Добавлено:

Слово о хоре

5 ноября в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень–2007» в Большом зале Дома композиторов состоялся концерт Государственного академического Московского областного хора под управлением народного артиста России, профессора Андрея Кожевникова.

Программа концерта состояла из только что написанных хоровых сочинений современных композиторов и представляла собой своеобразный парад их премьер. В концерте с успехом звучали произведения мастеров хорового искусства, композиторов Вискова, Григоренко, Стржелинского, Туманян, Беляева и других авторов.

«Cохранение русской песни в наше время — подвиг...
Духовное возрождение России, русского народа немыслимо без возрождения и сохранения русской песни».

«Народ наш в настоящее время испытывает колоссальный дефицит патриотической музыки».

Концерт завершился блестящим исполнением моего нового сочинения — православно-духовного Концерта для хора в 4 частях на стихи известной русской поэтессы Нины Карташовой.

Но это была вторая премьера этого сочинения. Первая состоялась в Свято-Даниловом монастыре на праздничном юбилейном вечере газеты «Русь Державная» в сентябре этого года.

Испытывая чувство благодарности к артистам хора и Андрею Дмитриевичу Кожевникову, хочу рассказать читателям «Руси Державной» о дорогом и любимом мною хоре, который ныне вступил в свое второе пятидесятилетие.

Истинно русский хор

50-летие Государственного академического Московского областного хора — замечательное событие в истории хорового искусства. Его творческая жизнь неразрывно связана с именами выдающихся деятелей хоровой культуры Владислава Геннадиевича Соколова и Андрея Дмитриевича Кожевникова.

Владислав Геннадиевич Соколов был глубоко верующим человеком. «Мое воспитание с малых лет шло буквально в стенах Церкви. Отец — Геннадий Яковлевич Соколов — отец Геннадий, священник Покровской церкви, был еще и регентом. На рубеже веков ему посчастливилось год учиться в качестве вольнослушателя в Синодальном училище», — пишет Владислав Геннадиевич.

Дальше он продолжает: «Все священнослужители конца прошлого века и нынешнего (ХХ) в большинстве случаев дети именно священников.



Народный артист России Андрей Кожевников

Семейный священник — это скромный труженик. И у него всегда было много детей. И дети семейных священников с восьми лет направлялись в губернский город, в духовное училище, а потом в духовную семинарию».

В. Г. Соколов учился в Московской консерватории, когда там преподавали корифеи русского хорового искусства — Н. И. Данилин, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский.

Учась в консерватории, Владислав Геннадиевич впитал в себя традиции русской хоровой культуры, традиции синодального пения.

Андрей Дмитриевич Кожевников воспитывался в Московском хоровом училище, руководимым А. В. Свешниковым. Окончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории по классу профессора С. К. Казанского, а затем аспирантуру у проф. А. В. Свешникова.

Благодаря творческой деятельности этих людей хор выполнял и выполняет великую миссию: возрождает и дает реальную жизнь хоровым произведением отечественной и мировой музыкальной культуры.

Государственный академический Московский областной хор — это истинно русский хор, развивающий традиции русского хорового искусства. А они, эти традиции, имеют многовековую историю.

Из истории хорового искусства

До начала XVII века на Руси господствовало одноголосное, унисонное пение. Ритм церковных песнопений подчинялся ритмике распеваемого текста.

В период с конца XVII по XIX век распевная сокровищница Русской Церкви пополнялась новыми — монастырскими распевами (симоновским, сложившимся в Московском Симоновом монастыре, распевом Московского Успенского Собора и др.).

Начало XVII века на Руси стало рубежом в истории церковного пения. Началась эпоха гармонического, или партесного, пения. Многоголосное церковное пение было введено в богослужебное употребление с согласия восточных патриархов.

Со второй половины XVIII века духовную музыку пишут композиторы итальянского происхождения: Франческо Арайя, Галуппи, Сарти и другие.

Они воспитали серьезных последователей, в полной мере раскрывших свои таланты в церковном композиторстве. Это А. А. Ведель, С. А. Дегтярев, С. И. Давыдов, прот. П. И. Турчанинов, Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский.

