Добавлено: 08.09.2015

Русские и украинцы – братья

Сочинение участника XI Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Номинация: «Слово о героях, слово о победах»


События на Украине потрясали и продолжают потрясать весь мир своей жестокостью, в ходе которых бесчисленное количество людей осталось без крыши над головой, многие лишились своих близких и друзей…

Но в чем причина всего этого, ради чего украинские военные убивают своих вчерашних соотечественников? Ведь еще относительно недавно Россия и Украина были странами братскими, близкими по духу, с общей многовековой историей. Еще в годы Великой Отечественной войны украинцы совершали подвиги, добровольно вступив в ряды Советской Армии, уходили в партизаны, вели подпольную деятельность. Так около сотни краснодонцев, старшему из которых едва исполнилось девятнадцать, создали подпольную группу под названием «Молодая гвардия», которая около двух лет осуществляла антифашистскую деятельность. Я узнал о Молодогвардейцах из интернета, старшее поколение изучали повесть Александра Фадеева «Молодая гвардия» в школе по учебникам. Очень жаль, что теперь в наших учебниках этого произведения нет вообще. А ведь ребята были моими ровесниками.

В июле 1942 году беженцы не успели переправиться через Донец, дорогу им преградили части немецкой армии. И все люди хлынули обратно в Краснодон. Среди них были Ваня Земнухов, Уля Громова, Олег Кошевой, Жора Арутюнянц, Серёжа Тюленин.

Ребята быстро нашли общий язык и выработали план действий: искать пути к подполью и одновременно самостоятельно создавать молодёжную подпольную организацию.

Образовалась молодёжная организация, названная «Молодой гвардией». Люба Шевцова была оставлена в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов. Яркая внешне, весёлая и общительная, Любка заводила знакомства с немцами, представляясь дочерью шахтовладельца, репрессированного Советской властью, а через немцев добывала различные разведданные.

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев. Уля Громова работала против вербовки и угона молодёжи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы «Молодой гвардии».
Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководил этой группой Виктор Петров. Вторая группа занималась машинами-цистернами. Этой группой руководил освобождённый из плена лейтенант Красной Армии Женя Мошков. Но немцы вышли на след молодогвардейцев. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. Узнав об аресте, Лютиков немедленно отдал приказ – уходить из города всем членам штаба и тем, кто близок к арестованным. Советовал спрятаться в деревне или пытаться перейти линию фронта. Но многие, в том числе Громова, остались или не смогли найти надёжного убежища и вынуждены были вернуться домой.
Начались аресты. Уйти смогли немногие. Стахович не знал, через кого Кошевой осуществлял связь с райкомом, но случайно вспомнил связную, и в итоге немцы вышли на Лютикова. В руках палачей оказалась группа взрослых подпольщиков во главе с Лютиковым и члены «Молодой гвардии». Никто не признался в своей принадлежности к организации и не показал на товарищей. Олег Кошевой был взят одним из последних – нарвался в степи на жандармский пост. При обыске у него обнаружили комсомольский билет. На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем «Молодой гвардии» и один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками.
Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулёжа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь... Все равно наши идут...»

Лютикова и Кошевого допрашивали в Ровеньках и тоже пытали, «но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека». Все арестованные подпольщики были казнены: их сбросили в шахту. Перед смертью они пели революционные песни.
Мы должны знать и помнить, что такое фашизм и что он сделал с нашей землей и людьми. Самое ужасное, что среди тех, кто издевательски убивал молодогвардейцев, в основном были полицаи из местного населения (город Краснодон, в котором произошла трагедия, находится в Луганской области). Тем страшнее наблюдать сейчас за возродившимся на Украине нацизмом, за факельными шествиями, за лозунгами «Бандера – герой!»

Нет никаких сомнений в том, что сегодняшние двадцатилетние неофашисты, ровесники своих зверски измученных земляков, не читали эту книгу. А зря!

Ульяна Громова, 19 лет. «На спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра» (Архив КГБ при Совмине СССР).

Лида Андросова, 18 лет. «Извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запеченная кровь» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 16).

Аня Сопова, 18 лет. «Ее избивали, подвешивали за косы… Из шурфа Аню подняли с одной косой – другая оборвалась“. 31 января 1943-го после жестоких пыток Аня была сброшена в шурф шахты № 5. Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона».

Шура Бондарева, 20 лет. «Извлечена без головы и правой груди, все тело избито, в кровоподтеках, имеет черный цвет».

Люба Шевцова, 18 лет. «9 февраля 1943 года после месяца пыток расстреляна в Гремучем лесу неподалеку от города вместе с Олегом Кошевым, С. Остапенко, Д. Огурцовым и В. Субботиным».

