"И стала строиться новая жизнь… Русская душа расцвела и смогла за эти недолгие годы, два десятилетия практически, совершить великий переворот в духовном мире, ибо те 46 храмов городских, которые нас окормляли в период советской власти, вдруг умножились в десятки раз..."
Репортаж о праздновании явления Державной иконы Божией Матери в Коломенском
14 и 15 марта здесь, в Коломенском, - особенные дни. Празднование обретения Державной иконы Божией Матери. Хранит это место великую тайну, связанную с последней явленной в 1917 году на русской земле чудотворной иконой Пресвятой Богородицы - Державной…
В то трагическое и судьбоносное время философ Е. Н. Трубецкой писал: "Возможно, что переживаемые нами дни представляют собою лишь "начало болезней"; возможно, что они - только первое проявление целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные. Но будем помнить: великий духовный подъем и великая творческая мысль, особенно мысль религиозная, всегда выковываются страданиями народов и великими испытаниями… Но в таком случае мы должны твердо помнить о той радости, в которую обратятся эти тяжкие муки духовного рождения. Среди этих мук открытие иконы явилось вовремя…"
И спасла свой народ Царица Небесная, взяв под Державный покров нашу страну в этот "грозовой период всемирной истории". Спасла и в годы Великой Отечественной войны…
По воле Божией Державная икона до второго ее явления пребывала в самом сердце Москвы и всего Отечества нашего - на Красной площади (в Историческом музее) и прикровенно хранила страну и народ в исторических испытаниях ХХ века.
Пришло время нового обретения Державной иконы Божией Матери. Первый в минувшем веке Патриарх Тихон написал к ней акафист акафистов, указав тем самым на ее исключительное значение среди других святых икон, назвал Державной и прославил. Последний в двадцатом веке Патриарх Алексий II прославил ее уже на весь мир, после второго обретения в годы второго крещения Руси.
Весна. Мартовский морозный вечер. Небо серое, низкое, но уже не столь тяжелое, как зимой, и ветер легкий, и голубоватые просветы на небе прямо над крестами храма. 14 марта 2009 года - канун праздника Божией Матери Державной. Идет в храме архиерейская служба, такая неторопливая. Удивительно хороши эти архиерейские богослужения! Долгие, неспешные, торжественные и благостные. И благодатные! Архиепископ Арсений Истринский всегда так служит - легко и спокойно, и светло, и все с ним легко и слаженно служат.
Грустно только на душе в эту ночь, вспоминаешь о том, как опустел трон русских царей, о иудином предательстве близких Царю людей, которым православный государь верил, доверял, а они решили, что они народу нужнее.
Какая-то особенная, печальная тишина, и народ в переполненном храме притих, лишь торжественные песнопения хора уносятся под гулкие своды…
На следующее утро в Коломенском, в храме Казанской иконы Божией Матери ,снова собралось множество народа, здесь архиепископ Арсений Истринский будет совершать праздничную воскресную литургию.
И вот уже звонит, гудит колокол на белой колокольне, пристроенной к храму. Глас его разносится в окрестных далях, и на зов его поспешает к храму народ. Вот уже радостный малиновый звон колокольчиков присоединяется к мерному гулкому тяжелому басу. Сквозь оголенные ветки деревьев все далеко видно. Да вот и сам Владыка неторопливо идет по дорожке парка вдоль стены белого храма в черном монашеском облачении, и на высоком клобуке алмазными звездочками выложенный сияет на солнышке крест, развеваются при ходьбе широкие монашеские одежды.
Здесь, в Коломенском, все светится белоснежной чистотой: белые снега, белые храмы и больше ничего, что бы мешало молитвенному настроению и созерцанию.
Сегодня народа еще больше, чем вчера, даже непонятно, как люди в храме помещаются. Заполнены и все галереи, и крыльцо. Люди теснятся, давая место новоприбывшим, и все происходит спокойно, дисциплинированно.
Владыка входит в храм, богослужение начинается.
В этом намоленном месте нет никого лишнего и ничего мешающего молитвам свободно изливаться из уст. Здесь только Господь и паства Его. Здесь, в царском этом селе, время как будто остановилось и будто невидимо сосуществует рядом с двадцать первым далекий век семнадцатый до раскола, когда Русь Державная была едина в молитвах, устремленных к Богу, и не прошла рана по самому сердцу ее, по вере православной.
Возносятся к небу торжественные молитвы…
Совершается литургия, коленопреклоненно молится переполненный православными воскресный храм, а людей все прибывает и прибывает, и все как-то размещаются и не мешают друг другу и ведут себя подобающим дню образом.
