Добавлено: 21.02.2024

Сад Пресвятой Богородицы

«Матерь Божия присутствует в каждом нашем смиренном и пламенном молении»

Святая Гора Афон была удостоена стать Жребием Пресвятой Богородицы, согласно Ее обещанию, о чем упоминает великий святой Григорий Палама в своем Похвальном слове преподобному Петру Афонскому.

Для святогорцев Пресвятая Богородица была, есть и будет Попечительницей, Целительницей и Питательницей. Есть безконечное количество доказательств, подтверждающих истинность слов о Ее нежной и постоянной, видимой и невидимой, осязаемой и таинственной заботе, которую почувствовали многие люди.

Афон — это «Сад Пресвятой Богородицы», который Она Сама посетила после Вознесения Господня, открывающийся его сегодняшнему смиренному обитателю и благословенному паломнику, для которого большая честь — находиться под покровом Божией Матери и Матери людей. Один паломник сказал, что история Святой Горы Афон является продолжением земной жизни Пресвятой Богородицы, Которая действительно после Своего Успения не покинула этот мир, и особенно Свою любимую гору.

В каждом монастыре, келье и каливе есть иконы Пресвятой Богородицы с написанными и неписаными преданиями, в которых говорится о Ее удивительной помощи и видимой защите. Все это происходит для исправления верующего и обращения (в православную веру) неверующего человека.

Множество афонских чудотворных икон Пресвятой Богородицы с неугасимыми серебряными лампадами и искусными ризами, со старинными резными или мраморными аналоями всегда будут неисчерпаемым источником освящения, исцеления и утешения.

В «древнепросиявшем» скиту в Карее хранится предивная и древняя чудотворная икона Божией Матери «Карейская», или «Милующая» — «Достойно есть», перед которой впервые была спета известная Богородичная песня самим Архангелом Гавриилом и передана монаху, который совершил бдение. Эта икона является единственной, которая была вывезена для поклонения верующим — дважды в Афины и один раз в Салоники. Трогательное поклонение иконе Афонской Божией Матери, со стороны многих верующих, является проявлением благоговения благочестивых христиан перед Пресвятой Богородицей.

Преподобный Максим Кавсокаливит († 1365) был обучен богословию Самой Пресвятой Богородицей на вершине Афона, где находятся Свято-Преображенский и Свято-Успенский храмы. Строительство этих двух священных храмов на вершине Афона является важным и существенным символом. Святая Гора Афон — это место, где постоянно произносится Иисусова молитва, которая преображает молящихся, это место, где Божия Матерь отдыхает и укрепляет друзей Своего Сына в их подвигах. Владычица Священной Горы сказала преподобному Максиму:
— Честной страдалец, прими благодать против демонов и обитай у подножия Афона; ибо такова воля Сына Моего, чтобы ты взошел на вершину добродетели, стал учителем и наставником для многих и спас их.

И это действительно произошло.

Преподобный Арсений Коневский (†1444) обновил почитание к Пресвятой Богородице в русских монастырях, перенеся в них святогорский дух.

Этот дух большого почтения и любви к Божией Матери передавали и все более поздние афонские святые: миссионеры, новомученики и преподобные.

Афон — с его многочисленными святыми Трапезами — имеет больше всего храмов, которые посвящены Богородичным праздникам. Их празднования благоговейны, но и в то же время блестящие, всегда имеют преимущество над праздниками святых, даже местных святых.

Сильное присутствие Божией Матери на Священном Афоне превратило его в небо. Она хочет, чтобы его «раненые с неба» постоянные обитатели стали истинными сыновьями Бога, как наш Господь Сын Человеческий. Она оживляет тех, кто захотел превратить Ее жизнь в свою жизнь. На старости лет Господь дал Ее родителям ребенка. Так и Она не разочаровывает духовно безплодных, утомленных и сломленных, Она культивирует их, чтобы они приняли и умножили евангельское семя и стали духовными отцами для многих духовных сыновей.

Четки — это драгоценное и очень дорогое «ожерелье» Пресвятой Богородицы, которое Она снимает со Своей пречистой шеи и надевает его как браслет на своих монахов. А они используют его как петлю для дьявола, как лестницу для личного восхождение и спасения, как постоянное славословие Ее Сына. А также они чудесным образом оказываются приходящей издалека росой для отдыха и благотворным утешением для «живущих в миру братьев».

