Добавлено: 11.05.2018

Русь у Океана Великого

Свежее начало уссурийского мая. В ожидании неповторимых дней. Царских дней.

Сын Русского Царя Александра III, будущий Император Российский Николай Александрович Романов в далеком и радостном мае сошел с фрегата «Памяти Азова» на родной берег бухты Золотой Рог. Владивосток и вся Дальняя Россия с ликованием встречают Цесаревича, вознося молитвы о здравии Царского Сына, славя Бога, Его Пречистую Матерь, святителя Николая Чудотворца и Всех Святых. Любовь простых русских сердец к своему Царю на таежных берегах залива Петра Великого.

Медовые благоухания амурской сирени, майское солнце, светло-зеленые волны и радость счастливой встречи. Помнит Россия эту чудесную встречу. Помнит и воспевает в именах своих старых улиц, в поднявшихся к синему приморскому небу Триумфальных арках, в названии приморского града Никольск-Уссурийского…


Майские дни чудесные, благоуханные. В Приморье радость этих дней особая. Солнце густое льется по сопкам, по волнам океанским. Слабая, тонкая зелень с розовыми и сиреневыми красками багульника. Багульник цветет – время майских ароматов над Океаном. Майское, багульниковое время. Уссурийская тайга в прохладных туманах по утрам. Отзывается восторгом ликующей весны. Вся русская природа празднует май. Победный май. В черемуховом и сиреневом мае много прекрасных духовных праздников.

Знаменателен май этого года тем, что в его девятнадцатый день вся Русь Державная празднует 150-летие со Дня рождения святого Царя Мученика Николая!

Свои 23 года Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Царь Николай II, отмечал у берегов Японии, на подходе к Владивостоку. Тогда Государь Наследник совершал свое знаменитое Восточное путешествие. И 25 мая (по н.с.) 1891 года он торжественно ступил на берег Золотого Рога во Владивостоке. С ликованием встречали будущего Помазанника Божьего у русских берегов Тихого океана. И теперь, как в былые времена, каждый май, 25-го числа, совершается молебен у Триумфальной Арки Владивостока. Арка сооружалась специально к прибытию Цесаревича в Южно-Уссурийский край. После революции была разрушена, но вновь восстановлена в новом тысячелетии. Сегодня Триумфальная Арка на берегу бухты Золотой Рог – это напоминание о двух святых. О Царе Мученике Николае. И о святителе Николае Чудотворце, являвшемся небесным покровителем нашего святого Государя.

День памяти святителя Николая Чудотворца Церковь празднует 22 мая. Никола летний – радостный праздник, очень любимый на Святой Руси. Почитают в России Николу Чудотворца, который даже в имени своем святом несет победу. Ника, по-гречески, победа. Сколько побед одержано русским народом с призыванием имени святого Угодника Божия Николая! Покровитель моряков и всех православных христиан Николай Чудотворец особо почитается в Дальней России, на восточных рубежах нашего Отечества. Здесь Океан, Флот. А на флоте – Апостол Андрей и Николай Чудотворец…

Победу одержал и наш святой Царь Николай, взойдя со своей святой Семьей на Голгофу, приняв страшную мученическую смерть. И через эту смерть, через муки и нечеловеческие страдания, Российский Император со своей Супругой-Императрицей и Царственными детьми торжествующе вошел в Царствие Небесное. Вошел с Победой, уподобляясь Господу Иисусу Христу. С Победой жизни вечной над смертью.

Столетие этой Победы мир празднует в этом году. Столетие Русской Пасхи.

В нашем Приморье пока еще не так много явных и известных жителям края напоминаний о Святом Царе Мученике Николае. Хотя стоит железнодорожный вокзал, основанный Государем, катятся поезда по Великому Сибирскому пути, заложенному и построенному святым Царем. Напоминания о Российском Императоре Николае II сокрыты в старых названиях городских улиц и многих мест Приморья. Во Владивостоке в честь посещения города Цесаревичем Николаем Александровичем был назван красивый проспект, именуемый сегодня «Партизанским». Истинное имя этого проспекта – Николаевский. С Николаевского проспекта – вид на Амурский залив.

Солнце, клонящееся к закату в золотых волнах океана. Сопки и корабли у самого неба на горизонте. В предвечерней акварели южно-уссурийского мая. В соленом ветре с запахами сирени…

Николаевский проспект Владивостока – в этом названии обращение к святому Царю Мученику Николаю и его покровителю в земной жизни – святителю Николаю Чудотворцу.

