Вот московский оппозиционный блогер – молодой человек с профильным образованием по градостроительству, так говорит о Благовещенске: «Вообще, про Благовещенск мало что известно. Город небольшой, находится на отшибе, делать тут вообще нечего <…> В целом Благовещенск – это не тот город, в который хочется возвращаться». Ложь и безграмотность этого блогера читают тысячи людей и соглашаются с ним.
Конечно, проводники чьих-то антироссийских интересов не переживают за свою безграмотность. Они радеют за то, чтобы мы, жители России, наследники великого территориального богатства, сами оставались безграмотными и невежественными. Чтобы мы действительно думали, будто города Сибири и Дальнего Востока ничем не известны, и никакого значения в жизни России не имеют.
И здесь вспоминается поучительная история освоения Америки европейскими колонизаторами, когда местные народы за европейские безделушки – зеркальца и стеклянные бусы - променивали пришельцам свои природные богатства. Сегодня русское население может оказаться в роли таких аборигенов, которых обманывают всякие проходимцы и дельцы от массмедиа и блогосферы. А стекляшки и безделушки, ради которых мы покидаем свои великие и богатые территории (отток населения из Сибири и Дальнего Востока продолжается), – это жизнь в тесных мегаполисах. Мы оставляем то, что даровал нам Бог. Ради кредитов на тесные квартирки в Москве или Питере. Продаем себя в рабство на многие десятилетия и забываем, к чему мы исторически призваны Богом. Быть народом-хозяином, великим хлебопашцем и христианином-просветителем на великих территориях и среди природных богатств.
…Пришли мы на спасительные для нас земли давно. Люди из северных городов первыми осваивали Сибирь в XVII веке. Они вышли по северным рекам к Тихому океану. Север - Русская Фиваида, центр книжной духовной образованности, центр аскетического подвижничества.
После строительства Якутского острога и создания в 1639 году Якутского воеводства совершены экспедиции землепроходцев к Северному Ледовитому океану по рекам Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Открыто два пути к Тихому океану. Один из них разведал отряд казаков Ивана Москвитина. По притокам Лены - Алдану и Мае. Местами волоком, вышли казаки к реке Улье. Они услышали от местных народов, что, сплавившись по Улье, можно попасть в море. Поплыли казаки, и на Покров 1 октября 1638 года увидели Охотское (Ламское) море.
Второй путь к Великому Океану пролегал по притоку Лены – Олекме - с выходом через водоразделы в бассейн реки Амур. Сплавившись по Амуру, русские в 1644 году достигли тихоокеанских берегов. Этот поход совершил отряд Василия Пояркова, направленный из Якутска в поисках плодородных земель вдоль, неведомых тогда русским, рек Шилки и Зеи.
Спутников Пояркова поразил своими природными богатствами этот край, именуемый Даурским. За годы странствий по тайге Сибири они позабыли вкус яблока, свежих огурцов. А здесь, на этой благословенной земле росли дыни и виноград. Сам Поярков, сплавляясь по Амуру, отмечал: «Те землицы людны и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, … и реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».
Начало прочному закреплению русских на берегах Амура положили экспедиции Ерофея Хабарова (который был родом из Сольвычегодска). В 1649 и 1651 годах он, с позволения якутского воеводы, ходил на Амур. На реке были построены русские крепости-остроги: Албазинский, Ачанский, Кумарский, Косогорский. С этого момента началась длительная война сибирского казачества с манчжурами за Амур.
Центром российского расселения по Амуру стал Албазин. В 1684 году в Албазине проживало 120 служивых и около 500 промышленных и пашенных крестьян. Город был обнесен почти трехверстной крепостной стеной. Невдалеке возвышался Спасский монастырь. Вдоль Амура в слободках жили крестьяне, которые выращивали хлеб, поступавший в Якутское и Нерчинское воеводства.
На всем пространстве Сибири и Дальнего Востока от Амура до реки Камчатки, где русскими строились остроги, зазвучало Слово Божие, стала служиться Божественная Литургия. Есть сведения о более чем 40 храмах и 37 монастырях, построенных тогда за Уральским хребтом.
Священники и первые миссионеры Сибири пришли с Севера. Еще первый царь из династии Романовых Михаил Федорович в 1635 году указывал Вологодскому и Великопермскому архиепископу Варлааму выбрать в его епархии архимандрита, пять иеромонахов, десять священников «людей добрых, крепкорожденных, духовных учителей, которые б были по преданию и по правилам святых апостол и святых отец, а не бражников». Для отправки по церковным нуждам в сибирские поселения.
После открытия новых земель и речных путей, строительства в тех землях острогов, в 1681 году в Москве состоялся церковный собор. На нем обращалось внимание на необходимость духовной миссии в Сибири.
Утверждение Православия и становление русских на Амуре особо связаны с Албазинским образом Божией Матери. Икону доставил на великую реку проповедник христианской веры иеромонах Гермоген Киренский. Священник пришел на Амур вместе с казаками и принес с собой этот храмовый образ Богородицы. В Албазинском остроге он заложил Воскресенскую церковь, в 1671 году неподалеку от острога основал Спасский мужской монастырь с небольшим числом насельников. Главной святыней монастыря стала чудотворная икона Божией Матери Албазинская «Слово плоть бысть».
