Добавлено:

русский народ - у опасной черты

Задумаемся: сколько детей в последние годы уходит из жизни вследствие самоубийства? Разве это не трагедия? А гибель детей от наркотиков? Но скажут: этой проблемы вообще нет! Но даже если они и признают существование этой проблемы вообще, то редко когда они признают ее наличие в своей школе. И даже если признают, то почти никто из них не ударит палец о палец, чтобы спасти своих детей. Почему?
 Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем же причина этой болезни? Ответ очень краток – главной причиной вымороченности является апостасия, т.е. богооставленность. Жуткое, непередаваемое ничем состояние. Вспомним последние слова Иисуса Христа, который на какой-то миг почувствовал, что Он оставляем Богом-Отцом: "Господи! Господи! Зачем ты оставил меня!" Сегодня же десятки миллионов русских людей сами оставили Господа и даже не осознают этой трагедии, и даже радуются этому, не понимая, что богооставленность есть вымирание. Итак, то, что происходит с нашими детьми, происходит в силу богооставленности, апостасии.
 Чтобы противостоять этому, человека надо привести к источнику духовной жизни – Богу. В российских школах необходимо незамедлительно начать изучать православную культуру (для иноверующих – их традиционные религии). И наши руководители должны были бы неминуемо начать спасать своих детей. Но, увы! Многие из них доводы против этого приводят, как им кажется, очень умные. Перечислим хотя бы некоторые из них.
 Православную культуру надо знать, но ведь это же нарушает Конституцию, законы Российской Федерации! А нарушать законы нельзя! Логика убийственна. Да, наши дети гибнут, но спасать их нельзя – это нарушает законы. И все! Но более всего страшит то, что руководители даже не задают себе вопрос: чем Конституция и законы России отличаются от Конституции и законов западноевропейских государств, где практически везде преподается Закон Божий, а у нас нельзя преподавать даже религиозную культуру?
 Второй аргумент – мы живем в демократической стране, и мы не смеем навязывать ребенку свою идеологию. Поэтому я не допущу никакого Православия. Специфическая демократия! Каждый год мы опрашиваем самих учеников и их родителей об отношении к изучению православной культуры. Все результаты примерно одинаковы: более 95% детей и родителей выступают за ее изучение, причем более 85% – за постоянное! А директор-демократ возьмет и не допустит! Это же абсурд!
 Третий аргумент – да, учить православную культуру надо, но мы, страна многоконфессиональная, и потому ее изучение может привести к конфликтам на религиозной почве. А нам нельзя этого допустить.
 Хорошо! А кто может назвать хотя бы одно моноконфессиональное государство в той же Западной Европе? Соответственно и Закон Божий в этих государствах изучается в нескольких вариантах: дети католиков изучают Закон Божий в католической версии, протестанты - в протестантской и т.д. В России 4 традиционные религии. Поэтому страна, где преподается более 60 национальных языков, наверное, можно организовать обучение 4 религиозным культурам. К тому же и до революции в нашей стране Закон Божий изучался в нескольких версиях.
 Заметим, что из факта многоконфессиональности в недрах Министерства образования и науки родилась идея преподавать в российской школе не религиозную культуру в своих версиях, а историю религий. Но это такое же страшное, антипедагогическое решение, как если бы в силу того, что мы многонациональная страна, в наших школах стали бы преподавать не конкретные языки, а историю языков. Понятно, что такое изучение просто-напросто перекалечило бы всех детей. Поэтому нигде, ни в одной стране мира нет изучения истории религий, но идет изучение конкретных религий. В нашей стране, видимо, предстоит очередной эксперимент над русскими детьми, ведущий к еще большей их вымороченности.
 И уж совсем убийственно звучит высокомерное: «Ну почему я должен бежать, задрав штаны, за вашими попами?». Но когда ваш ребенок болен, разве не бежите за врачом?
 Более того, всякий призыв к спасению их детей вызывает у таких родителей только ярость. Вот две зарисовки. Семинар директоров школ одного из районов Курской области. Встает один директор и говорит: я – мусульманин. Я честно исповедую ислам и скажу, что если нет религии, то дети гибнут. Они перестают слушать старших, они становятся аморальными, пьют, курят. Поэтому в нашей школе православная культура изучается с 1-го по 11-й класс. Тут же выходит к трибуне русский директор и заявляет, что у него в школе тоже разрешили преподавать этот предмет, потому что все просят. Но мы, мол, понимаем, что религия - это мракобесие. Вот иду я на Пасху по деревне. А мне старухи: «Христос Воскресе», а я им: «Не дождетесь!». По его убеждению, религию нельзя изучать в школе! И ведь запретит ее преподавание!
