт на Океане Великом. И здесь своей державной рукой, выполняя волю своего отца, Цесаревич произвел закладку Великого Сибирского рельсового пути. А через несколько дней он покинул Владивосток, направляясь на лошадях вдоль маршрута будущей дороги в Санкт-Петербург. До города Уральска Цесаревич передвигался на коляске, на пароходах по рекам, а где-то даже пешим ходом. От Уральска до Санкт-Петербурга он добирался поездом.

Через несколько лет развернулось полномасштабное строительство главной дороги России. Вопреки доводам экономистов, вопреки земной логике. Экономисты утверждали, что строительство невыгодно и слишком затратно. Боязливые чиновники видели проект нецелесообразным. Царь Николай II лично взял всю ответственность на себя. Сам возглавил строительство. Еще при Государе Александре III был создан Комитет Сибирской железной дороги, руководить которым был назначен Цесаревич Николай Александрович. Позднее, уже в годы правления Императора Николая II для обустройства территории вдоль дороги учреждается Фонд имени Александра III. На средства Фонда возводились церкви и школы вдоль всего Сибирского пути.
Жертвователем был сам Царь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, многие русские люди из европейской части России и с Урала.

Как сказал недавно наш Владыка Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский, Транссиб стал путем, по которому православие и русская культура двинулись к Океану.

…В связи со строительством в Москве Ярославского вокзала в 1912 году, здание вокзала Владивостока, заложенное Цесаревичем, было достроено по образу выстроенного московского.

В этом был замысел – выразить цельность и единство Руси. Великий Транссиб через всю Россию, и в начальных точках этого пути единые по стилю архитектурные сооружения.

…Мы шли, из поколения в поколение возделывая и оберегая эту живую сибирскую, приморскую и приамурскую землю. Сам Христос привел за руку наш боголюбивый народ к этим прекрасным местам.

«За одно XVII столетие русский народ совершил сверхчудо и освоил просторы от Урала до Тихого океана. Эта богатырская задача оказалась по плечу русскому народу и его передовому отряду казакам, потому что он был верен «Домострою», Православию и родному укладу... В том формула движения и счастья нации» – строки русского воина и писателя Кавада Раша.

…Сегодня внутри вокзала несколько ожидающих электричку пассажиров и праздные посетители. Неспешно через зал ожидания проходит группа китайцев. В подражание европейской моде китайцы одеты в какое-то разноцветное яркое тряпье. С ними русский переводчик-экскурсовод – молодой парень, вероятно получивший образование на китайском отделении в университете. Занятие у этого парня распространенное, но незавидное. Стоило ли получать университетское образование, чтобы с услужливым видом сопровождать азиатских гостей по вокзалу? Прогуливающиеся китайцы равнодушно выслушивают рассказ русского гида.
В просторном холле: буфет с большим окном, почти во всю стену. Чай или кофе с видом на зеленые волны Золотого Рога, корабли и мост, перекинутый над городом через бухту. Перед входом – выставка об истории железных дорог России. И прекрасные портреты Государя Николая II, его отца Александра III, первых государственных деятелей Приамурья и Приморья...

Солнце над бухтой наполняет теплыми лучами просторный зал с большим полуовальным окном. Пожилая обстоятельная буфетчица в белом халате и белом колпаке. Ее зовут Ольга Николаевна.

– Мама в честь княгини Ольги назвала. И иконку дала, я ее храню, – поделилась в разговоре буфетчица.

Попив чаю у окна с бухтой Золотой Рог, дарим Ольге Николаевне нашу открытку с образом святого Царя-Мученика Николая.

– Знаете, кто это?

– Конечно, знаю. Царь.

Царь – в самом этом слове звучит божественное начало. Господь Вседержитель. А наш православный Царь – самодержец. И он хозяин земли Русской.

…Подходят к замерзшему перрону Владивостокского вокзала поезда, электрички. Подходят по той дороге, которую закладывал и строил Русский Царь.

