Добавлено: 23.11.2019

Слава вам, братья, герои-амурцы!

130-летие Уссурийского казачьего войска


По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского, с 1858 года забайкальские казаки стали массово переселяться из Забайкалья на реки Амур и Уссури – на вновь присоединенные Российские земли.

Русским людям необходимо было закрепиться в этих землях, соединив Сибирь с Тихоокеанским побережьем, и обеспечить целостность государства. Людьми, решавшими эту сложную задачу, стали первопроходцы герои-казаки из Забайкалья. Их переселение обеспечивало охрану границ и хозяйственное освоение присоединенного края.


В 1889 году, 130 лет назад Высочайшим Указом от 26 июня (8 июля н.с.) из состава Амурского казачьего войска было создано Уссурийское казачье войско. Оба войска были сформированы из забайкальских казаков-переселенцев на Амур и Уссури.

По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского, с 1858 года забайкальские казаки стали массово переселяться из Забайкалья на реки Амур и Уссури – на вновь присоединенные Российские земли.

Русским людям необходимо было закрепиться в этих землях, соединив Сибирь с Тихоокеанским побережьем, и обеспечить целостность государства. Людьми, решавшими эту сложную задачу, стали первопроходцы герои-казаки из Забайкалья. Их переселение обеспечивало охрану границ и хозяйственное освоение присоединенного края.

Первая организованная волна такого массового переселения казаков из Забайкалья в Приамурье и Приморье происходила в 1858 – 1862 годы. Перед этим прошел целый год подготовительной работы: на берегах Шилки и Аргуни создавались звенья плотов и баркасы. Шел поиск добровольцев и тех, на кого падет переселенческая доля по жребию.

При знакомстве с ходом переселения поражаешься героизму, выносливости казаков-переселенцев и их семей – с одной стороны, масштабности и смелости государственного замысла – с другой.

Но более всего думаешь о крепости веры русских людей, которым Господь помог совершить это дело государственного строительства. Ибо без молитвы и без Божией помощи русскому человеку не удалось бы построить ничего.

Переселение казаков на Уссури было сопряжено с большими трудностями. Они передвигались по мощным рекам на плотах и лодках со всем домашним имуществом. Места селений первоначально определялись расстоянием, приемлемым для почтовой гоньбы, а не удобством для жизни и плодородностью почв.

Отвоевывали у тайги территорию и обустраивали ее в тяжелейших условиях. Страдали от наводнений, голода, диких зверей, суровости природно-климатических условий.

За 1858-1862 годы было основано 50 казачьих станиц в Приамурье и 29 – в Приморье. Южнее озера Ханка казачьих поселений первоначально не было. В Приморье казаки жили лишь на таежных берегах Уссури. Многие из станиц получили название в честь государственных деятелей, способствовавших присоединению края к России.

Перед казаками стояли не только задачи по освоению тайги, строительства станиц, налаживания хозяйства. Главным было выполнение воинской повинности: охрана границы, обеспечение почтовой связи, устройство дорог для военных целей, содержание их в исправности, сопровождение казенных служащих и ссыльных. Только лишь за один 1869-й год на территории войсковых земель по Уссури было построено 46 мостов, 1 переправа, исправлено 79 верст дорог.

Павел Федорович Унтербергер, первый наказной атаман Уссурийского Казачьего Войска, написал о казаках: «Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, - так многие из них сошли преждевременно в могилу – с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским».

В 1870-м году Павел Федорович также отметил самоорганизационные способности казаков и отличную приспособленность для существования в тайге. В конце 1870-х годов, когда произошло обострение отношений России с Великобританией и Китаем, азиатский сосед усилил свои позиции на границе с Южно-Уссурийским краем. Была объявлена мобилизация у границы с Китаем, в том числе и для казачьих частей. Казаки с реки Уссури при плохой еще освоенности Южно-Уссурийского края, при отсутствии дорог и маршрутов должны были самостоятельно выйти к Тихому океану, к заливу Посьет.

