Добавлено: 21.09.2025

Сибирь Петра Великого

Сибирь, Дальний Восток — это благословение Божие русскому народу. Благословение за любовь русских ко Христу и за Подвиг покорения восточных просторов, который совершался в этой Любви.

Ярко сияют на этом пути великие дела Российского Императора Петра Алексеевича Романова. При Петре Великом Русь утвердилась на берегах Камчатки, укрепилась в пределах Южной Сибири, расширила свои владения на Севере и пронесла проповедь о Христе далеко за границы России с Азией. И всё это в единстве Церкви и государства.

А ведь не так много знаем мы сегодня о героическом пути русского народа на восток. Не так много сегодня пишут о Подвиге наших предков в освоении, просвещении и облагораживании Сибири и дальневосточных земель. Великий Александр Сергеевич Пушкин в 1826 году в своей «Записке о народном воспитании», подготовленной для Императора Николая I, писал: «Россия слишком мало известна русским». Вот так же, очевидно, можно сказать о нашей русской Сибири и всем Зауралье: «Сибирь и вся Дальняя Россия слишком мало известны русским».

Какие-то расхожие штампы, нарубленные еще советскими историками. С 1990-х годов — западная пропаганда в духе «проклятие Сибири». Великобритания, США, Германия, Франция, Канада наплодили у себя и прикормили у нас в России псевдоученых, безответственных журналистов, которые доказывают нам, русским, что Сибирь и Дальний Восток — это ненужные для нас территории, что наши предки во главе со своими Царями по ошибке полезли в Сибирь и обрели там лишь одни проблемы… Мифотворцы-вредители транслируют нам выдуманные разрушительные истории наподобие того, что Владивосток — это какой-то «Порт Мэй», основанный англичанами, Камчатка — историческая территория Америки, а весь Русский Север — вообще викингам принадлежит. За этим слоем откровенного антиисторического бреда порой уже трудно разглядеть великий путь православного русского народа к берегам Тихого и Северного Ледовитого океана. Однако как бы ни было, есть вехи этого пути, есть великие имена, события, наши древние святыни, принесенные в Сибирь, возросшие в Сибири, воссиявшие там. Сибирь, Дальний Восток — это благословение Божие русскому народу. Благословение за любовь русских ко Христу и за Подвиг покорения восточных просторов, который совершался в этой Любви.

Мы уже видели некоторые из главных вех на пути Святой Руси на восток. Среди этих вех поход за Урал христолюбивого казачьего атамана Ермака, основание Сибирской епархии, выход русских к Океану, героическая защита Албазинской крепости на Амуре… Самые важные открытия и победы на сибирских просторах происходили в эпоху правления русских царей, в основном во времена Царской Династии Романовых. Глядя на тернистый и героический путь русского народа к берегам Океана Великого, нельзя не увидеть, как ярко сияют на этом пути великие дела Российского Императора Петра Алексеевича Романова. В исторической литературе всегда делается акцент на то, что русский Царь Петр I «прорубил окно в Европу». Однако это слишком ущербный, однобокий взгляд на дела Великого Государя. Петр Алексеевич активно строил отношения с азиатскими странами и созидал православный державный фасад России на востоке, у тихоокеанских вод. Он мощной поступью двигался со своим народом к далеким пределам Азии и земли Магеллановой — Америки. Эпоха Петра Великого в освоении Сибири — это даже не вехи, а ростральные колонны вдоль пути Руси к Океану. И пусть умолкнут недалекие критики, твердящие о какой-то «неправильности» петровской политики за Уралом, о его светскости и оторванности от церковных идеалов!

При Петре Великом Русь утвердилась на берегах Камчатки, укрепилась в пределах Южной Сибири, расширила свои владения на Севере и пронесла проповедь о Христе далеко за границы России с Азией. И всё это в единстве Церкви и государства.

Камчатка стала частью Русского Царства благодаря дальновидности Государя Петра Алексеевича, его умению подбирать и поддерживать нужных людей, готовых душу положить за Россию. Таким ведь был и сам наш Российский Император Петр I. «А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе для благосостояния вашего», — говорил Государь в своем знаменитом «Полтавском приказе».

Царь Петр Алексеевич хорошо разбирался в людях, видел их державный потенциал. Он сумел разглядеть в лихом казаке Владимире Атласове отважного и талантливого первопроходца и первооткрывателя, преданного делу Державы Русской. Атласов после своего первого похода на Камчатку был принят в Москве Царем. Государь благосклонно отнесся к атаману, выслушав его обстоятельный доклад. По велению Царя Атласов назначен казачьим головой, получил в подкрепление казаков и с благословения Государя отправился на дальнейшее освоение Камчатки.