Молод Приморский край. В 1860 году этот край, согласно Пекинскому договору, воссоединился с Россией. В 2020 году Приморью исполняется 160 лет. В этом молодом краю есть даже город, носивший имя Никольск. Сначала это было небольшое село на юге Приморского края, основанное в 1866 году и названное в честь святителя Николая Угодника Божьего. Городом село стало по Указу Царя Николая II в 1898 году. К названию Никольска добавили «Уссурийский», указывая на то, что город находится в Уссурийском крае. Основателем града Никольск-Уссурийского является святой Царь Мученик Николай.

…Никольск-Уссурийский – неброский городок на берегах трех рек. Главная река – Суйфун, сейчас она называется Раздольная. А город имеет теперь обрывочное название – Уссурийск.

Пару лет назад приехал в Уссурийск инженер из Москвы.

– Странно, – удивился инженер, – до реки Уссури от города полтысячи километров, а город Уссурийском называется. Верно говорят, что для Сибири тысяча километров – не расстояние.

Не знал инженер, что весь край, когда город здесь появился, назывался Уссурийским. Потому и назвали город официально: Никольск-Уссурийский. А на таежной реке Уссури стоит Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, который тоже по Указу святого Царя Мученика Николая был создан в 1895 году. Свято-Троицкий он – в честь Святой Троицы. А Николаевский – в честь святителя Николая.

Инженер московский историю Дальней России видно не изучал, но дело свое знал прекрасно. Он прибыл в Уссурийск прямо после наводнения и сразу определил, почему город постоянно в августе-сентябре водой затапливает. Такие затопления стали случаться уже в советское время. Еще наш митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) рассказывал, как он в середине 1950-х годов по колено в воде добирался до Покровской церкви в центре Уссурийска.

Московский инженер назвал сугубо земные, материальные причины, все вроде бы точно определил. Только главного не учел – «духовный фактор». Город посвящался святителю Николаю Чудотворцу, он и был его покровителем. А при советской власти это название стерли. И нарекли как будто в честь большой реки Уссури.
До 1930-х годов над городом возвышался огромный православный собор в честь Угодника Божия Николая. Звон колоколов разливался далеко на другой стороне Суйфуна. И был, наверное, слышен даже в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах, в десяти верстах от города. Купола сияли над речной долиной, отражаясь ликующим светом в облаках и медленных волнах реки.

Закладка Никольского собора состоялась в 1894 году. Как раз в год, когда на Царский престол взошел Николай Александрович Романов.

Когда Государь Николай Александрович совершал Восточное путешествие, проехав на лошадях всего около ста верст от Владивостока, он посетил село Никольское.

Двадцатитрехлетним Цесаревичем посетил Православный Самодержец Никольское, благословив место сие, вознеся молитвы свои о будущем граде Никольск-Уссурийском. Молитвы эти в вечности…

…В Уссурийске прошло наше детство. Ни о соборе Никольском, ни о том, что сам Цесаревич Николай Александрович Романов посещал город, мы не знали. Да, многие и сейчас не знают. Ведь не говорят об этом ни памятники, ни таблички исторические, ни названия улиц. Арка была Триумфальная в честь визита Государя Наследника. Она сооружалась как часовня, посвященная Николаю Чудотворцу, покровителю Государя. Сейчас от Арки даже следов не осталось. Да кто сегодня в Уссурийске знает, что стояла Арка на пересечении улиц Николаевской, до визита Государя Наследника именуемой Большой, и Бульварной. Уже в моем детстве никто об этом не рассказывал, да, наверное, и не знал. Улица Бульварная с советских времен и по сию пору носит название «Агеева». А названная в честь Царя Николая II улица Николаевская – ныне «Краснознаменная».

Детство солнечное, в чудесной природе уссурийской, приморской. Но Бога мы в этом детстве не ведали. И о том, что Царь Николай Александрович Романов – Святой, и город в честь Николы Чудотворца – не слышали. Не знали ночных Пасхальных и Рождественских служб, не знали великой радости и благодати Причастия Святых Христовых Таин…

…Строительство большого Никольского собора в Никольск-Уссурийском закончили в 1901 году. Своим величественным видом собор преобразил новый город, который до тех пор еще оставался по духу сельским, местами напоминавшим украинский хутор. Переселенцы из Малороссии – вот основной состав жителей Никольска.


