Добавлено: 29.12.2019

Школьное образование и будущее России

Беседа с учредителем и руководителем православной классической гимназии во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине Игорем Алексеевичем Бузиным


Каждый год приходят новые люди в этот мир. Сменяются поколения. В каком мире будут жить те, кто сейчас посещает школу? В каком мире они живут сейчас? Какие ценности они будут хранить в своей жизни?

К школьному образованию многие относятся просто как к возможности получить знания. Но главная задача школы не в этом. Школа осуществляет связь поколений. Она передает не только знания, но и ценности, на которых основывается общество. Именно школа, школьные учителя закладывают фундамент для будущего. Формирует мировоззрение грядущих поколений. Поэтому образование – одна из важнейших стратегических задач государства и общества. Она не менее важна чем перевооружение армии. Проблема связи времен стоит перед Россией не менее остро, чем демографическая проблема.

Какие же ценности передает современная школа детям? Ценности русской православной культуры или поверхностный прагматизм общества потребления, в результате чего чуть ли не половина современных выпускников школ просто желает покинуть Россию?

Когда в России стали вновь открывать храмы, появились и православные гимназии. За прошедшие годы они накопили важный жизненный опыт. Каков же он, этот опыт воссоздания и созидания православного образования и православной культуры в России? Об этом и о том, какие цели ставят сейчас перед собой непосредственные участники православного образования, мы решили побеседовать с руководителем Знаменской православной гимназии Игорем Алексеевичем Бузиным.

Знаменская гимназия, которой недавно исполнилось 25 лет, расположена в небольшом здании на севере Москвы, окруженном лесом современных многоэтажек. Небольшие классы, семейная обстановка, дружный коллектив. Зайдя туда, сразу погружаешься в творческую атмосферу.

– Уважаемый Игорь Алексеевич! Знаменская гимназия – одна из старейших православных гимназий в России. Я знаю, что она была открыта по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году. Расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея создать православную гимназию.

– Гимназия открылась в результате инициативы группы православных педагогов. Мы тогда все работали в государственных школах и мечтали донести до наших детей Слово Божие, весть о спасении. Тогда, в начале 90-х, Россия переживала особое время. Шел процесс духовного возрождения. Многие обращались к вере, ища твердого основания в жизни.

Для нас было понятно, что начинать надо с детей. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – изменить ситуацию в стране. После того как рухнула Советская империя, построенная, как оказалось, на песке, нам всем хотелось обрести твердое основание веры. Надо было ответить на вопрос – как устоять на ногах во время таких общественных бурь? Как сохранить желание работать, жить, как не потерять разум? Души человеческие страшно стонали тогда от безысходности, кроме тех, кто имел веру в Бога. Этим людям было на что надеяться, в кого верить и чего ждать. Именно тогда я и обратился всерьез к православию.

Прежде всего, мы хотели дать детям возможность ознакомиться с христианским учением. В 90-е годы было очень важно всех воцерковить. Помочь им прийти ко Христу. К нам пришло сразу очень много народу. Тогда был огромный кредит доверия к православию, Православной Церкви. Ответственность оказалась огромной. Мы ведь сами были такие же неофиты. Помогала нам искренняя вера и благоговение ко Христу. Мы учились вместе с нашими учителями, поступали на курсы. Я сам пошел учиться в Свято-Тихоновский, чтобы понимать, чем мы занимаемся, на самом деле.

Мы крестили и детей, и родителей, воцерковляли их, искали им духовников. Часто по воскресеньям ходили всей гимназией в храм. Сейчас все изменилось. Приходят люди уже все воцерковленные. Много у нас детей из многодетных семей. У всех свои батюшки. Есть духовник и у гимназии, который нам благословлен Патриархом. Это архимандрит Феофилакт Безукладников. На Пасху мы ездим к нему в Новоиерусалимский монастырь. Монастырь стал одним из наших соучредителей.

Сейчас мы стараемся как можно более вдумчиво готовить и детей, и взрослых к осознанию христианской ответственности в мире. Чтобы христианство не было отделено от жизни, надо учиться нести христианство и в обычную жизнь. Сейчас тоже непростые времена для православия в мире, да и в России. В такие дни надо быть ближе к храму, ближе к Церкви.

