Блаженный Николай Новгородский, или о духовных глубинах русского характера
Особенно на Святой Руси почитался путь юродства. Народ называл таких людей блаженными. В Русской Православной Церкви число блаженных, прославленных в лике святых, больше, чем в других поместных церквах, вместе взятых. И это не случайно! Русский народ по своему духу, по своей природе – народ блаженных: доверчивых, открытых, прямодушных людей. Недаром любимый герой наших сказок Иванушка- дурачок, который на самом деле обладает настоящей некнижной мудростью, познать которую невозможно сынам «мира сего».
О высоте, чистоте, красоте этого подвига нам, судить сегодня трудно. Ну, попробуйте, за ради Христа, раздав все свое имущество, включая квартиру, машину и что там еще у вас есть, надеть на себя нелепые одежды. А затем выставьте себя на посмеяние вчерашних знакомых, сослуживцев, соседей! Увы, скорее мы окажемся среди тех, кто покрутит пальцем у виска, узнав о подобном поступке кого-либо из наших знакомых.
Юродство – это путь избранников Божьих - людей, добровольно отказавшихся от своего имущества, от своего прошлого, от своего «я». Но отнюдь не укрывшихся за высокими монастырскими стенами, не ушедших в глухие леса от мирской суеты, клеветы или славы, а, напротив, оставшихся среди знавших их людей!
В Новгороде в середине XIV века в семье богатых и благочестивых родителей Максима и Иулиании родился сын Николай. С юности он возлюбил Бога, усердно ходил в церковь, а утешением во всем ему была молитва. «Из уст его, - говорит древнее известие, - текла молитва к Богу, как благовонное кадило: он любил чистоту, пост, коленопреклонение. Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в т.ч. и знатные, стали ублажать и славить его. Блаженный не желал славы человеческой… и начал юродствовать для Господа. Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу… Господь сказал в Евангелие: «Иже любить отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин…». Ради Него блаженный Николай и оставил все что имел: села, имение, множество рабов и слуг, стяжал полное нестяжание, терпением и мужеством своим перенес множество страданий, терпя морозы зимние и нищету. Мученики лишь в одно известное время претерпели страдания, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них же».
Известен случай, когда один богатый новгородец, затевая пир, пригласил на него Николая. Блаженный отвечал ему смиренно: «Как угодно Богу, так и будет!» Когда же он пришел в дом вельможи, то подвергся наглым насмешкам и оскорблениям дворни. По своему обыкновению Николай, нимало не смутившись, сел на палочку и ускакал под свист и улюлюкание черни. Когда же не знавший о происшедшим хозяин велел подавать вино, меды и всякие напитки, какие были в доме, то бочки оказались пусты. В страхе слуги рассказали о происшедшем в его доме чуде и признались, что подвергли побоям и насмешкам блаженного Николая. Вельможа велел немедленно отправляться на поиски юродивого, просить у него прощения и звать его в дом. Найдя Николая на куче навоза, слуги кланялись ему в ноги, слезно просили прощения, умоляли вернуться. Блаженный отвечал по своему обыкновению со смирением: «Как угодно Богу, так пусть и будет!» Войдя в дом, он направился к бочкам, которые вновь оказались полны.
Юродствуя, Николай всегда желал не только смирить себя, но хотел своими действиями вразумить буйных, строптивых новгородцев, привести их к покаянию. Из жития известно, что на Торговой стороне Новгорода, разделенного Волховом на две части, жил другой юродивый, Федор. Любя друг друга всем сердцем, блаженные, однако, не дозволяли заходить на свою сторону собрату, изгоняя его на потеху толпе. Раз случился такой эпизод. Николай гнался за Федором по Софийской стороне, и тот, не попадая на мост, побежал, как по суху, по воде. Николай же бросал ему вслед капустные кочаны. Этот случай, став известным всему городу, не только дал блаженному прозвище «Кочанов», но и надолго примирил своенравных новгородцев, избавив город от бессмысленных кровопролитных стычек на мосту.
Николай преставился ко Господу 27 июля (9 августа по новому стилю) 1392 года и был похоронен по его желанию на окраине Яковлевского монастырского кладбища, посреди дороги, дабы быть попираемому людьми. Его могила не забывалась новгородцами, по молитвам к нему людей происходили многочисленные чудеса, зафиксированные в житии святого, поэтому в 1554 году над гробом блаженного Николая Кочанова был заложен каменный храм во имя Святого великомученика Пантелеимона. По установившейся традиции долгое время в день памяти блаженного на его могиле служил Божественную литургию сам новгородский архиепископ. Мощи святого оставались под спудом. С закрытием монастыря, очевидно в ХVIII веке, храм стал приходским, а улица называлась Николо-Кочановской. В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. В настоящее время там на улице Тихвинской размещается городская станция дезинфекции.
Немногие новгородцы сегодня знают о своем замечательном земляке. Время и безбожные власти хорошо постарались, чтобы изгладить из народной памяти имя святого и все, что с ним связано. Но на все воля Божья. Монахи одного из древнейших в России Новгородского Юрьева мужского монастыря неоднократно проводили богослужения вблизи бывшего храма, моля святого о возвращении его мощей Церкви и прося его заступничества о городе и стране. И словно ответом на их молитвы стал приезд в монастырь в прошлом году, в день памяти святого, одного паломника из Ленинградской области, которого звали Николай. Небесным покровителем его, как оказалось, был блаженный Николай Кочанов. Паломник очень хотел поклониться мощам угодника Божья, но не знал, как и где это сделать!
Сегодня, когда наш народ постепенно приходит в себя, к нему милостью Божьей возвращаются и его святыни: мощи святых, чудотворные иконы, храмы и монастыри. Надо надеяться, что пришло время вспомнить и о святом блаженном Николае, чье имя незаслуженно забыто, а мощи попираются ногами.
Как угодно Богу, пусть так и будет!
р. Б. Роман,
Новгород Великий.
Фото автора