Его присутствие умиротворяло
Игумен Венедикт (Стаценко), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
Когда пришёл я к батюшке Кириллу, он сразу назвал меня по мирскому имени — Николай. Это было удивительно. В 1993 году состоялся наш постриг: 22 человека. Сейчас, когда в Лавру приходят 5–6 человек — это целое событие. А то была целая армия. Батюшка был нашим восприемником, он меня одевал — подрясник, рясу, ремень, клобук. С какой любовью, мне потом рассказывали, батюшка это делал!
Когда приезжал отец Кирилл — всё в Лавре умиротворялось. Были некоторые вещи, связанные с преступными структурами, которые разрешились только по молитвам батюшки, никакие силовые структуры не могли помочь.
Одно время я жил в комнате с келейником батюшки отцом Мефодием. Когда его постригали, я три дня келейничал у отца Кирилла. Помню, время уже половина двенадцатого ночи, у него крошки во рту не было, а с утра служить Литургию. Я несколько раз приносил батюшке ужин, а он всё не может от посетителей оторваться. Благочинным Лавры в то время был отец Даниил, потом он в Архангельске возглавлял кафедру, сейчас митрополит Курганский и Белозерский. Я подхожу к нему, говорю: «Отец Даниил, заберите батюшку. Он же в этом кресле сейчас, принимая народ, умрёт!» «Да он же меня не послушает, — отвечает отец Даниил. — Пока всех не примет, не уйдёт».
Около полуночи батюшка, наконец, пришёл из посылочной в келью и сразу же начал молиться. А я принёс ему ужин и, вспоминая этот момент, до сих пор укоряю себя за то, что отвлёк его от молитвы. Батюшка выглядел неземным человеком, и ужин ему был не нужен.
Мамаев курган — святой антиминс
Протоиерей Анатолий Безбородов, благочинный Волгоградского округа, г. Волгоград:
Слова благодарности — за промысел Божий, а также организаторам вечера за то, что я нахожусь в таком месте и слушаю слова любви духовных чад о своем отце. Я видел отца Кирилла в жизни только однажды в 1993 году, когда батюшка вместе со Святейшим Алексием II приезжал в Волгоград на празднование 50-летия победы в Сталинградской битве. Делегация посетила Мамаев Курган, а затем в студии Волгоградского телевидения отец Кирилл кратко рассказал об исполнении своего воинского долга во время Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы.
Вы все вместе написали словесную икону архимандрита (Кирилла), а мне хотелось бы добавить, что он защищал наш город — Сталинград, Волгоград.
Посещая Мамаев курган, он говорил, что это земля священная, святой антиминс, политый кровью мучеников.
После этого посещения Волгограда Святейший Патриарх Алексий II благословил строить Храм Всех святых на Мамаевом кургане. Сегодня собор возведён и сейчас происходит его роспись.
Владыка Алексей (Поликарпов) сказал о необходимости увековечения памяти батюшки, сборе материалов о нем, создании мемориальной комнаты, а я хочу сказать о проекте памятника старцу Кириллу у храма Всех святых на Мамаевом кургане — как защитнику города. Необходимо, объединив усилия, установить такой памятник на главной высоте России. Чтобы личность старца служила духовно-нравственным примером для подрастающего поколения России, ориентиром для воспитания патриотизма и мужества.
Вразумляющая строгость
Игумен Филипп (Ельшин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:
«Когда я поступил в семинарию, я увидел батюшку, который вечером, после долгого дня, собирает на чтение и монахов, и мирян, и студентов — читает Священное Писание Ветхого Завета, святых отцов. Читает неспешно, как бы растворяясь в мире Библии и святых отцов. И потом, когда мы с ним как-то разговаривали, он один раз вспомнил фразу, уточнил слова преподобного Серафима Саровского «Ум христианина должен плавать в Евангелии». Это было чудо, батюшка растворял свое сознание, мировоззрение евангельской истиной, и, соответственно, Дух Божий, Дух Евангельский наполнял его жизнь и всё и всех вокруг. А видимых проявлений такого чуда у меня было несколько.
