Добавлено: 14.11.2020

Символ единения нашего народа

Установление в 2005 году церковно-государственного праздника Дня народного единства в день празднования Казанской иконы Божией Матери стало знаком преодоления безбожных смут в истории нашего Отечества и восстановления утраченного единства под покровом Пресвятой Богородицы, единства прежде всего духовного.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская» — благодарность Небесной Заступнице за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Великой святыней отечественного воинства является Севастопольский список чудотворного образа Божией Матери «Казанская».

Икона была написана около 1855 года и предназначалась для отправки в действующую армию, обороняющую Севастополь. Образ находился в городе до 1920 года, его дальнейшая судьба оставалась неизвестной. В 2006 году совершилось обретение Севастопольского списка чудотворного образа Божией Матери «Казанская».

Шесть лет назад в 2014 года святыня возвратилась в героический Севастополь, в тот памятный год, когда Крым вернулся в родную гавань.

Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери


Обретение Севастопольского списка чудотворного образа Казанской Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году. Сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной Заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году.

Севастопольский список Богородичной иконы является единственным, сделанным после поновления Казанского образа в 1754 году. «Сия святая Икона… освящена молебным пением самим Высокопреосвященнейшим Филаретом митрополитом Московским Августа 3 дня 1855 года, для отправления в город Севастополь храбрым воинам Российским». В кровопролитной Крымской (Восточной) войне в помощь русскому воинству жертвовались православные святыни. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в 1855 году произнес «Слово защитникам Севастополя при вручении им святых икон, присланных в благословение из разных мест России». Одной из наиболее почитаемых являлась Казанская, перед которой в своей домовой церкви молился за сражавшихся соотечественников святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

Героическая оборона Севастополя изобиловала событиями на театре войны. Тогда гарнизон Севастополя состоял из 48 тысяч человек: 29 тысяч военных под командованием генерал-лейтенанта С. А. Хрулева находились на Корабельной стороне города, и 19 тысяч — на Городской, под водительством генерал-лейтенанта К. Р. Семякина.

Оборона города закончилась 27 августа (8 сентября) 1855 года, но военные действия в Крыму продолжались до заключения перемирия 17 (29) февраля 1856 года. В сентябре 1855 года русская армия в Крыму насчитывала 150 тысяч человек, из которых 115 тысяч находились на Северной стороне и в окрестностях Севастополя — по линии, идущей вдоль северного берега Севастопольской бухты, через Инкерманские и Мекензиевы высоты к истокам Бельбека. Русские войска оставались на Северной стороне до заключения Парижского мирного договора 18 марта 1856 года.

Казанская икона Божией Матери, написанная по благословению Первосвятителя Филарета, могла быть доставлена в Севастополь к середине августа 1855 года. Там она, скорее всего, находилась в Петропавловской церкви, ставшей преемницей разрушенного госпитального храма на Корабельной стороне. В 1857 году, после окончания Крымской войны, образ Богоматери поместили в главный гарнизонный храм во имя святого архистратига Михаила. Здесь на литургиях молились великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, отпевали адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова, после кончины Николая I войска присягали на верность Александру II. 2 августа 1855 года Михайловская церковь была разрушена прямым попаданием бомбы. Однако в 1857 году ее здание удалось полностью восстановить. Видимо, Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери перенесли в Свято-Владимирский собор — усыпальницу адмиралов сразу после его освящения епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) 5 октября 1888 года. Подтверждением тому служит хранящаяся в Севастопольском военно-историческом музее Черноморского флота РФ литография, на которой изображен эскиз киота с надписью: «От семьи морской».

История этого эскиза следующая. В 1891 году жены моряков Черноморского флота приняли решение преподнести поздравительный Адрес в честь 25-летия супружеской жизни Их Императорских Величеств, для чего был объявлен сбор денег. Неизрасходованные 333 рубля решили использовать на «сооружение иконы Казанской Божьей матери» для Свято-Владимирского собора на Городском холме. Однако денег на изготовление киота не хватило, поэтому Комитет жен объявил о добровольной подписке на устройство «в храме Святого Владимира теплого приюта с иконой, пред которой каждый член обширной морской семьи мог искренне возносить горячие молитвы о дорогих плавающих в случае нужды, горя, испытаний, так часто встречающихся в тяжелой жизни моряков, а также в радостные минуты счастья». Эскиз киота заказали известному петербургскому архитектору академику А. М. Кочетову, по проекту которого возведено в Севастополе здание Музея Севастопольской обороны (ныне — Музей Черноморского флота РФ). Александр Мстиславович за свои средства установил киот для Севастопольского списка Казанской иконы Божией Матери в Свято-Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов.

