Добавлено: 07.07.2024

Русские ценности

Беседа на радио «Радонеж» журналиста Виктора Александровича Саулкина с доктором исторических наук, профессором факультета политологии МГУ им. М. Ломоносова Сергеем Вячеславовичем Перевезенцевым

— Сергея Вячеславовича часто представляют как писателя и философа, а я скажу — любомудр, вспоминая твою книгу «Русская душа: тысяча лет отечественного любомудрия».

— Но это было очень давно, аж в 1994 году.

— Есть еще одна книга, которая должна быть в каждой библиотеке — «Россия. Великая судьба».

— Первое издание вышло в 2003 году. До сих пор книжки переиздается.

— Все книги не будем перечислять, но скажу только, что в этих книгах о русской душе сказано много и глубоко. Мы вспоминали время, когда Сергей Вячеславович начинал писать эти книги. Первые учебники по русской истории в начале 90-х считались подпольной борьбой с оккупационным режимом. Нас за книги никто не сажал, но надежды, что подобные книги увидят свет, а тем более окажутся в стенах учебных заведений, не было никакой. Время идет, страна меняется. И вот Сергей Вячеславович принес новую книгу «Русские ценности. Традиционные смыслы, их отражение в сознании современной молодежи». Тема и книга — важные. Все понимают, что сейчас мы как раз и воюем за ценности русской цивилизации. Впервые мы будто глоток свежего воздуха вдохнули, когда на Валдае Путин сказал в 2013 году, что Россия — не просто государство, а отдельная русская цивилизация, и свои ценности традиционные духовно-нравственные она будет защищать. Поэтому книга об этих смыслах очень важна.

— Книга только-только вышла. Была большая презентация на площадке ТАСС. К нам постоянно за ней обращаются — ее рассылают тем, кто заказывает. Верно то, что противостояние сегодня ценностное, но я бы уточнил. Мы сейчас воюем везде — на западном фронте, внутреннем фронте, а также внутреннем личном фронте — война идет и внутри нас. И мы воюем не столько за ценности, сколько за саму жизнь. Если мы не отстоим свое право быть собой, жить так, как жили веками на нашей земле, где иначе просто жить нельзя, то и жизни нашей не будет, как и нас, и наших детей. Так что идет борьба за право нашей страны и народа оставаться такими, какие они есть, развиваться в своих условиях на основе принципов, благодаря которым в свое время и возникла наша страна, где объединились 190 с лишним народов вокруг великого русского народа. Русский язык становится главным — без русского народа деваться некуда. То, что происходило лет 300, а особенно активно последние лет 100, было размыванием ценностного ядра, которое нам обеспечивало жизнь, существование. Кстати, исправлюсь, скорее не существование, потому что оно — идея либеральная. Скажем лучше — устроение жизни нашего народа и в целом жизнь как таковая. Когда мы занимались изучением важнейших русских ценностей, как одну из основополагающих мы определили саму жизнь. Благодаря ей, защищая ее, правители нашего народа сохранили наш народ, дали будущее его развитию в самые тяжелые времена. Чем был велик и почему так почитается с давних времен Александр

Невский? Особо ретивые современные историки обвиняют его во всем, в чем только можно. Он и Орду навел, и войска на брата навел… На самом деле он понял, что надо исполнять волю сильного, иначе мы все погибнем. Он увидел в этом волю

Божию, возможность сохранить жизнь своему народу, за что и стал в глазах собственного народа святым. Его житие написали буквально через 10 лет после его кончины. Его канонизировали позднее, но почитание началось очень быстро.

— Святитель Кирилл, узнав о кончине Александра Невского, сказал, что закатилось солнце земли суздальской.

— Опираясь на главную ценность, Александр Ярославович обеспечил существование и развитие народу. Какой бы из трагических периодов мы ни взяли, всегда в памяти остаются те, кто спасает жизнь своего народа. Не существование ради существования, но ради великой цели. Здесь появляется еще одна важнейшая ценность, которая является основой бытия — вера. Вера в широком смысле этого слова. Те, кто сегодня себя называют неверующими, верят. В себя, в оккультные силы, в способности человека. В основе — вера. Атеизм ведь не неверие, но вера в то, что Бога нет. А мы говорим о вере традиционной, русской, православной, которая создала наш народ, который вокруг себя объединил другие народы, потому что сила православия была такова — объединять вокруг себя народы иной веры, этнического происхождения. Мы неоднократно обсуждали, что все трагические события XX века были вызваны тем, что народ веру потерял, а прежде всего элиты. И наше сегодняшнее возрождение началось с того, что веру мы снова обрели. С этого пошло другое развитие. Наш президент себя позиционирует, и в душе он такой и есть, — верующий православный христианин.

