VI Международного литературно-художественного конкурса
«Гренадёры, вперёд!» –
«Сейте разумное, доброе, вечное…»
История из семейного альбома
Памяти
Фирсова Владимира Васильевича, хорошего учителя и человека.
Я хочу вам рассказать об Учителе. Для моей семьи и его учеников именно так – Учителе с большой буквы. Он прожил, наверное, обычную жизнь. Но именно в ежедневном преодолении себя, способности не жаловаться на мир, а радоваться каждому дню, своим детям, внукам, успехам своих учеников – величие простого русского сельского учителя.
Эта история началась в 1938 году, когда родился мальчик – брат моей бабушки Фирсов Владимир Васильевич. Вернее, это началось еще раньше, когда моя прабабушка и мой прадедушка познакомились, полюбили друг друга и у них в старом деревянном доме, скрытом от дороги американскими кленами, в центре города Иваново появились дети: сначала моя бабушка в 1937 году, а потом и ее брат. Родители были счастливы: дети росли красивыми и умными. И все шло хорошо, но маленький Володя и его сосед и друг Толя вдруг заболевают, поднимается высокая температура. Родители думают, что это просто простуда. Дети выздоравливают, с Толей все в порядке, а у Володи начинается паралич. Врачи говорят, что мальчики переболели полиомиелитом. Сделать ничего нельзя. Иногда я думаю, что чувствовали мои прабабушка и прадедушка, как им было больно за своего сына.
А в нашей стране тоже горе – началась Великая Отечественная война. Мой прадедушка, Фирсов Василий Васильевич, идет на фронт – сражаться с фашистами, а моя прабабушка Антонина Алексеевна остается, как многие другие женщины, с двумя маленькими детьми на руках, старшей девочке Альбине – 4 года, а Володе -3, и он ходит с трудом, ноги и руки его неестественно вывернуты. Хотя, как все мальчишки, пытается бегать, играть со своими сверстниками. Он никогда не бывает один, его любят друзья. Антонина Алексеевна идет работать в госпиталь, а дети остаются дома одни. Семье немного повезло, город Иваново не был захвачен немцами, на него совершались только воздушные налеты. Когда включалась воздушная тревога – дети прятались в подвал. У них в семье жил кот Бантик. Однажды, когда начался налет, Бантик испугался и сбежал, и дети бегали под летающими самолетами и искали пропавшего кота. Хуже всего они переносили голод, есть хотелось всегда, они росли, и организм требовал еды. Но так жили все, и все ждали конца войны и мечтали о победе. К концу войны, когда казалось, что все страшное уже позади, пришло извещение о том, что отец и муж– Василий Васильевич пропал без вести.
Но самые страшные времена когда-нибудь заканчиваются, закончилась и долгая война, пришла победа, а с ней и надежда на лучшую жизнь. Дети пошли в школу, хорошо учились. Особенно легко Володе давалась математика. Врачи попытались сделать ему операцию, но она оказалась неудачной, ему стало хуже, и мальчик был вынужден ходить в школу с палочкой. Но его мать не унывала, пыталась его лечить, водила его по врачам.
Володя своими успехами в школе радовал ее, учителя и соседи считали его очень умным и способным мальчиком. В 1957 году он окончил 10 классов и поступил в Ивановский педагогический институт, на физико-математический факультет, который закончил в 1962 году. После окончания института он уехал работать в город Заволжск в школу рабочей молодежи. Работал он там около года. Потом ему предложили работу завучем в большом селе Колшево в Заволжском районе Ивановской области, Так Владимир стал сельским учителем.