Рано утром приходят «Россия», фирменный поезд «Океан» из Хабаровска... Пассажирские из Благовещенска, из Совгавани… Советская гавань – раньше именовалась Императорской.

С детства знакомые поезда. И с детства привычна дорога до Владивостока. Приходилось ездить по ней из Благовещенска, из Читы. Просторы наши сибирские поездами в несколько суток меряются. В эти пространства, где у нас три-четыре края или области располагаются, десятка три московских или калужских областей вместится.

Более века встречает поезда Владивосток морской свежестью, криками чаек, гудением кораблей. Встречает величием и красотой русской крепости на полуострове Муравьева-Амурского.

Не доезжая до Владивостока около ста километров, рельсы Транссиба текут вдоль перронов Никольск-Уссурийского вокзала. Это раньше город назывался Никольск-Уссурийским. Сегодня сокращенно – Уссурийск. Прихожане уссурийских храмов день своего города отмечают дважды в году. На Николу летнего и Николу зимнего. Святитель Николай Чудотворец – покровитель града, названного Никольск-Уссурийским. А сначала было село Никольское, что посетил в 1891 году Цесаревич, будущий Царь Николай II, который через несколько лет предоставит Никольску статус города с приставкой в названии «Уссурийский».

Сегодня Уссурийск – узловая станция на Транссибе. В двадцати километрах от него – станционный поселок Барановский. Сюда обращено внимание многих геополитиков и военных. Здесь от Транссиба уходит железнодорожная ветка на Хасан, а дальше – на Корейский полуостров.

Большие металлические горбы железнодорожного моста на пути в Корею. Этот мост над рекой Раздольная, по старой привычке, именуемой на китайский манер – Суйфун. С бетонного перрона станции Барановский виден этот далекий мост в розовых отсветах южно-уссурийского утра. Напротив станции, над противоположным берегом Суйфуна – темно-красный утес с большими каменными осыпями у самой воды. Утес – это обожженная стена кратера древнего вулкана. Когда-то Суйфун тек в другую сторону. После извержения вулкана, течение обратилось к Амурскому заливу Тихого океана.

…В советское время, стоя на перроне Барановского или Уссурийска в ожидании электрички, мы часто видели вагоны, в которых везли по Транссибу северокорейских рабочих, они с благословения Ким Ир Сена и нашего Леонида Ильича благополучно ехали валить лес в суровой сихотэ-алиньской тайге. Добрые и какие-то наивные лица этих корейцев в синих куртках. Поезд замедлял ход вдоль перрона, а граждане КНДР радостно и восторженно махали нам руками, улыбались, пытаясь приветствовать советских граждан сквозь мутное стекло вагонной двери.

С корейцами мы всегда жили дружно. Сам военный губернатор Приморья генерал-майор Иосиф Гаврилович Баранов (1835 – 1893), в честь которого названа станция, немало потрудился, способствуя обустройству корейцев, перебиравшихся в наш край во второй половине XIX века. Иосиф Гаврилович, боевой генерал, участвовавший в боях с турками на Черном море. Вот лишь некоторые вехи его боевого пути: Измаил, Тирасполь, Севастополь, Мекензиевы, Федюхины и Карловские высоты, Бельбекское ущелье. Окончил Николаевскую академию генерального штаба, служил в Военном Министерстве. В 1878 году Иосиф Гаврилович отличился «в делах против турок», участвовал в штурме знаменитой крепости Карс. Он был произведен в генерал-майоры, награжден орденом Святого Владимира III степени с мечами. Некоторое время послужил начальником штаба 2-го Кавказского армейского корпуса. В 1881 году Указом Сената назначен губернатором Приморской области, командующим войсками «в оной расположенными», и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. Генерал-майор Баранов – один из великих сынов русского народа, что утверждали Русь Христову на приамурских и приморских землях. После праведной кончины Иосифа Гавриловича в 1893 году, в те же годы в его честь был назван железнодорожный разъезд, ставший впоследствии узловой станцией на Транссибе.

