Северный ветер ноябрьский. Заиндевело небо синевой морозной. Солнце красное в зеленых волнах отражается. Волны залива Петра Великого. Океан, согретый жаром июля и августа, остывает долго. До самого Рождества Христова. Лишь накануне Рождества появляются белые льдины в Русском Босфоре. Ночью среди льдин в темно-синей воде океанского пролива сияют желтые звезды. Эти льдины словно приплыли с далеких северных широт. Словно долго гнал их к берегам залива Петра Великого северный ветер в конце ноября. Как задул, как помел колючим снегом ветер северный – так пригнал к январю могучие льдины с Арктики…
Владивосток от Арктики далеко. Однако с 1909 года восточная часть Арктики и северо-восточные земли Руси обеспечиваются специальным северным завозом из Владивостока, установленным Царским правительством. Первые отечественные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» провели тогда разведку пути из Владивостока в устье реки Колымы. Через год – в 1910 году началось регулярное обеспечение северных районов всем необходимым с большой земли. Целый месяц шло первое груженое судно – пароход «Колыма» до устья реки Колымы. И там произвело разгрузку.
Северный завоз стал одной из больших государственных забот Владивостока и Приморья в советское время. Тогда появились более мощные ледокольные суда. Однако проход в северных льдах все равно был делом крайне тяжелым, требующим героизма и высочайшего умения моряков.
Из Владивостока суда уходили на Восточный сектор Арктики. Западный сектор – закрывался кораблями из Мурманска. Главной связующей нитью, вдоль которой проходил завоз продуктов и товаров в поселения наших северных земель, был знаменитый Северный морской путь – это великое открытие и детище русского народа, наших моряков и первопроходцев. Задумывался Севморпуть много веков назад, еще с тех пор, как начали наши русские люди по северным морям ходить. Упоминается в летописях, что в начале XVI века московский дьяк Дмитрий Герасимов составил карту прохода на кораблях из Студеного моря до устья Оби.
Серьезные исследования и работы над созданием Северного морского пути велись при Петре Первом.
В середине XIX века в России появился первый ледокол. Россия – место, где зародилось ледокольное дело. В конце XIX века над созданием ледокольного флота и Северного морского пути много потрудился знаменитый русский адмирал Степан Осипович Макаров. Он разрабатывал план экспедиции на Северный полюс. Выступал в Санкт-Петербурге с публичной лекцией «К Северному полюсу – напролом!» Под руководством Степана Осиповича Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». Большое внимание к трудам адмирала Макарова и к экспедиции на Северный полюс проявлял великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.

Северный морской путь – это национальное достояние России, выстраданное многократными попытками в истории сквозных проходов на кораблях по северным морям. Иностранцы даже в середине XX века не рисковали пользоваться Северным морским путем, когда им предлагали.
Северный морской путь открыли для иностранцев в 1991 году. В том же году открыли для иностранцев закрытый порт Владивосток. Может быть, этим ознаменовались для Севера, Сибири и Дальнего Востока годы лихих продаж, грабежей, потерь и лихорадочного разграбления России. Все, что было создано в Российской Империи и в СССР – разворовывалось-приватизировалось…
До сих пор мы весьма слабо осваиваем Арктику. Масштаба нам не хватает. Мы чего-то страшимся, боимся назвать Север Русским. Боимся сказать тем же иностранцам и самим себе, что Север – это самая что ни на есть Русь Православная. Исконная Русь. Архангелогородская, Енисейская, Якутская, Петропавловская, Охотская… А как там Романов-на-Мурмане? Как живет северный порт родимый? Романов-на-Мурмане, Государем Николаем Александровичем основанный. Святой Царь далеко смотрел, видел великое будущее Руси на океанских берегах. У Северного Ледовитого и Тихого.
Усилия к освоению Севера и Арктики пока в основном экономические. Как будто забыли мы, как осваивались эти суровые места нашим народом. Забыли, что русские с молитвой ко Христу прокладывали арктические пути, шли на восток. Шли по ледяным морям и по вечной мерзлоте северных земель.
Русский Север – место подвига многих наших святых, многих исповедников православных. Преподобный Александр Свирский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, святитель Стефан Великопермский, преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий, митрополит Московский…
Арктика и Север уже много веков обжиты русскими. Еще когда в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц впервые высадился на Новую Землю, оказалось, что там задолго до его высадки русские поставили православные кресты.
В этом году на Новой Земле побывал Святейший Патриарх Кирилл. Патриарх прибыл к нашим военным, несущим службу на самых северных пределах Святой Руси. Как писала в сентябре этого года газета «Красная Звезда»: «На полигоне в посёлке Белушья Губа на Новой Земле он (Патриарх – авт.) совершил молебен в местном храме святителя Николая, встретился с военнослужащими и членами их семей… <…> Храм Святителя Николая на Новой Земле – второй по приближённости к макушке Земли-матушки. А самый северный храм (кстати, тоже Святителя Николая) находится на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа за 81-м градусом северной широты – на самой северной пограничной заставе России».
Во Христе сила русского народа, покорившего Север и Арктику. С Богом, с Пречистой Божией Матерью и со Всеми Святыми нам надо осваивать Север. Сам Патриарх благословил это великое новое освоение.
На Севере можно жить – об этом говорит весь наш многовековой опыт. Но пока мы уезжаем с Севера. Давно в России действует государственная программа, способствующая отселению нашего народа из районов Крайнего Севера. Всем, кто прожил 10 лет на Севере и мечтает уехать – программа дает возможность обрести комфортное жилье в теплых краях нашей страны. Хотя эти средства государственные правильнее было бы вкладывать не в отток людей с северных земель, а в обустройство их на Русском Севере.