Бывший приказчик Анадырского острога Владимир Атласов еще до официального царского разрешения отправился исследовать Камчатку, где открыл много нового, собрал большой ясак в виде пушнины и утвердил российское владычество. Посещая в своем походе камчатских аборигенов, Атласов обнаружил в одном из селений японца, спасшегося у коряков после кораблекрушения. Японца звали Дэмбей. Казаки забрали Дэмбея с собой, а позднее поступил приказ переправить его в столицу. Сам Государь Петр Алексеевич лично заинтересовался японцем и провел с ним продолжительную беседу. Дэмбей был первым представителем страны Восходящего солнца в России. Этого первого в России японца Царь Петр Алексеевич определил на обучение русскому языку, а когда Дэмбей немного окреп в знании русского языка и русской культуры, приняв предварительно святое крещение с именем Гавриил, ему было поручено преподавать японский язык. Не позднее 1710 года по распоряжению Государя в Петербурге была открыта школа японского языка. Таким образом, через японца Дэмбея Петр I заложил в России основы изучения японского языка и японоведения. Дэмбею в его дальнейшей преподавательской деятельности прикрепляли помощников из числа оказавшихся на наших восточных землях японцев. В Европе изучением японского языка как иностранного системно начали заниматься почти через полтора столетия после того, как в России уже формировались традиции отечественной японистики.

Даже то, насколько Государь серьезно относился к изучению далекой Японии, свидетельствует о масштабном стратегическом отношении к будущему России на востоке. Не стихийно, случайно и хаотично осваивались великие зауральские просторы нашим народом и нашими царями. Движение России на восток, встречь солнцу было последовательным, планомерным и систематизированным. Но всё же, в первую очередь, управляемым Самим Богом, Его Промыслом и волей русских православных царей, Помазанников Божиих, принимавших и исполнявших волю Божию. Безусловно, в великом походе Руси на восток царская власть действовала в симфонии с властью церковной, о чем свидетельствует вся история Православия за Уралом и особое расположение царей к сибирским архиереям и управляемым ими епархиям. Но и без воли народной, без подвига нашего народа и воинства, без славных христолюбивых казаков вряд ли Сибирь вплоть до границ с Японией, Китаем и Америкой стала бы Русской и Православной.

Еще более мощным свидетельством серьезных, глубоких, уходящих за горизонты времени, намерений России времен Императора Петра Великого в утверждении Православия и Русской государственности в Сибири и на всем дальневосточном и азиатском пространстве является создание Флота в тихоокеанских водах. Царь Петр заложил основы возникновения могучего Тихоокеанского флота, превратив Охотский острог в морской порт, наладив через этот порт морское сообщение с Камчаткой и отправив в Охотск кораблестроителей и мореплавателей. Уже после смерти Петра при Царице Анне Иоанновне в Охотске 21 мая 1731 года была основана Охотская военная флотилия. По сей день эту дату принято считать днем рождения всего Тихоокеанского флота.

Многим обязана Сибирь Русскому Царю Петру Алексеевичу Романову. В Петровскую эпоху в Сибири создаются крупные производственные мануфактуры, давшие мощнейший толчок промышленному развитию Сибири и экономическому подъему всей Руси. Развивались кузнечное, медное и меднокотельное ремесла. Росли предприятия по обработке цветных металлов. При Петре активно занялись в Сибири деревообработкой, токарным производством, изготовлением саней, телег, мебели и посуды. Развилось кожевенное дело. Благодаря широкому изготовлению добротной кожаной обуви на сибирских предприятиях, за Уралом даже крестьяне никогда в лаптях не ходили, как в европейской части России, а имели хорошие кожаные сапоги.

В Петровскую эпоху вышло на новый уровень судостроение. Сибирь покрыта сетью глубоководных рек, которые всегда использовались как транспортные артерии. Царь Петр Алексеевич, сделавший Россию по настоящему морской Державой, развил судостроение на берегах крупных сибирских рек. Преимущественно изготавливали дощаники — особый тип небольших, но надежных судов.