— Святейший Патриарх после вступления президента в должность, а также молебна в Благовещенском соборе, который полностью от начала до конца показывали СМИ, благословил президента Владимирской иконой и сказал В. В. Путину, что это милость Божия, когда сегодня во главе государства стоит православный человек.

— Верно! И вот вера — ценность, без которой наша цивилизация существовать не может. Она собирает разбежавшееся. Ниточку выдергиваешь из бус — все рассыпается. Такой у нас был XX век. Попытались собрать все на вере ложной, коммунистической, — оборвалась эта ниточка, ничего не удержала. Сегодня, конечно, все хотят жить хорошо, спокойно, но все равно в основе нашего мировоззрения лежит идеалистическое представление о самих себе и абсолютная вера в чудо, в то, что за каждым деянием стоит воля Божия. Тот, кто не мыслит себя в христианстве, просто думает о чем-то высшем. А уж христианин себя осознает.

— Мы в 90-е часто вспоминали патриарха Гермогена. У Евгения Поселянина, дореволюционного духовного писателя, выражен призыв священномученика патриарха Гермогена просто — жить по-русски на русской земле. Это значит, сохранять те духовные ценности, которые передали предки, то есть все наши святые князья и святители, преподобные. И в XXI веке война именно за эти ценности русской цивилизации. А новый учебник вроде не содержит понятия «русская цивилизация». Когда же президент ставил задачу создать единый учебник русской истории, то говорил, что он должен быть построен в рамках единой концепции логики непрерывности российской истории и взаимосвязей всех ее этапов, уважением ко всем страницам истории. Думаю, это важно. После вакханалии, которая была в учебниках истории, созданных фондом Сороса…

— О, Сорос — это еще конфетки, а ягодки были далеко не в соросовских книгах… Об учебниках по истории разговор отдельный, пока безполезно об этом говорить. Большая часть моих коллег исторического сообщества просто не готова к такого рода учебникам. Ты знаешь прекрасно, что те учебники, которые мы с супругой сделали для Русской Классической Школы, на мой взгляд, как раз и отвечают требованиям времени.

— Патриарх оценил эти учебники высоко. Такие учебники должны быть в каждой русской школе.

— Они не столько учебники, сколько пособия, потому что никакое министерство нам не даст официального статуса, потому что они написаны как раз в том концептуальном ключе, о котором и говорил президент. Там нет экивоков ни вправо, ни влево, а просто проводится жесткая духовно-политическая линия русской цивилизации. А история русского государства и цивилизации — священная. Без истории Церкви тут невозможно ничего преподать, оценить, без нее все рассыпается.

Недавно прислали для обсуждения проект учебника истории России для непрофильных вузов. Курс в 140 часов, который вводится на каждом первом курсе как обязательный. Вроде подготовлено по той новой методе, президент прислушался к русским историческим обществам, поддержал методику. Учебник под именем «История России» начинается… с происхождения человека и истории Древнего мира… Там возобладала концепция, которую уже лет 20 отстаивает один из руководителей этого общества академик Чубарьян, о том, что курс истории России должен быть вписан во всемирную историю. Половину страниц учебника занимает история всемирная, а от истории России остались непонятные куски.

— Она оказывается на периферии! Все тот же либеральный взгляд…

— Это к вопросу о том, какими будут новые учебники. И школьные будут такими же — Историческое общество ведь занимается этими проблемами. Еще есть одна важная вещь. Я запустил контент-анализ текста по двум словам — православие и Церковь. Последний раз эти два слова упоминаются в 1943 году… Больше понятие Церковь не всплывает. В период истории XIX века этого понятия нет вообще. Есть понятие православие, право-славные мыслители. Церковь же заканчивается тогда во времена реформы Екатерины II, которая изъяла собственность у монастырей. Концепция та же — разницы никакой.

— Все эти годы я говорил о том, что либеральное сообщество историков просто саботирует поручение главы государства.

— Не в осуждение коллег… Но 30 лет страна шла этим путем, а до этого еще 70 лет шла еще более радикальным путем.

