К прославлению Александра Суворова в лике святых
В предыдущем номере газеты мы рассказали о конференции в Военном отделе Патриархии, посвященной Александру Суворову.
Завет великого полководца «Молись Богу, от Него победа!» — на все времена. И ныне практика военных действий показывает, что чем больше духовно мотивированных воинов в подразделении, тем выше его результаты.
О том, что Бога не следует исключать при планировании боевых операций, говорят и очевидные чудеса при проведении военных действий, и не только во времена Суворова.
Особое внимание на конференции уделили прославлению полководца в лике святых, начинается сбор материалов о его народном почитании.
В нашу редакцию поступило письмо генерал-майора милиции в отставке, члена Российского Совета ветеранов органов Внутренних Дел и Внутренних войск В.М. Бурыкина и поэта, композитора, исполнителя, автора «Гимна кадет», лауреата Всероссийских и Международных конкурсов Е.А. Киргизовой с поддержкой этой идеи и с просьбой опубликовать статью В.М. Бурыкина о нашем великом полководце.
Великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в семье поручика лейб-гвардии Преображенского полка. В 1745 году рядовым солдатом он поступил в Семёновский полк. Спустя девять лет, пройдя звания капрала и прапорщика, становится офицером.
С 1759 года участвует в различных сражениях русских войск, в том числе в звании полковника и командующего Архангельским и Суздальским пехотными полками.
Позволю себе очень кратко напомнить читателю о наиболее славных и известных сражениях Суворова.
С 1774 года Суворову, ставшему уже генералом, пришлось неоднократно сражаться с войсками Османской империи, обладавшей одной из самых сильных армий в мире.
В тот год с отрядами численностью 24000 человек он разгромил сорокатысячную турецкую армию в районе города Козлуджи, а в 1787 году — десант, высадившийся на Кинбурнской косе, что позволило России добиться выхода к Черному морю.
В 1789 году в районе румынской реки Рымник произошла знаменитая битва, в которой 20000 русских и австрийских войск, руководимых в основном Суворовым, противостояла 100-тысячная турецкая армия. Противник, как говорится, был разбит наголову. А Суворов за эту успешную битву стал называться Рымникским, получив несколько наград: орден Святого Георгия 1-го класса, бриллиантовый эполет и шпагу с украшениями из бриллиантов.
Последним боем Суворова с турецкими войсками стал штурм в 1790 году крепости Измаил, которая по своему расположению, укреплениям и защищавшему её 35-тысячному гарнизону считалась неприступной. Однако суворовские «чудо-богатыри», так называл своих подчиненных Александр Васильевич, в течение суток, имея меньшую численность, овладели крепостью, хотя турки, как отмечал сам Суворов, сражались храбро.
В 1794 году по просьбе властей Польши о помощи в борьбе с восставшими мятежниками русские войска под командованием Суворова овладели крепостью Прага в предместье Варшавы, а затем и самой столицей. За эти победы Суворову было присвоено звание генерал-фельдмаршала.
Вершиной полководческой гениальности Суворова стали победы русских войск в период, вошедший в военную историю как Итальянский и Швейцарский походы. В 1799 году императором Павлом I Суворову было поручено отправиться в Италию, помочь союзникам-австрийцам освободить территорию страны от занявших её французов. Французская армия считалась одной из самых мощных, её возглавляли талантливые полководцы. Однако за четыре месяца итальянского похода союзники, под предводительством Суворова, по данным М.Г. Жуковой — автора-составителя книги «Твой есмь аз», «выиграли 10 сражений, разгромили в них превосходящие силы… покорили 25 крепостей. Французы потеряли убитыми 25000, союзные войска — только 8000».
Во время пребывания Суворова в Италии возникла необходимость перехода его войск в Швейцарию. Это надо было осуществить как можно быстрее, чтобы помочь сражавшемуся там корпусу генерала Римского-Корсакова. Поэтому Суворову пришлось вести войска через Альпийские горы. Этот поход оказался самым трудным в армейской эпопее 69-летнего полководца. Сложная гористая местность, холодная и ветреная погода, нехватка продовольствия и боеприпасов, периодические атаки противника — всё это было преодолено и закончилось полным разгромом французской армии, имевшей значительное численное превосходство.
За победы в Итальянском и Швейцарском походах Суворову было присвоено звание генералиссимуса.
Современники и потомки Суворова высоко ценили и ценят его выдающиеся заслуги. Офицеры и солдаты буквально боготворили своего командира, убеждаясь в его гениальности, чувствуя заботу о себе, видя, что он наравне с ними испытывал и преодолевал все трудности и невзгоды воинской службы.
За свои подвиги он был награжден практически всеми высшими орденами Российской Империи, а также орденами Австрии, Баварии, Польши, Пруссии, Сардинии, Франции. Ещё при жизни Суворова ему стали сооружать памятник — второй в стране после памятника Петру I. В 1905 году в Петербурге был открыт музей Суворова, существующий и ныне.
В Советском Союзе имя Суворова также пользовалось большим почетом и уважением. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны Советская власть решила «призвать» А.В. Суворова на помощь в борьбе с фашизмом. 29 июля 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР учредил орден «Александр Суворов», которым награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость. Подлежали награждению и воинские части. Орден имел три степени. Первой — высшей — были награждены 23 человека: несколько маршалов, в том числе Г.К. Жуков, и генералы, занимавшие самые высокие должности. В современной России орден «Александр Суворов» был утвержден Указом Президента в 2010 году.
Постановлением Правительства СССР от 21 августа 1943 года были созданы военные училища для подготовки мальчиков к военной службе в офицерском звании, названные в честь Александра Васильевича суворовскими. Они сохранились до сих пор с некоторыми изменениями в правовом статусе. Суворовские училища воспитали и подготовили многие тысячи будущих отличных офицеров.