 Вторая зарисовка. Директор деревенской школы, где в самой деревне, кроме стариков и алкоголиков, никого не осталось, а в самой школе три ученика и четыре учителя, заявляет: я не потерплю религии в своей школе. И таких примеров не один и не два.
 Но ведь это полная потеря разума, отсутствие хоть какого-то понимания реальности. И уже не понимаешь, какой директор более страшен: тот, кто кричит: «не дождетесь», или тот, кто, гордясь и красуясь своим умом, ссылаясь на Конституцию, радуется гибели своих детей!
 Почему же творится этот кошмар? Да, видимо, часть руководителей как-то в этом заинтересована, наподобие многих журналистов. Посмотрите, например, публикации в газете «Известия». Разве эти публикации не сродни поведению комсомольцев 30-х годов, боровшихся с религией, вплоть до того, что в пасхальную ночь устраивали в храме шабаши с гармошками! Трагична судьба и этих комсомольцев, и их детей. Тысячи и тысячи искалеченных жизней подтвердили пророческие слова: Бог поругаем не бывает! Нет сомнения в наказании и нынешних христопродавцев и антихристов.
 Понять происходящее мы сможем, когда поймем, что религия - это отношение человека к Богу. И выражается оно молитвой Господней «Отче наш». Зададим себе вопрос: а нужны ли человеку отец и мать? Ответ очевиден. Не только человек, но и птица, и зверь вырастают в своей семье. Но если семья нужна даже животному, то она абсолютно необходима человеку. Буквально с первого дня. И не потому, что отец и мать кормят. Проведем мысленный эксперимент. В одной комнате находится масса вкусной еды, игрушек, в другой – мама. В какую комнату пойдет ребенок? Определенно – туда, где мама. И никакие самые интересные игрушки и самые вкусные пряники не заменят ему маму. Но скажите 20-летнему беспризорнику: тебе нужна мама. Поймет ли он, о чем вы говорите? Нужна ли ему в 20 лет мама? Сумеет ли он создать нормальную семью? Будет ли он хорошим тружеником? Вопросы чисто риторические. И в этом непонимании своего положения вся трагедия человека, как бы и в каком виде он ни представлял себе свою жизнь без родителей. Его трагедия и в том, что он не понимает своей искалеченности. Да, можно говорить – смотря какая семья и т.д. и т.п. Но горька судьба сироты, как бы он не думал и что бы не думали другие, будь это даже гениальные мыслители и педагоги, такие, как Платон или Макаренко (последнему его успехи потому и дались, что он приблизил жизнь в колонии к жизни в семье). Ну а если человек всю свою жизнь прожил без Отца и Матери своей Небесной? Что происходит с ним? А с ним происходит то, что его дух мертвеет. И вследствие этого он все более хоронит в себе то, что называется Образом и Подобием Божием в человеке, превращаясь в вымороченное существо и превращая окружающих в такие же существа. Беспризорник воспитывает из других только беспризорников, неся миру только зло. Что же нам делать в этой ситуации?
 Во-первых, осознать подлинный масштаб и подлинные причины неблагополучия наших детей. Это нетрудно понять, даже если взять самую простую трехфакторную модель развития ребенка: наследственность, среда и воспитание.
 Наследственность. Стоит только посмотреть на нее с христианской точки зрения, и сразу станет ясно все неблагополучие наших детей. Самый простой биологический закон – закон телегонии. Зададим вопрос: сколько сегодня женщин рожают в нашей стране, не нарушая этот закон? Но гораздо страшнее духовная наследственность. Есть всем известная пословица: дети расплачиваются за грехи родителей. Не за гены, а за грехи. Именно по этой причине проститутка не может родить нормального ребенка, преступник иметь нормальных детей. Причем в силу пораженности грехом, дети грешат больше родителей.
 Адам съел запретный плод, а уже его сын Каин убил своего брата Авеля. Но ведь и малые грехи сказываются и дают тот же результат: если два, три поколения родителей не причащались, то результат духовный будет таким же. И в этой ситуации грехи отца и матери одинаково пагубно сказываются на ребенке. Если мы посмотрим на эту ситуацию, то станет понятно, почему у нас сегодня 90 % детей больны.