По Указу Петра I в Сибири началось масштабное и системное каменное строительство. Ранее такое строительство инициировала преимущественно Церковь — строили на церковные средства церковные здания. Теперь инициатива исходила от государевой власти, и сооружали на деньги государственной казны. В Тюмени, Тобольске, Енисейске, Томске, Иркутске, Нерчинске, Якутске — во всех крупных сибирских городах с 1697 года начинают возводиться каменные сооружения — каменные кремли, как в Тобольске, храмы, гостиные дворы, приказные избы.

Крепкие каменные сооружения, стены заводов, храмы и оборонительные укрепления, созданные еще при Петре Алексеевиче, до сих пор впечатляют своей монументальностью и надежностью. Архитектура Петровской эпохи в Сибири впечатляет и восхищает. Много чего не сохранилось, не дошло до наших дней — в основном из-за разрушительной работы большевиков, уничтожавших прекрасные храмы и монастыри. Однако то, что живет, по сей день, поражает красотой и величием.

Под державной рукой Петра I Сибирь преобразилась, обрела более культурный, цивилизованный и величественный вид. Новые монастыри и кремли строились и как оборонительные сооружения, это тоже придавало им облик фундаментальный, наполненный мощью и крепостью.

Большое внимание Царь уделял военному укреплению Сибири и обороне ее земель. Исследователь В. Габрусенко в своей статье «Петр I и Сибирь» отмечает: «Набеги кочевых и полукочевых сопредельных народов вынудили царя (еще не императора) обратить серьезное внимание на вооруженную охрану Сибири. В 1711 году в Тобольске был сформирован первый губернаторский эскадрон, а в 1712 году там же были созданы три первых гарнизонных полка численностью три тысячи человек. Позднее гарнизонные части были созданы и в других городах. В результате в Сибири возникло 5 регулярных гарнизонных полков, 2 драгунских полка, 3 пехотных полка и 1 пехотный батальон. В 1725 году Тобольский пехотный полк был направлен на постоянную дислокацию в Забайкалье. Так было положено начало созданию регулярных вооруженных сил Сибири».

Кроме того, в Тобольске было основано Тобольское оружейное предприятие с двумя производственными центрами, один из которых находился в Тобольске, другой — в десяти километрах от него. Современные авторы Суслова Л. Н. и Яркова И. В. приводят такой факт: «Решающая роль в организации тобольского оружейного производства принадлежит оружейному мастеру из суздальских крестьян Никифору Ивановичу Пиленку, которого вместе с родственниками, также оружейниками, в соответствии с царским указом от 19 января 1700 года отправили в Сибирь… С его именем связывают внедрение в производство заимствованных с предприятий центральной России некоторых новых технологий и организационных принципов, а также интенсивную деятельность по подготовке необходимых квалифицированных кадров преимущественно из числа местных ремесленников и их детей».

Государем Петром Алексеевичем основаны на земле Сибири такие крупные и значимые по сей день города, как Бийск на Алтае, Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск.

Царем были заложены основы системных научных исследований восточных земель России.

План первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга был составлен Императором лично. Всего за пару недель до своей кончины Петр Алексеевич распорядился об отправке знаменитой исследовательской экспедиции Беринга в Охотск для изучения берегов Камчатки, Чукотки и Курильских островов.

Какие бы великие земные победы и начинания ни сопровождали деяния Российского Императора Петра I в Сибири и на далеких океанских берегах, главной его победой на бескрайних зауральских просторах явилось мощное утверждение Православия и Русской Церкви в этих краях. Конечно, не только усилиями одного Петра происходило победоносное шествие Православной Церкви к далеким дальневосточным и азиатским горизонтам.

Митрополит Нестор (Анисимов), рассказывая в своей книге о широкой миссионерской деятельности в Сибири седьмого митрополита Сибири Павла, подчеркивает, что надежды, чаяния и ходатайства Сибирского архиерея Павла о дальнейшем расширении Христианства на восток и в Азию были поддержаны и реализованы при Петре Великом.

Немало говорит о заслугах Государя Петра Алексеевича то, что при нем и по его поручению в Сибирь были отправлены два выдающихся подвижника, два архиерея, ставшие впоследствии великими русскими и сибирскими святыми. Это знаменитые святые подвижники-чудотворцы: Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский и Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский.