– Как в современном мире соединить образование и веру? Часто их противопоставляют друг другу, как атеисты, так и люди верующие.

– Я думаю, что одно другому не противоречит. Ни наука, ни вера не противоречат друг другу, а часто и дополняют. Мы же с вами знаем примеры очень высокообразованных людей, ученых с мировым именем, которые наложили своей деятельностью отпечаток на всю мировую науку, которые были верующие. Когда мы начинаем с детьми проходить на уроках физику, например, законы Ньютона, мы говорим о том, почему Ньютон стал искать эти законы. В советской школе этого не говорили. А Ньютон был глубоко верующий человек, который так объяснял свое открытие: «Я же знал, что Господь есть, а раз есть Господь, то у него все не в хаосе, у него все диктуется какими-то законами: и человеческая жизнь, и жизнь вселенной. Я стал искать эти законы, которые Господь дал вселенной и нашел». Так были открыты законы Ньютона. Верующими людьми были и некоторые современные ученые. Например, Нильс Бор. Верующим человеком являлся и академик Раушенбах – отец нашей ракетной баллистики. Он был крещен в протестантизме, когда родился, но в конце жизни он принял православие. Мало того, он написал несколько теоретических работ в области богословия. Его перу принадлежит потрясающая работа о Троице, где он математически доказывает, что Бог есть и что Он может быть только Троицей. Это, конечно, рассказано языком математики для образованных людей. Мы, учителя, не настолько высокого уровня сознания, как наши академики, но тоже исходим из глубоких убеждений, что нет никакого противоречия между наукой и верой.

Какую науку ни возьмешь из школьного курса, все нам помогает Христа проповедовать. Например, периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева. Все элементы красиво располагаются, укладываются в таблицу. Ведь у Бога все гармонично, красиво сделано, не просто как-то хаотично. Любо-дорого посмотреть. Чего ни коснешься, оказывается, всюду гармония и красота. Кто-то это все построил, сделал этот наш дом, в котором мы живем и сам он не в состоянии, конечно, благоустроиться. Многие ученые говорят, что невозможно познавать вселенную, отрицая существование высшего разума и высшей воли. Мы и биологию преподаем в восхищении перед Божьим творением, перед красотой и гармоничностью Господнего творения. И человек прекрасен, и мир прекрасен. Жаль, что мы сами его теряем и портим.

– Не кажется ли Вам, что современное образование разрушается из-за того, что мир становится слишком прагматичным. Человека учат не познавать красоту мира, а просто умению нажимать на кнопку. Все школьное образование сводится к тому, чтобы натаскать ученика на сдачу ЕГЭ.

– Конечно, очень трудно этому противодействовать. Легко скатиться, как Вы правильно сказали, к прагматичным задачам, например, натаскать ребенка на ЕГЭ. При таком подходе сложно отстаивать вечные истины, трудно копать глубоко. Мы стараемся все-таки удержаться от этой пошлости в образовании, от ситуации, когда дети просто цинично манипулируют набором терминов, учатся на кнопки нажимать, не понимая зачем. Ведь главный вопрос христианской жизни: зачем я это все делаю? ЕГЭ воспитывает механистичность, отстраненность и неверие ни во что. Причем ЕГЭ пишется так, чтобы никто ничего не понял. Поэтому детям сложно разобраться, для чего это делается.

– В чем заключается главная задача христианского образования?

