Добавлено: 29.06.2019

С молитвой о Державе Российской

С 3 по 8 июня 2019 года на Вятской земле проходил самый многочисленный Великорецкий крестный ход – торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой, где более 630 лет назад крестьянином Агалаковым был обретен чудотворный образ.

Великорецкий крестный ход – событие уже со своей многовековой историей, а в современный период получившее особую любовь среди верующих. В 2000 году Святейший Патриарх Алексей II присвоил крестному ходу статус Всероссийского. В 2015 году по маршруту всего Великорецкого крестного хода вместе с паломниками впервые из архиереев прошел митрополит Вятский и Слободской Марк. А через два года торжества на Великой возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все эти события навсегда вошли в историю Великорецкого крестного хода, который вновь и вновь в начале июня собирает тысячи паломников из разных уголков России и со всего мира.

Многочисленные паломники собрались 3 июня на Вятской земле, чтобы вновь совершить многодневное паломничество вслед за образом святителя Николая к месту явления иконы – берегам реки Великой.
Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название – Великорецкий. Около 1400 года образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой (позже – Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

В нынешнем, 2019 году, 3 июня день празднования Владимирской иконы Божией Матери, равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря Божественную литургию перед началом Великорецкого крестного хода возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. Радость совместной молитвы с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви разделили митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство Вятской митрополии.

В соборной молитве приняли участие губернатор Кировской области Игорь Васильев, другие представители власти


По сводкам УМВД по Кировской области из города Вятки вслед за чтимой иконой вышло около двадцати семи тысяч человек

Вечером 3 июня 2019 года многочисленные паломники Великорецкого крестного хода пришли в село Бобино. В Никольском храме села был совершен молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу. Здесь была совершена остановка на первый ночлег.

В самый трудный день – 4 июня, когда совершался переход от села Бобино до Загарья, а затем до Монастырского, стояла солнечная погода, однако, путь был особенно непростым в связи с прошедшими накануне дождями.

После утренних километров по лесной глинистой дороге крестоходцы шли длинными тропами по холмистой местности. К 10.00 крестный ход пришел в село Загарье, Навстречу ему с радостными пасхальными песнопениями вышел малый крестный ход, возглавляемый ключарем Свято-Серафимовского собора города Вятки протоиереем Сергием Сизихиным. Возле колокольни старинной Вознесенской церкви перед образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом святителю Николаю.

Далее путь проходил по полям и продолжительной лесной дороге. Большая часть крестоходцев достигла села Монастырское уже в сумерках. Те, кто шли в числе первой части колонны, успели помолиться за молебном святителю Николаю возле Никольской часовни. В течение всей ночи верующие подходили к чтимому образу святителя Николая для поклонения.

50 километров преодолели паломники в течение второго дня пути, превозмогая свои немощи, участвуя в перенесении иконы святителя Николая к месту ее явления. Некоторые вынуждены были возвращаться домой по причине своего нездоровья.

В третий день пути 5 июня паломники вечером пришли к берегам реки Великой. В этот же день до полудня совершалась большая остановка в селе Горохово, где в храме в честь Казанской иконы Божией Матери служилась Божественная Литургия.

Особыми минутами радости для верующих стала торжественная встреча принесенной ими любимой иконы святителя Николая в Великорецком подворье Трифонова монастыря. Приветствуя паломников, из села вышел встречный малый крестный ход, возглавляемый наместником Великорецкого подворья Трифонова монастыря архимандритом Федором (Рулевым).

Возле Никольского собора перед принесенной на место обретения святыней сонмом духовенства был совершен торжественный молебен святителю Николаю Чудотворцу.

