Добавлено:

Русский Крестный путь

Я предвижу восстановление могучей России, еще более сильной и могучей, на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.

Святитель Николай Сербский


В августе прошлого года из островов Соловецкого архипелага, на которых располагается великая святыня Православия - Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, превращенный в годы лихолетия в Соловецкую Голгофу, на которую взошли многие тысячи наших соотечественников, был доставлен в Бутово Большой Поклонный крест. Он плыл по Белому морю, по Беломорканалу, по каналу Москвы, построенных жертвами лагерей, многие из которых нашли свое упокоение на дне водохранилищ. 9 августа 12-метровый Поклонный крест был установлен возле храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Через месяц, 22 сентября 2007 года на другом святом месте, бывшем спецобъекте НКВД "Коммунарка" в память о жертвах репрессий, которые продолжили братоубийственную Гражданскую войну, был освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских в "Коммунарке". Храм построен на одном из трагических мест в истории нашей страны XX века. Здесь, на 24-м километре Старо-Калужского шоссе, в 400-х метрах в лесу, в земле лежат тысячи жертв политического террора 1930-1950-х годов.

Храмовая икона - икона Новомучеников и Исповедников Российских, в центре ее икона Божьей Матери "Державная", которую воздержат над сонмом Новомучеников и Исповедников Российских архангелы Михаил и Гавриил.

…В 30-е годы это некогда господское имение Хорошавка с липовой аллеей было превращено ОГПУ-НКВД в спецобъект "Коммунарка", получившего свое название по имени подведомственного органам совхоза, на землях которого он размещался. С 1927 по 1937 год здесь располагалась дача наркома Г. Г. Ягоды. После его расстрела в 1938 году дача превращена в полигон.

+ + +

Спецобъект НКВД "Коммунарка" отличается от других мест захоронений, которых немало в нашей стране. Расстрелянные и захороненные в "Коммунарке" осуждены преимущественно Военной коллегией Верховного Суда СССР - высшим органом советской военной юстиции. Большинство из этих осужденных значились в списках, представленных лично Сталину, - с его резолюцией "за" на обложке или пометами на полях против отдельных фамилий.

Здесь лежат останки уничтоженной советской партийной элиты: члены правительства страны и союзных республик, кандидаты в члены ЦК ВКП(б), наркомы и их заместители, министры РСФСР и СССР, директора трестов, главков, крупнейших заводов. Среди расстрелянных и захороненных в "Коммунарке" много военачальников - легендарных комдивов, командующих флотами, военных специалистов. В числе расстрелянных - дипломаты, военные атташе, советники посольств, руководители Разведупра и контрразведки, начальники громадных лагобъединений, рядовые чекисты. В списках здешних жертв - директора крупнейших заводов, главков и трестов,ученые, врачи. Многие проживали перед арестом в знаменитом Доме Правительства (улица Серафимовича, 2), а некоторые даже в самом Кремле. Список работников радио из 16 человек возглавляет председатель Всесоюзного радиокомитета.

Здесь братская могила физкультурников и спортсменов - начальства, инструкторов, тренеров по боксу, теннису, гимнастике, тренеров футбольных команд "Динамо" и "Локомотив" и др. (всего 28 чел.), руководящих работников Центрального аэроклуба им. А.Косарева, руководителей туристических организаций и Интуриста; руководителей Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Не обойдены были и московские музеи. В земле "Коммунарки" лежат работники музеев: Исторического, Изобразительных искусств им. Пушкина, Политехнического, музея им. А.М.Горького, музея Центрального Дома Красной Армии).

В "Коммунарку" были привезены и расстреляны 235 человек железнодорожников. Это начальники и многие ответственные работники всех московских, а также некоторых областных железных дорог; заодно и рабочий люд: проводники, буфетчики, стрелочники, весовщики, кладовщики, продавщицы мороженого, путевые обходчики, мойщики паровозов и т. д.

Сотрудники и редакторы более пятидесяти московских книжных издательств, газет и журналов, а с ними заодно курьеры, машинистки, корректоры и типографские рабочие предстали перед расстрельной командой Центра - всего 209 человек.

На сегодняшний день известны имена более семи тысяч расстрелянных и захороненных на спецобъекте НКВД "Коммунарка". Сколько здесь захоронено людей на самом деле, сказать пока невозможно.