– Чтобы воспитать в учащемся определенные черты характера! Но какую личность мы воспитываем? У нас в гимназии есть представление о том, какой должна быть личность гимназиста: многогранная, как ограненный бриллиант с огромным количеством граней. Здесь должна быть и вера, и образованность, и эмоциональность, и доброта, и душевность, и духовность. Знаете, с чего духовность начинается? Не с того, что человек объявил себя, что он православный, что его интересует все неземное, молитва, духовные размышления… Нет, духовность начинается с душевности, с умения любить то, что рядом с тобой. Для ребенка нужно научиться кошечку любить, собачку жалеть, травку лишний раз не помять, муравьев не давить. Это начало всякой любви и начало всякой духовности. Надо быть душевным. Духовный человек не может быть жестким, равнодушным, отстраненным. Даже отказываясь от всего земного, человек не должен отказываться от человечности и от любви. Он должен отказаться от себя, от своей привязанности, но никогда от любви к человеку. Никогда духовный человек не должен быть равнодушным. Чужая боль – это толчок к развитию личности, он чужую боль должен утешать молитвой, утереть слезу, поддержать словом. Личность человека должна быть всеобъемлющей. Чем ближе человек ко Христу, тем он больше может увидеть, принять в себя людей. Это должен понимать ребенок. Какое же там ЕГЭ? А мы его загоняем в рамки тестов, ответов, клипового мышления.

– Сейчас с тоской вспоминают качество советского образования. Но почему-то забывают, что оно базировалось на великой дореволюционной классической школе. Ставите ли Вы задачу возродить традиции русского образования?

– Разумеется, выставлялась задача возродить традиции классического образования, которое было до революции. Все-таки тогда классические гимназии открывались с прицелом на то, что ученик, закончив классическую гимназию, сразу может поступить на государственную службу, минуя университет. Он уже знал классические языки, он уже умел работать с документами, умел пользоваться знаниями о современной юриспруденции, владел современными европейскими иностранными языками помимо древнегреческого и латыни. То есть он был готов уже к службе государству и обществу.

Что такое классическое образование? Почему они изучали древнегреческий и латынь? У учеников должны были сложиться классические образцы для подражания, которые брались как из произведений искусства, литературы, так и из реальной истории. Какие были добродетели у древнеримских классиков? Это жертвенное служение своему Отечеству, это высокие образцы нравственности, самопожертвования, дружбы. У древних греков – это еще и философское осмысление действительности, анализ происходящего и борьба со страстями. Изучаем мы конечно и жития святых христианских подвижников, отдавших мученически свою жизнь за Христа.
Хотя обычно говорят, что в Древнем Риме было падение нравов, но поверьте, там и борьба с этим велась на очень высоком уровне. Все великие авторы древности призывали совсем к другому. И древнеримская империя долгое время сохранялась, потому что уровень нравственности там был довольно высокий. Именно это и воспитывалось в учениках классической гимназии до революции.

Правда нам интерессен больше не столько Древний Рим, сколько Рим Христианский, то есть Византия. Поэтому мы учим современный греческий язык для того, чтобы дети могли потом уже, после школы, сделать выбор и изучать язык древний. Новый греческий язык – один из самых сложных. Обучение ему превращается в интеллектуальный труд, что оказывает влияние на личность человека. Изучение сложных языков вообще формирует умение учиться. Сложный язык заставляет структурно мыслить, раскладывать по полочкам все эти грамматические особенности.

– Изучаются ли в вашей гимназии какие-либо богословские дисциплины?

– Традиция изучения богословских дисциплин была на Руси всегда. Первые начальные школы все были православные, все были при церквях. Там преподавали Закон Божий, церковно-славянский язык. Ребенок учился читать вообще по Псалтири. Это имело огромное воспитательное, духовное и, я бы сказал, лечебное значение. Потому что чтение подобной духовной литературы защищает психику от воздействия греховного мира. Ничто так не расщепляет личность, не калечит, как грех. Православие – это, прежде всего, духовное лекарство. Недаром мы говорим в Церкви, когда на исповеди слышим молитву священника «ты пришел в духовную лечебницу, да не уйдешь ты неизлеченный». Обращение к чтению Священных текстов в школе – это просто целительно для детей.

– Как Вы решаете проблему воспитания детей в православной традиции?