Ангелина Самошина, 18 лет. «На теле Ангелины были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда» (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331).

Шура Дубровина, 23 года. «Перед моими глазами встают два образа: жизнерадостная молодая комсомолка Шура Дубровина и изуродованное тело, поднятое из шахты. Я видела её труп только с нижней челюстью. Её подружка – Майя Пегливанова лежала в гробу без глаз, без губ, с выкрученными руками...»

Майя Пегливанова, 17 лет. «Труп Майи обезображен: отрезаны груди, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда». (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331). «В гробу лежала без губ, с выкрученными руками».

Тоня Иванихина, 19 лет. «Извлечена без глаз, голова перевязана платком и проволокой, груди вырезаны».

Сережа Тюленин, 17 лет. «27 января 1943 года Сергей был арестован. Вскоре забрали отца, мать, конфисковали все вещи. В полиции Сергея сильно пытали в присутствии матери, устроили очную ставку с членом «Молодой гвардии» Виктором Лукьянчеико, по они не признавали друг друга. 31 января Сергея пытали в последний раз, а затем его, полумертвого, вместе с другими товарищами повезли к шурфу шахты № 5...»

Нина Минаева, 18 лет. «...Мою сестру распознали по шерстяным гамашам – единственной одежде, которая осталась на ней. Руки у Нины были поломаны, один глаз выбит, на груди бесформенные раны, всё тело в черных полосах...»

Тося Елисеенко, 22 года. «Труп Тоси был обезображен, пытая, ее посадили на раскаленную печь».

Виктор Третьякевич, 18 лет. «...В числе последних подняли Виктора Третьякевича. Его отец, Иосиф Кузьмич, в тоненьком залатанном пальтишко изо дня в день стоял, ухватившись за столб, не отводил взгляд от шурфа. А когда распознали его сына, – без лица, с черно-синей спиной, с раздробленными руками, – он, будто подкошенный, повалился на землю. На теле Виктора не нашли следов от пуль – значит, сбросили его живым...»

Евгений Шепелев, 19 лет. «...Евгению отрубили кисти рук, вырвали живот, разбили голову...» (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331).

Володя Жданов, 17 лет. «Извлечен с рваной раной в левой височной области, пальцы переломлены и искривлены, под ногтями кровоподтеки, на спине вырезаны две полосы шириной три сантиметра длиной двадцать пять сантиметров, выколоты глаза и отрезаны уши» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 36)

Клава Ковалева, 17 лет. «Извлечена опухшей, отрезана правая грудь, ступни ног были сожжены, отрезана левая рука, голова завязана платком, на теле видны следы побоев. Найдена в десяти метрах от ствола, между вагонетками, вероятно была сброшена живой» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 10)

Евгений Мошков, 22 года. «...Молодогвардеец-коммунист Евгений Мошков, выбрав во время допроса удачный момент, ударил полицейского. Тогда фашистские звери подвесили Мошкова за ноги и держали в таком положении до тех пор, пока у него из носа и горла не хлынула кровь. Его сняли и снова начали допрашивать. Но Мошков только плюнул в лицо палачу. Взбесившийся следователь, пытавший Мошкова, ударил его наомашь. Обессиленный пытками, герой-коммунист упал, ударившись затылком о косяк двери и умер».

Володя Осьмухин, 18 лет. «Когда я увидела Вовочку, изуродованного, совсем почти без головы, без левой руки по локоть, думала, что сойду с ума. Я не верила, что это он. Был он в одном носочке, а другая нога совсем разута. Вместо пояса вдет шарф теплый. Верхней одежды нет. Сняли звери голодные. Голова разбита. Затылок совсем вывалился, осталось только лицо, на котором остались только Володины зубы. Все остальное изуродовано. Губы перекошены, носа почти совсем нет. Мы с бабушкой умыли Вовочку, одели, украсили цветами. На гроб прибили венок. Пусть лежит дорогой спокойно».

Разве такое можно забыть? Найти оправдание?

После всего, что произошло на Донбассе, и что продолжается сегодня, приходит понимание, что этих ребят сегодня убили еще раз...

Фашизм пытается набрать силу, поэтому в силах каждого из нас воскресить все ужасы, пережитые героями-комсомольцами и донести до нашего подрастающего поколения мы не должны ничего забывать из нашей истории.
А ещё я хочу обратиться к тем, от кого это зависит: Верните в школьную программу роман Александра Фадеева «Молодая гвардия».

Александр Бычков, 10 класс,
Алтайский край, г. Бийск,
МБОУ «СОШ №1»
от 26.04.2024 Раздел: Сентябрь 2015 Просмотров: 1252
Всего комментариев: 0
avatar