Пост без воздержания от грехов — всего лишь диета.
+ + +
Пост — это не тяжелая повинность. Воздерживаться от еды следует с радостью, из любви ко Господу.
+ + +
Содомия — самый страшный грех. Она привела к двум общемировым катастрофам: Всемирному потопу и разрушению Содома и Гоморры.
+ + +
Детей (если нет медицинских противопоказаний) надо приучать к посту с пяти лет.
+ + +
Ватопедский монастырь, который обвиняли в финансовых преступлениях, оказался ни в чём не виновен. Мы должны критически относиться к любой информации (в том числе порочащей Церковь). Нельзя делать поспешных выводов.
+ + +
Наши болезни и финансовые затруднения зачастую связаны с тем, что у нас есть нераскаянные грехи. Когда мы смиримся и покаемся — Господь всё устроит.
+ + +
Делать татуировки — грех. Тем самым человек отягощает свою душу и тело. Мы должны оставаться такими, какими нас сотворил Бог. Маленьких детей приучают к татуировкам с помощью временных смываемых наколок. Мы должны оградить их от этого.
+ + +
Бесовскому (колдовскому) воздействию подвергаются люди, которые не исповедуются.
+ + +
Наша эпоха — время лицемерия и двуличия, следствием этого и стало сегодняшнее духовное оскудение.
+ + +
Если мы делаем что-либо для Христа и для Богородицы, это должно быть лучше всего, на уровне самопожертвования. Из опыта многих святых известно, что телесный труд, утруждение тела, в сочетании с постом, с поклонами, многочасовыми службами в храме, со слезами от сердца — всё это вместо того, чтобы рассеивать и утомлять душу, производить мечтательность, наоборот, душу сосредотачивает, объединяет. И происходит чудесное сочетание утруждённого тела и отдохнувшей, бодрой души. Говорили святые отцы: «Никакая молитва не угодна Богу, если не сопровождается телесным трудом». Но не будем поступать безумно: и излишество в телесном труде без благословения и послушания не является благословенным.
+ + +
Работа, труд сам по себе не спасает. Когда спасает? Когда мы работаем и творим молитву и следим за нашими помыслами. В первую очередь, необходимо следить за началом лукавых плотских, страстных помыслов. Этот бесстыдный демон в нашу эпоху превосходит других демонов, стреляет безжалостно в ум любого человека, как молоток стучит в голове и сводит с ума. Таким образом, когда работает тело, ум должен заниматься молитвой, чтобы защититься от плотских помыслов. Во-вторых, надо остерегаться помыслов осуждения ближних. Молитва должна защищать от помыслов осуждения ближних. Некоторые люди имеют зависть и ревность. Если человек не научился творить молитву, он как неразумный новорожденный младенец. Телесный труд должен обязательно соединяться с молитвой. Если не так, то человек теряет свою награду и исполняется тщеславием и гордостью. В молитве мы научились самоукорению. Построишь или не построишь — не важно, а важно иметь смиренное мнение о себе самом, потому что только это тебя спасает. Хорошая вещь служение (телесная деятельность), но были и пустынники, пещерники, исихасты, безмолвники, столпники, которые многие годы ничего не делали, ничего не строили. Но они являются величайшими святыми нашей Церкви. В чём причина? Они молились о спасении всего мира. Это самое великое дело. Святой Антоний Великий — это Атлант, который держал весь мир.
+ + +
Нехорошо, если старца считают великим святым и превозносят его. Получается служение не Богу, а старцу.
+ + +
Без смирения никто не спасется. Самое главное и значительное в Православии — это смирение. Но не то смирение, о котором каждый имеет свое представление, а то истинное смирение, которому учит нас Господь Иисус Христос, говоря: «Научитесь от Меня», — не от Ангела, не от Архангела, но: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Мы должны стяжать истинное покаяние. Доброе, действенное покаяние умножит смирение. Смирение принесет слезы, плач, самоукорение, принесет евангельскую любовь, и все это принесет нам дар духовного рассуждения. Все другие добродетели помогают нам спастись, но смирение само по себе спасает нас. Без смирения никто не спасется. Смирение, о котором мы беседуем, — это состояние Христова смирения. По-настоящему смиренный, не на словах, а на деле — это тот, который смирен и душой, и телом. Смиренный телом — это тот, кто содержит его чистым и непорочным от всякого вида плотских помыслов и плотских удовольствий. Это очень важно. Здесь нужен тщательный анализ своего состояния. Смиренный по душе — это тот, который имеет благодать Святого Духа, содержащую ум в смиренномудрии. У такого человека все размышления самые смиренные и простые. Например, святой апостол Павел говорит: «Иисус Христос пришел… спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15). Посмотрите, будучи святым, он называет себя грешным, да еще первым грешником. Потом он говорит: «Я наименьший из Апостолов» (1Кор. 15, 9), — в то время как он почитается первоверховным апостолом. Из этого мы видим степень великого смирения св. апостола Павла. Это мы не только видим или пишем, но и чувствуем внутри нашего сердца. Самоукорение, слезы, плач, самопознание свидетельствуют о пребывании Духа Святого в нашем сердце и выявляют смирение души.
+ + +
Отец Ефрем, что Вы посоветуете желающим вести правильную духовную жизнь в наше нелегкое время?
Необходимо иметь духовного руководителя на пути ко спасению. Без духовного руководителя, старца, не достигнуть духовного возрождения. Необходимо иметь умную молитву и часто приобщаться Св. Христовых Тайн. Это, в первую очередь, духовник, умная молитва, жизнь в таинствах Церкви. Но, конечно, необходимы и пост, и послушание, и борьба со страстями.
+ + +
Каким образом родители должны защищать своих детей от современных искушений?
Родители должны сотрудничать со своими детьми. Не владеть и не властвовать, они не выше своих детей, не ниже их. Плотские родители должны насаждать в своих детях любовь ко Христу, формировать их характер, охранять их здоровье, учить их азбуке и защищать от этого лукавого мира. Но они не могут быть духовными отцами, принимать исповедь от своих детей. Детей по мере их полового созревания начинает искушать бес блуда. Начинаются блудные помыслы и грехи, совершаемые наедине и с другими. Ребенок читает лукавое, смотрит лукаво, размышляет лукаво. Самое главное искушение в детском возрасте — это плотское. И родители должны быть снисходительны в этом вопросе, снисходительны не к грехам, не к искушениям, а к детям. Родители должны понимать, что дьявол завидует и бьет очень жестоко. В это время родители не должны бить детей, но с нежностью и пониманием советовать им, чтобы они открывали все свои помыслы священнику на исповеди, потому что непосредственно на исповеди они обретут прощение грехов, исцеление от страстей и примут силу Святого Духа. Приобщение к исповеди должно начинаться с малого возраста. Самая большая помощь родителей своим детям — приучить их к исповеди, а не властвовать над ними. Иначе дети начнут говорить ложь и прекратится взаимопонимание, будет отсутствовать искренность детей по отношению к родителям. Родители должны приобрести душевное благородство по отношению к детям. Но если они не живут со Христом, то они не достигнут этого.