Четыре Божественные литургии совершались в храмах Великорецкого подворья и на берегу реки Великой. Духовенство 5 июня до глубокой ночи и 6 июня с раннего утра принимало исповедников

6 июня 2019 года на реке Великой состоялось праздничное богослужение архиерейским чином, посвященное обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая. Празднование явления Великорецкой иконы в этом году совпало с двунадесятым праздником Вознесения Господня, поэтому на берегу реки Великой совершались особые торжества. Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна возглавил служение Божественной литургии
Проповедь перед Таинством Причастия произнес благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов:

«На протяжении многих столетий в село Великорецкое приходит крестный ход, который собирает паломников со всех уголков нашего Вятского края, нашей России и далеко за ее пределами. Все мы вместе в единой молитве предстоим святителю Николаю Чудотворцу, и каждый просит его о сокровенном желании своего сердца. Так угодно было Господу Богу, чтобы здесь, в глубинке Вятского края, на никому не известной Великой реке была явлена великая милость Божия, которая не ослабевает к нашему народу уже не одно столетие».


В завершении богослужения глава Вятской Митрополии митрополит Марк поздравил всех собравшихся с торжественным событием и поблагодарил духовенство и паломников, участвующих в торжествах:
«Паломничество – это, с одной стороны, испытание, выведывание знаний о себе, чтобы в последующие дни, месяцы и годы, видя свои немощи, суметь побороть их в себе и измениться так, чтобы стать достойными Жизни Вечной. Вновь и вновь благодарю вас за молитвы и желаю всем нам, чтобы этот крестный ход, наполненный своими испытаниями, послужил нам во спасение и для пользы души».

Далее был совершен чин освящения воды реки Великой и источника, на котором в XIV веке был обретен Великорецкий образ святителя Николая.

За богослужением молились более 38 тысяч паломников со всей страны, в том числе православная молодежь Вятки.

В Великорецком возрождается созданный в XVIII-XIX веках уникальный архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

Ночью 7 июня крестный ход снова вышел в путь. Первой крупной стоянкой крестоходцев на обратном пути стало село Медяны, где в возрождающемся старинном Троицком храме был совершен канон перед Великорецкой иконой святителя Николая. Вечером этого же дня крестный ход пришел в поселок Мурыгино, где паломники остановились на последний ночлег.

Ранним утром, 8 июня в последний день пути, паломники достигли поселка Гирсово. Из поселка навстречу крестоходцам вышел малый крестный ход, возглавляемый клириком храма Великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова протоиереем Анатолием Березиным

А после полудня крестоходцев уже встречали на Филейке. В час дня крестный ход достиг храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Вятки.

В два часа дня отдохнувшие и подкрепившиеся паломники вслед за иконой отправились в путь. Многотысячная колонна богомольцев из разных уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья торжественно шествовала по улицам Вятки. Радостным колокольным звоном встречали чтимый образ и многочисленных паломников храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, Екатерининский храм, Царево-Константиновская Знаменская церковь. Особой минутой торжества в этом году во время молитвенного шествия по городу стало звучание в центре Старой Вятки колоколов возрождающегося Спасского собора.

У стен Свято-Трифонова монастыря паломников встретил митрополит Вятский и Слободской Марк. Возле Успенского кафедрального собора перед Великорецким образом святителя и чудотворца Николая совершился торжественный молебен. По завершении богослужения митрополит Марк сердечно поблагодарил всех паломников:

«Благодарю всех вас за вознесенную молитву за Державу Российскую и за Церковь Божию, чтобы она пребывала в благостоянии, за молитвы за весь наш с вами народ. Желаю всем нам крепости сил духовных и телесных, чтобы пройдя следующий год, вновь встретиться на этой земле, вновь пройти Великорецкий крестный ход, являя единство во Христе».

Крестный ход завершился. Всего только за 6 июня Великорецкое подворье Свято-Трифонова монастыря посетило около 60 тысяч верующих. Из Вятки 3 июня 2019 года вышла колонна из 27 тысяч паломников. В обратную дорогу отправились 9 тысяч человек.

В крестном ходе на протяжении всего пути звучали молитвенные песнопения, заметное место в этом делании занимают, как певчие приходов Вятской Епархии, включая Народные хоры, так и группы певчих, прибывшие из других регионов.

В пути паломникам помогала молитва – пение тропаря святителю Николаю, величание, чтение акафиста.
Особый подвиг ежегодно несут представители силовых ведомств: сотрудники МЧС и ГИБДД, УМВД по Кировской области и ОМОНа.