— Саботаж поручения президента! Он ясно поставил задачу создать учебник, в котором отраженно единство русской истории. А они взяли и просто выбросили все русские ценности. В таком изложении русская история не может быть в учебниках…

— Вот потому говорить и не хочется, хотя дело делать надо. Хочу пояснить, как книга моя появилась на свет и почему так называется. Я русской историей занимаюсь уже больше сорока лет. Этой тематикой — последние лет тридцать после защиты докторской. Это опыт последних минимум пятнадцати лет, когда на факультет политологии МГУ собралась хорошая серьезная профессиональная компания преподавателей, научных сотрудников, студентов, которых мы тоже активно привлекали. Специфика наших исследований — мы объединили усилия двух групп, работавших до этого совершенно разнонаправленно. Одна группа — историки мысли, наша кафедра Истории социально-политических учений, где я служу профессором, и где мои ученики. Мы изучали те основные тенденции и основные процессы. А наши коллеги работали на кафедре социологии и политической психологии, занимались как раз исследованиями представлений молодежи о смыслах, ценностях, политической идентичности. В какой-то момент мы обнаружили, что идем одни путем, но у нас есть разные проблемы. Проблемы были в том, что мы работали с текстами историческими и могли рассказать, что такое русские ценности в истории, с древности и до нашего времени. Мы очень серьезно изучили что-то около 18 000 текстов, разных в жанровом отношении. Это и философские трактаты, жития, труды наших духовных лиц, государственных деятелей, законодательные акты, переписка, художественные произведения, поэзия, даже берестяные грамоты — весь спектр письменной культуры. А берестяные грамоты — это вообще сплошная реальная жизнь. Русское сознание мы рассмотрели в максимально широком поле. Нам очень помог Корпус национального русского языка, интернет-проект, на основе которого можно проводить серьезный контент-анализ огромного количества текстов. Это дает возможность охватить массу источников. Мы примерно представляли, как это в истории, но не знали, как оно проявляется в современности. Наши коллеги изучали современное состояние сознания молодежи, но они это изучали на основе традиционных западных методик, а значит, с либеральными трактовками понятий и смыслов. Вся российская политология — калька с англо-американского варианта. До 90-х российской политологии просто не было. Так вот наши коллеги видели, что получается что-то не то. Будучи национально мыслящими людьми, они хотели иначе смотреть. Результаты, которые они получали, ни во что не вписывались. Объединив усилия, мы разработали вместе новую методологию социологических исследований. Мы не выясняли, как люди понимают любовь, справедливость, свободу. На основе наших разработок коллеги наши взяли традиционное русское православное понимание справедливости, свободы, жизни, веры, государства, отечества, патриотизма. Понимание основных смыслов на Руси всегда было особенным, отличным от западного, хотя бы потому, что католики и православные по-разному понимают многие вещи. Мы дали определения базисных традиционных ценностей, много еще новшеств. Эта методология легла в основу. Оказалось, что наша молодежь, точнее ее понимание — тайна велика есть. Тайна заложена в каких-то глубинах подсознания нашего народа, при всей внешней противоречивости. Но мы-то еще более были противоречивы. Между прочим, страну-то мы потеряли, так что кого из молодых нам винить. Тем не менее, оказалось, что в них столько традиционного! В частности, у нас есть разработка о том, что есть государство в русской истории. Причем мы ведь выделяем его как духовно-политическую ценность.

— Недавно у меня был настоящий спор с хорошими людьми, но которые совсем не понимали, что есть для русского человека государство, что это духовная ценность, а не утилитарная.

— Вот почему лет пять как мы ввели в политологию новое понятие — духовно-политические ценности. Огромное количество духовных ценностей в русской истории приобретали политическое значение. Семья сейчас — это чисто политическая категория и даже включена в Конституцию. Борьба за семью — борьба духовно-политическая. То же касается справедливости. В русском понимании она есть дар Божий, но это реальная политическая ценность, как свобода, нравственность… Эта специфика позволила исследовать около 25 понятий, комплекс духовно-политических ценностей, в которые входят понятия государство, отечество, культура. Мы исследовали понятие государства в истории. Для историков это вещи очень ясные, известные. Само слово «государство» в русском языке появилось в конце XV века. До того его не было. В конце XV века впервые правителя начинают именовать государем, то есть хозяином, владельцем. Титул «Государь всея Руси» означает именно хозяина земли русской. Государь Николай II именно так и написал в знаменитой анкете. Государство — это то, что принадлежит государю, его собственность, вотчина. Тогда же появляется русское государство, московское. Слово государство входит в политический лексикон. До того это называлось не так — Русская земля. Название нашего государства было таким. До конца XV века такое понятие и было в использовании. Кстати, земля — тоже одно из вариантов понятия государство. Русская земля — государство русов.

