Добавлено: 08.04.2015

Русская Палестина – нерукотворное чудо

Общеизвестно, что подмосковная Русская Палестина с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем – аналогом Храма Гроба Господня в Палестине в композиционном центре – это образ Святой Земли, созданный в середине XVII века в Подмосковье по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси.

Расположенный на западе Московской области в 18 км от кольцевой дороги на зеленых покрытых лесом холмах, пересеченный множеством рек, родников, ручейков с холодной ключевой водой, с древней богатой историей, в которой поразительным образом отразилась история России, Истринский край издавна вызывал восхищение и был воспет многими поэтами, художниками в стихах, полотнах.

Еще царь Алексей Михайлович в 1657 г. в душевном восторге при виде прекрасных пейзажей на берегу реки Истры воскликнул: «Воистину это место прекрасно, как Новый Иерусалим» (по Откровению Иоанна Богослова – Царство Божие), и повелел строящийся Святейшим Патриархом Никоном монастырь именовать «Новым Иерусалимом».
Однако не только красивая природа, но и сходство святынь, расположенных на территории Истринского края, со своими первообразами в Святой Земле, уже имеющихся в начале XVII века, было замечено Святейшим Патриархом Никоном, который подчеркнул это сходство, как художник, который одним мазком создает гениальное полотно.
Так на русской земле возникло это чудо, «икона на местности», архитектурное и ландшафтное повторение Храма Гроба Господня в Иерусалиме и окружающих его святынь древней Палестины.

Русская Палестина – это богоданный образ, сложившийся до Патриарха Никона в этих краях и продолжающий развиваться до настоящего времени.

Воссоздание святых мест Русской Палестины поддержано Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
При посещении Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Кирилл сказал:

«Посещая этот район Подмосковья, русские люди смогут не только увидеть храм Воскресения, но и как бы прикоснуться к Святой Земле. Для тех, кто посещает Русскую Палестину, могут быть разработаны замечательные туристические маршруты, – заключил Святейший Патриарх Кирилл. – Но эти замечательные поля, луга и рощи не должны покрываться какими-то искусственными новоделами. Русская Палестина не может превратиться в туристический кич. Здесь должны быть действительно восстановлены исторические памятники, которые были бы связаны с библейскими событиями, привязаны к священной топографии Святой Земли».

На заседании Попечительского совета Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Кирилл также отметил: «Вот мы завершаем реставрацию здания, с Божьей помощью в 2015–2016 годах всё это завершится, но очень важно помнить о том, что в замысел Патриарха Никона входило обустройство «Русской Палестины» – в виде некоего аналога Святой Земли. И полагаю, что нам нужно будет подумать о том, как воплотить в жизнь эти замыслы Патриарха Никона, как обустроить всё то, что нас окружает».
Тем самым наш Патриарх отмечает, что замысел восстановления пространственной иконы Святой Земли, который начинается с реставрации Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – в ее духовной составляющей.
Что же это за объекты, составляющие пространственную икону Святой Земли?

Например, в селе Воскресенском (б. Сафатово), вотчине боярина Боборыкина, находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Патриарх Никон купил село у боярина Боборыкина и построил церковь на месте будущего Воскресенского монастыря, что свидетельствовало о начале воплощения грандиозного замысла, так как церковь Воскресения Христова – аналог Храма Гроба Господня в Палестине, должна была располагаться именно в центре будущей «иконы на местности», повторяющей основные святыни Палестины древней.

К югу от Воскресенского монастыря стояла на погосте деревянная церковь святого пророка Илии – древнейшая в Истринском крае.

В селе Александрове (рядом с селом Кострово) находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Самуила, географически более или менее точно воспроизводящая место рождения пророка Самуила неподалеку от Иерусалима древнего – местечко Раму.

В Палестине есть Хеврон, а в нем – первообраз нашего Троицкого храма. Это – подворье Русской Духовной миссии (РДМ), храм строго называется «Святых Праотец Авраама и Сарры у дуба Мамврийского». Как известно, под этим дубом, которому уже тогда было более тысячи лет, Аврааму явились три ангела (Ветхозаветная троица).

