Добавлено:

СЛОВО. ВЕРА. ПАМЯТЬ. НАРОД

Уважаемые сотоварищи, делегаты и гости съезда!

Здесь в дни сомнений и раздумий о судьбах Родины у великих писателей земли Орловской родились спасительные слова об опоре на русский язык, тютчевская щемящая грусть о благословенном крае русского народа, который исходил Царь Небесный, тут замечали, как трепетал луч по листам, оповещая, что солнце встало и раздвинуло мглу. Орловец создал великий сказ про Левшу, подковавшего заморскую блоху. От них, земляков и кудесников русского слова, от Тургенева, Тютчева, Фета, Лескова, Бунина, Пришвина, Леонида Андреева и других гениев, от сегодняшних выдающихся мастеров русской словесности Ивана Рыжова, Виктора Дронникова идет неугасимый свет нашей литературы.
 Здесь произошло важнейшее событие. После разгрома великой державы, после ухода из Союза писателей ревнителей либеральных и всякого рода зарубежных ценностей Союз снова соединился, стал союзом единомышленников, провозгласившим, что и ныне духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, многонационального нашего богатства, смогут противостоять миру распада и тления, разврата и торгашества, безверия и цинизма. Наш Союз соединен не столько членскими билетами, сколько нравственными принципами.
 Средством противостояния этому мы избрали Слово, основанное на Вере, Истине, Любви. В одном из последних номеров «Российского писателя» та наша встреча была названа подлинным прорывом и началом возвращения отечественной литературы на свои тропы, дороги, к своим позициям.
 Мы благодарны Егору Семеновичу Строеву, тогда еще опальному губернатору, который вместе со своими коллегами, руководителями области, мужественными орловцами, принял писателей России, участвовал в разработке программ и документов, а в ответ на указание прибыть на заседание Правительства сказал: «Я хотел бы остаться в Орле и послушать умных людей», на что после паузы было получено разрешение.
 …Я и обращаюсь с предложением к представителям замечательных литературных центров, в первую очередь, конечно, к бесценному, сохранившему научный и творческий потенциал Литературному институту, ИМЛИ, ИРЛИ, присутствующим здесь в качестве делегатов Московскому имени М. Шолохова, Арзамасскому и Армавирскому, Орловскому пединститутам — сделать предметом исследования ваших ученых, аспирантов творчество Распутина и Бондарева, Алексеева и Крупина, Скворцова и Николаева, Личутина и Кострова, Лугинова и Карима — многих из тех, кто и составляет ныне живую ткань литературы, ваших земляков, корневых писателей России, литературный процесс, в целом обратить внимание на главные общественно-духовные чаяния и прозрения наших дней, как сделали это члены нашего Союза: Александр Казинцев — в книге «В поисках России», Михаил Лобанов — «В сражении и любви: опыт духовной автобиографии», Алексей Шорохов — в книге «В преддверии трагического», Александр Вдовин — в книге «Русские», Владимир Бондаренко — в «Пламенных революционерах», в книгах Александра Панорина, в дневниках Владимира Гусева, Станислава Куняева, Сергея Есина, Леонида Бородина.
 ...Всем известно имя и произведения лауреата Большой литературной премии Виктора Николаева «Живый в помощи» — об афганских боях и Вере, лауреата премии «Сталинград» Виталия Носкова «Любите нас, пока мы живы» — о чеченских собровцах и солдатской дружбе; книги известного военного журналиста и писателя Николая Иванова, сурового и лиричного поэта, полковника-афганца Виктора Верстакова, другого поэта Николая Силкина, лауреата премии «Прохоровское поле». Это новое, закаленное, смотревшее смерти в лицо, отвергающее всякого рода предательство и измену, поколение писателей, познавшее, что только в Вере и Братстве можно выстоять в нынешнем стреляющем мире.
 В подготовленном плане, на следующий период работы Союза, предполагается создание Творческого совета по военной литературе, литературе воинского долга, служения Отечеству. Мы также готовы принять участие в создаваемом военно-патриотическом канале на телевидении.
 Примыкает к этой теме, а скорее, вбирает ее в себя, понятие патриотизма. Все вы помните, как все 90-е годы топтались на нем телеведущие, политические обозреватели, советники президента, наши оппоненты из разного рода литературных клубов, объявляющих себя Союзами. Мы естественно причислялись к этому прибежищу негодных людей, ибо продолжали утверждать, что любовь к Родине — высочайшее чувство, что история наша, несмотря на всю ее трагичность, полна героических, возвышающих образцов и что и сегодня мы должны быть патриотами своего Отечества, а не космополитами или, по нынешней терминологии, глобалистами. Причем патриотами России, открытыми миру, Европе, Западу и Востоку, вбирающими их лучший духовный и материальный опыт.