– У нас учатся обыкновенные дети, как в обычных школах, но что-то в них есть сверх того. Хотя они тоже и шалят, и хулиганят. Наш духовник говорит: «Не лишайте детей детства. Пусть бегают, носятся, подерутся, помирятся. Ребенок должен быть нормальным ребенком». Надо с детьми четко поступать, где-то строго и с любовью, но так, чтобы ребенок понимал, что перед ним тоже стоят задачи, что для него учеба – это труд, и труд формирует его личность. А если человек не трудится, не работает, не учится, то он разлагается. И класс, в котором нет приоритета в получении знаний, превращается в болото, потому там должно быть здоровое настроение трудиться, учиться, работать. Это воспитывает нормального человека. Православие – это не религия запретов. Однако в жизни должна быть строгость, отсутствие пошлости, цинизма. Детей надо занимать все время и давать им хорошие образцы, чтобы их уста были чистые, не осквернялись матершиной и гнусными разговорами.

– В современном капиталистическом мире господствуют товарно-денежные отношения, подчиняя все сферы жизни. Даже образование признали услугой. Как Вы считаете, оказывает ли это разрушительное воздействие на образование и возможно ли этому как-то сопротивляться?

– Когда к учителю относятся как к человеку, с которого можно спросить за услуги, это, конечно, гнусно. Потому что учителя нужно уважать, он должен быть на такой высоте, чтобы дети перед ним благоговели. Это учитель, который может нас чему-то научить! Как можно жить, если у тебя не было хорошего учителя? Как ты по этой жизни пойдешь? Он тебя направит, даст наставления. А если у тебя нет уважения к учителю, бесполезны и знания, потому что ты не будешь ему доверять. Когда теряется уважение к учителю, теряется смысл школы вообще. Когда говорят об образовании как об услуге, то убивают тем самым его сакральность. Недаром Христа в Евангелии зовут Учитель. Его ученики – апостолы. Вот как высок учительский труд. Учительский труд – это высочайшее предназначение. Когда дары Святого Духа впервые были даны людям, помните какие там были дарования? Были дары пророчества, исцеления, проповеди. Был и дар учительства. Он давался как дар говорения на разных языках. Не каждый может быть педагогом. Таинство передачи знания от себя другим людям – не ремесленничество. Это что-то особенное. Фигура учителя священна. Он ведь передает еще и особое ощущение мира, умение жить, а не просто какие-то необходимые бытовые вещи. Учитель может ученику так сказать, что у того западет каждое слово в душу. Подобное знание нельзя взять только из книг. Личность учителя всегда важна! Он направляет ученика по жизни, учит его ответственности перед Богом.

– Сейчас стали активно вводить дистанционное образование, которое вообще убирает личностный фактор.

– Конечно, ничто не заменит живого общения. Хотя дистанционные лекции тоже имеют право на существование. Это тоже полезно. Это способствует распространению знаний. Многое можно делать дистанционно. Но это лишь приложение к главному. Сформировать личность человека может только живое общение от души к душе. Живой учитель – да, это фигура. Если повезло тебе в жизни иметь учителя, значит, ты тогда тоже уже состоишься, получишь в жизни правильное направление. Прекрасно, когда твой учитель – человек с христианским мировоззрением, который тебя учит этот мир принимать и преобразовывать своей любовью, но и понимать, что мы работаем для вечности.

– Я знаю, что у Вас есть не только православная гимназия, но и отдельная школа искусств. Как Вы считаете, какова роль искусства в образовании, в формировании личности?

– Искусство – это дар творца. Если уж Господь нам дал такие дары, мы должны их развивать. Потому что зарывать свои таланты в землю – страшный грех. Сердце ребенка должно воспевать красоту этого мира. То, что он видит, ему кажется все прекрасным: мама, папа, семья, дом, кошка, собака – это же восторг! Господь нам дал глаза, мы видим, отображаем это. Мы вкладываем в искусство свою душу начинаем себя познавать через него.
Наш Новоиерусалимский монастырь проводит конкурс среди художественных школ «Созерцаю красоту Божьего мира». И действительно, мы созерцаем эту красоту, познаем Бога через эту красоту и радуемся, что Господь нам подарил такой мир. Несмотря на то, что это мир падший и где-то в наказание мы в нем оказались после того, как были изгнаны из рая, но все же Господь милосердный не лишил нас такой вот радости как созерцать творения своих рук, красоту его.

