Добавлено: 04.01.2019

Семья, где царила любовь

Из слова председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента на VIII Забайкальских Рождественских образовательных чтениях


13 декабря в г. Чите состоялось торжественное собрание, посвящённое проведению VIII Забайкальских Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность», регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.

В рамках Забайкальских Рождественских чтений прошла выставка-форум «Радость Слова», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви и Читинской епархией.
На пленарном заседании чтений с докладом выступил митрополит Калужский и Боровский Климент.


Сердечно всех приветствую и передаю благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Тема настоящего форума – «Молодежь: свобода и ответственность».

Эти две категории, – «свобода и ответственность», – взаимосвязаны, и вторая, «ответственность», не менее значима для человека, чем первая. Но в наши дни мы от нашей молодежи в основном слышим только требование свободы. И достижение свободы молодые люди считают главным в наше время, но при этом они не осознают, что свобода предполагает ответственность. Но правильно ли такое отношение молодежи к своей жизни? И может ли человек пользоваться свободой без ответственности?

Касаясь этой темы, я хочу остановиться на одной из главных проблем современного общества – состояния семьи. Неправильное понимание свободы, отсутствие чувства ответственности ввергло этот основополагающий институт государства в глубокий кризис. Сейчас, в среднем по России, из 10 браков 6 разводов. Большой процент детей растет в неполных семьях, или называют папой чужого дядю, когда родной отец себе на удовольствие заводит новую очередную семью. Это удручающая реальность наших дней.

Разводы стали совершенно обыденным явлением, целая череда браков тоже для многих в порядке вещей. Проблемы отцов и детей заметны как никогда. При этом обижаются, ссорятся, говорят страшные слова, надолго разрывают отношения отцы и дети самых разных возрастов. К сожалению, конца и края этому пока не видно. Наш давно любимый вопрос «кто виноват» в таких случаях имеет и не менее традиционный ответ, который коротко можно сформулировать так: «виноваты все вокруг, виноват кто угодно, только не я сам/сама». И такой ответ, безусловно, никак не способствует решению проблем.

Лучше попробовать найти ответ на другой не менее известный вопрос: что делать?

А подсказка, что именно стоит попытаться сделать, как строить свою семейную жизнь, детско-родительские отношения, у наших современников есть. И в год печальной даты гибели царской семьи эту подсказку особенно актуально вспомнить, потому что подсказка эта – семейная жизнь царской семьи. В жизни последней венценосной четы мы найдем много полезного для нас.

Кто-то скажет: это правящая династия, императорское семейство, да и столько лет прошло, многое ли пригодится из такого опыта в наши дни. А я уверен: пригодится практически все, и гораздо больше в их жизни общечеловеческого, чем какого-то особого царского.

Вспомним все с самого начала. Когда, будучи наследником, Николай Александрович встретил принцессу Алису, он понял, что именно этой девушке принадлежит его сердце, именно ее он хочет сделать своей супругой. Но у его родителей на этот счет было другое мнение. Как быть? И мы видим, что цесаревич в этой ситуации проявил выдержку, мудрость и последовательность в своем решении. И здесь он может служить образцом для многих сегодня. Он поступает как человек, понимающий, что есть не только его чувства и желания, но и долг, и обязанность. Его постоянство, уверенность в своем чувстве, умение почтительно и с уважением убеждать родителей, безусловно прислушиваясь к их мнению и советам, постепенно приводит к тому, что родители поняли серьезность его намерений, осознали, что это настоящее глубокое чувство, и позволили заключить этот брак.

Замечу, что именно умение подождать, терпеть сколько нужно, слышать своих близких, любить и уважать их и прислушиваться к их словам, убеждать словом и делом в истинности своих чувств и является признаком настоящей любви. Многие ли сегодня умеют это? Гораздо чаще готовы, сметая все и всех на своем пути, мчаться к быстрому исполнению своих желаний. Своих родителей «не слышат», родителей второй половины заранее не любят и готовы с ними «бороться». И это вместо того, чтобы уважать и быть благодарными за то, что эти люди вырастили любимого человека.

Но тот, кто не готов ждать, терпеть, прислушиваться, видеть не только свои желания, и в дальнейшем не захочет проявлять эти качества. И сегодня он хочет сейчас и сразу, любой ценой быть с этой девушкой или этим юношей, но через некоторое время настроение изменилось, «накал» спал, и человек уже убегает еще куда-то, выполнять свое очередное желание, ведь ждать, проявлять терпение, испытывать по-настоящему крепкие чувства он не умеет, и учиться этому не считает нужным. Будущий Николай Второй любил по-настоящему, а поэтому ждал, терпел, убеждал, проявлял уважение. И брак его был на всю жизнь: от венчания до смерти.

Современная жизнь, в том числе семейная, полна искушений, и люди, не только молодые, часто им поддаются. И недостатки друг в друге рассмотрели, и каждый ждет многого от другого, но не спешит потрудиться сам, и кажется, что «новую любовь» встретил...