Зимой, поодиночке и группами, казаки со своими винтовками и небогатыми съестными припасами нашли и проделали путь в полтысячи верст от мест, где сегодня находится построенный в советское время город Лесозаводск до поста Новгородский в заливе Посьет. Через два месяца подготовки к военным действиям казаки являли хорошо организованную в строевом и хозяйственном отношении боеготовую часть.

П.Ф. Унтербергер писал об этом: «Приобретенные за время 15-летней жизни на Уссури привычка и опытность бороться с суровыми условиями жизни и нужды и сноровка считаться в неприглядной тайге с опасностями разного рода, успели выработать в уссурийских казаках стойкость, смекалку и энергию в преодолении всяких препятствий, почему они и вышли победителями из этого испытания…».

Казаки благодаря этому походу познакомились с Приморьем и подали ходатайство о разрешении селиться на сухопутной границе. К 1890-м годам с реки Уссури в Приханкайскую низменность переселилось 389 семей (более двух тысяч человек), которые организовали 10 новых населенных пунктов – 2 станицы и 8 поселков между селами Турий Рог и рекой Суйфун. Это был второй этап переселения казаков.

Тогда, в 1889 году и вышел высочайший Указ о создании Уссурийского казачьего войска, выделенного из состава Амурского казачьего войска. А в 1890-м году в с. Камень-Рыболов войсковым наказным атаманом, генерал-адъютантом бароном Корфом, в день Войскового Круга, 17 марта 1890 г. была получена Высочайшая телеграмма от Императора Александра III: «Прошу передать вновь учрежденному Уссурийскому казачьему войску Мое поздравление и пожелание быть всегда достойным русского славного казачества и служить верно и честно на сибирской далекой окраине. Александр».

Третий этап переселения казаков в 1890-х годах был связан со строительством железных дорог на Дальнем Востоке – Китайской восточной железной дороги и Транссибирской магистрали. Охрана прилегающих к железным дорогам земель организовывалась силами казачества. Поскольку численность казаков для этих целей была недостаточна, правительство инициировало дополнительное переселение казаков за казенный счет из европейской России и Сибири. В Приморье приехали казаки из Донского (338 семей), Кубанского (213 семей), Терского (16 семей) и Оренбургского (306 семей) войск, казаки из Забайкалья (62 семьи). Казаки со всей России проделали сложный переселенческий путь со своими семьями на Дальнюю окраину – кто частично поездом, а затем по рекам, как оренбуржцы, кто пароходами через южные моря (донцы, кубанцы), кто по сибирским рекам (забайкальцы).

Казакам вменили в обязанности нести патрулирование участков железной дороги. Нужно было создать не только надежную кордонную линию, но и крепкие казачьи хозяйства вдоль границы.

Казаки охраняли и водное пространство дальневосточной границы по рекам. Для этого была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. В 1894 году Военное министерство выделило средства на приобретение судов для флотилии. Ее база находилась на реке Уссури в Имане. Флотилия была создана для наблюдения за пограничной линией, для сообщения между станциями на Амуре, Уссури, Сунгаче, для перевозки воинских чинов, команд и грузов в мирное и военное время.

Уссурийское казачество прославилось и в воинском деле. Начиная с 1860-х годов им приходилось защищать русское население от нападения банд китайских разбойников - хунхузов. Во время восстания ихэтуаней в Китае 1900 года уссурийцы защищали интересы России в Манчжурии, в зоне КВЖД и на прилегающих территориях. Поход в Северную Маньчжурию принес уссурийцам 15 орденов Святого Георгия.

В ходе Русско-японской войны уссурийские казаки защищали Приморье от вероятного удара японцев со стороны Кореи. В ту войну воинские Георгиевские кресты получили 180 казаков-уссурийцев.

Тогда казаки Дальнего Востока удостоились благодарственных слов Государя-Императора Николая II. Войсковому наказному атаману, сенатору, генералу Унтербергеру в 1906 г., при назначении его начальником Приамурского края, Государь сказал: «Передайте Мой привет и Мою благодарность Забайкальскому, Амурскому и Уссурийскому казачьим войскам за их славную боевую службу и за те жертвы, которые они принесли на алтарь Отечества».

