Добавлено: 16.04.2021

Самое главное в Православии — это смирение

Представляем Вашему вниманию избранные наставления иеромонаха Ефрема, известного афонского духовника, скитоначальника скита святого апостола Андрея Первозванного, ученика старца Ефрема (Филофейского), опубликованные порталом Святая Гора Афон.

Пост без воздержания от грехов — всего лишь диета.

+ + +

Пост — это не тяжелая повинность. Воздерживаться от еды следует с радостью, из любви ко Господу.

+ + +

Содомия — самый страшный грех. Она привела к двум общемировым катастрофам: Всемирному потопу и разрушению Содома и Гоморры.

+ + +

Детей (если нет медицинских противопоказаний) надо приучать к посту с пяти лет.

+ + +

Ватопедский монастырь, который обвиняли в финансовых преступлениях, оказался ни в чём не виновен. Мы должны критически относиться к любой информации (в том числе порочащей Церковь). Нельзя делать поспешных выводов.

+ + +

Наши болезни и финансовые затруднения зачастую связаны с тем, что у нас есть нераскаянные грехи. Когда мы смиримся и покаемся — Господь всё устроит.

+ + +

Делать татуировки — грех. Тем самым человек отягощает свою душу и тело. Мы должны оставаться такими, какими нас сотворил Бог. Маленьких детей приучают к татуировкам с помощью временных смываемых наколок. Мы должны оградить их от этого.

+ + +

Бесовскому (колдовскому) воздействию подвергаются люди, которые не исповедуются.

+ + +

Наша эпоха — время лицемерия и двуличия, следствием этого и стало сегодняшнее духовное оскудение.

+ + +

Если мы делаем что-либо для Христа и для Богородицы, это должно быть лучше всего, на уровне самопожертвования. Из опыта многих святых известно, что телесный труд, утруждение тела, в сочетании с постом, с поклонами, многочасовыми службами в храме, со слезами от сердца — всё это вместо того, чтобы рассеивать и утомлять душу, производить мечтательность, наоборот, душу сосредотачивает, объединяет. И происходит чудесное сочетание утруждённого тела и отдохнувшей, бодрой души. Говорили святые отцы: «Никакая молитва не угодна Богу, если не сопровождается телесным трудом». Но не будем поступать безумно: и излишество в телесном труде без благословения и послушания не является благословенным.

+ + +

Работа, труд сам по себе не спасает. Когда спасает? Когда мы работаем и творим молитву и следим за нашими помыслами. В первую очередь, необходимо следить за началом лукавых плотских, страстных помыслов. Этот бесстыдный демон в нашу эпоху превосходит других демонов, стреляет безжалостно в ум любого человека, как молоток стучит в голове и сводит с ума. Таким образом, когда работает тело, ум должен заниматься молитвой, чтобы защититься от плотских помыслов. Во-вторых, надо остерегаться помыслов осуждения ближних. Молитва должна защищать от помыслов осуждения ближних. Некоторые люди имеют зависть и ревность. Если человек не научился творить молитву, он как неразумный новорожденный младенец. Телесный труд должен обязательно соединяться с молитвой. Если не так, то человек теряет свою награду и исполняется тщеславием и гордостью. В молитве мы научились самоукорению. Построишь или не построишь — не важно, а важно иметь смиренное мнение о себе самом, потому что только это тебя спасает. Хорошая вещь служение (телесная деятельность), но были и пустынники, пещерники, исихасты, безмолвники, столпники, которые многие годы ничего не делали, ничего не строили. Но они являются величайшими святыми нашей Церкви. В чём причина? Они молились о спасении всего мира. Это самое великое дело. Святой Антоний Великий — это Атлант, который держал весь мир.

+ + +

Нехорошо, если старца считают великим святым и превозносят его. Получается служение не Богу, а старцу.

+ + +

Без смирения никто не спасется. Самое главное и значительное в Православии — это смирение. Но не то смирение, о котором каждый имеет свое представление, а то истинное смирение, которому учит нас Господь Иисус Христос, говоря: «Научитесь от Меня», — не от Ангела, не от Архангела, но: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Мы должны стяжать истинное покаяние. Доброе, действенное покаяние умножит смирение. Смирение принесет слезы, плач, самоукорение, принесет евангельскую любовь, и все это принесет нам дар духовного рассуждения. Все другие добродетели помогают нам спастись, но смирение само по себе спасает нас. Без смирения никто не спасется. Смирение, о котором мы беседуем, — это состояние Христова смирения. По-настоящему смиренный, не на словах, а на деле — это тот, который смирен и душой, и телом. Смиренный телом — это тот, кто содержит его чистым и непорочным от всякого вида плотских помыслов и плотских удовольствий. Это очень важно. Здесь нужен тщательный анализ своего состояния. Смиренный по душе — это тот, который имеет благодать Святого Духа, содержащую ум в смиренномудрии. У такого человека все размышления самые смиренные и простые. Например, святой апостол Павел говорит: «Иисус Христос пришел… спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15). Посмотрите, будучи святым, он называет себя грешным, да еще первым грешником. Потом он говорит: «Я наименьший из Апостолов» (1Кор. 15, 9), — в то время как он почитается первоверховным апостолом. Из этого мы видим степень великого смирения св. апостола Павла. Это мы не только видим или пишем, но и чувствуем внутри нашего сердца. Самоукорение, слезы, плач, самопознание свидетельствуют о пребывании Духа Святого в нашем сердце и выявляют смирение души.

+ + +

Отец Ефрем, что Вы посоветуете желающим вести правильную духовную жизнь в наше нелегкое время?

Необходимо иметь духовного руководителя на пути ко спасению. Без духовного руководителя, старца, не достигнуть духовного возрождения. Необходимо иметь умную молитву и часто приобщаться Св. Христовых Тайн. Это, в первую очередь, духовник, умная молитва, жизнь в таинствах Церкви. Но, конечно, необходимы и пост, и послушание, и борьба со страстями.

+ + +

Каким образом родители должны защищать своих детей от современных искушений?

Родители должны сотрудничать со своими детьми. Не владеть и не властвовать, они не выше своих детей, не ниже их. Плотские родители должны насаждать в своих детях любовь ко Христу, формировать их характер, охранять их здоровье, учить их азбуке и защищать от этого лукавого мира. Но они не могут быть духовными отцами, принимать исповедь от своих детей. Детей по мере их полового созревания начинает искушать бес блуда. Начинаются блудные помыслы и грехи, совершаемые наедине и с другими. Ребенок читает лукавое, смотрит лукаво, размышляет лукаво. Самое главное искушение в детском возрасте — это плотское. И родители должны быть снисходительны в этом вопросе, снисходительны не к грехам, не к искушениям, а к детям. Родители должны понимать, что дьявол завидует и бьет очень жестоко. В это время родители не должны бить детей, но с нежностью и пониманием советовать им, чтобы они открывали все свои помыслы священнику на исповеди, потому что непосредственно на исповеди они обретут прощение грехов, исцеление от страстей и примут силу Святого Духа. Приобщение к исповеди должно начинаться с малого возраста. Самая большая помощь родителей своим детям — приучить их к исповеди, а не властвовать над ними. Иначе дети начнут говорить ложь и прекратится взаимопонимание, будет отсутствовать искренность детей по отношению к родителям. Родители должны приобрести душевное благородство по отношению к детям. Но если они не живут со Христом, то они не достигнут этого.
от 21.11.2024 Раздел: Апрель 2021 Просмотров: 682
Всего комментариев: 0
avatar