 Второй фактор – среда. Больной ребенок попадает не в здоровую среду, где бы он мог восстановиться, а в среду, где царят кошмар и ужас. Эта среда, без сомнения, усиливается средствами массовой информации. Посмотрите, кто главные герои на экранах? Блудницы и убийцы! Кто первый герой аналитических программ? Человек, ненавидящий и презирающий Родину.
 Наконец, третий фактор – воспитание. Не беру все воспитание в целом, слишком большая тема – остановимся только на образовании. Образование может быть эффективным только в том случае, если оно несет в себе великую идею, значимый смысл. Какой же смысл несет в себе сегодняшнее образование? Никакого! В лучшем случае. В худшем просто объясняет, как все плохо в России. Но и тот, и другой вариант, как это замечательно показал К.Д. Ушинский, «разрушает душу» ребенка. И можем ли мы преодолеть хотя бы один из этих факторов без обращения к Православию. Сможет ли понять человек, что такое грех вне православного понимания человека? Нет! Можем ли мы улучшить среду, хотя бы преодолеть мат, обильно льющийся с экранов, если не будем знать, что мат - это молитва сатане? А обретут ли наши гуманитарные и эстетические предметы в школе свой смысл вне Православия? Вопросы чисто риторические!
 Поэтому нам нужно осознать необходимость возрождения духовной жизни. Мало построить храмы. Нужно, чтобы человек пришел в храм. Иначе мы всегда будем повторять то удивление дамы, которая восклицает: вот храмов понастроили, а что – проституток стало меньше? С таким же успехом она могла бы восклицать, видя открывшиеся школы, в которых нет учеников: вот школ настроили, а грамотных больше стало? Нет, мало построить храмы. Надо, чтобы люди еще жили духовной жизнью. А началом этой духовной жизни является изучение религиозной культуры, подобно тому, как наука начинается с букваря. И далеко не все изучающие букварь становятся академиками, а изучавшие Закон Божий стали святыми. Но грамота нужна каждому человеку, кем бы он ни стал: и знание религиозной культуры тоже нужно каждому человеку, кем бы он ни стал – рабочим или президентом.
 Но как можно ввести в школу этот предмет? Только на уровне разума. Вспомним следующее. Дикие животные, выращенные в неволе, как правило, не могут жить в природе. Но люди научились воспитывать их для жизни в природе. Точно так же, понимая трагизм ситуации, можно научиться духовно воспитывать человека. А для этого надо понять, что чем раньше мы начнем воспитывать ребенка, тем больше шансов на успех. Опять же любой знакомый с духовным воспитанием знает, чем меньше ребенок, тем больше он тянется к Богу. Дошкольники и ученики начальных классов просто живут в Боге. Подросткам освоение религиозной культуры дается труднее, старшеклассникам очень трудно, студентами почти невозможно, а взрослым подчас невозможно (разумеется, если их не приведет к Богу беда). Знаю сотни людей, пришедших к Богу, будучи взрослыми, но до сих пор еще не встретил ни одного взрослого человека, который бы к Богу пришел от радости. Значит, чем раньше мы начинаем воспитывать ребенка, тем больше шансов на успех. Значит, мы должны дать этот шанс каждому российскому ребенку. Но... Это ясно сознанию, но не ясно сердцу. Почему?
 Есть такое состояние – замерзание, когда человека оставляют силы, и он уже не может идти. Но вдруг ему становится тепло и хорошо. И он ложится на снег. И это означает смерть. Но если он поймет разумом, что он замерзает, и заставит себя идти, то он спасется. Так и мы. Нам сегодня хорошо от аморализма, алкоголизма, от растленных средств массовой информации, от журналистов, ненавидящих все русское, от эстрадных кумиров, потерявших человеческий облик. Хорошо так, что мы, видя гибель своих детей, уже не осознаем трагизма. Нам хорошо!
 И именно поэтому мы должны, понимая разумом, что погибаем, любым усилием воли принять решение, дать возможность духовного развития каждому нашему ребенку. И это станет фундаментом преодоления духовного кризиса, в том числе и массы сопутствующих ему кризисных явлений, например, демографический кризис и т.д. Но для того, чтобы сегодня стало возможным это возрождение, нужна не столько государственная программа возрождения духовно-нравственного воспитания в нашей стране, сколько понимание трагизма ситуации и воля каждого руководителя, каждого учителя спасти если не себя, то хотя бы своих детей!

В.М. МЕНЬШИКОВ, доктор педагогических наук, профессор, г. Курск

от 20.04.2024 Раздел: Март 2005 Просмотров: 511
Всего комментариев: 0
avatar