Поэтому наш русский храм в Хевроне называют и Троицким. Удивительно, что в этом храме есть чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», как и в Троицком храме, который рядом с Истрой.

Патриарх Никон, даже если он и обратил внимание на схожесть Троицкого с Хевроном, то купить село у Р.Ф. Бобарыкина он бы не смог в силу весьма неприязненных отношений с ним.

Однако видимо, не случайно в 1682 г. (после кончины святейшего Патриарха Никона) село по Государеву указу было куплено к дворцовым вотчинам, в Хлебный приказ, и в том же году пожаловано Ново-Иерусалимскому монастырю.
Вблизи Иерусалима строго на юг, примерно в 10 км, расположен Вифлеем – место рождения Спасителя мира.
Вблизи г. Истры, на юг, примерно на таком же расстоянии, как Вифлеем по отношению к храму Гроба Господня, находится село Петровское-Рождествено.

Село Петровское-Рождествено с деревнями, по Соборному уложению, в 1668 г. утверждено за Воскресенским монастырем.

Святейший Патриарх Никон купил село понятно, что не случайно. Из истории села следует, что Патриарх, видимо, посвятил в свои планы братию монастыря, трогательно исполняющую и спустя много лет после кончины Патриарха его волю, что следует из челобитной братии монастыря о строительстве в селе новой церкви Рождества Христова.

В десяти километрах к северу от Ново-Иерусалимского монастыря находится село Бужарово с церковью Преображения Господня. Это были древние, с 1512 года, владения Иосифо-Волоцкого монастыря.
На месте спиленного трехствольного дерева, из которого был изготовлен Крест Господний, в Израиле расположен Крестный монастырь, который знаменит также тем, что в нем сохранилось прижизненное изображение грузинского поэта Шота Руставели.

В Истринском районе в XIX веке последователями Святейшего Патриарха Никона был сооружен Крестовоздвиженский храм в селе Дарна, по аналогии с Крестным монастырем в Палестине. В 2009 году стараниями этого прихода была издана книга об истории храма, которая так и называется: «Дарна – частица Святой земли».
Однако еще с XVII века село Дарна являлось вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, именуясь селом Воздвиженским. И это не случайно. Интерес самого Святейшего Патриарха Никона и затем его учеников и последователей к селу объясняется тем, что по своему географическому положению оно примерно повторяет месторасположение Крестного монастыря в Святой Земле.

Вокруг Елеона была деревня Котельниково, купленная Патриархом у боярина Боборыкина вместе с селом Воскресенском. В этой деревне была возведена церковь Вознесения в воспоминание о вознесении Господнем на горе Елеон, в связи с чем деревня Котельники стала именоваться селом Вознесенским.

Патриархом Никоном была построена деревянная церковь Вознесения с приделами Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы.

Таким образом, в окрестностях села Воскресенского (Сафатова) находилась обширная территория, воспроизводящая по воле Божией карту Святой земли с престолами Рождества Христова, Преображения Господня, Илии пророка и другими, расположенными по отношению к церкви Воскресения Христова в полном соответствии с евангельской топографией.

Это была Русская Палестина, ландшафтный аналог Святой Земли, созданный божественным провидением.
На самой горе Елеон Святейший Патриарх Никон установил Поклонный крест в 1657 году. В конце XVII века над крестом была возведена каменная часовня, которую впоследствии назвали Елеонской. В воспоминание не только о месте вознесения Господа, но и о памятном событии, когда царь Алексей Михайлович, будучи на освящении деревянной церкви Воскресения в будущем монастыре, назвал эти места Новым Иерусалимом, подобном Царству Божию.

Гора рядом с селом Никулино (Микулино) еще во времена Патриарха Никона была названа Фавор. В 1657 году Патриарх приобрел Никулино и построил храм Преображения Господня, после чего село стало называться Преображенским.

Таким образом, сформировалась часть ландшафтной иконы Святой Земли.

И все же еще удивительнее, как икона стала довершаться с течением времени и после создания Истринского водохранилища- аналога Галилейского (Тивериадского) моря в Палестине древней, приобрела некоторую законченность.

Факты свидетельствуют о том, что и Святейший Патриарх Никон, и его последователи, обращали внимание на уже имеющуюся топографию, ландшафтную икону Святой Земли и их стараниями карта пополнялась.
Нет сомнений, что была задумана обширная пространственная икона Святой Земли.

