Мне бы хотелось сегодня с Вами поговорить о Храме Христа Спасителя. Действительно, само существование и возрождение Храма – это реальное рукотворное чудо. Вспоминаю 1992 год, когда я еще, работая в «Правде», сделал специальный выпуск «Храм Христа Спасителя» и в передовой статье Патриарх Алексей написал, что, может быть, когда-нибудь наши потомки воссоздадут Храм. А Храм – вот он, стоит, люди молятся, масса событий происходит вокруг. Мне бы хотелось, чтобы Вы сегодня, как человек отдавший столько сил воссозданию Храма, находящийся в центре всех событий, связанных с ним, поделились какими-то воспоминаниями и размышлениями.
– Вот видите, в отличие от меня, вы историю, предваряющую воссоздание Храма Христа Спасителя, знаете лучше, потому что приходили сюда и участвовали в этих молебнах, которые проходили на территории бассейна. Я в то время служил в Новодевичьем монастыре и, конечно, у меня никаких мыслей не было о том, что мне придется быть назначенным на это место в качестве ключаря воссоздающегося Храма Христа Спасителя. Наоборот, у меня были такие же сомнения, как и у Святейшего Патриарха Алексия. Я думал, как и каждый из нас: когда же наступит то время, когда мы сможем хотя бы увидеть, как началось его воссоздание, как восстанавливаются стены и купола появляются. Когда меня Святейший Патриарх Алексий назначал на эту должность – ключаря Храма Христа Спасителя, я очень удивился, почему меня? Задал Святейшему этот вопрос: «Почему я, ведь ни архитектурного образования, ни строительного не имею, вообще далек от этих специальностей?» Но Святейший Патриарх Алексий улыбнулся своей доброй улыбкой и говорит: «Ну, Храм Христа Спасителя будет строиться долго…». Я тогда подумал, что меня назначают с тем расчетом – а мне еще 40 лет не было на момент этого назначения, – чтобы я дожил до того момента, когда осуществится этот замысел, и Храм Христа Спасителя будет построен. Но, вопреки всем сомнениям, дело пошло очень быстро. Мы все прекрасно помним, что Храм Христа Спасителя буквально за пять лет был построен, воссоздан в том же самом виде, даже еще лучше, чем был его предшественник. За такой короткий срок.
В этом не только я, но и все верующие люди видят особый Промысл Божий, особую помощь Божию в том, что за такой короткий срок удалось построить грандиозное здание Храма Христа Спасителя – памятника нашим погибшим в 1812 году воинам, нашим предкам. И было радостно и приятно, войдя в Храм, видеть, что он воссоздан буквально в том же самом виде, в котором он был до разрушения его. Если внешний вид храма сохранился на старинных открытках, на фотографиях, то внутреннее убранство храма было прикровенно для нашего взгляда.
Помню, как, будучи еще воспитанником семинарии, студентом академии в Сергиевом Посаде, в бывшем Загорске, часто приходил в академический музей – в Церковно-археологический кабинет, где был маленький макет внутреннего убранства Храма Христа Спасителя. Мы могли через стекло видеть эту мраморную кувуклию, фрагменты росписи и пытались представить, как же это выглядело в натуральную величину? Когда мы занялись воссозданием Храма Христа Спасителя, то узнали, что эта кувуклия была мраморная, что мраморный иконостас Храма Христа Спасителя имел высоту пятиэтажного дома, а этот пятиэтажный дом, находясь внутри Храма Христа Спасителя, не выглядел таким уж высоким, потому что высота самого храма – 104 метра. Эти размеры и эти объемы очень трудно было представить нам, потому что в то время действующими были небольшие храмы. Самым большим московским храмом был Богоявленский Елоховский собор, который теперь уже по сравнению с Храмом Христа Спасителя кажется сельским, но богатого села, храмом.
Вспоминая все это, убеждаюсь в том, что на этом месте являлась особая милость и помощь Божия строителям. Оказывалась она, я думаю, с самого того момента, когда первый храм был разрушен, и несмотря на то, что приступили к строительству «храма новой религии» – Дворца советов, который должен был быть в четыре раза выше и массивнее Храма Христа Спасителя. Думаю, что если хотя бы один этаж этого дворца удалось построить, то вряд ли у нас была бы возможность воссоздать Храм Христа Спасителя на том же самом месте, где он был до разрушения. А так Господь устроил, что здесь оказалась эта яма, вырытая для фундамента Дворца советов. Она до начала 60-х годов зияла в самом центре Москвы. Потом был устроен в этой яме бассейн, который благополучно к началу 90-х годов пришел в полную негодность, разрушился. Тогда уже благодаря людям, которые инициировали идею воссоздания Храма Христа Спасителя, стали собираться возле бассейна верующие, совершать крестные ходы, молебные пения.