 Положение меняется. Принята Президентская программа патриотического воспитания. Однако на телевидении, в СМИ, у многих рычагов, ведающих исполнением программы, те же люди, звучат те же иронические словеса, ерничество и открытая и скрытая хула по поводу нашей истории, подвигов наших людей. Чего стоит недавнее глумление над памятью героев легендарного крейсера «Варяг».
 В последний период российской истории, разрушительный не только для физического тела страны, но для ума и сердца, в обществе образовалась огромная духовная воронка именно потому, что почти в приказном порядке нам было предписано отказаться от понятия национальной гордости и национальной самостоятельности. А патриотизм был возведен столь же официально прямо-таки в высшую степень негодяйства.
 В течение почти двух последних десятилетий нас с агрессивной настойчивостью пытались оторвать именно от родных корней. Сегодня, кажется, горизонт очищается и наступает время, когда легальность обретают главные мысли о нашем историческом пути, о нашем исконном праве с гордостью называть себя русскими.
 И это в России! Где каждый камень, каждая страница летописей, каждая проповедь, начиная от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, где каждое, без преувеличения, слово Пушкина, Блока, Гоголя, Лескова, Тургенева, Бунина исполнено гордостью за принадлежность к русскому имени.
 «Душа, которая нужна Европе» — так называет Россию современный известный французский пушкинист, доктор экономических и политических наук, поэт Эдмон Лекьен. «…Слишком сильно, — пишет он, — особенно после заключения небезызвестного Маастрихтского договора, от Европы веет хитроумным меркантильным духом… Итак, давайте попробуем противопоставить ЕЭС (Европейскому экономическому сообществу) европейское культурное сообщество (ЕКС)». Хорошая мысль, не правда ли? А самое главное, что исходит она от Европы.
 Думаю, что писатели, сами принадлежащие скорее материально к бедному слою, не могут и не будут соглашаться с консервацией бедности и нищеты на просторах России.
 Думаю, что в связи с этим самым пронзительным, хотя и тихим вскриком явилась повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
 Уже в этом году, почти в канун нашего съезда в Москве прошёл пленум, посвященный проблемам русского языка. В связи с вторжением иноязычия, с помощью которого затуманивают суть происходящего, происходит обман людей, притупляется опасность (ваучер, киллер, шлягер, путана). В стране разгул сквернословия, похабщины. Защищают всеми силами лженауки, наш юмор опустился ниже человеческого достоинства. Принято Обращение к органам власти, общественным и политическим организациям, деятелям культуры, к журналистам, ко всем гражданам России. Пленум призвал писателей и писательские организации краёв, областей и республик провести широкое обсуждение Обращения на своих собраниях, в средствах массовой информации, привлечь к проблеме русского языка молодёжь, деятелей культуры и науки.
 Участники пленума обратились к Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе с настоятельной просьбой: безотлагательно принять Закон о русском языке, предварительно обсудив его с участием компетентных экспертных советов. Во Франции такой закон принят. Его подписал президент и все министры. В поддержку закона, всех мер по защите и распространению французского языка в стране работает около 200 (!!!) организаций.
 Пленум настаивает на создании Комиссии по проблемам русского языка в России и странах СНГ при Президенте РФ.
 ...Дети. Будет ли ими продолжаться Россия, народ, наше хозяйство, наша культура, литература и история? Или нашими детьми будет прорастать глобалистский, космополитический, научный и трудовой потенциал различных штатов США? Институты обслуживания Европы? Или из них будут вырастать рабы нефтяных шейхов и наркодельцов?
 Это серьезная и грозная проблема времени. О ней, о ее трагичности с болью рассказывал при вручении Большой литературной премии известный писатель, многолетний председатель Детского международного фонда Альберт Лиханов. Три миллиона беспризорных детей — больше, чем в войну. Положением детей встревожено государство, президент, власть. Общество угрюмо молчит — ему не до теоретических тревог. Надо спасать своих детей от наркотиков, растления, от ухода в бандитские шайки, в ночные тусовки, в попсовый дурман. Не будем касаться всех проблем детства, хотя это, безусловно, проблема будущего пленума.
 Вот ведь нередко наш нынешний школьник, да порой и учитель, а вместе с ним и многие работники Министерства образования считают древнюю и классическую литературу XIX да XX века устаревшей, ибо она не учит быть богатым, процветающим, не учит приобретательству. Достаточно сказать, что из программ школьного стандарта вытеснены многие сказки и былины о Илье Муромце (а он ведь святой нашей Церкви), о Василисе Прекрасной, изгнаны сказки Петра Ершова «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», из всех стихов великого Ломоносова оставлен один — «по выбору», устранен Кольцов с его «Русью», 16 стихов Тютчева и его Россия, в которую можно только верить, усечены; сжаты Крылов, А.К. Толстой, А. Некрасов, А. Блок, С. Есенин, нет Михаила Исаковского, с песнями которого прошел солдат до Берлина, и т.д., и т.д.