Одним из таких мест, имеющих аналоги в Палестине древней, является Истринская «Иудина страна».

Название происходит от колен израилевых. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49, 28).

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти в 928 г. до н.э. царя Соломона единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).
Иудина страна- это удел колена Иуды.

Сейчас на этом месте в Святой Земле расположен русский женский Горненский монастырь.

На приведенной карте окрестностей города Воскресенска (ныне Истра) 1784 года есть и «Иудина страна» как раз на месте Храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пионерском! Истринская Иудина страна состоит из красивейших удивительных мест, включающих заливной луг в излучине рек Истра, Малая Истра, Маглуша (кадастровый номер 50:08:0060308:484), храма Покрова Пресвятой Богородицы и земель Дачного поселка «Наука, Искусство, Литература» (сокращенно – НИЛ) и самого поселка Пионерского (бывшее Покровское-Рубцово).

На этом участке как раз и находится и аналог родника Пресвятой Девы Марии в Иудиной стране Израиля.
Местные жители, не равнодушные к родной земле и своим корням, воздвигли часовню, ходят к святому источнику, и этот путь не закрывался никогда, даже в военные годы, не должен и закрыться и сейчас, в угоду наживе.
В период Отечественной войны 1812 года на этих полях проходили ожесточенные сражения русских солдат с французами, о чем свидетельствовал курган, сохранившийся вплоть до 60-х годов двадцатого века. И в наши дни, по весне, могут встретиться подковы, остатки сбруй, пуговицы французских мундиров, патроны и рожки от стрелкового оружия. Таким образом, данное поле, помимо важной экологической роли, имеет большое археологическое значение.

Невзирая на уникальность этого места, а также законодательный запрет передавать в собственность водоохранные зоны, заповедный луг в пойме трех рек был передан под строительство коттеджей.

Для местных жителей стало неожиданностью известие о строительстве на заповедных землях конного клуба, а затем коттеджного поселка, которыми и так изуродована земля Подмосковья вдосталь, при этом ни публичных слушаний, ни какого-либо согласования с жителями не проводилось.

А затем владелец этого заливного луга, стал настоятельно требовать снести часовню около Святого источника и освободить землю, которая ему принадлежит.

Многочисленные обращения местных жителей в разные инстанции с просьбами как минимум сохранить часовню и выделить Святой родник, к результату не привели.

Когда не слишком сведущие люди повторяют словосочетание «Кластер «Русская Палестина», понимая под этим новым и не слишком точным словосочетанием гостиницы, дороги, рестораны, то хотелось бы им напомнить, что если не будет обращено внимание на собственно объекты, имеющие свои первообразы в Святой Земле, то все эти хлопоты по созданию инфраструктуры туризма, окажутся пустыми.

При таком отношении не приходится удивляться, что земельные участки, исторически связанные с первообразами в Святой Земле, раздаются и распродаются в собственность, в том числе под коттеджное строительство, Скорее всего, это происходит от незнания, какие именно исторические объекты и ландшафты составляют ландшафтную икону Святой Земли. Но это не оправдывает распорядителей истринскими землями, ведь можно и узнать при желании.

Очевидно, что самым правильным решением было бы придание земельному участку, на котором располагается истринская «Иулина страна» статуса достопримечательного места, что стало возможно после внесения изменения в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с последующей передачей его в пользование Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Там возможно создать макет памятных мест Святой Земли.

Местные жители выражают готовность оказания помощи в создании такой карты-макета, готовы посильно и материально жертвовать на благое дело, рады всей душой участвовать в создании исторического ландшафта. Это стало бы уникальным объектом паломничества.

Так как подмосковная Русская Палестина создана Божиим провидением, то все мы, православные истринцы, уверены, что никакие козни, препятствующие ее воссозданию, не достигнут своей черной цели!
Наталья КОЛОТИЙ,
директор Историко-православного фонда «Русская Палестина»


Продолжение темы в следующем
номере газеты
от 10.12.2018 Раздел: Апрель 2015 Просмотров: 1688
Всего комментариев: 0
avatar