Подготовлено было и общественное мнение, благодаря нашим великим людям, таким как писатель Владимир Солоухин, композитор Георгий Свиридов, замечательный певец Борис Штоколов, который дал концерт и сборы от этого концерта пошли в тот Фонд возрождения Храма, о котором Вы упомянули. И многие люди: и интеллигенция, и простые верующие, имели это желание – увидеть начало воссоздания Храма, и у них появилась надежда, что их желание осуществится.
Как мы знаем, в начале 90-х был издан указ Президента Ельцина об особом отношении к памятникам культуры нашего Отечества. Первым пунктом этого указа было воссоздание Храма Христа Спасителя, после чего инициативу взял в свои руки наш мэр Юрий Михайлович Лужков. Я по себе знаю, как многие скептически смотрели на тот забор, которым был обнесен уже пришедший в негодность бассейн «Москва». У меня у самого были такие мысли: «Сколько раз его еще перекрасят, пока там что-то начнется». Но, вопреки нашим сомнениям, с Божией помощью здесь начались строительные работы, и меня как Фому неверующего Святейший назначил на это место, чтобы своими глазами я мог наблюдать и в какой-то степени участвовать в работах по воссозданию Храма Христа Спасителя. Действительно, буквально за пять лет Храм был воссоздан. Воссоздан в более богатом виде, потому что, как мы знаем из истории, первый Храм не был облицован мрамором, как это предполагалось по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Он был облицован протопоповским камнем, который добывали в Подмосковье, а его структура была не такая прочная, как мрамор. Если бы Храм оставался на этом месте до наших дней, он имел бы такой вид, какой имеет здание Госплана, как раз облицованного этим камнем, взятым с облицовки Храма Христа Спасителя. Он был бы серым, невзрачным, неказистым. И при постройке нового Храма в том же виде, каким он и был по планам и чертежам архитектора Тона, решили применить мрамор, заложенный в его проекте. Теперь воссозданный Храм Христа Спасителя предстает перед нами в более богатом, величественном виде, чем первоначальный.
Это же касается и тех горельефов, тех скульптурных изображений, о которых было много споров, делать ли их тоже из мрамора, хотя они первоначально были не из мрамора, а из того же мягкого протопоповского камня. Он, кстати, к началу XX века начал уже разрушаться, и наш известный скульптор Коненков, будучи еще молодым человеком, был приглашен реставрировать эти скульптурные элементы Храма Христа Спасителя. Были споры, делать ли эти скульптуры из мрамора или из бронзы, как это было в проекте Константина Тона. И все-таки было принято решение делать их в соответствии с проектом самого архитектора. Были сделаны временные круглые горельефы, чтобы закрыть отверстия, через которые виднелась кирпичная кладка Храма. Потом, когда уже изготовили бронзовые детали, они встали на свои места, как и те горельефы, которые опоясывают стены Храма Христа Спасителя.
Вот вкратце история воссоздания Храма и всего, что связано с его воссозданием и желанием наших людей снова видеть этот Храм на месте. Сейчас уже выросло новое поколение, которое даже не знает, что Храма долгое время не было. В 2000 году его освятили. Сегодня на дворе 2017 год, значит, этим ребятам уже 16-17 лет. Они родились, когда воссозданный Храм уже стоял на своем месте. Так меняются исторические события, меняются люди и, я думаю, что, несмотря на изменения, которые происходят в мире, Храм останется и будет служить еще долгие-долгие годы. В отличие от своего предшественника.
– По сути дела, Храм Христа Спасителя сейчас воспринимается многими как символ возрождающейся России. Я вспоминаю одно рождественское утро, когда Святейший Патриарх после литургии в Успенском соборе Кремля с крестным ходом пришел сюда для освящения креста на месте возведения нового Храма. Так милостью Божией я с дочерью оказался на помосте, прямо за спиной Святейшего Патриарха и видел, как во время совершения молебна разошлись свинцовые тучи прямо над крестом и засияло Солнце. Это еще раз свидетельствует о том, что все это милость Божия, знак Божий. Конечно, все основные события, которые происходят у нас в стране, каким-то образом имеют связь с нашем главным храмом. Какими бы они ни были: горестные события или торжественные.