Композиторы Бортнянский и Турчанинов делают первые гармонизации древних распевных песнопений, которые носили западный характер.

Немецкую гармоническую оправу приложил к нашим древним распевам А. Ф. Львов. Был гармонизирован в немецком духе и издан «Полный круг простого южного пения (Обиход) на 4 голоса композиторами Г. Я. Ломакиным и П. М. Воротниковым.

Путем глубокого изучения древних распевов Глинка и Одоевский пришли к убеждению, что гармонизация наших древних распевов должна основываться на древних церковных ладах, а не на общеевропейских мажорных и минорных гаммах.

В начале XX века появляется целая плеяда музыкально одаренных продолжателей изучения и использования мелодий древних церковных распевов. К ней можно отнести Н. М. Потулова, М. А. Балакирева, Л. В. Аллеманова, В. М. Металлова и др.

Однако самое авторитетное слово в деле гармонизации и художественной обработки наших древних церковных распевов принадлежит А. Д. Кастальскому.

Православное богослужение по своей идее является соборным молитвенным деланием, где все «едино есмы», где все должны «единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Господа». Ранняя христианская богослужебная практика клиросно-хорового пения не знала.

Во второй половине XVI века особую известность приобретают хор государевых певчих дьяков и хор патриарших певчих дьяков и поддьяков.

Оба хора составлялись из лучших голосов Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. В них внимательно следили за развитием музыкально-певческого искусства, здесь задавался тон в постановке певческого дела и формировался репертуар всей певческой Руси.

Хор государственных дьяков в XVIII столетии был преобразован в Придворную певческую капеллу — позже Государственную капеллу, а хор патриарших дьяков — в Московский синодальный хор.

Народная песня — душа народа

За многовековую историю своего духовного развития русский народ создал великую музыкальную культуру, состоящую из гигантских пластов музыки: это музыкальный эпос (народное творчество), духовная музыка, русская классика, русская советская классика.

«Музыку создает народ…», — сказал М. И. Глинка. И поэтому, я думаю, не случайно одно из главных мест в репертуаре Государственного академического Московского областного хора заняла русская народная песня, исполняемая с особой любовью и бережностью. Причем даны гениальные обработки русских народных песен для академического хора. Эти обработки делали великие мастера хорового искусства В. Г. Соколов, А. В. Свешников, А. В. Александров и другие. Сохранение русской песни в наше время — подвиг. В ней выражена душа русского народа, его психическая энергия за многие века, отражена его жизнь во всем ее многообразии.

Духовное возрождение России, русского народа немыслимо без возрождения и сохранения русской песни. В этом смысле репертуарная направленность хора имеет не только эстетическое, но и гражданское звучание.

«В жизни всегда есть место подвигам»

И я бы добавил — Творческим подвигам, и именно так, с Заглавной буквы. Таким творческим подвигом является возрождение и исполнение хором большого пласта русской духовной музыки XVII-XX веков. Это музыка С. Давыдова, Д. Бортнянского, М. Мусоргского, Г. Ломакина, С. Рахманинова, П. Чеснокова, А. Архангельского и других композиторов.

Творческим подвигом хора является также возрождение и исполнение первой русской патриотической оратории «Минин и Пожарский».

25 апреля 1986 года состоялось совместное с хором московских учителей первое исполнение (фактически возобновление через 150 лет) оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» — вершины творчества Дегтярева, монументального сочинения, задуманного к 200-летию царствующего дома Романовых и приуроченного к открытию памятника И. П. Мартоса на Красной площади в Москве.

Народ наш в настоящее время испытывает колоссальный дефицит патриотической музыки. Она задвинута и почти не исполняется. Создается впечатление, что ее вовсе нет.

Оказывается, есть!

В исполнении Государственного академического Московского областного хора теперь постоянно звучит первая русская патриотическая оратория С. Дегтярёва «Минин и Пожарский». И еще. Яркая страница связана с именем русского хормейстера и композитора С. А. Дегтярёва.

В 1982 году в программах коллектива появился духовный концерт «Боже, Боже мой» ми-минор. А в 1987 году Московский хор и хор московских учителей записали еще четыре хоровых концерта С. Дегтярева: ре-мажор, ми-минор, соль-мажор, ля-мажор.