На территории "Коммунарки" находятся останки представителей более 60 национальностей, граждан 11 стран. По решению советских властей были вызваны в СССР, расстреляны, а затем тайно захоронены на территории "Коммунарки" все члены правительства Монголии - 35 министров во главе с премьер-министром и председателем Монгольского Хурала.

Самыми многочисленными после 1937-1938 годов были расстрелы 16 октября 1941 года. В этот трагический день, когда стала реальной сдача Москвы немцам, по приговорам Военной коллегии и военных трибуналов расстреляли 220 человек. Также, вскоре после начала войны, всего за три дня - 27, 28 и 30 июля было уничтожено 513 человек.

С середины 1940-х и до конца 1990-х годов территория спецобъекта "Коммунарка", обнесенная высоким забором с колючей проволокой, строго охранялась. Только в конце XX века обществу стали известны спецзоны, где происходили массовые расстрелы и захоронения.

+ + +

Через Господа нашего Иисуса Христа, по слову апостольскому, совершается умилостивление за грехи всех людей (см. 1 Ин. 2:1-2). Пусть же Господь подаст всем погребенным здесь вечный покой.

(Из обращения Митрополита
Коломенского и Крутицкого
Ювеналия 22 сентября 2007 г.

В 1999 году территория бывшей дачи Ягоды была передана Русской Православной Церкви. "Коммунарка" стала подворьем древнего Свято-Екатерининского мужского монастыря Московской епархии. Именно тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что бывшие спецобъекты станут местом постоянной молитвы и покаяния.

В этом же 1999 году монахи Екатерининской пустыни у въездных ворот установили поклонный крест с площадкой для совершения поминальных служб. В здании, занимаемом когда-то сотрудниками НКВД, устроили небольшую домовую церковь, где иеромонахом Стефаном (Макаровым) в Троицкую родительскую субботу 2000 года была проведена первая Божественная литургия. Насельники неутомимо читали Псалтирь в память убиенных.

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Коломенского и Крутицкого началось строительство храма в честь Новомучеников и исповедников Российских, фундамент которого был заложен летом 2001 года. Основные строительные работы начали весной 2002 года.

Храм в честь Новомучеников и исповедников Российских выполнен в формах, традиционных для московского церковного зодчества XVII века. С южной стороны трапезной пристроен небольшой придел во имя святого Иоанна Предтечи, в котором размещена крестильная церковь.

В течение пяти лет благоукрашался храм. Усердием художников-иконописцев он был расписан. Особенностью росписи храма является множество изображений новомучеников и исповедников Российских. Всех, кто попадает в этот храм, поражает красота и изысканность церковной росписи. Особенное чувство вызывает храмовая икона Новомучеников и исповедников Российских, центральное место которой занимает образ иконы Богородицы "Державная", которая стала символом Божественного заступничества над Россией в годы лихолетья.

Храм возведен на свободном от леса участке рядом с подъездной дорогой. Зона захоронений, где намечено создание мемориала, отделена от храмовой зоны лесным массивом, прудом и ручьем. К общим могилам и местам поминовения ведут по лесу пешеходные тропы.

22 сентября 2007 года состоялся праздник великого освящения храма Новомучеников и Исповедников Российских в "Коммунарке". Прихожане храмов Москвы и Подмосковья, представители Правительства Москвы и Московской области, общества "Мемориал" прибыли поклониться жертвам этого полигона и принять участие в освящении храма. Особое внимание было уделено родственникам убиенных и захороненных в "Коммунарке" (более 200 человек).

Чин великого освящения и Божественную литургию возглавил митрополит Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория и епископа Видновского Тихона. Украсил службу прекрасным пением хор Коломенской Духовной семинарии.

На богослужении присутствовали председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, председатель Московской областной Думы В.Е. Аксаков, заместитель главы администрации Ленинского района В.В. Артемов, жертвователи и благотворители, благодаря которым стало возможным строительство храма.

Митрополитом Ювеналием была отслужена лития по убиенным и погребенным на этом месте.

В храме Новомучеников Российских и на местах захоронений постоянно служатся панихиды и литии. Жизнь пострадавших здесь тысяч людей прервалась неожиданно и в трагических для них обстоятельствах. Перейдя в мир иной, они уже предстали перед лицом Праведного Судии с ответом за все дела, совершенные ими в земной жизни, и не подлежат нашим человеческим оценкам.

+ + +

Среди казненных на полигоне "Коммунарка" есть и пострадавшие за Веру. Один из них - подвижник веры и благочестия священник Павел Боротинский.