— Игумен Даниил на камень Гроба Господня ставил лампаду от имени всей Русской земли.

— И дальше мы выясняем: когда появляется понятие государство, понятие «Русская земля» отходит на второй план, уходит в жития, сказки, фольклор, становясь образом. Кстати, под названием Русская земля понимали часто русский православный народ. Нашим молодым ребятам мы задали вопрос: что для вас Русская земля? Наши коллеги-социологи не поняли даже и вопроса, а зато респонденты ответили, что это и есть наше русское государство. Из пятисотлетней давности сознание наших молодых людей выкидывает вот это.

— Это то, что нельзя понять, что приводило в бешенство Наталью Эдельман, которая не могла понять, почему школьники, которым она рассказывает о либеральных ценностях, говорят, о русских воинах — «наши» в походах Суворова, в Ледовом побоище. Наши победили! Какие они вам «наши» — возмущается Эйдельман? Но это и есть чувство единства истории!

— Оно присутствует внутри. Другой пример. По нашим исследованиям современные молодые люди выделяют следующие понятия, как самые главные личные ценности: справедливость, мир, безопасность, свобода, права человека. Наши коллеги усмотрели тут влияние западной улицы. А когда мы посмотрели с нашей русской точки зрения, с нашей ценностной категории, то мы увидели традиционное русское понимание идеального политического устройства. Это выражалось всего лишь одним словом — «тишина». Это идет от апостола Павла, из первого послания Тимофею. Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. С IV века эти слова включены в Литургическое молитвословие. Это сугубая ектения во время совершения Евхаристии. Еще в XIX веке св. Филарет Дроздов комментировал эти слова: «Словом Божиим поставлена во всегда желаемый образец земного человеческого благополучия тихая и безмятежная жизнь». Это наши дети сформулировали тот же идеал тихой и безмятежной жизни! Это был идеал для наших предков. Знаете, за что ценились настоящие правители? За то, что устанавливали тихую жизнь.

— Калита Иван Данилович. «Сорок лет бысть тишина...» Лучшая похвала…

— После кончины Дмитрия Ивановича Донского было написано слово о его житии, в котором главной его заслугой было установление тишины на Русской земле. Еще в XII веке было такое анонимное слово о князьях, в котором было сказано, что настоящая заслуга русского правителя — установление тишины. А в летописях сколько раз вспоминалось — бысть тишина. Идеальный год — ничего не случилось. Когда с таким пониманием смыслов начинаешь смотреть на нашу молодежь, то при всем том сердце радуется.

— Меня необыкновенно это порадовало. Ясно осознается: что бы не делалось, какие бы технологии ментальной, информационно-психологической войны не применяли, русская цивилизация настолько укоренена Богом на этой одной шестой части суши, что никакому врагу нас не сломать.

— Соглашусь. С одним только поспорю. Само по себе это не происходит. За это надо бороться. Понимаем, что наша молодежь хоть краем сердца остается русской православной, даже не осознавая этого. Надо, чтобы это росло, а вот здесь уже требуется труд. Все по трудам только возможно, но есть, во имя чего и над чем работать. Наши враги, которые сейчас убежали, которых было много среди наших социологов, ученых, стали писать книги уже там и давали одну такую характеристику нашей молодежи. В науке это называется запрос на паттернализм, то есть на сильную власть. Наши оппоненты видели в этом ужас: ничего с этими свиньями сделать нельзя. Тридцать лет перевоспитываем, а никуда не деться. А также есть запрос на сильного правителя. Кто нашим детям обеспечит все, что является для них ценностью? Государство. Опять возникает образ государства, традиционный для русского образа. Коллеги наши думали, что наша молодежь пассивна — ей все нужно дать. Но первыми сделали такой вывод братья Аксаковы, то есть славянофилы, которые понимали, что есть государство и есть земля. Это было почти 200?лет назад!

— Удивительно, как сохраняются эти русские ценности. Когда патриарх благословлял В. Путина, то благословил на грозные и судьбоносные решения. Сказал, что даже если эти решения порой сопряжены с жертвами, Церковь и народ не осуждают, но понимают. Сильного государства без сильной державной воли правителя не может быть.