Святитель Иоанн был назначен на Тобольскую кафедру Государем Петром

Алексеевичем. Такое назначение свидетельствовало о большом доверии Владыке Иоанну со стороны Царя. В Сибирь в то время стремились направлять лучших архиереев. Стоит сказать, что предшественником Святителя Иоанна был митрополит Тобольский и Сибирский Филофей. Нужно упомянуть, что это выдающийся архиерей, который развил активную миссионерскую деятельность в Сибири, открыл первую славяно-латинскую школу в Тобольске, создал первый церковный хор из сосланных за разные провинности казаков, усилил каменное церковное строительство. Митрополит Нестор (Анисимов) пишет: «…В дни святительства Филофея проникли первые лучи православного просвещения в страну диких камчадалов и была основана… в 1711 году Успенская пустынь с первым камчатским храмом во имя Св. Николая Чудотворца, а после того в 1713 году еще второй храм в Ключевском поселке. По оставлении митрополичьей кафедры владыка Филофей продолжал апостольство по Сибири и обратил в Православиe несколько тысяч остяков в Березовском, Сургутском и Нарымском краях и множество вогулов в Пелымском округе и по р. Конде, уничтожая их языческие кумирни и сооружая храмы Бoжии».

Святитель Иоанн (Максимович) продолжил апостольское дело своего предшественника. Он широко проповедовал, обращался к народу с прекрасным назидательным Словом. Владыка Иоанн имел уникальный поэтический дар, из-под его пера вышли выдающиеся богословские произведения. Его глубокий церковный ум охватывал не только сугубо церковные проблемы, но был направлен и на то, как обустроить Православное Российское государство. Митрополит Тобольский Иоанн создал выдающийся трактат под названием «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». В современных школах управления и государственной службы учат молодых людей, ссылаясь на западных авторов, одним из старинных эталонов в науке об управлении до сих пор являются труды Макиавелли. Но что такое этот Макиавелли по сравнению со Святителем Иоанном Тобольским, который разработал глубоко духовные и вместе с тем совершенно практичные рекомендации «руководителям высшего уровня» — царям, князьям и владыкам! «Начальник, в Небесное Царство показывай путь, куда за тобою все люди пойдут» — писал в своем трактате святой архиерей-подвижник.

За этот трактат сам Царь Петр Алексеевич выразил благодарность митрополиту Иоанну и прислал ему свою Благодарственную грамоту.

В 1700-м году по Указу Государя началась подготовка к отправке Русской церковной миссии в Китай. Со времен осады Албазина в Пекине находились уведенные туда маньчжурами наши казаки-албазинцы вместе со священником Максимом, которые даже на далекой чужбине сохраняли православную веру и молились Христу. После долгих дипломатических переговоров с китайским императором Канси, Царь Петр обратился к митрополиту Иоанну Тобольскому с поручением отправить в Пекин священников и нужных людей для устройства постоянной Российской духовной миссии. Среди тех, кто был направлен в Пекин, оказались в основном выпускники Тобольской Славяно-латинской школы. Русские миссионеры с назначенным во главе сподвижником Владыки Иоанна архимандритом Иларионом (Лежайским) выехали 3 февраля 1715 года из Тобольска в Пекин и прибыли в столицу Китая в начале 1716 года.

Современные православные источники отмечают: «С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое. Так святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский, принимали непосредственное участие в её возникновении и развитии. Пекинская Миссия была не единственной, но самой ранней по времени основания из зарубежных миссий Русской Православной Церкви. Вместе с тем, Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае».

Благословил и направил в Китай первую Российскую духовную миссию митрополит Тобольский Иоанн. И когда были еще в пути наши первые миссионеры, еще только пересекли границу с Китаем, 10 июня 1715 года Владыка Иоанн (Максимович) принял праведную кончину, стоя на коленях в молитве перед иконой.

Святитель Иоанн Тобольский, знаменитый архиерей, был близко знаком с Государем Петром Алексеевичем еще задолго до назначения на Сибирскую кафедру. Вот как пишет митрополит Нестор (Анисимов): «Благодарный православный народ крепко помнит, что святитель Иоанн еще в бытность Черниговским архимандритом предсказал Петру Великому Полтавскую победу. Весною 1709 года, встретив царя Петра в Городне, отстоящем от Чернигова в 54-х верстах, архимандрит во всеуслышание перед войском сказал царю: «Предает Господь Бог враги твоя. Супротив тебя путем единым приидут на тя и седмию путии побегут от лица твоего».

Митрополит Иоанн Тобольский был последним святым, прославленным Церковью до кровавой катастрофы 1917 года. О его прославлении ходатайствовал сам Царь Николай Александрович Романов. Знаменитым потомком Святителя Иоанна (Максимовича) митрополита Тобольского был святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, который также является святым покровителем нашей Дальней России и ее тихоокеанских берегов.