К счастью Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери сохранен Господом для потомков. И 16 ноября 2014 года Фонд Всехвального апостола Андрея Первозванного передал на временное хранение в Севастопольское благочиние эту важнейшую святыню отечественного воинства — икону-реликвию героической обороны Севастополя 1854–1855 годов, свидетельство неусыпной молитвенной помощи Русской Православной Церкви защитникам города.

Первая оборона Севастополя — важнейший эпизод Крымской войны, части Мировой войны середины XIX века, когда Россия была атакована со всех сторон света: на Черном, Азовском, Балтийском, Белом и Баренцевом морях, на Камчатке и Курилах. Война была развязана Великобританией и международным интернационалом финансистов, рвущихся к мировому господству. Ее вели против России три крупнейшие империи мира: Британская, Французская и Османская; а также примкнувшее к ним Сардинское королевство, при поддержке остальной Европы. Это была Большая мировая игра, ставящая целью загнать Россию в границы самого начала XVII века.

По численности населения и экономическому потенциалу Россия во много раз уступала блоку своих противников. Наибольшего напряжения боевые действия достигли в Крыму, где союзники сосредоточили количественно и качественно превосходящие силы армии и флота. И здесь помощь Небесной Заступницы в лице Ее Казанского образа, как и в самом начале XVII века — в 1612 году, конечно же, была неоценима.

+ + +


4 ноября 1612 года в истории России — это день преодоления великой смуты в нашем народе и освобождения Москвы от польских интервентов, день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, знак благодарности Пресвятой Богородице, Которая Своими молитвами и заступничеством избавила Россию от нашествия поляков и католической экспансии, и впоследствии не раз на протяжении всей истории спасала ее от врагов.

Торжественно отметили праздник в Севастопольском благочинии (благочинный — протоиерей Сергий Халюта). Праздничное богослужение в Никольском храме-памятнике провел митрофорный протоиерей Георгий Поляков. Богослужения прошли и в других храмах Севастополя. 4 ноября 2020 года в 810-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты прошло торжественное построение, на котором командование поздравило морпехов с Днем народного единства.

Слово к морским пехотинцам, посвященное этому Дню и празднованию Казанской иконе Божией Матери, произнес помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими и настоятель бригадного храма в честь святого князя Александра Невского протоиерей Сергий Поливцев:

«В этот день произошло единение русского народа — народного ополчения из Нижнего Новгорода под руководством Минина и Пожарского, казачьих войск и Русской Православной Церкви в лице священномученика патриарха Ермогена и монахов Троице-Сергиевой лавры — плодом которого стало освобождение Кремля и Москвы от поляков. Это была победа в битве за душу русского народа, за наше православное Отечество.

Прошло три века и постепенно наши предки вновь утратили единство народа, которое было в православной вере. Вновь началась смута, только теперь связанная не с предательством своей православной веры и принятием католической, а связанная с полным безверием и богоборчеством.

Смута 1917 года и разделение на атеистов-безбожников и остающихся верующими в нашем Отечестве принесло народу великие бедствия и потрясения: убийство царской семьи, гражданская война, страшные репрессии, Великая Отечественная война, и многие другие скорби.

Но сегодня, в 2020 году, мы видим, что под этим Покровом происходит объединение не только народов России, но и всех людей мира, кто еще не потерял здравомыслия, для кого истинные понятия Добра и зла, Правды и лжи, Добродетели и греха еще не размыты, не перевернуты с ног на голову.

И в сегодняшней борьбе с врагами внешними и внутренними это духовное единство является залогом победы над ними, несмотря на многонациональность и многоконфессиональность России. Морские пехотинцы на переднем рубеже борьбы с грозящим внешним врагом, как ополчение Минина и Пожарского, готовы изгнать любых иноземцев, посягнувших на наше Отечество».

По материалам
сайта Севастопольского благочиния
Симферопольской и Крымской епархии и других СМИ
от 26.04.2024 Раздел: Ноябрь 2020 Просмотров: 769
Всего комментариев: 0
avatar