Добавлено:

Следовать за Духом Божиим, а не за духом времени

Православная Церковь в результате служения Истине пришла к тому составу богослужения и чинопоследования Таинств, которые сложились к концу второго тысячелетия. Образовалось три богослужебных круга: годовой, недельный и суточный. Они были продуманы и утверждены в Типиконе и в жизни, так что даже все праздники и даты соединились с повседневным бытом людей.

Еще в первые века христианства, когда происходило создание литургических форм, были отменены «агапы» как часть богослужебного круга, а на Карфагенском соборе был указан путь к подготовке к Евхаристии, которым и шли те святые, которых мы прославляем.

Как показала история церквей, после отделения западной церкви от восточной борьба (видимо, неправильная) с формализацией в западной церкви привела к протестантскому расколу. Кстати, эта борьба началась с вопроса об индульгенции, то есть таинства покаяния. А потом постепенно в оставшейся церкви, путем разрешения свободной исповеди и свободного причащения, исправление «формальной исповеди» привело к появлению формального причащения, ибо «с водой выплеснули и ребенка».

Параллельно с этим стремление к усовершенствованию внешней формы бытия Восточной Церкви, как бы учитывая требования современного мiра, к этому же времени привело к разделению восточных христиан через переход части Восточных Церквей, по подобию Западной Церкви, на новый стиль. А в результате борьбы с «формализмом» появилось обновленчество, которое вместо стремления к подъему Духа, как это делали отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий Мечёв и другие, занялось изменением внешних форм (вынос престола на середину храма и прочее). Причем, это проявилось в наиболее многочисленной Русской Церкви. Слава Богу, такой подход к борьбе с формализацией был отвергнут, хотя и затаился до времени.

Все нововведения и изменения в западной церкви: новый стиль, частичная отмена латинского языка, выездные мессы на пляже и другие, – кажется, не произвели видимого церковного подъема на Западе. В то же время ни славянский язык, ни возврат к вековым традициям «застывших форм» не помешали нашей Церкви выстоять в тяжелые времена гонений и начать воцерковление и возрождение приходской жизни. Не следование за духом времени, а изменение духа времени, как и было сначала: «Вы есте соль земли» (Мф. 5, 13).

Когда-то в частной беседе отец Александр Ветелев сказал:

– Ничего не меняйте, а лучше объясните, что слово «живот» – это значит «жизнь».

Неправильное понимание перехода от «формальной» молитвы к неформальной может привести к постепенному оставлению и молитвы, и богослужения. Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. Так же, как органы нашего тела требуют оживления, одухотворения, а не отсечения их или изменение внешней формы, если они плохо исполняют свое назначение.
Бог есть Дух. И с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены наши усилия. Нужно молиться и пастырю, и пастве и просить помощи Божией. Яркие примеры – отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий и отец Сергий Мечёвы.

Еще в 1969 году в частной беседе отец Тихон (Агриков) сказал:
– Теперь исповедь должна быть как проповедь, а проповедь – как исповедь. – (А он именно исповедью и занимался).

Господь, как и святой Иоанн Предтеча, начал свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4, 17). А потом те, кто слушал их, каялись в своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19).

В наше время отец Сергий Орлов по поводу рассуждений двух молодых священников о решении современных вопросов жизни Церкви сказал: «Договорились до того, что про Бога забыли».

А Бог есть Дух, и Дух животворит.

Протоиерей Валериан Кречетов

от 23.11.2024 Раздел: Декабрь 2013 Просмотров: 951
Всего комментариев: 0
avatar