Но высокий собор, пятьдесят один метр высотой, способный вместить две тысячи молящихся, словно указывал на имперское достоинство города Никольск-Уссурийского. Этот огромный собор стал почти копией храма на станции Борки Харьковской железной дороги, возведенного в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. В той катастрофе было много жертв, семья Государя Александра III была сохранена чудом Божиим. В страшной аварии сам Государь некоторое время удерживал на своих плечах готовую обрушиться крышу вагона, где ехали его супруга Императрица Мария Федоровна и дети, среди которых был будущий Самодержец Святой Царь Николай. Вся семья спаслась, хотя погибших вокруг оказалось более тридцати человек.

В память о чудесном спасении Царской семьи в Борках был выстроен храм во имя Христа Спасителя, почти такой же большой и величественный, как Храм Христа Спасителя в Москве. И вот по подобию Борковского храма создается Свято-Никольский собор в городе Никольск-Уссурийском.

Собор взорвали большевики, оторвав от названия города его главное начало – Никольск.

На месте собора в Уссурийске сейчас стоит военный штаб, в котором есть небольшая домовая церковь.
Сам Уссурийск теперь все больше становится похожим на большой китайский рынок. Километрах в семидесяти отсюда – Китай, а главное занятие в городе – торговля. И огромный китайский рынок-городок ширится на окраине Уссурийска.

В близлежащем Китае еще в XVII веке первый православный храм был выстроен в честь святителя Николая. Строили его, с позволения китайского императора, уведенные в плен с Амура казаки-албазинцы. Прямо на месте старой кумирни в Пекине.

В начале XX века был известен случай, как Николай Угодник спас старого китайца. Этот китаец жил в Харбине и часто видел на харбинском вокзале икону Николая Чудотворца. «Кто этот старик?» – задумывался китаец, глядя на икону. И кто-то китайцу объяснил, что на иконе великий святой Николай Чудотворец, если помолиться ему, он скоро помогает людям во всяком бедствии. Китаец хорошо запомнил это.

И однажды этот пожилой китаец ловил рыбу, сидя в лодке посреди глубокой реки Сунгари, на которой стоит Харбин. То ли шторм начался, то ли китаец повернулся резко, но лодка опрокинулась и рыбак, не умевший плавать, стал тонуть. Уже захлебываясь и прощаясь с жизнью, он вспомнил об иконе на харбинском вокзале. И из последних сил завопил: «Старик с вокзала, помогай!» Прохрипел и потерял сознание. Очнулся рыбак-китаец на берегу. Рядом никого. Очнулся и вспомнил, как тонул, и как явился ему словно во сне благообразный седой старец. Лик этого старца точь-в точь, как на вокзальной иконе. «Спас меня святой Николай» – понял китаец, вспомнив имя Угодника Божьего. Потом этот китаец крестился и стал истинно православным христианином.

Современные китайцы, что живут в Уссурийске, редко принимают Православие. Их больше интересуют земные вопросы. Похоже, спасение души их занимает куда меньше, чем количество юаней в кармане. Но, кажется, многие жители Уссурийска о душе думают не больше приезжих китайцев. Товар – деньги – товар. Торговых центров в маленьком городке в десять раз больше, чем церквей. Да еще рынок китайский – с одной стороны города. И рынок автомобильный – с другой. И рынок прямо в Центре, у храма Покровского. Где тут о душе вспоминать?

Когда-то, еще в начале 1870-х годов, русская крестьянка в Никольске сказала приехавшему в село путешественнику Алябьеву: «Мы еще маленько поживем, так и сами здесь Россию сделаем».

Так давайте жить здесь, сибиряки-дальневосточники, никольцы-уссурийцы! Жить и Россию делать! Созидайте Русь молитвами своими, культурой своей русской, всей своей жизнью христианской!

Но не живем, не молимся – торгуем и друг с другом ссоримся. Церкви открыты, а мы туда не идем. Ждем чего-то… Может быть, ждем, когда «старик с вокзала» нам поможет? Ждем, когда посетит Господь нас, посетит Уссурийск и все наше Приморье, напомнив, зачем пришла Россия к Океану? Разбойники дальневосточные, будем благоразумными!

…В лепестках амурской черемухи. Чудесные майские дни. Свято-Троицкие дни. Они в самом конце нынешнего мая. Троица в листьях березовых, в желтых одуванчиках, в молодых травах уссурийских лугов… Парит в майских розовых облаках Свято-Троицкое Николаевское Приморье. Парит в синих небесах Никольск-Уссурийский. Сияет светлая дорога над Амурским заливом – Николаевский проспект...