Он родился в 1887 году в крестьянской семье, окончил в 1908 году Санкт-Петербургскую духовную семинарию и уехал в Финляндию, где служил на приходе. Но в 1918 году он вернулся в Россию в связи с гонением в Финляндии на православное духовенство.

Отец Павел начал свое служение в России в самое страшное для Русской Православной Церкви время. Он становится священником Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря в Нижегородской губернии. Отныне и, можно сказать, до сегодняшнего дня отец Павел связан с Дивеевскими монахинями, которые почитают его, собирают сведения о нем и разыскивают все, что имеет к нему какое-то отношение.

В 1922 году отец Павел организовал в Дивееве активное противодействие изъятию церковных ценностей (по его совету они были заменены на бытовые и таким образом сохранились). Он бурно выступал против "Живой Церкви", за что был отстранен от служения правящим архиереем, архиепископом Евдокимом. Не боясь последствий, отец Павел распространял воззвание Патриарха Тихона, "Письмо оптинских старцев", письмо священномученика Вениамина Петроградского, направленные против безбожной власти - в защиту Русской Православной Церкви. С 1927 года отец Павел - без работы и без постоянного места жительства. В 1928 году он написал и распространил брошюру "Отношение к советской власти с точки зрения православного учения". Эсхатологический взгляд на природу советской власти не улучшил отношения к нему властей. Все это привело к первому аресту в январе 1930 года. Отец Павел был заключен в Тамбовскую тюрьму, где находился два месяца, после чего его отпустили. Но в 1931 году его снова арестовали. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Его направили в Белбалтлаг на строительство Беломоро-Балтийского канала. Там он стал злостным "отказником", т. е. отказывался работать "вследствие непризнания соввласти". Как он выжил в лагере, непонятно. В 1935 году отца Павла перевели в ссылку в Вологду, откуда он вскоре бежал. До последнего ареста он жил нелегально в Нижегородской области в Арзамасском районе, в селе Выездное. После закрытия монастыря там жили некоторые дивеевские монахини, которые приютили его. Когда 2 февраля 1938 года пришли арестовывать отца Павла, они попытались спрятать своего батюшку, заперев его в сундуке в подвале дома. Но его все-таки нашли. Он был отправлен этапом в московскую тюрьму. Выездной сессией Военной Коллегии его приговорили к расстрелу и 15 сентября 1938 года расстреляли.

Отец Павел Боротинский - автор многочисленных листовок и обращений к православным, имевшим широкое распространение в 20-30-е годы. Публикуем тескст одной из его листовок.

Протоиерей Павел Боротинский

Отношение христианина
к советской власти
с точки зрения
православного
нравоучения

1. В течение вот уже 10 лет ни один из православных русских архиереев не дерзнул разобрать больной для всех вопрос о взаимоотношениях между церковью и нынешней гражданской властью с точки зрения нравоучения православной церкви.

Церковь должна быть аполитична, но только тогда, когда будет жить в пустыне, доколе же она живет в государстве, аполитичной она быть не может, и вопрос о взаимоотношениях между церковью и государством оставаться открытым не может, а раз так, то нужно ставить вопрос ребром - можно ли христианину признавать так наз. соввласть.

Решение этого вопроса весьма затемняется тем, что мы отождествляем понятие признания власти с понятием о повиновении власти, тогда как эти понятия далеко не тождественные... Когда мы попадаем в плен к разбойникам, мы повинуемся им, если нас заставляют мыть полы, стряпать и т.п. - поскольку их требования не идут в разрез с христианской совестью, но это отнюдь не значит, что, исполняя эти требования, мы считаем себя членами их шайки или признаем их, т.е. те задачи и цели, к которым направлена их деятельность - это не значит, что их "радость и успехи" мы признаем за свои.

Признавать власть - значит солидаризироваться с нею и оправдывать те задачи и цели, к достижению которых она стремится, как таковая и считать противление ее противлением самому Богу (Римл. ХII.2), солидаризировать это, конечно, не всегда распространяется на практические способы их осуществления.

Теперь, когда карты большевиков раскрыты и ими самими и некоторыми исследователями, едва-ли можно оспаривать, что сравнение их с шайкой разбойников является лишь слабым подобием печальной действительности, что эпитет разбойника в отношении идеологии, способов осуществления и происхождения большевистской власти является слишком мягким, что гораздо ближе к истине было бы характеризовать их как сатанистов, как и предполагалось на соборе 1917-18 годов. Проводя параллель между соввластъю и шайкой разбойников, мы легко уясняем себе, что повиновение им допустимо под влиянием насилия в пределах заповеди "Повиноваться подобает Богови, паче нежели человека".