 Замечателен и пример орловцев: писатели, библиотекари не оставили своей заботой ребят, приняв активное участие в конкурсе детских сочинений о родном крае, проведенном библиотекой им. Пришвина, и отобрав самое ценное, самое удачное из детского творчества для книги, вышедшей в издательстве «Вешние воды», «Я родину вижу такою...»
 Мы вообще думаем собрать одаренных детей и соединить их в творческий союз. В Союзе писателей открыт сайт «Ассамблея детских писателей».
 Связь с Русской Православной Церковью важна не только контактами.
 Поистине провидческим явилось участие вместе с РПЦ в создании Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), этого общественного движения, форума общенационального диалога по всем вопросам бытия русского и других народов и укрепления национального единства России, ставшего преградой на пути разрушения, распада, расхищения. Когда мы десять лет назад проводили первые его заседания, принимали первые решения, то со стороны «демократической», либеральной прессы неслись улюлюканья: «шовинисты, националисты, красно-коричневые». Осенью, когда проводились выборы в Думу, почти у всех двух десятков партий и объединений были лозунги и программы, в которых декларировались идеи, схожие с теми, что были провозглашены ВРНС, – национальное самосознание, самобытность, глубинный патриотизм, державность, справедливость, духовное и культурное возрождение.
 Нас пытаются иногда упрекнуть, что мы чересчур близки к Церкви и Вере, чрезмерно увлекаемся православными мотивами, выстраиваем свое творчество, исходя из принципов христианской морали. Будем откровенны: наша отечественная классическая литература в лице ее титанов — Пушкина, Гоголя, Достоевского, Шолохова — все свое творчество располагала на христианских координатах нравственности, классики национальных литератур исходили из традиционных вероучений, и отказываться от этих принципов нам негоже, ибо сие похоже на отказ от своих кровных родителей. Думаю, что и впредь писатели, Союз писателей России будет укреплять и расширять свои отношения с РПЦ и другими традиционными конфессиями. 
 Особо следует сказать о том, что Святейший Патриарх высоко ценит деятельность Союза писателей России, писателей, вносящих вклад в дело просвещения, утверждения высоких нравственных качеств у наших людей, особенно у молодежи.
 Орденами РПЦ награждены в последнее время писатели: Михаил Борисов, Игорь Янин, Андрей Печерский, Ямиль Мустафин, Михаил Ножкин, Валерий Ганичев, Владимир Костров, Михаил Кодин, Владимир Крупин и многие другие наши сотоварищи.
 На одной из последних литературных встреч один из читателей обратился то ли к нам, то ли к издателям, то ли к телевизионщикам: «Хватит, дайте света!»
 То, что делают с нами средства массовой информации, поистине ужасно. Они с утра до вечера куют апокалипсический образ нашей жизни, издеваются над верой и нравственностью, утверждают образ торжествующего мирового зла. На телевизионных экранах ежечасно — сцены смерти, порнография, смакуются кровавые казни и пытки, постоянная пропаганда порока. В человеческие души стреляют ядом распада, тления, разложения. Они, а вернее, их бесовские хозяева хотят вытравить из нашего сознания понятия и примеры добра, подвижничества, героизма, истинного служения Богу, отечестволюбия и любви к ближнему.
 А ведь человеку, входящему в жизнь, — подростку, школьнику, студенту — нужно понимать, что мир отнюдь не находится только в руках зла, что история нашего Отечества полна подвигами, подвижничеством, добрыми делами. И задача наших православных педагогов, преподавателей, ученых, писателей, журналистов, издателей, подлинных заботников Родины — населять учебники, книги, уроки этими живительными образами и примерами из отечественной истории и нашей окружающей жизни.
 Добрые люди, хорошие люди. Как много их среди нас, как много их в нашем Отечестве! Но кто их знает, кто рассказывает о них?
 Давайте проведем Соборную встречу «Добрые люди России», направим письма в газеты, журналы, на телевидение с просьбой рассказать о добрых людях, подвижниках, благотворителях, собрать сведения о них, завести при «Роман-журнале XXI век» картотеку добрых дел, выпустить брошюры и книги об их делах; организовать среди учащихся младших и старших классов Всероссийский конкурс «Добрые люди». Пусть школьники напишут сочинения о добрых и хороших людях, оглянутся вокруг, вспомнят исторические примеры; создать всероссийскую общественную организацию «Добрые люди». Взносом при вступлении в нее пусть будет доброе, бескорыстное дело помощи людям и Отечеству. Следует объединить детские, школьные организации в одном бескорыстном деле помощи старикам, инвалидам, воинам Отечественной, афганской, чеченской войн (как раньше были тимуровцы или «витязи» в русском зарубежье).
 Святейший Патриарх сказал о современной России: «Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И Церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Эти дела нельзя откладывать, надо помнить, что не оскудеет рука дающего. «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5, 15) — как никогда актуальны эти апостольские слова.

от 22.12.2024 Раздел: Июнь 2004 Просмотров: 701
Всего комментариев: 0
avatar