Ждет благоуханная земля Дальней России своего Царя. Царя, грядущего с востока…

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»


В единении веры и любви


О христианской миссии России на ее восточных рубежах


Русские миссионеры были учителями непостыдными для корейцев. Епископ Павел (Ивановский) с любовью говорил об этом народе и о том, как он принимал Христа всем своим сердцем. Владыка Павел посвятил годы работы переводам богослужебных текстов на корейский язык.

В ведении Российской Духовной Миссии было 11 миссионерских станов в разных районах Кореи, несколько церковных школ, где обучались корейские дети, и трудились учителя-корейцы и катехизаторы. С точки зрения епископа Павла (Ивановского), школа – главная помощница миссионера. Её задача – не насаждение культурных форм в среде туземцев, не знания ради сытного куска хлеба, но – путь к Богу и радость о Господе: «В основу… церковных школ у нас положено стремление к другому царству: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17)»

Вообще, епископ Павел много писал и говорил о нематериальных задачах православной миссии. Тогда как у западных христиан миссия получала и получает прежде всего социальные, политические и экономические результаты. «Православные миссионеры не занимаются политикой, они чужды вмешательства в дела гражданского управления, Царства Божия они не смешивают с царством мира сего… Успехи, достигнутые силой человека, не могут быть прочными и для нас желательными» - писал преосвященный Павел.

Слова первого руководителя Миссии архимандрита Хрисанфа показывают, каково было отношение русских миссионеров к своей корейской пастве. Описывая холод, который приходится ему терпеть, живя зимой в фанзе в стане Мусанпхо в 1900-1904 гг., он поясняет: «Надежда хоть чего-либо добиться заставляет нас жить при такой обстановке. Уж больно хорошие люди, и жалко их оставлять. Есть у нас здесь всякого сорта прихожане, кроме чиновников, и земледельцы (большинство), и мастеровые, и купцы, и просто рабочие – всего наберется человек 30. Один, например, есть купец, как и полагается купцу, - очень толстый господин, благодушнейшее существо; я им часто любуюсь… Есть один старец лет 65 – добрейшей души человек, и много, много таких… Конечно, есть и у них пороки, и не мало; но что же мы бы и делали, если бы к нам все шли беспорочные; наше дело в том и состоит, чтобы очищать их от пороков и воспитывать в добре».

В мировоззрении корейцев господствовало множество суеверий. Многие из них были способны совмещать до четырех верований одновременно или не иметь ни одного.

В административном отношении Миссия подчинена была сначала Петербургскому митрополиту (с 1897 по 1908 гг.). Затем Владивостокскому архиепископу (1908 – 1923). После 1923 года, когда прервалась связь Миссии с Владивостокской епархией, ее имущество стало предметом вожделения и яблоком раздора для многих сил.
Из-за событий революции, с 1923 года Миссия поступила под личное руководство Японского архипастыря Сергия (Тихомирова), не входя в состав Японской церкви и не подчиняясь Японской консистории. В связи с опасениями архимандрита Феодосия (Перевалова), что имущество может отойти русским обновленцам, все материальные ценности были записаны на одну из юридических организаций Японской православной церкви.

В конце 1945 года Миссия в Сеуле после периода вынужденного самоуправления официально восстановила связь с Патриархом Московским, поступила в подчинение Харбинской митрополии, воссоединившейся с Московским Патриархатом.

В 1948 году по инициативе американцев и корейцев, желавших избавиться от русского начальника Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака) и получить имущество в свое распоряжение, в Японии митрополитом раскольной Американской митрополии (разорвавшей отношения с Московским Патриархатом) – был рукоположен в пресвитеры кореец Алексий Кан (1948-1950) и назначен новым начальником Миссии. На основании этого, имущество Миссии было незаконно передано полицией корейцам. Отец Поликарп (Приймак), защищая ценности Миссии от захвата, несколько раз попадал в тюрьму, претерпевал азиатские пытки. Но его намерения отсудить имущество Миссии увенчались бы успехом, если бы не насильственное изгнание из Южной Кореи 29 июня 1949 года. Он и его мать были доставлены на границу с Северной Кореей и отправлены в это государство пешком. Поводом к высылке стало полученное накануне советское гражданство. Отец Поликарп был последним русским миссионером в Корее, изгнанным Южнокорейским государством и корейской паствой. И он и корейский православный народ стали жертвами холодной войны.
С 1948 года в Южной Корее было запрещено всякое влияние русской культуры как средства «коммунистической пропаганды».

В 1950-м году во время Корейской войны и боев в Сеуле священник Алексий Кан, не оставивший Миссию, был, скорее всего, убит коммунистами. Храм Русской миссии был взорван, многие строения разрушены.