А.В. Суворов представлял собой уникальную личность, обладал замечательными полководческими и просто человеческими качествами.
Вот что писал о нем француз, ставший генералом в России, А.Ф. Ланжерон: «Фельдмаршал Суворов — один из самых необыкновенных людей своего века. Он родился с геройскими качествами, необыкновенным умом… Суворов обладал самыми обширными познаниями… это великий полководец и великий политик…»
Безмерная слава Суворова не мешала ему быть очень скромным человеком, о чём, в частности, свидетельствуют следующие слова, которые он завещал написать на своей надгробной плите: «Здесь лежит Суворов». Кто бы ещё мог из сильных мира сего вот так написать о себе?!
Среди других достойных качеств Суворова современники отмечали любовь к Родине и ко всему русскому, справедливость, бескорыстие, честность, неподкупность, человеколюбие.
Многие, воевавшие вместе с Суворовым, говорили, что во время боевых действий от него исходила необыкновенная, мощная духовная сила, которая передавалась его словам, вызывавшим энтузиазм, подъём и приток новых сил у солдат и офицеров. Об этом точно сказал поэт и драматург С.И. Глинка: «Суворов побеждает не единым оружием. Он умел убеждать и твердостью душевной».
К жителям захваченных территорий полководец требовал относиться гуманно, пресекал малейшие проявления мародерства. «Просящего пощады — щадить, безоружных — не убивать… с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства», — читаем мы в одном из приказов Суворова.
По-отечески относился он к своим крестьянам, помогал бедным, больным, инвалидам, занимался благотворительностью, скрывая это от окружающих.
Суворов знал несколько иностранных языков, много читал. Обладал и литературным талантом, о чём свидетельствуют его сочинения и особенно знаменитая книга «Наука побеждать», где он и просто, и ярко изложил свои мысли о стратегии и тактике войны и боя, об обучении и воспитании солдат. Установки полководца, изложенные в ней, как и суворовские традиции, актуальны и в наше время.
Спартанский образ жизни вёл Суворов в своих имениях: вставал до рассвета, несколько раз в день обливался холодной водой, всюду ходил пешком, каждых день посещал церковь, строго соблюдал все посты, любил спать на соломе и сене.
Религиозность была одной из самых ярких черт личности Суворова. Все ответственные военные и гражданские мероприятия он проводил, обращаясь к Богу и Богородице. Практически перед каждым сражением организовывал молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи, а после боевой операции — с благодарностью за одержанную победу. По погибшим в бою обязательно служилась панихида.
Суворов впервые добился, чтобы орденами и другими знаками отличия стали награждать священников, служивших в армии.
Под руководством Суворова русские войска одерживали победы в тяжелейших, казалось бы, самых безнадёжных для них, ситуациях, например, при походе по Альпийским горам. Тогда в армии возникло убеждение, что это происходит благодаря помощи Суворову Всевышнего.
Суворов организовал постройку на свои средства нескольких церквей, в том числе в Новой Ладоге — во имя святых Петра и Павла, причём сам сделал для неё деревянный крест. В Кинбурне — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Кончанском — церковь святого Александра Невского. Недавно в СМИ прошла информация, что строившаяся Суворовым в его имении в Сопинах каменная церковь восстановлена и стала действующей.
Буквально в заповеди превратились многие высказывания Суворова — такие, как: «Молись Богу, от него победа». «Мы русские! С нами Бог!» Конечно, не случайно император Павел I незадолго до смерти Суворова сказал: «Ему быть Ангелом…» А когда отмечалось 100-летие со дня кончины Александра Васильевича, он был назван «Русским Архистратигом» — как Святой Архистратиг Михаил.
Решив стать монахом, Суворов в 1798 году обратился к Павлу I с просьбой: «Позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую Пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни службе Богу», — и получил в ответ приказ направиться в Итальянский поход.
За несколько часов до кончины он исповедовался и причастился.
В истории России имеются весьма важные вехи, когда особенно отличившихся в защите нашего Отечества воинов, являвшихся праведными православными христианами, причисляли к лику святых. Так произошло с князьями равноапостольным Владимиром Святославичем, Александром Невским, Дмитрием Донским. К лику святых причислен и адмирал Федор Ушаков.
Подобные предложения возникали и в отношении А.В. Суворова, в частности, когда отмечалось 100-летие со дня его рождения. Определённые шаги в этом направлении предпринимались и в наше время. Весьма знаменательно, что упомянутая выше книга дочери маршала Победы М.Г. Жуковой о Суворове издана в 2003 году Московским Сретенским монастырём по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Представляется, что сказанное в настоящей статье свидетельствует об обоснованности названных предложений в отношении Суворова. Может быть, Русская Православная Церковь сочтёт возможным рассмотреть вопрос о канонизации нашего величайшего полководца, совершавшего все свои подвиги и добрые житейские дела с Богом на устах.
В настоящее время наша армия перед многочисленными, не скрывающими своей ненависти к России врагами, особенно должна быть могучей и непобедимой. Убеждён, что этому ей способствовали бы безграничная духовная сила и покровительство великого патриота и защитника нашего Отечества и его армии — Святого Александра Васильевича Суворова.
В. Бурыкин,
генерал-майор милиции в отставке,
член Российского Совета ветеранов органов Внутренних Дел и Внутренних Войск,
член Правления Национального (военного) Благотворительного Фонда
генерал-майор милиции в отставке,
член Российского Совета ветеранов органов Внутренних Дел и Внутренних Войск,
член Правления Национального (военного) Благотворительного Фонда