Ни сегодня, ни в советское время никаких упоминаний здесь о военном губернаторе Баранове. Ни памятника, ни таблички… Хотя станция заметная. В годы Великой Отечественной войны на путях Барановского стоял бронепоезд, а по направлению к Корее, оккупированной японцами, были развернуты зенитные установки. Шла война, и были свежи воспоминания о событиях на Хасане 1938 года.

В годы «брежневского застоя» мимо барановского перрона проехал сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Это было путешествие руководителя нашей страны по всему Великому Сибирскому рельсовому пути. Масштабное событие! Мне было шесть лет. Мы сидели с родителями в вагоне. Утреннюю электричку до Уссурийска задержали. Пассажиры ждали, когда она тронется. Вдруг из динамиков торжественно: «Сейчас через станцию Барановский проследует поезд, на котором находится генеральный секретарь… Леонид Ильич Брежнев!». Я ждал, что он поздоровается с нами и пожелает: «Счастливого пути!». Но он проехал мимо. Леонид Ильич проехал через станцию Барановский, вряд ли зная о том, что этот небольшой станционный поселок назван в честь великого человека – военного губернатора Приморья, русского боевого генерала Иосифа Гавриловича Баранова.

Глава государства тогда совершал грандиозное путешествие через всю страну. Много ли государственных руководителей проехали всю Россию по Великому Сибирскому рельсовому пути?

В 2001 году путешествие по Транссибу предпринял северокорейский правитель Ким Чен Ир, отец сегодняшнего властителя Северной Кореи Ким Чен Ына. От Пхеньяна до Санкт-Петербурга в бронированном вагоне. Тогда, побывав в Хабаровске, он впечатлился видом православного храма над берегом Амура. Позднее, появление в Пхеньяне большого храма в честь Святой Троицы стало одним из самых важных плодов того путешествия.

От Пхеньяна до самого Транссиба Ким Чен Ир добирался по Транскорейской магистрали. Российская часть этой дороги строилась в 1930-х годах, соединив пограничный поселок Хасан и станцию Барановский на Транссибе. А задумывалась эта дорога еще при Государе Николае II. Также, как и Байкало-Амурская магистраль, которая все-таки была выстроена во времена Брежнева.

Путь через всю Россию по Великой Сибирской рельсовой дороге, который проделали Леонид Ильич Брежнев, а через 23 года и северокорейский руководитель Ким Чен Ир, был несравнимо легче Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича Романова.

…Начало Великого Сибирского рельсового пути. Прямо от Океана. Рельсовый путь через всю страну – это символ духовного пути России. От святой Равноапостольной Ольги, принявшей крещение и пролившей Свет Христов на просторы Руси и до ворот в Небесный Иерусалим.

И вот мы, русские, стоим у этой дороги, у самого берега Океана. Смотрим отсюда на весь долгий путь Руси. И пытаемся понять, осознать, как наши предки сумели пройти такие огромные пространства, сумели обжить эту глухую тайгу на тысячи километров? Как они смогли проложить этот Великий Сибирский рельсовый путь и крепко встать перед лицом грозного Океана?

Способны ли мы сегодняшние к таким подвигам? Какими видят нас наши великие предки, утвердившие Русь Христову на скалистых берегах Тихого океана?

В одном из владивостокских храмов благообразная прихожанка говорит: «У меня сын преподавателем в университете работает. В Японии. Талантливый физик».

– Так пусть возвращается, пусть во Владивостоке трудится!

– Куда ж он поедет? Ему ж там сто тысяч долларов платят, – отвечает женщина.

Да разве мало таких приморских математиков, физиков-ядерщиков, энергетиков, биологов и химиков, что трудятся в азиатских странах, обеспечивая их экономическую мощь и процветание? И куда ж они оттуда поедут, если там «по сто тысяч платят»?

