Изданием книги А.В. Болотова «Господин Великий Новгород» Институт Русского Афона начинает серию трудов известного афонского инока и духовного писателя о. Амвросия (А.В. Болотова).
Автору выпала судьба ощутить величие Российской Империи, испытать тяготы ее краха, пройти высокие этапы службы, вплоть до начальника Пермской губернии и камергера Высочайшего двора, чтобы завершить свою жизнь иноком в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Все его работы написаны прекрасным и живым языком. В них автор отражает свою биографию, описывает множество известных людей и уклад жизни России конца XIX – начала XX веков, дает свой взгляд на важные политические события последних лет Империи.
Впервые эта книга была опубликована в Париже в 1925 году и в России не переиздавалась.
Афонские паломники, попадающие в костницу Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, всегда обращают внимание на одну из многочисленных честных глав, расставленных на полках кладбищенского храма. Надпись на белого цвета кости гласит: «Схимонах Амвросий Губернатор».
Честная глава о. Амвросия принадлежит потомку достопамятного в отечестве нашем рода Болотовых. Среди них и первый ученый-агроном и замечательный бытописатель Андрей Тимофеевич Болотов, участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов генерал-майор Генерального Штаба и профессор геодезии и картографии Императорской военной академии Алексей Павлович Болотов, первая настоятельница Шамординской обители и духовная дочь старца Оптинского о. Амвросия схимонахиня София (Болотова), петербургский художник и знаменитый оптинский иеромонах и живописец о. Даниил (Болотов).
Будущий схимонах Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне о. Амвросий (в миру Александр Владимирович Болотов) родился 3 октября 1866 года в Петербурге в семье потомственных дворян Владимира Алексеевича и Софии Петровны Болотовых. Его отец Владимир Алексеевич служил мировым судьей. Александр Владимирович пошел по стопам отца, закончил Императорское училище правоведения в 1888 году, и 2 ноября того же года был причислен к Министерству юстиции и достаточно быстро продвигался по служебной лестнице,
2 ноября 1901 года А.В. Болотову был пожалован чин надворного советника, а с 17 апреля 1905 года – камер-юнкера. И в этом же 1905 году последовало назначение А.В. Болотова губернатором в Пермскую губернию.
Пермская губерния была третьей по величине в Европейской России с 3,5 миллионов населения.
Болотов принял дела в губернии в тяжелое время – в декабре 1905 года. С первого дня губернаторства на имя А.В. Болотова приходили телеграммы с известиями о стачках и восстаниях рабочих. В связи с этим в губернское правление и губернатору лично поступали циркуляры по установлению усиленной охраны, и, в конечном итоге, Пермская губерния была объявлена на положении чрезвычайной охраны.
Александр Владимирович Болотов, вступив в управление губернией в декабре 1905 года, всю свою энергию направил на восстановление общественного порядка. Разрешая многочисленные конфликты рабочих и владельцев уральских заводов, А.В. Болотов старался действовать не с позиции силы, а с позиции здравого смысла и справедливости, прибегая к помощи войск лишь в самых редких крайних случаях. Конечно, губернатор руководствовался прежде всего своей основной обязанностью – поддержанием мира и спокойствия в пределах губернии, – однако, даже ради достижения такой цели он никогда не потакал ни чрезмерным требованиям рабочих, ни злоупотреблениям заводоуправлений. Успокоив народные массы, и всей душой восприняв начавшиеся столыпинские реформы, он, как мог, содействовал проведению их во вверенной ему губернии.
По инициативе А.В. Болотова возник Пермский губернский отдел общества «Русское зерно», учредительное собрание которого состоялось 22 октября 1909 года. Отдел ставил своей задачей широкую помощь населению губернии для поднятия русского земледелия, сельского хозяйства и кустарных промыслов.
Много внимания А.В. Болотов уделял перспективам экономического развития Пермской губернии. В своих докладах губернатор особо подчеркивал (на основе личных исследований) необходимость разработки Ухтомского нефтяного месторождения и соединения водным путем бассейнов рек Камы Печоры и Волги.
Духовенство Пермской епархии и верующие также нашли в лице А.В. Болотова сердечного и отзывчивого начальника. В 1909 году, когда жители города возобновили ходатайство о перенесении из Москвы в г. Пермь святых мощей святителя Стефана Пермского, губернатор стал одним из главных вдохновителей этого дела.
Немало заботила пермского губернатора и развитие образования в вверенной ему губернии. При А.В. Болотове, например, в сентябре 1908 года было заложено каменное здание городского начального училища. Его стараниями было возбуждено ходатайство об открытии в г. Перми высшего учебного заведения – Уральского политехникума (27 сентября 1909 года).
5 декабря 1909 года А.В. Болотов подал прошение об отставке, по официальной версии, в связи с расстроенным здоровьем (в сентябре 1907 г. ему была проведена трепанация черепа, вызванная последствиями воспаления среднего уха. После операции, в течение 1907-1909 гг. он четырежды воспользовался отпуском для лечения).
Отставка была получена 31 декабря – накануне Нового года. Красноречивым свидетельством установившихся сердечных отношений между губернатором и населением пермской губернии является письмо городского главы г. Перми и представителей купечества на имя П.А. Столыпина, в котором они просили оставить А.В. Болотова в качестве начальника губернии.
О дальнейшей судьбе камер-юнкера А.В. Болотова, ставшего в последствии камергером Высочайшего двора, действительным статским советником, можно судить лишь по его собственным воспоминаниям, бережно сохраняемым в архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В 1911 году он попытался восстановиться на службе по Министерству внутренних дел, но в этом А.В. Болотову было отказано. До 1914 года с супругой проживал в Царском Селе.