Село Колшево оказалось очень зеленым, красивым, окруженным со всех сторон бескрайними полями, многоцветными лугами и густыми лесами. Там пели незаметные соловьи, ранним утром можно было услышать крик взъерошенного петуха, увидеть, как над лесом встает, освещая дома, солнце. А какой там воздух! Наверное, сказывалась близость реки Волги. Там в сельской школе он познакомился с учительницей немецкого языка Людмилой и женился на ней. Молодой семье дали жилье в одноэтажном светлом просторном доме, школа от него была всего в двух шагах. Это было особенно важно, ведь ходить Владимиру было тяжело, ноги становились слабее, сказывалась неудачная операция. Владимир преподает школьникам свою любимую физику, астрономию и черчение и, работая с детьми, иногда забывает, что болен. В семье Фирсовых большая радость – рождаются сын Дима и дочка Наташа. В школе Владимир Васильевич организует кружок радиолюбителей. Вместе с ребятами они радиофицируют школу, и все новости, объявления теперь рассказываются по созданному своими руками радио. Школьники очень радовались этому. Этот кружок работает в школе до сих пор. Еще в школе был хороший хор учителей, Владимир Васильевич стал в нем запевалой. Хор не раз ездил на смотры художественной самодеятельности, занимал первое место в районе. Моя бабушка вспоминает, что Владимир особенно любил одну песню «Я люблю тебя, жизнь!». Вообще жизнь кипела, школа была новой, светлой, просторной. Школа работала в контакте с совхозом. Дети вместе с учителями посадили около школы настоящий фруктовый сад и огород, в котором выращивали овощи и фрукты к школьному столу. Там росли кисловатые темные вишни, алые гроздья рябины, зеленые и красные, сладкие и кислые тяжёлые яблоки. В саду стояли скамейки, на которые так и хотелось присесть и отдохнуть. Сама же школа стала, благодаря усилиям учителей, культурным центром села, учителей любили и уважали. Шла жизнь, дети росли, у Владимира Васильевича за годы работы в школе сменилось не одно поколение учеников, но отношения с ними складывались всегда хорошие, он умел объяснить новый материал так, что он становился понятным всем и старался, чтобы дети полюбили предмет, который он преподает.
За что его любили ученики? Я думаю, что за то, что он любил их, ему было самому интересно с ними. В то же время он имел авторитет среди учителей и учеников, они уважали его за силу воли, оптимизм, за то, что он любит свою работу. Он жил школьной жизнью, не считал себя несчастным, больным, и люди вокруг него не чувствовали, что у него больные ноги. Он работал наравне со всеми, и люди ценили это. Моя бабушка, сестра Владимира Васильевича, вспоминает: «В школе организовывали встречи выпускников, брата всегда приглашали на эти встречи. Один раз он отказался, ему было тяжело идти, тогда его взрослые ученики взяли на руки, отнесли в школу и после на руках принесли домой». В 1984 году он не смог больше стоять с мелом у доски, очень болели ноги, и два года не работал. Но сидеть дома он не смог, устроился в сельсовет сначала бухгалтером, потом главным бухгалтером, где и проработал до пенсии.
В прошлом году Владимира Васильевича не стало, болезнь не дала ему жить дальше, больные ноги стали отекать, началось воспаление, с которым врачи не смогли справиться. Хоронило его все село, люди говорили добрые слова. Но история на этом не заканчивается. Осталась память о нем, его дети и внуки, его ученики, которые вспоминают о нем с любовью и благодарностью.
Мне очень нравился брат моей бабушки. Он был интересным человеком, с чувством юмора, старался не быть никому в тягость, рядом с ним было хорошо. Прошлым летом мы ездили в Иваново, были на улице Маяковского, где до сих пор остался старый дом, в котором жили мои прабабушка, прадедушка, бабушка и ее брат. Вокруг него стоят такие же зеленые американские клены, только живут там сейчас уже другие, незнакомые люди. И я решила написать эту историю.
В России есть много героев, защищавших родину от врагов, совершавших подвиги в мирное время. А есть и незаметные герои, которые живут среди нас. Живет вроде бы обычный человек, каждый день борется со своей болезнью, не жалуется на то, что ему надо стоять на своих больных ногах у доски с мелом. Нет, он не просит сочувствия, он идет работать, пытается научить учеников не только физике и математике, но и своим примером – оптимизму, желанию жить. Я думаю, что в преодолении своей слабости, болезни, способности радоваться жизни, тому, что он может приносить пользу, и заключается ежедневный подвиг Владимира Васильевича Фирсова как учителя и как человека, и именно поэтому до сих пор с любовью и уважением вспоминают его близкие и его ученики.
Виктория Наумова