– Действительно, многие помнят день 7 января 1995 года. Праздник Рождества Христова, когда Святейший Патриарх Алексей II с московским духовенством возглавил крестный ход из Кремля на это место и произошла закладка Храма для будущего воссоздания. Было морозное утро, но, несмотря на мороз, все собрались. Кстати, эта зима была одна из последних морозных во время строительства Храма Христа Спасителя. Я уже говорил о том, что помощь Божия чувствовалась при этом строительстве. Она чувствовалась даже в том, что были мягкие зимы. Особенно это важно было для того, чтобы бетон схватился, застыл и не было бы проблем с дополнительными мероприятиями по возведению основных несущих конструкций. Пилоны были выполнены из монолитного железобетона, а стены уже возводили из кирпича. Это была кирпичная кладка, которую потом обкладывали мраморными плитами. Так что и природа благоприятствовала строительным работам.
Вспоминаю еще такое событие. Это было Успение Пресвятой Богородицы, чин погребения Плащаницы. В конце богослужения Плащаница Пресвятой Богородицы обычно обносится вокруг храма. Когда мы шли с крестным ходом, вдруг над нами послышалось курлыканье какое-то. Все очень удивились, потому что так журавли кричат. Когда мы подняли головы, действительно, увидели журавлиный клин, что было очень большой редкостью для Москвы. И удивительно было то, что, пролетая над Храмом Христа Спасителя, они сделали круг, соответствующий этому обнесению вокруг Храма Плащаницы Пресвятой Богородицы. Это было действительно какое-то чудесное явление, которое осталось в памяти у всех, кто участвовал в том крестном ходе.
Так что и природа откликается на духовные события, и какие-то явления нематериального мира действительно здесь происходят. Не говоря уже о том, что наверняка преображается каждый человек, приходящий сюда, заходящий внутрь Храма. Сопровождая группы паломников или группы посетителей Храма Христа Спасителя, мне часто приходится слышать при входе этих групп в Храм возглас, буквально вырывающийся из уст всех людей: «Как могли такую красоту разрушить?!»
Вспоминаются и другие события, которые сопровождали воссоздание Храма Христа Спасителя. Первая Пасхальная вечерня, совершенная еще на уровне пола Храма, в 1995 году. В дальнейшем традиционно здесь совершались такие пасхальные праздничные богослужения, как бы знаменуя окончание определенного периода строительства Храма. Потом была служба уже внутри Храма, среди стен, потом под сводами Храма, когда началось внутреннее благоустройство. Наконец, собрались 31 декабря 1999 года помолиться, и Патриарх Алексий совершил малое освящение Храма для того, чтобы в Рождественские праздники – в престольный праздник Храма Христа Спасителя совершить первую Божественную литургию, уже в юбилейном 2000 году. На Преображение в 2000 году было совершено полное освящение Храма при множестве молящихся. Были крестные ходы, на первую Пасхальную вечерню сюда пришли из многих храмов верующие. Не все смогли войти в Храм, стояли вне стен Храма, но были специально устроены экраны, чтобы можно было видеть богослужение, участвовать в нем, молиться на этой стилобатной площади, которая окружает Храм Христа Спасителя.
И возникла традиция – и на Рождество, и на Пасху всегда Святейший служит Рождественскую и Пасхальную вечерни. Происходит здесь и поздравление Патриарха. Здесь же совершилось и то событие, которое ранее происходило в других храмах нашей Церкви. Это Поместный собор, на котором был избран митрополит Кирилл Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Мы помним, что Поместный собор, избравший Патриарха Пимена, проходил в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. Поместный собор и интронизация Патриарха Алексия совершалась в Богоявленском соборе, как и интронизация Патриарха Пимена. Здесь, в зале Церковных соборов, и в самом Храма Христа Спасителя происходили все эти собрания, а Собор проходил непосредственно в Храме Христа Спасителя, и потом здесь же совершилась интронизация будущего Патриарха. Святейший совершает здесь богослужения в праздничные дни при стечении множества молящихся.
В Храме Христа Спасителя происходят архиерейские хиротонии, которые сейчас совершаются уже во множестве, потому что действительно, по мысли Святейшего Патриарха, архиерей должен находиться непосредственно среди людей, среди своей паствы. Не скажу, что теперь каждый город имеет своего архиерея, как это должно быть, но во всяком случае, уже многие области наши имеют уже по нескольку архиереев на своих кафедрах, и таким образом, действительно, воплощается мысль и желание Святейшего Патриарха Кирилла.