Божия Матерь «переносит», переселяет людей из разных мест, чтобы разными способами привести их в Святую святых, как Она сама это сделала, когда Ей было три года, в утробу всеми чтимого Афона для долгой и ангельской жизни. В пещерах и земных дырах, кельях, каливах они терпеливо ждут новые благовещения и таинственные обручения Духа, божественные рождения, преобразования и воскресения. Таким образом, благодаря благодати Пресвятой Богородицы создаются места, которые предназначены служить вместилищами для Святого Духа, как например: в Вифлееме, Генисарете, Фаворе, Гефсимании...

Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, Всецарица, солнечноточивый престол Небесного Царя, город с двенадцатью стенами, Ширшая небес, Которая принялась «тратить» Свое время вместе с нами как прислуживающая в Ватопеде, как Елеоточивая в святой обители Пантократор, как Вратарница в Иверском монастыре, как Экономисса в Великой Лавре. Она — Скоропослушница, Утешение, Услышетельница, Сладкое Целование, Страшное Предстательство, Которая берет нас за руку, достаточно только Ей подать руку, и Она снова и снова становится облаком, мостом, лестницей, Заступницей и Споручницей.

Верным христианам знакомо доверие к Пресвятой Богородице. Кто из греков не расскажет, если его спросят о Ее покровительстве и заботе? Ее видели воины в освободительной борьбе за Отечество, Ее видели верующие в храмах, в больницах, в домах — везде.

Пресвятая Богородица является и будет являться святогорцам, грекам, верующим, снова бросаться и опережать тех, кто прибегает к Ней и кто находится в опасности. Она является для всех Помощницей и доброй Защитницей, миром для борющегося с грехом. Как Она пришла, так и придет, это Ее дело, Она не отдыхает, но почивает в усталости Своих чад, поэтому никогда не опускает Свои молящиеся руки. Если Она когда-то наполнила пустые кувшины, разговаривала с монахами, становилась Вратарницей и хранительницей монастырей, неужели и сегодня Она не станет Питательницей в нашей бедности, ответом на вопросы о нашем одиночестве, хранительницей наших секретов, Матерью, Сестрой, Подругой?

В православной духовности Божия Матерь — это не какая-то личность, хотя и очень важная личность, которая когда-то сыграла свою роль и закончила свое дело. Пресвятая Богородица и святые живы и присутствуют как на каждой Божественной литургии, так и в каждом смиренном и пламенном молении и взывании. Дева Мария часто возвращается в историю человечества в основном как Мать. Хорошая Мать знает, как выслушать, сострадать и любить. Наш мир сегодня осиротел, поэтому он сильно страдает и одинок. У него нет красивых идеалов и чувств, и?поэтому он так горько страдает.

Послание Афонской Богоматери для современного мира является актуальным и важным. Она Сама молчаливо благовестила, говоря всем лично и доверительно:
— Не бойся боли, дитя мое, не будь робким, не сгибайся, не волнуйся и не безпокойся. Прими святую боль, согласись с ней, подружись с ней, полюби ее, как полюбила ее и Я. Но сделай это с сознанием, последовательностью, серьезным отношением, ответственностью и вниманием. Не потому, что ты не можешь поступить иначе, а с надеждой, что эта боль означает отвержение от греха, долг за ошибки, ключ к Царству Небесному. Сегодняшние неудачи, болезни, трудности, смущения и презрение — это Божие допущение, которое дается тебе для повторного исследования твоего пути, для духовного воссоздания, для повторной настройки твоей жизни...

Божия Матерь приносит облегчение тем, кто испытывает боль, потому что Она Сама испытывала сильную боль и стала настолько нежной и чувствительной к нашей боли, и только Она понимает нас. Обычно страдающий человек умеет сострадать.

Живой опыт Пресвятой Богородицы — это острая и постоянная боль.

Наша наполненная болью эпоха... должна смиренно припадать перед иконой Пресвятой Богородицы и молиться о Ее помощи. Наша мучительно кричащая эпоха ищет смысла жизни и избавления. Проблемы нашей эпохи и страны являются чисто духовными.

Понимая это, афонские монахи продолжают свой добровольный труд (боль) аскезы, не позволяя лампаде Девы Марии погаснуть, чтобы Ее лицо не осталось в темноте и чтобы наша надежда не утратилась. Согласно словам преподобного Максима Исповедника, боль лечится новой болью. Добровольно бдящие монахи молятся перед Афонской Пресвятой Богородицей. Они молятся о вольно и невольно страдающих, об очень нуждающихся людях. Они уверенно молятся, что светопринимающая, светоносная и рожденная светом Богородица нежно распахнет Свой святой омофор, честной покров и покроет весь православный мир, призывающий Ее имя.

Монах Моисей Святогорец
По материалам сайта Московского Сретенского монастыря
от 23.11.2024 Раздел: Февраль 2024 Просмотров: 3531
Всего комментариев: 0
avatar