С началом Первой мировой войны Александр Владимирович записался в Красный Крест и попал уполномоченным Красного Креста в 3-ю армию на Галицийский фронт. В начале октября 1916 года А.В. Болотов получил должность Почетного опекуна Петербургского присутствия Опекунского Совета, которую и занимал вплоть до мая 1917 года. После Октябрьской революции, чета Болотовых переехала в Финляндию, затем в Одессу, откуда в конце марта 1919 года с трудом выехала через Константинополь на Мальту. Затем в Румынию в город Сибиу (Трансильвания).
Здесь, в изгнании, Александр Владимирович пишет воспоминания, в которых много размышляет о судьбе покинутой родины. Характерны горькие признания бывшего губернатора могучей Российской империи, а ныне вынужденного скитальца:
«Я жалкий обломок русской государственности, русского богатства и былой русской мощи… да мы распяли свою родину частица вины на каждом из нас».
После смерти жены, наступившей 10 августа 1922 года, Александр Владимирович Болотов остался совсем один.
Случайно, в парижской газете «Возрождение», он обращает внимание на очерки Б.К. Зайцева о путешествии на Святую Гору Афон. И сам загорается желанием посетить святые афонские места. Вступив в переписку с игуменом Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне архимандритом о. Мисаилом (Сапегиным), он получает от игумена ответ, развеявший все его сомнения: «Не беспокойтесь. Вы приезжаете в родную, русскую обитель». В Страстные дни 1929 года А.В. Болотов впервые вступил на святую афонскую землю. Появление нового паломника в Русском Пантелеимоновом монастыре не осталось незамеченным. Замечательный летописец, бессменный казначей и ризничий Покровского собора о. Флегонт (Лебедев) отметил в своем дневнике, рядом с фотографией А.В. Болотова за 1929 год: «Гостил у нас, прибыл из Бухареста из числа беженцев бывший пермский губернатор Александр Владимирович Болотов. Из дворян Новгородской губернии, женат на Стефаниде Толстой, урожденной Тверской губернии, детей не было. Автор книги «Святые и грешные. Воспоминания бывшего человека» напечатанные в Париже в 1924 году. 354 страницы весьма интересные. На Афоне побывал в Андреевском и Ильинских скитах». Итогом этой поездки А.В. Болотова стала небольшая книга, изданная в 1929 году в Варшаве под неброским названием: «Страстные и Светлые дни на Афоне». В ней автор, прежде всего, показывает уникальность этого уголка русского православного мира и его беззащитность от бед и невзгод обрушившихся на него в XX веке.
Поездка на Русский Афон не прошла бесследно для А.В. Болотова. Стремление вновь приобщиться к монашеской жизни привело в 1930 году Александра Владимировича в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. В архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне в фонде А.В. Болотова хранится рукопись «У Почаевских святынь».
Александр Владимирович прибыл в Почаевскую лавру накануне престольного праздника обители – Успения Пресвятой Богородицы. Лавра была выбрана не случайно. Как и Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне Свято-Успенская Почаевская Лавра воспринималась А.В. Болотовым как уголок старой, доброй Руси, затерявшейся на чужбине. И здесь в Лавре, как и на Святом Афоне, он, вынужденный изгнанник, искал молитвенного утешения после постигших невзгод и лишений и обретал его.
Как пишет А.В. Болотов в очерке «У Почаевских святынь», приняли его «сердечно и радушно», он «загостился здесь, благо не гонят» почти до ноября 1930 года. Живя в Почаеве, он мысленно неоднократно переносился на Афон. Пребывание в двух великих православных обителях – Русском Пантелеимоновом монастыре и Почаеве в 1929 и 1930, несомненно, повлияло на решение Александра Владимировича вступить на иноческий путь.
22 августа 1931 года он вторично приезжает на Афон. 7 ноября поступает в число братства Русского Пантелеимонова монастыря, а 8 ноября 1931 года принимает постриг в рясофор с именем Амвросий. На выбор монашеского имени возможно повлияло почитание Александром Владимировичем оптинского старца Амвросия. Встреча со старцем в ранней юности оставила неизгладимый след в памяти Болотова.
Семь лет молитвенных трудов провел в Русской афонской обители бывший пермский губернатор. В 1938 году, после пережитой тяжелой болезни и истощения, о. Амвросий совершенно слег. Как отмечает о. Флегонт (Лебедев) в своих дневниках о последних днях о.Амвросия: «все переносил с великим терпением и покорностью Воле Божией. 2 февраля по благословению игумена о. Мисаила больничным духовником о.Сергием пострижен в схиму, пищи почти не принимал, а только мало пития, часто приобщался Св. Таин... 13 февраля 1938 года в субботу на ранней литургии приобщился Св. Христовых Таин, будучи в полном сознании, а в четыре часа дня, тихо, безболезненно и скончался. Был вынесен седмичным иеромонахом Флегонтом в храм прп. Афонских, где читался псалтирь. В воскресенье 14 февраля (о Страшном Суде) после ранней литургии и отпет о. Сергием (вновь седмичным). Буди ему вечная память!».
Александр Владимирович Болотов (отец Амвросий), после смерти горячо любимой супруги Степаниды Сергеевны в 1922 году, приступил к написанию своих воспоминаний. Первая книга под название «Святые и грешные.
Воспоминания бывшего человека» была издана в Париже в 1924 году. Работа над воспоминаниями на этом не закончилась. В 1925 году в Париже выходит новая книга «Господин Великий Новгород».
В архиве монастыря сохранились дневники о. Амвросия (А.В. Болотова), его письма и литературные произведения, которые он посылал в журнал «Хлеб Небесный», выходивший в Харбине в 30-е годы.
Добавлено: 02.06.2016 Схимонах Амвросий Губернатор | |
|
Всего комментариев: 0 | |