О духовной жизни русского населения на Амуре в те годы свидетельствует чудо явления святых благоверных князей псковских чудотворцев Всеволода и Довмонта. Святые явились отряду албазинских казаков Гаврилы Фролова летом 1679 года. Об этом они официально поведали позже в Якутске в 1687 году. Казаки, собиравшие ясак, встретили двух всадников «на белых лошадях и в брони, в сайдаках и с копии». Это были святые Всеволод и Довмонт. Святые воины поинтересовались, откуда казаки, и узнав, что они из Албазина, предрекли будущее вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону крепости, и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Предсказание сбылось, Албазин пережил две героических обороны. Появление в этих далеких краях именно псковских святых указывает на то, что в Сибири они почитались. Культ этих святых был принесен на Амур священниками или самими казаками из северных торговых городов, опосредованно связанных с Псковом.
Да и древняя Албазинская икона, по искусствоведческому анализу, написанная в конце XVI – начале XVII веков, происходит с Севера (об этом свидетельствует специфика письма). Иконография ее схожа с особо чтимым в Новгороде древним образом «Знамение». Но Албазинская икона называется «Слово плоть бысть» (слова из Евангелия Иоанна Богослова), отражая и факт чревоношения Богородицей Богомладенца, указывая и на догмат о Боговоплощении. Икона свидетельствует о высоте Божией Матери, рядом с которой изображены херувим и серафим. На руках у Богородицы плат, как символ служения Церкви и Богу.
Но эта икона связана, и с воинским делом, и с духовной бранью каждого христианина. В Византии образы Божией Матери, держащей перед собой по центру композиции Богомладенца, назывались Никопея. То есть, Победоносная. Христос есть Победитель смерти, и на эту победу особенно указывает иконография Албазинской иконы «Слово плоть бысть». Спас Эммануил изображен стоящим у лона Своей Пречистой Матери без одеяния в лентионе (повязке) – в том образе, в котором Он, достигнув 33 лет, взойдет на спасительный для человечества Крест и совершит величайшую в мире Победу.
Эта икона, покинув вместе с иеромонахом Гермогеном Албазин в 1685 году, сохранилась до наших дней. Сегодня она находится в кафедральном соборе Благовещенска.
С Албазинской иконой казаки-христиане связывали чудотворную помощь Божией Матери перед лицом язычников. Во время первой осады крепости Албазин в 1685 году нападавшие на русских манчжуры, имевшие значительное превосходство в силе, вынудили казаков покинуть крепость. Но враги не смогли уничтожить посевы. В предании говорится, что им препятствовала «белая Жена с Младенцем на лошади». После ухода манчжуров казаки вернулись в Албазин, чтобы заново отстроить и серьезнее укрепить острог. Следующую многомесячную осаду 1686 года они героически выдержали.
Битва за Амур была завершена дипломатами. Был заключен невыгодный для России Нерчинский договор с Китаем в 1689 году. После вынужденного оставления русскими Албазина и Амура чудотворная икона пребывала вплоть до 1868 года в Забайкалье, в Сретенске. Из Сретенска она была перенесена в Благовещенск - город на Амуре, только что основанный святителем Иннокентием (Вениаминовым) и генерал-губернатором Муравьевым-Амурским. На Амур русские вернулись как полноправные хозяева своих территорий в результате Айгуньского и Пекинского договоров 1858 и 1860 годов.
Перед Албазинской иконой молился Николай Николаевич Муравьев-Амурский, собираясь совершить великие Амурские сплавы. Тогда предстояло сражение на Камчатке в Петропавловске, где готовилась высадка англо-французского десанта во время Крымской войны. Была угроза захвата дальневосточных территорий англичанами и французами. Как известно, русские войска с честью отбили вылазку неприятельского десанта. И подвиг защитников Петропавловска вошел в историю.
В 1900 году Албазинская икона защитила жителей Благовещенска от разгрома и сожжения города восставшими китайцами-ихэтуанями, которых отделял от незащищенного города только Амур. Все дни, пока над городом витала смертельная опасность, перед чудотворной иконой Божией Матери Албазинской читались акафисты и шла молитва. По свидетельству китайцев, некая Женщина мешала им целиться из пушек по зданиям Благовещенска, не давала нанести урон кафедральному собору. Заступничеством Божией Матери Благовещенск был спасен.
5 октября 1916 года Албазинской иконой был освящен Амурский железнодорожный мост, которым окончательно завершалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Мост был назван Алексеевским - в честь Цесаревича Алексия.
В 1919 году Матерь Божия еще раз явила чудо, защитив православных от смертельной угрозы. Шла Гражданская война на Дальнем Востоке. Вблизи Благовещенска, в селе Ивановка, которое было центром большевизма в округе, 22 марта, в день празднования памяти Албазинской иконы, собрались христиане. В тот день японские интервенты попытались уничтожить село пожаром. Они вели прицельный огонь по храму, но невидимая сила словно отводила снаряды в сторону от Дома Божьего. Село выгорело, в нем погибло около трехсот человек. Однако храм и молившиеся в нем остались невредимы. Событие явилось свидетельством истинности Православия. В назидание иноплеменникам и богоборцам.
По сию пору чудотворная святыня – Албазинский образ Матери Божией - пребывает на границе с Китаем в городе Благовещенске. Эта икона присутствует практически во всех дальневосточных храмах. Она есть обращение Господа к язычникам Азии, указующее на тайну Боговоплощения.
Да уразумеют азиатские и многие русские души, величие того события, что произошло две тысячи лет назад – пришествия Бога в мир. И пусть обратятся души человеческие к Истинному Богу и к своему Спасителю!
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»