Но разве мало было во все времена искушений в дворцовой жизни? Сплетни, слухи, домыслы, взгляды, подозрения... Кому удавалось этого избежать? Но несмотря ни на что, Николай Второй и Александра Федоровна пронесли свое чувство через всю жизнь. Они решили быть вместе и делали все для того, чтобы быть вместе. Это была настоящая любовь, забота, внимание.

Растить и воспитывать детей – задача не из простых была во все времена и во всех социальных группах. Из разных источников мы знаем, что императорской чете удалось создать семью, где между родителями и детьми царили любовь, забота, готовность помогать друг другу. Родители и дети были по-настоящему верующими людьми.

Родители проявляли чуткость и заботу и давали детям то, в чем они нуждались. Они жили во дворце и готовили к той жизни, которая предстояла членам царствующего дома. Но когда оказались под арестом – выяснилось, что императрица умеет вязать теплые чулки и носки, в которых у них тогда была нужда.
Правильное отношение к труду – это великое дело. Царь Николай Второй с наследником при необходимости сами чистили снег, пилили дрова. И это семья, которая совсем недавно управляла огромной страной. Но нужно было сделать что-то простое, требующее физических навыков – и делали. Делали, а не твердили, что им это не по статусу. Вот это и есть правильное отношение к труду.

В наши же дни доходит до смешного. Молодые девушки жалуются, что хочется купить себе одно, другое, а денег не хватает. Но кто они? Они еще учатся в школе или студентки. А смартфон надо такой, что не всякий работающий взрослый купить его может. Им предлагают в каникулы помыть в учреждении окна и обещают за это заранее оговоренную плату. Но они не соглашаются: «Мы? Убираться там? Нет».

Молодой человек жалуется на безденежье, дохода постоянного не имеет, денег назанимал у всех знакомых. Ему предлагают пойти на подработку: за небольшую плату разнести благотворительную помощь инвалидам или поухаживать за больными людьми. Но он не желает, считая, что такой труд не соответствует его уровню, и дальше продолжает занимать деньги.

Не будем забывать, что в царской семье был тяжело болен царевич Алексей. Хотелось родителям уберечь его от всех опасностей? Безусловно! Были для этого возможности? Вполне. Можно было окружить дядьками, гувернерами, воспитателями, врачами, оградить от всего, шагу ступить не дать... Но родители понимали, что делать этого нельзя. Они понимали, что хотя это даст им самим большее спокойствие, но не позволит их сыну прожить свою жизнь полноценно, а тем более не позволит подготовиться быть главой большой страны. Они осознавали риск, и продолжали беречь сына там, где это возможно, но при этом они дали ему возможность жить нормальной жизнью. Беречь тоже надо правильно, разумно, так, чтобы это во благо пошло, а не во вред. Вот такой совет царственная чета дает своей жизнью.

Склонны ли мы слишком беречь своих детей, в том числе повзрослевших, сегодня? Да, и это бывает нередко. Расскажу историю одной знакомой мне семьи. Их сын с детства был увлечен техникой. Многое постигал сам, а что-то делал с небольшой помощью отца. Компьютер, автомобиль, другая техника были его стихией. А взрослел он в непростые девяностые годы. Война в Чечне и перспектива туда попасть была особым кошмаром родителей всех юношей. Хотелось уберечь сына? Был законный способ гарантированно не попасть в армию. Поступить в определенный ВУЗ, и на годы учебы отсрочка от службы в армии была обеспечена. Если же продолжить обучение в аспирантуре, отсрочка продлевалась и так далее.

И вот этого юношу родители устраивают в такой ВУЗ, но не по желаемой специальности. Он стал там учиться, но скоро расхотел и взял академический отпуск. Устраиваться на работу не стал, чтобы не оформлять трудовую книжку, а сидел дома и изредка подрабатывал. Неожиданно выяснилось, что у него возникли проблемы со зрением. Мать, вместо того, чтобы лечить, ухватилась за это как еще одну причину, по которой ее ребенка в армию не возьмут. Дальше, я думаю, рассказывать не надо. Он не получал никаких профессиональных знаний и квалификации. По натуре он всегда был интровертом, замкнутым и не очень общительным, а многолетняя неопределенность без получения образования, навыков работы, опыта общения с людьми, привели к тому, что в его социализации пошел обратный процесс. Даже когда прошел призывной возраст, он так и не получил высшего образования, потеряв к тому времени значительную часть имевшихся когда-то знаний и умений. Зрение еще более ухудшилось без операции, и ничего не получилось у него и в семейной жизни. Человека так старательно берегли, что по сути «спасли» от полноценной жизни, «уберегли» от жизни. Разве такого результата хотели родители? Вряд ли. Но не заметили грань и переберегли.

Нужно беречь детей, вообще людей? Безусловно, обязательно нужно. Но делать это нужно разумно, правильно, чутко, так, чтобы не лишить человека жизненной воли, чтобы человек имел свободу и понимал ответственность. Именно этому учит нас опыт царственных родителей, любивших своего сына, переживавших за него в его опасной болезни, но имевших в себе силы привить ему мужество, ответственность и жертвенность в служении на благо своего народа и страны, которую он должен был потом возглавить.

Фото: сайт Читинской епархии
от 21.11.2024 Раздел: Январь 2019 Просмотров: 1080
Всего комментариев: 0
avatar