Уроженец Белгородчины Александр Худасов свой первый снимок сделал 40 лет назад отцовским фотоаппаратом "Зоркий-С". В 1970 году увлечение фото- и киноделом привело юного фотографа на киностудию "Романтик" в областной Дом пионеров. Там же он стал все больше внимания уделять фотографии.
Во время службы в армии активно сотрудничал с окружной газетой "За Родину" Прибалтийского военного округа, а затем работал корреспондентом в газете "Белгородская правда". Это и утвердило Александра во мнении, что его будущее связано с фотографией. Он получил высшее профильное образование, окончив фотоотделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Великолепное композиционное чутье (профессионалы называют его "постановкой кадра"), высочайшая организованность и дисциплина, истинная профессиональная любознательность ("хочу все сам увидеть и запечатлеть для потомков"), умение из отснятого фотоматериала выбрать для печати несколько снимков, которые потом сразу идут на полосу, неиссякаемое дружелюбие, умение многие годы поддерживать хорошие отношения с героями своих снимков, авторитет среди коллег - вот что снискало Александру искреннее уважение и доверие к нему.
Не случайно он руководил отделами фотоиллюстраций в газетах "Лесная промышленность" и "Правда". На протяжении последних 17 лет Александр Анатольевич - главный фотомастер "Медицинской газеты".
Его фотографии воистину объединяют медицинское сообщество России. Вот он летит в командировку в Якутию, чтобы рассказать о фельдшерско-акушерском пункте на полюсе холода; вот он делает фоторепортаж о врачах горного Дагестана; вот он"невидимый участник" операции в ультрасовременной операционной Научного центра сердечно-сосудистой хирургии в Москве; вот он вместе с сотрудниками МЧС в полевых условиях присутствует на учениях военных медиков; вот он на хоккейном матче запечатлевает искусство врача, который за несколько секунд поднимает "срубленного" во время игры спортсмена и возвращает его на площадку.
Когда-нибудь его фотоаппарат - машинка для улавливания света и остановка мига жизни - навечно зафиксирует миллионный кадр. Проходят десятилетия, меняются точки съемки и места событий, но неизменным остается одно - "фото Александра Худасова".
В чем особенность Александра Худасова? Прежде всего, и я убежден в этом, он достиг высокого профессионализма, вступил в пору зрелости и профессиональной грамотности. К этому вел долгий путь, начавшийся с юных лет. Об этом я сужу не понаслышке, ведь знаю Александра давно, мы с ним земляки: оба белгородцы. Мне хорошо известны его замечательные учителя - белгородские фотографы Виталий Собровин, Анатолий Бурьбо, Анатолий Лукьянов, а впоследствии один из ведущих в стране мастеров, бильд-редактор Николай Еремченко.
К чести Александра надо заметить, что в своем творчестве он аккумулировал опыт как лучших фотографов своей малой родины, так и столичных наставников. Постепенно, по кирпичику, он создавал свой профессиональный стиль. Не достигнув такого уровня, он не сумел бы сегодня так мастерски справляться с задачами, которые приходится решать всякому творцу - художнику, музыканту, писателю, фотографу.
Саша - фоторепортер. Можно, конечно, сказать, что он фотохудожник, но, поскольку он журналист по образованию и работает в прессе, он газетный фоторепортер.
Его профессиональная подготовка теперь дает ему возможность выразить всё то, что составляет содержание души, свое мировоззрение, отношение к людям, внутреннюю философию. Происходит это благодаря соединению богатого внутреннего мира самого Александра и его профессионализма.
Он человек очень своеобразный, добрый к людям и располагающий к общению. И для меня вовсе неудивительно, что его любящее сердце нашло такое поле приложения, как медицина. Он дружит с врачами, которые помогают болящим, выхаживают, спасают от смерти.
А еще он, как человек православный, старается постичь духовные законы, по которым строится наша жизнь. Соединение в человеке духовного и физиологичного, высокого и обыденного - всё это мы видим в его прекрасных работах.
Многие из них очень точно отражают характер человека. Вот, например, академик Валерий Шумаков. Его портрет - целая поэма или своеобразная новелла об этой личности гигантского, космического масштаба. Конечно, каждый человек неповторим в нашем мире, но одаренные люди, как хирург Шумаков, планетарны. Или академик РАМН Валерий Чиссов. Я на своем опыте знаю, что это уникальные люди. И Саша это прекрасно сумел передать.
Он не только воспринимает человека в тот или иной момент, а может философски осмыслить личность в ее бытии, на протяжении жизни. Примером служит фотоочерк о члене-корреспонденте РАМН Ариане Калинине "Возвращение в Ардатов". Как тонко, внимательно, глубоко Александр показал приезд известного хирурга на свою малую родину. Эта серия очень интересна своей доходчивостью, искренностью, трогательностью.
Очень хороши работы о врачующих душу. Например, портрет архимандрита Кирилла. Когда духовные люди поднимаются по ступеням познания истины, они становятся как дети - чистые, любящие, открытые. Таков отец Кирилл.
Вот Александр наблюдает, казалось бы, за обычной работой врача сборных команд СССР по хоккею и футболу 60-70-х годов XX века Олега Марковича Белаковского. И как точно схвачен момент (снимок "Анатомия трудной победы"). Здесь передана суть, предназначение доктора в команде. Он, как отец родной, такой же заботливый и неравнодушный. Врач и психологически поддерживает спортсменов, и за игрой следит, и лечит, и наверняка знает, чем дышит каждый игрок. Прекрасный портрет.
Саше подвластны практически все фотожанры. Он может сделать прекрасный портрет и чудесный пейзаж, чувствуя лирику окружающего мира. Есть в нем юмор, есть и серьезность - посмотрите хотя бы серию о ветеранах Великой Отечественной.
Итак, Александр разносторонен и многогранен. Немаловажные составляющие его успеха кроются в профессионализме. Но всё же главный его инструмент - щедрое, любящее, зоркое сердце.
Павел КРИВЦОВ,
фотохудожник,
лауреат международного конкурса
"World Press Photo" "Золотой глаз",