Однажды, я помню, это было в Переделкине, мы были с одним из насельников Лавры. Он говорит: «Знаете, батюшка, не смог приехать к вам отец Рафаил, но он очень просил — у него пропажа, у него беда — пропали мощи таких-то святых угодников Божьих». Батюшка выслушал, он не вставал с места, не осеняя себя крестным знамением, просто чуть-чуть в сторону отводил голову, смотрел в окошко, но в это время казалось явно, что Небеса преклоняются к его молитвенному шёпоту, Господь нисходил мгновенно, в долю секунды. Это меня всегда поражало. Все трудности разрешались.
Так же было и во время моей первой исповеди, она была в малом в актовом зале. Я к батюшке не мог попасть сразу на исповедь, потому что не знал, что он исповедует в другом зале. Но когда я пришёл на эту исповедь в первый год учёбы, мне казалось, у меня столько невысказанного, столько неясного в моей жизни, в христианской, в личной жизни, и это надо так долго рассказывать, написать какую-то большую тетрадку. Отец Кирилл за доли секунды, просто мгновенно понял моё состояние. Такое было ощущение, что какой-то комарик с фонарём залетает внутрь тебя, всё освещает, всё понимает, всё сразу видит, вылетает и говорит, вот надо делать так, так, так. Это меня поразило. Это чудесно явление, как Дух Святой через батюшку действовал.
Были и такие моменты, когда отец Кирилл немножко строжил. Один такой случай был связан с послушанием в паломническом центре, нам за то, что мы водили экскурсии, небольшую премию выписывала Лавра. И у меня, конечно, эти денежки как-то копились, я их не тратил, а другой брат как-то не совсем равнодушно, что ли, к деньгам относился. Пришёл какой-то паломник, рассказал историю, как обычно, что он едет из Владивостока или наоборот во Владивосток, ему нужны деньги на дорогу, ему нужно помочь, и я сразу говорю: «Сейчас я принесу вам денежку и дам». И спокойно отдал ему какую-то копеечку. Брат говорит: «Ты что? Ты что, отец Филипп, делаешь? Ты понимаешь, что ты задеваешь чувства других людей. У тебя, может быть, нет такой любви к деньгам, но ты меня тем самым соблазняешь. Отец Кирилл строго запретил раздавать деньги паломникам!» Я говорю: «Я не слышал такого, но, если это так, я уточню». И с чувством собственной праведности я побежал в посылочную к отцу Кириллу уточнить, было ли такое благословение — не раздавать деньги паломникам, чтобы монахи не ходили и не давали направо-налево. Я думаю, что сейчас меня батюшка поддержит, скажет — молодец! Надо любить ближнего, надо скорбеть о людях, которые приходят. Я пришел с полной уверенностью, что получу поддержку. Я сказал, что такой-то брат сказал, что вы благословили, а я не слышал, а я сделал вот так-то. Это вы благословляете или нет? Отец Кирилл вдруг стал строгим как камень, как скала на какую-то тоже долю секунды, я испугался даже этого его взора. «Ну, хорошо. Дай». И больше ничего. И что вы думаете? Я отдал денежку этому человеку, ему понравилось, он приходил каждую неделю и просил на очередную поездку в очередной Владивосток деньги. Я понял, что это знание того, что происходит не только в мире духовном, но и в мире земном, отцу Кириллу присуще. И он, зная, как правильно братия должна себя вести, учил, и эта его строгость была вразумляющей. В то же время не больно».
Не забывая Бога и Священное Писание
Протодиакон Николай Пянзин:
Промысл Божий был даже сегодня с утра — не спи, вставай, поезжай на встречу памяти отца Кирилла, не пожалеешь. И какая-то мысль: «А что я поеду? Там люди великие, а я буду что-то бубнить». И при всей своей лености, при всём своём саможалении, благо, что живу на ВДНХ, поехал. Глядь — автобус стоит сергиевопосадский, никого нет в автобусе. Прыг в автобус — автобус едет. Приезжаю в Лавру — идёт служба, служба заканчивается — панихида.