После кончины Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, правящим архиереем всей Сибири по велению Царя Петра I во второй раз становится митрополит Филофей. После Владыки Филофея Сибирским митрополитом назначается Антоний (Стаховский), который почти двадцать лет вплоть до своей кончины правил в Сибири.

«При митрополите Антонии воссиял первый благодатный светильник и духовный собиратель Дальнего Востока епископ Иннокентий (Кульчицкий) из уроженцев Киевской губернии. Питомец Киево-Печерской лавры и академии, потом префект Московской духовной академии и, наконец, деятельный наставник и руководитель новоустроенной в те времена петербургской Александро-Невской лавры и ее академии. Обер-иepoмонах флота Иннокентий получил от самого Царя-Работника назначение в миссионеpы для проповеди христианства в Китае», — сообщает в своей книге митрополит Нестор (Анисимов).

Великий святой подвижник Иннокентий (Кульчицкий) стал первым епископом образованной в 1727 году, уже при Екатерине I, Иркутской епископии. В силу противодействия китайских властей он не смог выехать в Пекин, чтобы возглавить Российскую духовную миссию. В результате был назначен на Иркутскую кафедру, где явил много талантов и чудес.

После смерти епископа Иннокентия в 1731 году по молитвам к нему и у его могилы наблюдалось немало случаев чудесных исцелений, разрешения неразрешимых проблем. В 1800-м году столичные чиновники, побывавшие в Иркутске, донесли Императору Павлу I о нетленности мощей Святителя Иннокентия, а также о множестве чудес по ходатайству святого. И уже при Императоре Александре I в 1804 году Церковь прославила Святителя Иннокентия Иркутского.

В лихую годину большевистских гонений мощи Святителя были утрачены. В феврале 1990 года их вновь обрели в одном из храмов Ярославля. 2 сентября 1990 года, ровно 35 лет назад Святитель вернулся в Иркутск. Сегодня нетленные и благоуханные мощи Святителя Иннокентия пребывают в Знаменском монастыре Иркутска. Поклониться великому Сибирскому святому едут люди со всего мира. Святитель Иннокентий епископ Иркутский — это один из величайших небесных покровителей всей нашей земли Сибирской и Дальневосточной.

Нужно не забывать, что епископом Иркутским Святитель Иннокентий стал милостью Божией и в немалой степени доброй волей и прозорливостью Российского Императора Петра Алексеевича Романова. Удивительно, что Знаменский женский монастырь в Иркутске, где сейчас покоятся мощи Святителя Иннокентия, был основан при Государе Петре I в 1689 году. А в 1708 году, вероятно, к 20-летию обители Царь Петр отправляет в дар обители прекрасное Евангелие, которое, не смотря ни на какие перипетии, до сих пор хранится в монастыре. Евангелие имеет дарственную надпись, сделанную рукой самого Самодержца: «Книга, глаголемая Евангелия от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великие, и Малыя и Белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятые Богородицы, Иркутский, года 1708». Завершается эта надпись грозным предупреждением Государя: «...иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити сие Евангелие, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст».

…Государь Петр I был духовным чадом еще одного выдающегося русского святого — Святителя Митрофана Воронежского. Царь очень любил и почитал Святителя Митрофана. Присутствовал при его праведной кончине и нес гроб с телом своего святого наставника.

Совсем недавно, всего год назад, на Адмиралтейской площади Воронежа 26 июля 2024 года был открыт прекрасный бронзовый памятник Царю Петру I и Святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому. Авторы скульптурной композиции — И. Макарова и М. Батаев.

А много ли памятников нашему Российскому Императору Петру Алексеевичу, устроителю Сибири и Дальнего Востока, установлено в наших зауральских краях? Есть памятник в Бийске, есть в Кемерово, во Владивостоке установлен где-то в укромном месте небольшой бюст…

До революции именем Царя Петра I был назван огромный морской залив, омывающий побережье Русского Приморья. Залив Петра Великого — по сей день это звучит вдохновляюще и в соответствии с размахом великих дел нашего Государя Петра Алексеевича. Но памятников Великому Петру в Сибири и на земле Дальневосточной единицы. Надо исправить это. Надо возблагодарить нашего великого Императора и воздать ему должное за его труды не только по открытию «окна в Европу», но, может быть, в первую очередь за его славные дела по украшению, укреплению всех наших окон и всего фасада, смотрящих в Азию.

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 15.11.2025 Раздел: Сентябрь 2025 Просмотров: 277
Всего комментариев: 0
avatar