Вот идет причастие. Причащается, кажется, весь храм, во всех концах храма видны причастные чаши со Святыми Дарами. И священники подходят с опустевшими чашами за новыми Дарами, и Владыка тоже ушел в алтарь и вернулся с полной чашей. И какая же это радующая взор картина - народ в храме в воскресный праздничный день! И золоченые свечи дикирия и трикирия в руках Владыки, и аромат ладана в кадиле дьякона, и очень старательно, с любовью украшенный к празднику храм, и икона Богородицы в цветах, в сияющей мягкими тонами мантии, с зеленой подкладкой. И вечно живая благословляющая рука Богомладенца - и светлый прикровенный образ Бога-Отца Вседержителя, будто тайно, незримо присутствующего здесь, и свет, исходящий сегодня от всего и изливающийся на всех.
Закончилась служба, звучит архипастырское слово Владыки Арсения:
"Сегодня мы все находимся в этом Казанском Коломенском храме, чтобы приложиться и помолиться у образа Державной иконы Божией Матери, который Господь по милости Своей явил в семнадцатом году прошлого столетия. Святейший Патриарх, откликаясь на приглашение прихода посетить в этот день храм и послужить здесь, благословил мне от его имени сердечно вас всех приветствовать, и клир, и приходское собрание, и всех здесь собравшихся на молитвенное правило и передать Его Первосвятительское благословение с пожеланием мира душевного и помощи Божией на вашем жизненном пути.
И вот милостью Божией совершена Божественная литургия. Кто хотел - получил те тайны бессмертия, которые должны укрепить человека в его духовном совершенствовании, в его жизненном подвиге. Те, которые хотели получить усладу в молитве, я думаю, что они тоже смогли сегодня получить, ибо Божественная литургия продолжалась спокойно, равномерно, размеренно. И дух ваш никуда не спешил, он спокойно возносился горе к Всевышнему, чтобы молитва ваша лилась, как тот огнь, который иногда от земли восходит к небеси, и если действительно чистота вашего сердца и открытость ваших чувств Богу были настолько сильны, то, я думаю, и молитвы Господом услышаны…
Я всем Вам благодарен, что вы для сегодняшнего молитвенного подвига и своего совершенствования избрали этот исторический храм нашего града, чтобы соприкоснуться с его святынями, с его духом, с его намоленностью, которые многими веками сохраняются здесь, и чтобы приложиться к этому образу, который Господь явил в трудное время прежнего века. Святыня некоторое время находилась в плену, хотя и музейном, но все равно в плену, потому что не была доступна для нашей молитвы, для нашего поклонения. И вот смотрите - в один момент изменился политический строй, все стало меняться в 1991 году моментально, и такого гиганта, такого государства со своим огромным силовым аппаратом вдруг в одночасье не стало. И стала строиться новая жизнь… Русская душа расцвела и смогла за эти недолгие годы, два десятилетия практически, совершить великий переворот в духовном мире, ибо те 46 храмов городских, которые нас окормляли в период советской власти, вдруг умножились в десятки раз, и все они милостию Божией наполняются теми, кто хочет и взыскует жизни вечной. И мне радостно, что мы с Вами были соучастниками этого преображения нашей страны, потому что Господь избрал нас орудиями ее возрождения. Сколько людей участвовали в возрождении храмов, носили кирпич, песок, убирали мусор, золотили купола и ставили кресты, и прославляли в крестных ходах и молебных песнопениях Господа, Царицу Небесную и раскрывали мир русской души и силу русского духа. И слава Богу!
И иной раз мы видим, когда люди, занимающие высокое положение в обществе, а также имеющие громадные состояния, вдруг в какой-то мере от этого отступают и начинают жить жизнью христианской. Один уходит в дальний монастырь, другой употребляет богатство на дела благие, на сострадание, на милосердие, на возрождение церковности и духовности. И мне хотелось бы сказать им спасибо. И, конечно же, в первую очередь, спасибо вам, дорогие мои, вам за ваши вдовьи, пенсионные копейки и рубли, пожертвования многодетных семей, которые всегда пополняют кружку церковную и дают возможность совершать те чудеса, которым дивится весь мир.
Куда бы вы ни поехали в западные страны, немногие вы увидите народы, которые бы золотили крыши своих храмов и кресты, народы, которые в изобилии посещали бы храмы в воскресные дни. Нет, умер у них дух. Живут для себя и никогда не задумываются, что оставят тем поколениям, которые придут им на смену. Оставят ли они им дух, оставят ли они им подвиг, оставят ли силу своего народа? Мы же, воспитанные, может быть, не совсем религиозно, но в какой-то мере соприкасавшиеся в своей жизни с религией, а теперь ставшие активными верующими, понимаем, что мы, просвещая себя, возвышаем себя перед Богом. Мы очищаем себя в покаянии, делаемся чистыми для Церкви и жизни вечной.
Мы делаем то, что даст возможность другим пройти по проторенной многими тысячами и миллионами наших предшественников дороге веры, чтобы этот путь был светел, чтобы наименование нашей Отчизны Святой Русью опять возгорелось, как неугасимая свеча перед Богом от нашего Отечества, чтобы многие народы мира, видя нашу искренность, нашу нестяжательность и нашу честность, тоже следовали этим путем - к тому, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная".
Светлана СЕРОБАБА
Фото автора