Добавлено:

Сельская школа: разрушение продолжается

В письме нашего читателя Владимира Базилевского есть главный призыв ко всем нам: "Оставлять деревенские школы в беде нельзя!". Постараемся этому призыву следовать всеми своими возможностями. Мы в предыдущем выпуске нашей рубрики ("Русь Державная" № 8 за 2008 г.) обратили внимание читателей на противозаконность почти всех случаев закрытия малокомплектных сельских школ. Продолжим эту тему.

- Милая Елена Бойцова из селения Тулебля Новгородской области! К сожалению, не знаю, как Вас по отчеству. Да извинит супруг Ваш за несколько фривольное обращение от человека, которому перевалило на девятый десяток. Спасибо за слова: "Мы сделаем все возможное, чтобы наши дети смогли учиться в родной деревне". Как когда-то сказал поэт: "Есть женщины в русских селеньях".

Да, есть. И, наверное, немало. Приведу другой пример, с которым мне довелось повстречаться совсем недавно. Если сойти с электрички на подмосковной станции Монино и идти прямо на восток, то примерно через час оказываешься у стен краснокирпичного храма Святой Троицы (см. снимок, сделанный 17 августа 2008 г.). Эта церковь в селе Балобаново на границе Щелковского и Ногинского районов была построена более 100 лет назад "на средства крестьянина Степана Васильевича Липина" (так значится в современном справочном издании). Примерно тогда же рядом с церковью было построено двухэтажное тоже краснокирпичное здание земской школы. Церковь была закрыта ещё в самом начале богоборческих пятилеток в 1929 году, а сельская школа уже в наше время. В 1992 году храм, а вернее, груда кирпича, был передан общине верующих, которая называет себя "двадцаткой", по привычке, сохранившейся со времен советской власти. В "двадцатке" почти сплошь женщины преклонного возраста. Но они совершили чудо, если сравнить то, что было и что теперь. Но главное, на что хочу обратить внимание читателя, это судьба соседнего с храмом здания сельской школы. Совсем недавно местные чиновники решили пополнить свой бюджет и продали школьный участок вместе с обгоревшим (во время недавнего пожара) остовом здания. Женская "двадцатка" забила тревогу, каким-то образом приход наскрёб нужную сумму деньжат (не меньше 100000 руб.) и выкупил этот участок в пользу храма. Школьное здание уже снова под крышей и даже остеклено. Святое место, святые люди! Видел многих из них - некоторые уже в таком возрасте, что без посторонней помощи не могут даже дойти до церкви. Но всё равно приходят и отстаивают всю службу. Значит, село живет, и школа при церкви тоже воскреснет. В каком виде - это известно Богу и, может быть, настоятелю Балобановской церкви, который родом не пришлый, а из местных. Кстати, монах и даже бывший игумен.

Хочется обратить также внимание читателя: невдалеке от церкви сельское кладбище - место для него выбрано наилучшее, на пригорке, даже как показалось мне, чуть повыше того места, на котором стоит сама церковь. Ограда, правда, где обветшала, где вообще отсутствует. С двух сторон кладбища - кукурузное поле, за ним синеет кромка леса, с третьей стороны - теплицы, а между погостом и церковью вклинился забор какого-то фермера. Могилы ухожены - а это о многом говорит. Из не так уж давнего репертуара Владимира Высоцкого: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые; отражается небо в зеленой воде, и деревья стоят голубые". Это здесь вполне к месту.

И еще. Когда искал наилучшую позицию для фотосъемки храма, вдруг увидел явно светящийся ореол вокруг купола. Возможно, что это заслуга архитектора. А может, и нечто другое.

А если в задумке у настоятеля - открыть в Балобанове приходскую школу?

Тогда есть две темы для размышления.

Первая тема - о программе обучения в такой школе. Наши предки этому вопросу придавали первостепенное значение и, считай, соборно пришли к единодушному решению:

"Как на епархиальных съездах духовенства, так и в особых комиссиях при епархиальных преосвященных признано полезным и необходимым совершенно сравнять курс духовно-учебных заведений с курсом средних учебных заведений Министерства народного просвещения, выделив богословские науки в особый круг исключительно для желающих посвятить себя пастырской деятельности…

Итак, пусть общеобразовательная духовная школа будет соответствовать по программе наук таковой же школе Министерства народного просвещения, но церковно-славянский язык и церковное пение должны быть в ней важными предметами преподавания…

Следует позаботиться только о том, чтобы из преобразованной духовной школы воспитанники принимались в высшие светские учебные заведения без экзамена, наравне с окончившими курс средней школы Министерства народного просвещения" (Прот. Х. Белков: О реформе духовно-учебных заведений. Спб., 1906).

Сказанное 100 лет назад не потеряло актуальности и поныне. На прошедшем в июне с. г. Архиерейском соборе РПЦ "было отмечено, что число православных учебных заведений, предоставляющих возможность получения среднего образования в соответствии с христианским мировоззрением, по-прежнему остается незначительным" и было предложено "оказывать всемерную поддержку приходам и монастырям, при которых действуют или создаются православные учебные заведения" (Из материалов рабочей группы "Деятельность приходов и монастырей" (более 50 иерархов), 25.06.2008)

И вторая тема - компьютеризация учебного процесса и Интернет-классы. Современный образовательный стандарт в России (согласно Закону "Об образовании") основан на широком использовании компьютерных программ, что не противоречит предыдущему положению. Другое дело с Интернетом, который целиком и полностью нацелен на глобализацию по американской задумке. Поэтому использование Интернета в учебном (и воспитательном) процессе допустимо лишь под жестким контролем со стороны педагога.

Дорогие сельчане, крепко подумайте, прежде чем смириться с навязываемой вам чиновниками от образования "реструктуризацией" вашей сельской школы. Да поможет вам Господь!

Владимир ДЬЯЧКОВ


от 29.03.2024 Раздел: Сентябрь 2008 Просмотров: 538
Всего комментариев: 0
avatar