В 1907 году Уссурийскому казачьему войску Императором было жаловано Войсковое знамя. С 1906 года уссурийские казаки впервые начали нести службу в рядах гвардии – взвод от Уссурийского казачьего войска направлялся в состав лейб-гвардии сводного казачьего полка.

С первых дней Первой мировой войны казаки участвовали в сражениях в составе Уссурийской конной дивизии, которая действовала на различных фронтах, на огромных пространствах от Рижского залива до Румынии. Воевали с неприятелем на территории Польши, Прикарпатья, Румынии. По оценкам военных историков, казаки-уссурийцы только за 1915 год получили 279 георгиевских наград.

Барон Врангель, командовавший в 1916 году I Нерчинским полком Уссурийской дивизии, вспоминал: «Дивизия, составленная из амурских, уссурийских и забайкальских казаков, под начальством генерала Крымова, приобрела в армии заслуженную славу. Казаки дивизии – отличные солдаты – одинаково хорошо сражались как на коне, так и в пешем строю. За блестящую конную атаку в местных Карпатах дивизия удостоилась благодарности Верховного главнокомандующего».

Уссурийские казаки слыли лучшими стрелками среди казаков. Винтовка была неразлучной спутницей каждого взрослого жителя уссурийских казачьих станиц и даже подростков. Жены казаков стреляли не хуже мужей, поскольку не только хунхуз, но и тигр мог напасть в любой момент. С тех пор и закрепилась за уссурийскими казаками слава лучших стрелков.

Используя свою меткость, в сражениях Первой мировой войны они выработали такую тактику. Перед атакой часть уссурийцев рассыпалась по бугоркам и деревьям, а остальные шли в атаку. Как только по ним начинали бить пулеметы, стрелки-охотники начинали буквально «прореживать» пулеметные расчеты и отдельных стрелков противника.

Барон Врангель еще отмечал: «… забайкальский казак в высшей степени вынослив, никогда не падает духом, хороший товарищ и легко привязывается к своему офицеру. Большинство казаков не имеет выправки и внешней дисциплины регулярного солдата, но, отдав приказание, вы можете положиться на казака: он точно и обстоятельно его исполнит…»

Вспомним же казачьи песни казаков-героев, осваивавших Амур и Уссури. Казачий поэт Ахилл Бонифатьевич Карпов, участник казачьего переселения на Амур и Уссури в начале ХХ века написал прекрасный гимн приамурских казачьих войск, из состава которых в 1889 году вышли казаки-уссурийцы.

«Слава вам, братья, герои-амурцы!»

Слава вам, братья, герои-амурцы,
Слава лихим казакам!
Слава и честь пионерам Востока,
Слава Амура сынам!

Ровно полвека вы царскую службу
Верой и правдой несли.
Ровно полвека стояли на страже
Граней родимой земли.

Молвит нам царь из-за гор Забайкалья
С светлой отвагой в груди.
Смело мы ринулись в дебри Амура
С храбрым вождем впереди.

Плот шел за плотом, баржа за баржою
Быстро неслись по реке.
Горы, утесы, тайгу вековую
Видели мы вдалеке.

Вот мы доплыли до устья Амура –
Лихо работал казак!
Гордо поднялся орел наш двуглавый,
Взвился трехцветный наш флаг.

Пусть же колышутся пышные нивы
Вдоль по родным берегам.
Пусть расцветают родные станицы,
Грозные Руси врагам!

Бодро же стойте на грани России,
Смело глядите вперед –
Сзади за вами стоит исполином
Русский великий народ!

Честь же и слава Руси пионерам,
Слава лихим казакам,
Слава недремлющей страже России,
Слава Амура сынам!

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 08.09.2024 Раздел: Ноябрь 2019 Просмотров: 1059
Всего комментариев: 0
avatar