Сколько живу, ничего так из своего детства не помню, как к батюшке нас бабушка возила с самого детства. И батюшка всегда удивлял своей памятью. «А, Коля, как маму слушаешь? А дедушку слушаешь? Вот запомни — будешь в послушании — будешь угождать Богу, а не будешь слушать старших, особенно бабушку...» И вот благодаря бабушке отец Кирилл приезжал и к нам домой. С простой сумочкой. А мы, хитрецы, уже смотрим: что там батюшка привёз? Не могу сказать, что жили бедно, но мандарины и миндаль для нас были великим даром. И только сейчас понимаю, какой дар, какую благодать батюшка передал через этот миндаль и через этот крестик, который до сих пор у меня, кипарисовый. «Никогда не забывай Бога, никогда не забывай Священное Писание и будешь в добре», — наставлял.
Когда батюшка благословил меня на диаконство, я говорю:
— Батюшка, я, наверное, недостоин.
— А это уже Господу судить. Твоё дело иметь молитву, дерзновение и послушание. Иди с Богом.
Если бы наш народ воздохнул к Богу!
Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная»:
Сегодняшний день останется в памяти на всю мою жизнь, как будто я вновь побывал в келье дорогого моего отца Кирилла. Вспоминать можно много, постараюсь кратко и об основном.
Впервые я приехал к батюшке по совету одного друга, потому что заблуждался во многих религиозных вопросах, философии. Я тогда работал в газете «Правда», был журналистом-международником, бывал в Индии, был знаком со Святославом Рерихом. Когда он находился в Москве, записал с ним интервью и даже опубликовал его в газете «Правда». После того как я вышел из резиденции на Ленинских горах, со мной произошел совершенно необычный случай. Я ждал троллейбуса, ко мне подошёл какой-то старичок в старом одеянии и начал меня расспрашивать, где я был и что делал. Я не мог понять, почему незнакомый человек задаёт мне эти вопросы. Я всё рассказал ему, он покачал головой и сказал: «Не надо было тебе туда ходить».
Я приехал в Лавру, охранник меня не пустил, я пошел в храм молиться, и вдруг в сердце как будто будильник зазвонил. Я побежал на проходную, охранник стоит весь потный, красный. «Где же вы ходите, я всю Лавру оббегал. Батюшка вас ждёт на проходной уже 20 минут». Я вижу: стоит — стройный, в строгом сером подряснике с кожаным ремнём священник. И повёл меня не в посылочную, а прямо к себе в келью.
Я батюшке рассказал о своих сомнениях, заблуждениях, о том, как крестился прямо перед поездкой в Афганистан, там шли боевые действия. И мне кто-то подсказал: если тебя убьют, за тебя и не помолишься. А батюшка и говорит мне тогда, при нашей первой встрече: «Ты все эти свои заблуждения отложи». Он не сказал, «это плохо, забудь», а «отложи». Он сказал, что нужно сейчас Россию защищать и Русскую Православную Церковь. «Вот тебе мой прямой телефон, приезжай, когда будет надобность, мы будем с тобой обо всём говорить». И так я ездил к батюшке не один год.
Наступил момент, когда я подумал, что нужно хотя бы батюшку спросить насчет духовного отца. Он посмотрел на меня: «Поезжай в Данилов монастырь, к духовнику и с ним поговори». Я поехал, нашел отца Алексия (ныне епископ Солнечногорский. — Ред.), он выслушал меня и сказал: «Нет, я с тобой не справлюсь. Проси отца Кирилла». — «А как?» — «А когда в Лавру приезжаешь, иди к мощам преподобного Сергия и проси». Я так и начал делать, и потом все само собой устроилось, стал ездить к батюшке в Переделкино, в Лавру. Исповедовался у него. Какие-то мгновения ясно остались в памяти, как будто это происходит сегодня. Один раз опоздал на электричку, перерыв, приехал на 2 часа позже, батюшка вместо того, чтобы сделать мне замечание, прежде всего озаботился: «Ты же, наверное, не ел ничего». И послал своего помощника, и мне принесли обед, я с батюшкой в его келье пообедал. Вспоминаю и такие мгновения, как я молюсь, стою на коленях, он меня обнимает, говорит: «Андрей, простая ты душа». Я тогда не осознавал эти слова, но, наверное, более высокой похвалы и нет.