– Я хотел вспомнить еще об одном событии, когда на стилобатной площади перед входом в Храм Христа Спасителя в пасхальные дни, если я не ошибаюсь, Святейший Патриарх совершал молебен, когда были моменты нестроений и Святейший Патриарх очень четко все расставил по местам в своем выступлении. Для меня это событие тоже очень памятно, потому что Святейший Патриарх занял твердую и принципиальную позицию.
– Вы, наверное, вспоминаете то молитвенное стояние, которое здесь происходило в дни празднования Смоленской иконы Божией Матери 10 августа. Мы провожали Смоленскую икону после реставрации на свое место в Смоленский кафедральный собор. Этому событию, конечно, предшествовали печальные события. Все помнят, что срубали кресты, нарушалось благолепие в храмах какими-то людьми, рубились иконы.
Действительно, если бы не прозвучал голос Патриарха, если бы не прозвучал голос Церкви, если бы не было такой реакции, может быть, эти бесчинства продолжались бы. Но наверное, после этого люди как-то стали по-иному относиться к тем священным моментам и тем священным реликвиям, которыми обладает Церковь. Все увидели, что они не просто имеют какое-то формальное значение для верующего человека, а действительно составляют ту драгоценность, те священные предметы, к которым отношение не как к произведениям искусства, а как, действительно, к святыням. Они дороги каждому верующему человеку. Посягательство на них, произведение каких-то действий противников этих святынь могут повлечь за собой отпор и, я думаю, что наказание Божие, рано или поздно все-таки настигает людей, которые таким образом относятся к христианским святыням.
– Батюшка, рядом с Храмом Христа Спасителя находится небольшой храм-часовня во имя Державной иконы Божией Матери. Как я помню, с этого и начиналось возрождение нашей святыни. С чтения акафиста Державной Божией Матери. Это повлияло и на решение назвать нашу газету «Русь Державная». В следующем году у нас будет столетие явления иконы Державной Божией Матери. Как Вы считаете, наверное, православный народ торжественно отметит это событие?
– Несомненно, ведь это событие исключительное. Явление Державной иконы Божией Матери произошло вскоре после лишения Престола Императора Николая II. Многие в этом увидели то, что Матерь Божия берет Отечество наше под свою защиту. Другое дело, насколько мы сами оказались достойны этого предстательства и водительства Матери Божией по нашей дальнейшей истории. Потому что мы знаем, что много было отступников, много гонителей Церкви, которые не только разрушали храмы, но и убивали верующих людей. Они же не свалились к нам с Луны или с какой-то другой планеты. Это были те же люди, которые ходили в церковно-приходские школы, которые регулярно исповедовались, потому что невозможно было без этого во времена, предваряющие события 1917 года. Много было мучеников за православную веру, но были и те, которые формально являлись православными людьми, но по сути оказались преследователями и гонителями Церкви.
Все-таки то, что Царица Небесная явилась через этот образ, давало и дает надежду на то, что Матерь Божия и до сих пор предстательствует за нас перед Богом. И может быть, еще большие беды нас ожидали, если бы не Ее предстательство. Действительно, это событие очень значимое, и я думаю, что и Святейший Патриарх Кирилл будет совершать перед этим образом молебное пение, и, может быть, Державная икона будет куда-то принесена для всеобщего поклонения. А, возможно, как это и бывает часто, когда привозят какие-то святыни из Греции, или наши очень большие почитаемые реликвии, принесут Святыню и в наш храм, чтобы большее количество людей могло узнать об этом событии, явлении Божией Матери и прийти, помолиться, прикоснуться к этой Святыне и получить, несомненно, духовное утешение от этого образа.
Спасибо за то, что Вы дали мне возможность вернуться в то время, когда происходили эти события. Надеюсь, что Храм Христа Спасителя и в дальнейшем будет тем местом, где не только постоянно будут пребывать святыни нашей Церкви, такие как часть Ризы Господней, часть Ризы Пресвятой Богородицы, мощи святителя Филарета, который принимал непосредственное участие в проектировании и в строительстве Храма Христа Спасителя. Будем надеяться, что и те святыни, которые будут посещать наш город, наше Отечество, также будут присутствовать здесь в Храме на радость многим и многим людям, приходящим сюда для духовного утешения и для духовной поддержки.
Беседу вел Андрей Печерский