Признание же их и добровольное служение им во всех видах совершенно недопустимо, как недопустимо признание и служение (добровольное, конечно) разбойникам. Тем чудовищнее представляется признание соввласти - властью от Бога со стороны нашего епископа. Подобно этому, хотя апостол и говорит, что несть бо власть аще не от Бога, но из этого не следует заключать о приложимости этих слов к соввласти.

Таким образом, но разуму св. отцов, апостол Павел относит к Богу происхождение лишь института власти, которая имеет добрые цели и задачи, власть же, имеющая какие-либо "худые виды" по мысли Златоуста - не от Бога. Государственная власть от Бога, пастырство от Бога, но не всякий пастырь от Бога...

Что эти слова неприложимы к соввласти, видно из того, что основные задачи и цели, к осуществлению которых стремится соввласть - уничтожение религии и насаждение анархии - таковы, что всякий христианин фатально обречен на борьбу с ними и, творя "сие благое", ждать должен не похвалы, а меча... Если пастырь будет, исполняя пастырский долг, объяснять пасомым, что гражданский брак с христианской точки зрения есть блуд, а аборты - убийство, или если же он будет удерживать их от воспитания детей в безбожных филантропических учреждениях - детских домах, то за это он, конечно, не похвалу получит.

2. "Религия есть опиум для народа" - центр всей философии научного марксизма, и все последователи его первой своей обязанностью считают не только отступление от Бога, но борьбу против Него.

"Союз безбожников" - море антирелигиозной литературы, наводняющей большевистское царство, не выдумка, а яд, действие которого могут видеть, без антирелигиозной борьбы немыслимо даже существование соввласти.

Отвергая даже идею всякой власти и имея целью похищение Божеской и человеческой власти, большевистское законодательство все пропитано классовой ненавистью, направленной в сторону насаждения анархических начал, как в области международного госуд. права, так и в области гражданских взаимоотношений в нем. Кодекс уголовный возводит в степень важнейшего государственного преступления - всякое действие, направленное в сторону борьбы против начал безбожия и анархизма, карая эти преступления со всей строгостью и беспощадностью. Поэтому соввласть и является в собственном смысле и единственной на протяжении всей мировой истории противницей и разрушительницей Богом установленной власти и потому самому не может происходить от Бога, ибо Бог себе самому противиться не может и говорить после этого о происхождении соввласти от Бога, все равно что утверждать и говорить - несть бо блудник, пьяница, убийца - аще не от Бога, т.к. в смысле попущения и - они от Бога, но если такое выражение недопустимо, как явно кощунственное, то в отношении большевиков оно тем более недопустимо, чем больше разница между убийцей, пьяницей и блудником - с одной стороны, и сатанистом, анархистом и богоборцем - с другой.

3. Может ли быть христианин участником будущей войны, когда знает, что целью ее является защита завоеваний революции, т.е. сатанизма. КОНЕЧНО, НЕТ. Христианин не может себя считать даже гражданином советско-сатанинского государства. Все, в чем он повинуется соввласти, он делает не за совесть, а за страх, исключительно как пленник. Если идеологически мы враги друг другу, то такими останемся и при осуществлении каждой стороной своей идеологии. Если под лояльностью разуметь лишь то, что мы не выступаем с оружием в руках против соввласти, то мы в этом случае не можем быть лояльными. Плох тот христианин, который не молится о скорейшем ниспровержении этого мерзкого и богохульнейшего нового сатанинского царства.

4. Вопрос об отношении к большевизму - есть такой вопрос, который имеет значение не только для христианства, но и для не христианского мира и, следовательно, является по преимуществу Вселенским, ибо государствам мира впервые на протяжении всей мировой истории пришлось встретиться с учением, которое стремится подорвать религиозные и гражданские основы.

Чтобы избежать смерти от большевистской инфекции, было бы лучшим следование указаниям Патриаршего послания (анафематствование советской власти - от 19 января 1918 года) и постановлением собора от 22 января 1918 года.

Март 1928 года.

Виктория МЕДУНИНА


от 22.09.2017 Раздел: Сентябрь 2008 Просмотров: 100
Всего комментариев: 0
avatar