Масштабы России требуют масштабных дел. И масштабных личностей. Те, кто готов ехать в Японию или в Америку ради «ста тысяч», вряд ли уже способны быть носителями духа истинной России. Настоящий русский человек живет не ради своего желудка. Для него это мелко и невероятно скучно. Русский человек – это подвижник, устремленный в вечность. Вечность – вот истинные масштабы русской души. А тут какие-то сто тысяч…

Сейчас Приморье и Дальняя Россия, все шире и все интенсивнее обслуживают азиатские страны, встраиваются в планы наших соседей по освоению дальневосточных земель.

Мы плохо знаем свою историю. Мы мало знаем тех, кто созидал этот великий край у Океана. Не всегда понимаем, зачем Русь пришла к этим берегам.

До какого оскудения исторической мысли нужно дойти, чтобы всерьез утверждать, что Приморье при Царе создавали деловые иностранцы, им «честь и слава»! Литературу с такими версиями в изобилии можно встретить на полках приморских книжных магазинов… Наши Приморье и Приамурье возникли еще в 1860-м году, когда был подписан Пекинский договор. Свидетельство и напоминание об этом – могила генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского во Владивостоке и незримое присутствие здесь его, отца-основателя Дальней России и Приморского края.

На фоне временной потери исторической памяти, сейчас в Приморье строятся железные дороги из Китая, которые пересекут наш край от границ к океанским бухтам. Китайцы тоже хорошо понимают, какое великое значение имеют дороги. И строят свой Шелковый путь.

Зачем нам китайские железные дороги? Нам нужна своя большая дорога. У нас есть Транссиб, который стал путем для православия и русской культуры. И сегодня нам нужна еще одна дорога – Северная. Это ведь так очевидно! Чтобы защитить Русскую Арктику, обеспечить наш Северный морской путь, сохранить Русский Север и привести всю Сибирь к процветанию, нужна большая дорога через всю Россию. Нужен новый рельсовый путь, подобный Транссибу. От Океана к Океану и вдоль Океана. От Атлантики к берегам Тихого, вдоль Северного Ледовитого. Еще при Александре II рассматривалась идея строительства дороги с выходом к Беринговому проливу.

В 1907 году был предложен проект магистрали по направлению Индигирская бухта – Салехард – Туруханск – Якутск – Охотск. При Сталине часть этой дороги была выстроена в кратчайшие сроки. Выстроена и брошена при Хрущеве. Великая заслуга Брежнева – БАМ.

Дай сейчас нашим людям великое дело, и начнет оживать душа народа! Великое дело – Большой Северный путь от Балтики до Охотского моря.

Русь Христова столь велика, что она сама может собрать и объединить любые страны и народы. Россия может быть прибежищем, спасительным ковчегом для всех людей, у которых ещё есть совесть – глас Божий внутри человеческой души.

+ + +

Бухта Золотой Рог в заиндевелых берегах. Среди причалов и больших железных кранов. В бухте корабли. Иногда сюда заходят океанские лайнеры, на которых тысячи пассажиров. Заходят почти круглый год. Уже в марте наверняка причалят сюда какие-нибудь немцы или японцы на морском многопалубном судне, размером с пятиэтажную «хрущевку».

В марте потекут весенние воды к зеленым волнам океана и солнце будет позже уплывать за мыс Эгершельда. Потом будет Пасхальный апрель…

…Старый железнодорожный вокзал Владивостока. Русская старина, крепкое монархическое начало Российской Империи – этот дух витает под сводами здания. И мыслится о тех величественных делах и людях, что прокладывали сибирские пути, дороги к морским волнам. И возникает в сердце светлое чувство надежды. Надежды на то, что проснется наш народ. Стряхнет остатки хмельного сна и выйдет на свою просторную дорогу. Дорогу к Океану, вдоль берега Океана. Дорогу в Небесный Иерусалим.

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 04.12.2024 Раздел: Февраль 2018 Просмотров: 1329
Всего комментариев: 0
avatar