Видят соседи азиатские, что люди у нас как-то не по-хозяйски к собственной земле относятся. Вот и готовы они, китайские наши друзья, взять то, что, на их взгляд, «плохо лежит». Не только Китай глубоко интересуется землями Дальней России с прицелом аж на Якутск и Арктику. Тут и США свой «великодержавный» интерес имеют. И Япония, и, конечно, Норвегия, Финляндия, Швеция, Германия… Уж очень земли Приморья и Приамурья, Сибири и Севера богатые.
Нам же китайцы предлагают активно встраиваться в их национальный мегапроект «Великий шелковый путь». А американцы ждут, когда мы туннель под Беринговым проливом на Аляску устроим. Им хочется из Якутии напрямую наши сокровища вывозить.
А мы и в Шелковый путь встраиваемся, и туннель намерены проложить на Аляску. Давно этот проект с туннелем воплощается. Строится дорога под названием «БАМ-2» от Якутска по направлению к Аляске. Уже озвучена идея создания совместного российско-канадско-американского проекта – железной магистрали от Якутска на Аляску через Канаду и до самого города Нью-Йорка.
Еще строится «Северный широтный ход». Нужный проект – «прорыв» к Северному морскому пути. Маршрут: Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево. На сайте Минтранса сказано: «Северный широтный ход соединит Северную и Свердловскую железные дороги как элемент единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно–ресурсного потенциала российской арктической зоны». Этот проект новой дороги называют возвращением к заброшенному сталинскому замыслу, по которому в северных широтах были проложены рельсы и намечалось движение поездов по тундре. Сегодня план Северной широтной дороги предполагает прокладку магистрали длиной в 707 км. Однако каким бы прорывным не представлялся этот проект, он не сопоставим с масштабами строительства Великого Сибирского рельсового пути, длина которого от Владивостока до Москвы – 9288 км.
России нужен свой внутренний путь. Великий путь, сравнимый по размаху с Транссибирской магистралью, построенной святым Царем Николаем. Цель новой дороги – скрепить, стянуть крепче русские земли от Балтики до Океана Великого вдоль Северного морского пути. Не вывоз ресурсов из недр сибирских и северных, а заселение, облагораживание просторов Святой Руси – вот значение большого пути. Ни мелкие ползания по карте Великой России нужны нашему народу. Ни делишки с инвесторами, хитровато прищуренными, – а мощные созидательные дела. Такие дела, которые только и могут делаться богатырским народом нашим, любящим Христа. Великий путь от Океана к Океану. Будет такая задача перед нашими людьми – быстро народ отрезвеет, волю в кулак соберет, на большое дело подымется.
Сегодня мы не имеем полноценной возможности крепко опереться на Богом данные нам земли Севера и Сибири. Не можем уверенно защитить нашу Арктику и Северный морской путь. Потому что слабо освоены наши северные широты. Да кто сказал, что жизнь там невыносима? Ложь это, преподносимая ненадежными телеканалами и прессой. Уж сколько веков живут люди русские в северных широтах! Якутск казаками русскими основан в 1632 году! Не замерзли казаки, из Якутска дороги по всей Сибири проложили. На Амур вышли, в Америку дорогу пробили. По этому маршруту отправился в 1823 году из Иркутска на Алеутские острова святитель Иннокентий. Много километров осилил ради просвещения алеутов и северо-американских индейцев. До Якутска по воде, на барже по Лене. От Якутска до Охотска – на лошадях. Дальше – по Тихому океану на корабле. Так и ходили по Сибири люди русские. До Америки дошли и Америку Светом Христовым просветили. Предки современных американцев – ковбои и золотодобытчики убивали индейцев – коренное население Америки. А русские – крестили, лечили, грамоте обучали…
Русский народ – созидатель, соработник Бога. Потому Бог даровал нам такие обширные пространства. Теперь их сберечь и приумножить надо. Все маршруты, по которым могла бы пройти новая Всероссийская северная дорога от Океана к Океану, – давно известны. Этими маршрутами наши первопроходцы перевалили через Урал и добрались до океанских берегов.
Маловато для нас – строить «магистральки» по 700 километров. Северный путь от Океана к Океану – это на широте души русской. И об этом думал еще святой Царь Мученик Николай, при нем уже была спроектирована дорога, которая в советское время воплотилась в Байкало-Амурскую магистраль.
Когда Государь со своими подданными строил Транссиб, планировалось вдоль всего пути, на каждой станции в Сибири церковь или часовню поставить. Алтари от Санкт-Петербурга до Владивостока. И многое из этого удалось. Сотни храмов появились в Дальней России, Приморье и Приамурье вдоль Великого Сибирского рельсового пути. Строили на средства Фонда имени Императора Александра III, учрежденного специально для сооружения жилья, церквей, школ и больниц вдоль Транссиба.
Вот и теперь при строительстве Северного пути от Океана к Океану надо ставить храмы, школы и православно-просветительские центры. Надо строить жилье. И жилье должно быть не высотным, а таким, как испокон века на Руси строили.
Нам надо возвращаться в русское село. Нам надо возрождать русское село. Возрождать и строить села и храмы в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Нам надо выбираться из городских трущоб, спускаться на землю из небоскребов. И расселяться по земле родимой.
Вся наша русская история и наше христианское призвание говорят нам о том, что мы, русские люди, в массе своей имеем крепкое крестьянское-христианское начало. И жить нам надо не в «городских агломерациях», а поближе к землице родимой. А землицы этой на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке – вон сколько! Молиться надо и на страницах добрых отечественных изданий обсуждать возможности нового национального освоения Севера, Сибири и всей Дальней России. Может быть, эти идеи и мысли прорастут в умах и сердцах сегодняшних школьников.
Есть у нас дело великое, народное. Север, Сибирь, вся Дальняя Россия – просторы для подвига нашего национального.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»