Поэтому искусство – это важнейшее средство воспитания личности. Я имею ввиду то искусство, которое проистекает из христианского мировоззрения. Это и иконопись, и архитектура, и каллиграфия. Но и просто живопись, просто воспевание Божественного творения благотворно влияет на душу человеческую. Человек приучается понимать красоту и видеть красоту в каждом листочке, травинке, любить все это начинает. Это, конечно прекрасно, если человек умеет на холсте в рисунке отобразить восхищение Божественным замыслом.
Все должно воспитывать в человеке радость и любовь. Христианство – это вообще религия радости. Ничему другому не верьте. Христианство – это радость. Да, у нас есть и скорби, конечно, и тяготы, и гонения. Но радуйтесь, сказал Господь. Надо уметь радоваться всему. Слава Богу за все. Все надо терпеть, радоваться, потому что мы знаем, что конечная цель нашей жизни – это вечная радость со Христом. В благодарность Ему мы изображаем этот мир, радуемся тому, что он дал.

При гимназии дети у нас занимаются музыкой и хореографией. Мы стараемся способствовать развитию всех способностей человека. Вся наша культура вышла из церковных источников. И школы тоже были при Церкви. Все живописцы писали на церковные темы. И литература вся вышла из Священного Писания. Наша русская культура – это культура европейская, христианская, она имеет в своем основании Церковь. Поэтому творчество для нас – это дар, данный свыше, и мы радуемся, что можем помочь детям научиться выражению своей души. А надо только научить выражать хорошее. Радость, радость – вот главное! Понимаете, в христианстве нужно дать человеку возможность понять, что нужно радоваться, и у нас есть, чему радоваться!

+ + +

Когда мы беседовали с директором гимназии, к нам присоединился учитель физики, один из основателей и учредителей гимназии, кандидат физико-математических наук Мокров Владимир Борисович, который поделился своими размышлениями об особом месте православных гимназий в современном мире.

– Главная миссия православной гимназии в современном мире, на мой взгляд, показать, что есть другое образование, есть другой путь. К сожалению, в наше время подобным школам существовать сложно. Государство стало очень жестко регламентировать все стороны образовательного процесса. Но наш опыт востребован. Ведь бы показываем другое качество жизни.

– Есть ли в вашей гимназии особые традиции, есть ли особый дух гимназии? В чем это проявляется?

– У нас нет специального отбора детей. Хотя есть определенные стандарты поведения. Обычно люди идут к нам по совету знакомых. За четверть века сложились определенные традиции. Сложился и коллектив, и круг тех людей, которые нам помогают. Каждый год дети ждут Рождественского праздника, Пасхи. Мы поддерживаем связь с Грецией и Сербией. Стараемся туда выезжать. У нас существует традиция паломничеств. В первые годы дети часто выезжали в Псков, на остров Залит к отцу Николаю, в Оптину. За четверть века у нас накопился уже большой фото– и видеоархив нашей жизни. Ученики, особенно первые выпуски, те, кто принимал участие в становлении гимназии, вспоминают восторженно то время.

За четверть века гимназия проделала большой путь. Сейчас мы живем в другую эпоху. Нынешние выпускники родились уже в православных семьях. Они привыкли к открытым храмам. Однако, когда исчезают гонения, когда христианство становится частью общественной жизни, приходят другие искушения и вызовы. Сейчас православным оставаться иногда даже труднее чем в эпоху гонений. К тому же повсеместная компьютеризация и цифровизация создают общество совершенно нового типа.

За четверть века через нашу гимназию прошло не одно поколение учеников. И мы надеемся, что опыт, приобретенный ими даст свои плоды в будущем. И мы надеемся, что удастся осуществить преемство традиций и поколений. Придут новые поколения педагогов, которые смогут его развить, и воплотить в жизнь. И ваша газета, и наша гимназия – мы все вместе делаем одно дело: созидаем пространство православной культуры, формируем ту среду, которая должна преобразить Россию!

Беседовал Александр ЗВЕРЕВ

Фото автора
от 21.11.2024 Раздел: Январь 2020 Просмотров: 1652
Всего комментариев: 0
avatar