По благословению Его Святейшества и при поддержке Министерства обороны России и Правительства Москвы в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя собрались участники важнейших сражений Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и военной службы, сегодняшние защитники Отечества. В числе собравшихся были Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, кавалеры государственных наград, военачальники, члены Правительства Москвы, руководители и актив общероссийских и столичных ветеранских организаций, священнослужители Русской Православной Церкви.
Торжественное собрание началось с демонстрации фильма, посвященного парадам на Красной площади 1941, 1945 и 2015 гг.
В Зал церковных соборов были внесены Государственный флаг Российской Федерации, Знамя Победы, Флаг города-героя Москвы, боевые знамена Великой Отечественной войны. Прозвучал Гимн Российской Федерации.
Затем начальник отдела Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, заслуженный работник культуры России О.В. Тихомирова представила боевые знамена: Знамя Победы; знамена 8-й Гвардейской ордена Ленина, Краснознаменной ордена Суворова Режицкой им. И.В. Панфилова стрелковой дивизии; 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии; Гвардейского Краснознаменного Военно-Морского флота.
Член Совета Федерации ФС РФ, председатель Московского городского Совета ветеранов В.И. Долгих сообщил, что ветеранским сообществом учрежден памятный знак «70 лет Великой Победы». По поручению фронтовиков В.И. Долгих вручил этот знак Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительский труд по духовному укреплению России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«…Для меня большая радость отметить вместе с вами под сводами Храма Христа Спасителя 70-летие Парада Победы - того самого, который венчал самую разрушительную и самую страшную за всю историю человечества войну. В этой войне победил наш народ, и его победа имеет поистине всемирное историческое значение. Наверное, если бы мы не сделали ничего другого, одна эта победа должна была бы войти в учебники истории всех народов, ибо огромные жертвы, понесенные нами, спасли мир. Но народ наш не только одержал победу. Он также сумел в кратчайшие сроки восстановить разрушенную страну и вывести ее на самые передовые рубежи. И за всем этим стоит подвиг - подвиг тех, кто шел в атаку, особенно в первые дни и первые месяцы войны, навстречу превосходящему во много крат противнику.
Мне рассказывал отец, который принимал участие в строительстве оборонных укреплений на Лужском рубеже под Ленинградом, как молодые люди, имевшие одну винтовку на двоих, шли вперед, навстречу танковой армаде, и многие из них не возвращались из боя. Что двигало этими людьми? Ведь совершенно ясно, что с винтовкой в руках нельзя справиться с танком. Может быть, кто-то скажет: «А зачем все это нужно было?» И мы уже слышим сегодня такие голоса: «Зачем было оборонять Ленинград, зачем проливать кровь в Сталинграде?» Но люди не рассуждали рационально - они шли вперед по зову сердца, понимая, что за ними Родина, и подвиг каждого из них внес огромный вклад в общую победу.
А рядом с теми, кто погиб, были те, кто остался в живых, и погибшие служили для них великим примером. Это была школа мужества, школа патриотизма, школа любви к Родине — может быть, потому мы и победили. И вместе с теми, кто маршировал 24 июня 1945 года по Красной площади, невидимо торжествовали миллионы погибших за Родину.
Возникает очень серьезный, принципиальный мировоззренческий вопрос. Ведь самое дорогое у человека — это жизнь, и некоторые говорят, что нет такой цены, которой можно было бы ее оплатить. Многие считают неправильным отдавать жизнь даже за самые высокие идеи. Но если бы эти мысли были укоренены в сознании нашего народа, то России бы сегодня не существовало. Ибо есть идеалы и ценности, ради которых человек может отдать жизнь, и это будет не самоубийство, а подвиг.
Но для того чтобы это произошло, каким внутренне сильным человеком нужно быть! А сила духа — это не материальное понятие, ее нельзя измерить, ее нельзя оценить ни деньгами, ни привилегиями, ни чем иным, что так желанно для многих, особенно сегодня. Сила духа — это то, что к нам приходит от Бога. И, как говорили, в окопах не было неверующих; а если кто и не верил, то и с ним был Бог, потому что и такой был готов жизнь свою отдать за Родину, за товарищей.
Для меня совершенно очевидно, что великий подвиг нашего народа увенчался победой еще и потому, что с нами действительно был Бог. Не так, как это было написано на пряжках ремней гитлеровцев, которые вступили на нашу священную землю, а так, как это было написано в наших сердцах. Я хотел бы привести один библейский пример, чтобы проиллюстрировать сказанную мысль. Наверное, каждый из вас знает замечательную историю Давида и Голиафа. Молодой пастух Давид, с пращой и камнем, вышел на единоборство с богатырем — филистимлянином Голиафом, хорошо вооруженным, сильным человеком. С точки зрения логики это был безумный поступок. Не мог юноша победить вооруженного, многократно превосходившего его силой Голиафа. Это было почти самоубийство. Но Давид вступил в эту борьбу, метнул из пращи камень, попал в голову Голиафа и победил его.
Вот так и наша страна. На нас напал Голиаф, вооруженный до зубов, хорошо обученный, во много крат превосходивший нас, — ведь нападала не только Германия, но и все ее сателлиты. Повторилась история первой великой войны, когда Наполеон, объединив под своей властью многие народы, решил уничтожить Россию. И вот огромная армия, во много крат превосходившая во всех отношениях наши вооруженные силы, вступила в пределы нашей страны. Это был Голиаф. А навстречу шли плохо обученные и плохо обмундированные Давиды с одной трехлинейкой на двоих, — и победили! Победили, потому что с ними был Бог, — Он укреплял их дух, Он слышал их молитвы, и в ответ на подвиг, на героизм, на готовность пожертвовать собой Он дал нашему народу силу и привел к великой победе.