В 1990 году «Мелодия», опять же впервые в истории отечественной культуры, записала хоровые концерты: «Преславная днесь», «Господи, Боже мой», «Грядя, гряди от Ливана невеста», «Не ревнуй», «Боже, Боже мой».

В 1988 году А. Д. Кожевников осуществил свою давнюю творческую мечту — хор записывает «Реквием» Осипа Козловского.

Завершена работа, продолжавшаяся около 10 лет. Впервые это произведение прозвучало в Большом зале консерватории в 1978 году. Дирижер — Владимир Есипов.

Была восстановлена концертная жизнь «Реквиема» после более 150-летнего перерыва.

Великолепно поет хор классику XIX века: П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Мусоргского и других, мастерски исполняет произведения русских композиторов советского периода: С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Н. Новикова и других.

В Храме Христа Спасителя прозвучала кантата С. Прокофьева «Александр Невский» (2001). В Ярославле исполняется (2003) «Братское поминовение» А. Кастальского.

Фестивали духовной музыки

Государственный академический Московский областной хор неизменный участник всех Московских фестивалей духовной музыки.

В конце XX века за небольшой промежуток времени в хоровой жизни произошло множество значительных событий, гораздо больше, чем за предыдущие десятилетия.

Уже в 1991 году в 3 Фестивале православной музыки (директор Георгий Поляченко) участвовало свыше 60 хоров из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

С 1 по 17 января в Колонном зале Дома союзов (бывшем Дворянском собрании), Большом зале Московской консерватории, Рахманиновском зале консерватории (бывшем Синодальном училище) светские, церковные, государственные, любительские, учебные коллективы исполняли церковную музыку XVI-XX веков.

Государственный академический Московский областной хор исполняет программу из произведений В. Титова, С. Дегтярёва, М. Мусоргского.

Церковная музыка русских композиторов, хоры духовного содержания стали основой концертных программ в те годы. Здесь соединилось желание хоровых дирижеров во всей полноте показать публике истоки и первоосновы русской музыкальной культуры и огромный «неутоленный интерес слушателей».

Хор и его дирижер получают благословение Святейшего Патриарха Алексия II на свою деятельность.

Фестивали «Московская осень»

А нам, современным композиторам, особенно дорого участие хора в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», на котором на протяжении двадцати пяти лет он исполняет наши произведения.

За это время прозвучали десятки сочинений различных стилевых направлений: С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Балтина, Ю. Дунаева, Ю. Стржелинского, В. Чачина, А. Флярковского и многих, многих других.

Я признателен коллективу за исполнение моих двух хоров на стихи А. С. Пушкина, вокализа, кантаты «Чтоб на века Россию сохранить» на стихи Ларисы Качинской.

Я люблю хор

Я люблю творческую атмосферу на репетициях, когда впервые слышишь свои сочинения озвученными.

Люблю общение с артистами, которое всегда доброжелательно.

Люблю хор за его творческую самоотдачу на сцене во время исполнения сочинений.

Люблю чувство творческого удовлетворения после состоявшихся премьер.

Я благоговею перед памятью Владислава Геннадиевича Соколова, основателя Государственного академического Московского областного хора. До мельчайших подробностей помню наше общение с ним, восхищаюсь этим великим человеком.

При его жизни хор исполнил два моих сочинения — «О России петь» из оратории «Русь» и «Былину о Святогоре».

Чувства восторга и благодарности выражаю соратнику В. Г. Соколова Андрею Дмитриевичу Кожевникову за внимание, оказываемое современным композиторам.

За интерес к новым сочинениям.

За доскональное знание наших партитур.

За тактичные советы большого музыканта, советы всегда точные.

В конце концов, я просто рад тому, что во главе Государственного академического Московского областного хора стоит Андрей Дмитриевич Кожевников — выдающийся деятель музыкального искусства и настоящий патриот России!

Юрий ДУНАЕВ, заслуженный деятель искусств России, композитор
от 24.11.2017 Раздел: Декабрь 2007 Просмотров: 158
Всего комментариев: 0
avatar