После 1953 года здания Миссии православной общине помогали восстанавливать греческие православные солдаты-миротворцы. Православную общину посещали священники-греки.

После Корейской войны Миссию возглавлял корейский священник, Борис Мун (1954 – 1969), рукоположенный в Японии русским архиереем «Северо-Американской митрополии» Иринеем (Бекишем). Это была последняя хиротония в Японии последнего пророссийского священника.

В 1955 году произошел собор корейской православной общины, в котором приняло участие около 400 человек. На соборе было принято решение о смене юрисдикции и переходе под омофор Константинопольского Патриархата.

С 1959 по 1966 годы община судилась с государством, претендовавшим на все имущество Японии, оставшееся на территории Кореи. Земля и церковные постройки Миссии были с 1923 года зарегистрированы на одно из юридических лиц Японской церкви. В результате судебных решений церковная собственность осталась у православных.

В 1961 году при странных обстоятельствах сгорели библиотека, архив, летопись Российской Духовной Миссии и здание школы. Образовательная работа, продолжавшаяся многие годы, была прекращена.

Участок земли, на котором располагалась Миссия в центре Сеула, был продан. Исчезла всякая видимая связь Корейского православия с Россией. Телекомпания «Мунхва», купившая дорогую землю Миссии, снесла все оставшиеся постройки и возвела свои здания. В более отдаленном районе построили отдельный православный храм в византийском стиле в честь Святителя Николая.

С 1970-х годов во главе Корейской церкви встали греческие священники. Пророссийский священник Борис Мун в 1969 году был отправлен на покой.

В 1970 году в ответ на дарование автономии Японской церкви со стороны Московского патриархата и дарования законной автокефалии Православной церкви Америки была учреждена отдельная епархия Константинопольского Патриархата для стран Тихого океана, преобразованная в 2008 году в митрополию. С 1975 года были упразднены всякие видимые связи православной корейской церкви с Россией. Прекратилось использование русских мотивов песнопений, богослужебных книг, облачений, икон.

На сегодня православная община Южной Кореи насчитывает около 2200 человек, это одна из уважаемых конфессий в стране. Сами корейцы не считают свою церковь греческой или русской, но называют ее Корейской Православной церковью.

Главный православный храм Сеула, пусть и расположенный сегодня вдали от исторического местонахождения Российской Духовной Миссии, сохранил свое посвящение в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых любимых святых на Руси. Такое посвящение храму дали первые русские миссионеры в Корее в 1900 году в честь небесного покровителя Русского императора Николая II, направившего Россию навстречу к Азии и благословившего ее многосложное шествие к азиатским народам с негасимым светильником истинной веры.

Не смотря на близость Православной России, крупнейшей в мире Православной церкви – Русской, православные Южной Кореи получают знания, книги, святое миро, церковные традиции из-за моря – из США или Константинополя.

Но сложно скрыть под спудом яркий светильник Христов. Сложно заставить корейцев-туристов, политиков и бизнесменов не замечать расположенные всего лишь в сотнях километров величественные православные соборы во Владивостоке и Хабаровске. Сложно заставить не слышать колокольный звон, омывающий не только Россию, но и всю Азию, все пределы Тихого океана. Невозможно запретить святым–чудотворцам епископу Иннокентию Иркутскому, праведному Иоанну Кронштадтскому, священномученику Иоанну Восторгову, молящимся за свое стадо, тайно действовать в сердцах людей.

После путешествия главы Северокорейского государства Ким Чен Ира по России на поезде в 2001 году и посещения им православного храма в честь святителя Иннокентия Иркутского в Хабаровске, в Северной Корее были заложены основы православной церковной жизни. В период с 2003 по 2006 год в Пхеньяне при содействии Московской Патриархии и Владивостокской епархии построен православный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. На Владивостокскую епархию возложено попечение о становлении Православной Церкви в Северной Корее. Православные священники Пхеньяна Феодор Ким, Иоанн Ра и регент Николай Ким проходили богослужебную практику в Свято-Никольском кафедральном соборе Владивостока. Регулярно для организации праздничных богослужений и торжеств в православном храме Пхеньяна в помощь корейским священникам выезжают клирики епархии и хор кафедрального собора Владивостока.

Вспоминаются слова священномученика Иоанна Восторгова, сказанные им во Владивостоке после путешествия по Китаю, Японии, Кореи в 1909 году: «Стойте здесь на грани России перед лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте перед лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока…»
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
от 23.05.2018 Раздел: Май 2018 Просмотров: 54
Всего комментариев: 0
avatar