Накануне крестного хода для врачей и спасателей был совершен специальный молебен.

На врачей-добровольцев и спасателей отряда «Пересвет» приходится двойная нагрузка. Они преодолевают тот же путь, что и паломники, но откликаясь на просьбы и оказывая помощь людям в колонне, по сути проходят расстояние дважды. Их добровольное служение – настоящий подвиг, который требует крепости духовных и телесных сил.

По материалам Пресс-службы
Вятской Епархии


«Зачем идут в крестный ход?»


«Я спросил: зачем идете в горы вы?
А ты рвалася ввысь, а ты рвалась вперед.
Ведь Эльбрус из самолета видно здорово,
Рассмеялась ты и взяла с собой».


Именно эти слова из песни Высоцкого я вспоминаю каждый год, когда начинается Великорецкий крестный ход. И аналогия тут есть. Ведь именно эти же примерно слова хочется задать тем, кто собрался идти в крестный ход. Ведь до Великорецкого можно и на машине доехать за час, зачем такие трудности и испытания? И вряд ли мы услышим другой какой ответ, кроме приглашения присоединиться.

А есть ли что-нибудь такое, что объединяет этих людей, тех, кто стремиться покорить новую вершину горы, и тех, кто идет в крестный ход. На мой взгляд их всех объединяет стремление к высоте, оторваться от земли и подняться над ней. Единственно только, что первые это делают в физической сфере, а вторые – в духовной.

Почему крестный ход называется крестным? Потому что участник крестного хода совершает уникальные передвижение в виде креста. Как это? А так. Он движется не только по горизонтальной линии, но и по вертикальной. По горизонтальной линии он передвигается, когда движется из одного места в другое. Из Успенского собора, например, в сторону Великорецкого и потом обратно, останавливаясь на определенных привалах. Но одновременно с передвижением по горизонтали, он совершает передвижение и по вертикали, от бездны своих грехов к Богу. И вот это одновременное передвижение как по горизонтали, так и по вертикали и образуют из себя крест. Перемещение становиться в виде креста, крестным.

Так устроен человек, что для жизни ему необходимо движение. «Движение – это жизнь» – сказал древний философ. И мы постоянно находимся в движении, каждый свой день. Если же мы останавливаемся, то останавливается и сама жизнь. Как, например, во время сна. Хотя мы и живем во время сна, но в этот период жизнь наша не представляет чего-то важного, результативного. Остановка движения, кроме сна, является для человека чем-то катастрофичным, ненормальным. Что это может быть? Болезнь, инвалидность или даже сама смерть. Поэтому человеку необходимо двигаться. Движение – это жизнь.

Но ведь точно также должно быть и в духовной жизни. Отсутствие движения души означает точно также либо сон, либо болезнь, либо саму духовную смерть. Внешне духовная инвалидность проявляется через такие признаки, как потеря смысла жизни, отсутствие любви и доброты. Человек зацикливается только на материальных вещах, а внутри наступает пустота. Из-за этой пустоты он становится гневным и раздражительным, думающим только о своей выгоде, пренебрегая окружающими. Иногда человек пытается заполнить эту пустоту чем-то материальным – вином или блудом, веселым беззаботным поведением, но радости это все равно не приносит, на душе воцаряется тяжесть и тоска.

Поэтому, чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение, на движение не только влево или вправо, но и на движение вверх, к Богу. Это движение вверх в первую очередь начинается с молитвы, с богопознания и богообщения.

А крестный ход как раз как нельзя лучше помогает человеку на несколько дней сосредоточиться на духовном делании и подняться на ту необходимую высоту, чтобы душа ожила, очистилась в покаянии и наполнилась благодатью. Уходит в крестный ход один человек, а приходит уже другой, очищенный и обновленный. При этом, конечно же, человек наполняется духовным светом ровно настолько, насколько во время пути преодолевал не только видимые препятствия, но и душой стремился покорить духовные вершины, насколько движение его было крестным.

Настоятель Спасского собора
г. Вятки священник Петр Машковцев
от 29.03.2024 Раздел: Июнь 2019 Просмотров: 802
Всего комментариев: 0
avatar