Мы сегодня вспоминаем торжественное событие, венчавшее Великую Отечественную войну. Но мы вспоминаем и всё остальное — и первые тяжелые дни и месяцы войны, и отступление, и жертвы, и героизм, который сегодня в глазах многих граничит, может быть, с безумием. Тот самый героизм, благодаря которому и мы празднуем 70-летие Парада Победы на Красной площади.
Желаю всем вам, мои дорогие, — и ветеранам, и среднему, и молодому поколению, — силы духа, духовного и физического здоровья, любви к Родине, чтобы мы как народ всегда были способны одолеть любого врага и одержать по милости Божией победу». <…>
По окончании официальной части мероприятия состоялся концерт дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Затем участникам встречи были вручены памятные подарки.
В окопах на передовой неверующих не бывает
21 июня 2015 года, в праздник Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе города Бреста, а по окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
…Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле - и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, - а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло, и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.
Мы и сегодня употребляем это наименование, чтобы, отказавшись от всякой политической конъюнктуры, назвать самым священным именем ту общность славянских народов на огромных евразийских пространствах, которые объединены православной верой и составляют единую Русскую Православную Церковь.
А с чего все началось? А началось все с князя Владимира, с удивительного правителя нашей земли, который не только умозрительно, но и на опыте собственной жизни понял, что такое святость. До принятия крещения он был обычным языческим князем - грозным, распутным, коварным, который с легкостью убивал своих братьев и сестер, который с легкостью порабощал племена, соединенные общей историей и кровным родством, который не щадил никого, распространяя свою власть, который делал несчастными людей, соединивших с ним свою жизнь. Но Господь каким-то таинственным образом прикоснулся к уму, а потом и к сердцу князя Владимира. Ни один историк, ни один писатель, изучающий Древнюю Русь, не может рассказать, что и в какой момент произошло в глубине души этого человека. Но он понял, что нужно изменить свою жизнь, что она идет по неправильному пути.
И, конечно, как государственный деятель Владимир очень хотел объединить все эти завоеванные племена. Он понимал, что единство людей кровью не сохранишь, что через насилие не станешь отцом для народа. Нужна другая мотивация, другая сила, которая скрепляла бы людей добровольно в огромную общность, и уразумел князь Владимир, что такой силой может и должна стать народная вера.
Понимая суетность и греховность язычества, он обратил свой взор к христианству и, в первую очередь, к Византии, которая была центром тогдашнего мира, возвышаясь над всеми остальными странами своей духовной, интеллектуальной, культурной и военной мощью. И князь Владимир понял: чтобы почерпнуть из этого духовного источника огромной силы, нужно быть единоверным с народом Византии. Потому и сделал он исторический выбор в пользу Православия, восточного христианства.
С момента его личного крещения, которое состоялось в Херсонесе, в результате чего князь Владимир обрел, как говорится в тропаре, исцеление от слепоты не только душевной, но и телесной, - начинается духовный подвиг князя, завершившийся христианизацией всего нашего народа. Вместе с верой в жизнь народа пришел и этот идеал святости. Конечно, оставалось и много греховного - и рудименты язычества, и междоусобная брань, и чего еще только не было, - но, как яркая свеча, горел этот идеал перед мысленным взором наших пращуров. И знаем: если бы не этот идеал, то вряд ли мы с вами праздновали бы сегодня 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира…
Именно во всем том, о чем мы сейчас говорим, сила нашего народа, его непобедимость. И страшные испытания Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, - разве это не доказательство и терпения, и опытности, и надежды, и любви Божией, которая Духом Святым вошла в сердца наши? Поэтому и праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри, почти отказался от Бога... Но перед лицом страшного врага произошло возрождение веры. В окопах на передовой, в Брестской крепости не было неверующих людей. Мне приходилось много раз говорить с ветеранами, и они повторяли одну и ту же фразу: в окопах на передовой неверующих не бывает. Потому что ничто, кроме силы Божией, не может спасти человека, который, следуя приказу и будучи верным присяге, идет навстречу смерти.
И мы знаем, какое возрождение веры произошло во время и после войны. Вспоминаю переполненные храмы послевоенного Ленинграда. Большие соборы вмещали по 3-4 тысячи человек, вокруг собиралось еще столько же и даже больше, петербургские магистрали перекрывала милиция - и это после десятилетий богоотступничества, после закрытия храмов, разрушения монастырей, после того, как были расстреляны, умучены, отправлены в ссылку тысячи верующих людей!
Сила Божия присутствует в человеческой истории. Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности. Сегодня, конечно, нет того, что было во время Великой Отечественной войны. Но ведь так много вызовов нашей вере! Так много соблазнов, так много того, что похищает души у Господа, превращая верующих христиан в язычников, забывающих единое на потребу (Лк. 10, 42), забывающих красоту нашего народного идеала святости.
Сегодня наступило время, когда мы, живя в относительном благополучии, должны обновить нашу веру. Мы строим храмы, мы укрепляем церковную жизнь. Это значит, что мы должны укреплять свою веру, помня, что силой благодати Божией любовь входит в наши сердца. А любовь укрепляет надежду, опытность, терпение и избавляет от скорбей...».
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
Московского и всея Руси