Вспоминаю, это было когда он почти постоянно жил в Переделкине, наступил юбилейный год, 50-летие нашей Великой Победы. Я говорю батюшке: «Давайте запишем интервью с вами, вы же участник войны». — «Нет, Андрей, что ты! Я инок — не имею права интервью давать». — «А что нужно сделать, чтобы это было возможно?» — «К наместнику обратись». Я позвонил наместнику монастыря, владыке Феогносту, он благословил.
И вот появилась эта удивительная проповедь «Я шел с Евангелием и не боялся». Я потом даже написал книгу воспоминаний и так ее и назвал «Я шел с Евангелием и не боялся». В этой книге есть такие места, которые должен знать каждый человек. Это не только цитирование святых, а это обращение самого отца Кирилла ко всем нам, ныне живущим. Почему? Потому что-то, что сейчас нас окружает, то, в каком сложном положении мы находимся, имеет прямое отношение ко всем нам.
Вот цитирую: «Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаём Господу славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это печально. Собственно говоря, ведь Россия из ничтожества поднялась, выросла до великой державы только Благодатью Божией, только силою Божией, чудесами, и никто об этом не хочет сказать. Сколько милости получала наша страна во все времена, когда нападали на Россию, и только Небесная помощь спасала от погибели. А мы такие толстокожие, что не разумеем этой милости Божией, не хотим возблагодарить Господа. Без Меня не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Мы всё относим к самим себе. Говорим «я», проявляем гордость, а это как раз и пагубно, и за это Господь отдаёт нас врагам, чтобы смирить нас, чтобы не забывали Бога».
Потом эту проповедь или беседу опубликовали многие СМИ.
…Наступает 2000 год, я приезжаю к отцу Кириллу, говорю:
— Батюшка, новый век начался, хорошо бы какими-то словами утешить нас.
Он на меня посмотрел и сказал:
— Андрей, а зачем народ пугать?
Потом подумал, как многие уже отмечали, посмотрел не то в окно, не то глаза вверх поднял, и ответил:
— Нет, об этом говорить надо. Сейчас надо, чтобы верующие настраивали себя и готовили ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идёт. Но надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. Если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного. Надо ли говорить об этом? Как воспримут это люди? Я считаю, что об этом говорить надо.
Я записал несколько минут батюшкиных слов, приехал домой, расшифровал, смотрю: очень мало. И вдруг раздаётся звонок, сам батюшка звонит и говорит: «Андрей, ты приезжай завтра, у меня маленькое дополнение». Я приезжаю в Переделкино, смотрю: «маленькое дополнение» написано на шести страницах убористым почерком. И всё это было опубликовано.
В книге находятся фото страниц его рукописи. И как ни дорог мне этот текст, я его оригинал обязательно в ваш музей передам.
Еще хочу сказать: то, что 32 года издаю православную народную газету «Русь Державная», я полностью и целиком обязан моему дорогому батюшке, который на всех путях поддерживал меня, где я спотыкался, он поднимал меня, утешал и всегда говорил: «Андрей, все будет хорошо».
…Один политический деятель как-то принес мне в редакцию свою книжицу в защиту русского народа. Она была, конечно, не нашего духа. И я ему сказал: «Ты знаешь, я не могу тебе сейчас ответить, буду ли я её публиковать, я спрошу у отца Кирилла».
И вы знаете, старец взял эту книжку в руки, подержал, не открывая, отложил и сказал: «Андрей, тебе это не нужно!»
То есть человек, действительно, не только был прозорливым, ему всё было открыто.
Так же, как в Барвихе, когда мы приехали к нему с Героем Советского Союза Александром Солуяновым, сели на скамеечку, говорили обо всем: и об Иерусалиме, и о строительстве Третьего храма, о чем только мы ни говорили…
А под конец батюшка воздохнул и сказал: «Вот если бы весь наш народ, как один, воздохнул бы глубоко о Господе, Господь бы в благодарность все бы изменил чудесным образом на нашей земле!»
По материалам интернет-сайта: Святые online