— Неслучайно, начиная с Ивана III, всякий государь у нас назывался державным, а держава — не просто страна, это власть, и один из ее двух главных символов. Есть ещё один важный момент — резкий скачок патриотических настроений после февраля 2022 года. Казалось бы, все должно быть наоборот — тридцать лет воспитывали детей в этой либеральной парадигме. Были и такие, кто плюнул на все и убежал. У меня аспирант так убежал. Но в целом — подъем желания послужить Отечеству! И вот еще одна ценность: Отечество. Важнейшая ценность, которая в себе объединяет три смысла. В русском языке отечество имеет три смысла: личный, где речь о собственности, которая перешла от отца, отчина, наследство. Второй смысл — родина, земля общая. Понятие «Родина» появилось в XX веке, Пушкин родиной называл еще только то место, где родился. А Отечество — родина всех людей. Третий смысл был — Небесное отечество. А все эти смыслы объединились в один благодаря государю Петру Алексеевичу.

— Я не удивлен. Он был человеком глубоко верующим.

— Именно он в официальных документах, указах, личных письмах говорил, что вы теперь служите не просто государю, как собственнику своей отчины, но и отечеству. Это один из первых текстов, где идея эта прозвучала. С тех пор идея отечества в себе соединила все эти три смысла.

— Напомню слова царя Петра перед Полтавской битвой — знайте, что не за Петра сражаетесь, а за Отечество, Богом ему врученное.

— Совершенно верно! В итоге в XVIII веке отечество приобретает самодовлеющее значение, то самое духовно-политическое. По сути, оно становится новым смысловым объектом, во имя которого живет русский человек во все более атеизирующейся России.

— В 2022 году я написал статью и провел передачу, которая называлась «Неизбежность войны Отечественной». Я понимал, что идет противостояние с западом, оно неизбежно перерастет в духовную войну, битву с темными силами за наши ценности. Что касается войны на Украине… я продолжаю считать, что мы единый народ, кроме, разве, Галичины, которая уже другой субэтнос. Но я уверен, что у нас разная генетическая память о значении государства, как духовной ценности. Любой малоросс в составе великой России ничем не отличается от великоросса. Но попытки отделиться приводят к трагическим последствиям.

— Известно, что одними из лучших старшин были украинские, те, кто порядок в армии наводил.

— Но чтобы понимать значение империи для единого народа, надо быть внутри великого государства. Святая Русь — наше единое отечество, и вот за то, чтобы спасти народ Малороссии от темной силы, и идет война. А Вам надо пробить все преграды, необходимо, чтобы книга попала в школы и вузы.

— Книга ведь — продолжение учебника по основам российской государственности. Это курс, который ввели с 2023 года как обязательный. Были предложены три учебника, один — для гуманитарных вузов, был как раз написан этим же коллективом под моим руководством. Учебник, который, как нам говорят, один из самых популярных, стал основой для книги, о которой мы сегодня ведем речь. В учебнике те же идеи, смыслы, результаты, но в более легкой форме. Там, кстати, серьезно проработана глава о семье. Одна из лучших! Она выдержана и в научной, и в публицистической манере. Во всем мире кризис семьи — вопросы там самые насущные рассматриваются. В советское время пытались что-то слепить, но идея устроения коммунистического человека помешала. В 90-е семью добили, но вдруг выяснилось — а куда же мы без нее? Без традиционной религиозной многодетной семьи?

— Наш президент недавно как раз говорил о том, что такие семьи — будущее России.

— Его просто иначе не будет!

— Это важная битва за русскую историю! Главное переломить зависимость нашей гуманитарной школы от западных схем, влияния, которое совершенно не подходит нам, не вписывается в традиционные ценности русской цивилизации. Россия в шляпу не вмещается, как говорил известный герой Булгакова.

— Десять лет назад я своим коллегам на съезде Российского общества политологов предложил составить новый политологический русский словарь, чтобы в нем были представлены наши трактовки и смыслы. Он не получился таким, каким мог бы, но все же он подготовлен. Это заявка на новую терминологию, понимание, на то, что наша общественная наука и ученые готовы к этому повороту.

— Война, сколько бы ни длилась, закончится нашей победой. А русские смыслы мы будем выстраивать. Жить по-русски на русской земле. Православная вера — основа жизни русской цивилизации!
от 23.11.2024 Раздел: Июль 2024 Просмотров: 1382
Всего комментариев: 0
avatar