Раньше был такой лозунг: «Народ и армия – едины!» Хороший лозунг, правильный. В России, пожалуй, всегда любили и уважали своих защитников, отдавая армии еще со времен царя Петра все лучшее, а в трудные времена – и последнее. Ну а «несокрушимая и легендарная», «плоть от плоти народа» расплачивалась за заботу и любовь безопасностью границ в мирное время, собственной кровью и жизнями в случае войны.
Не была забыта в те времена армия и деятелями культуры. Сколько их, ныне носящих звания «заслуженных» и «народных», побывало в свое время в гостях у воинов, согревая их сердца шефскими концертами? Много было посвящено любимой армии прекрасных песен, ставших самыми настоящими хитами. А карьера скольких «звезд» нынешней эстрады начиналась с ансамблей песен и плясок дивизий, армий, флотов и округов?
Сейчас другие времена, хотя именно сегодня армия очень нуждается в культурном и духовном шефстве, в хорошей песне, в поддержке добрым словом. Но если у командира нет спонсоров-благотворителей, готовых заплатить за выступление артисту, то, скорее всего, придется воинам довольствоваться художественной самодеятельностью, которая, к счастью, еще кое-где жива.
Андрея Селиванова, автора и исполнителя великолепных песен, довольно хорошо известного в православных кругах, упрашивать выступить перед воинами пришлось недолго. Андрей цену себе знает, да и со временем у артиста туговато. Кочует он со своим нехитрым скарбом, двумя гитарами за плечами по всей стране: с православного фестиваля на Куликовом поле – на международный конкурс авторской песни, с шефского концерта для участников сборов воспитанников кадетских корпусов – на юбилейный концерт, посвященный тезоименитству Патриарха. Не забывает он и увлечения молодости, рок-музыку. Среди его друзей Юрий Шевчук, Константин Никольский, Алексей Романов, а в его творческих планах создания своей группы. Узнав, что батальон связи расположен в получасе езды от станции метро «Алтуфьево» и уже несколько лет является лучшим в Московском округе внутренних войск, согласился.
Андрей – отец двух сыновей, обладает богатым опытом общения с различной, в том числе молодежной и солдатской аудиторией, эрудирован и ко всему прочему имеет богословское образование. Поэтому программу выступления он решил строить в форме разговора: неспешного, откровенного, чередуемого то песнями-размышлениями, то песнями-разсуждениями, а то и песнями-проповедями. Ведь разговора по душам: серьезного, мужского, как раз и не хватает сегодня нашим воинам, поскольку многие из них росли и воспитывались без отцов, без веры, а может быть, и просто без доброго слова...
– Что значит – быть мужчиной? – размышляет вслух гость. – Наши предки считали так: «Мужчина» – это «муж», имеющий «чин». То есть быть мужчиной, значит иметь определенный «чин», сродни воинскому званию. А это налагает на нас, мужиков, конкретные обязанности. «Перед кем?», – спросите вы. В первую очередь перед Тем, кто дал нам этот «чин» – перед Богом – Творцом; во-вторых, перед родителями и предками, теми, кто родили, вырастили и воспитали нас в этом «чине»; в-третьих, если мы находимся на службе – перед нашими командирами, начальниками; в четвертых – перед семьей, перед нашими потомками. А еще может быть в-пятых и в-шестых… Планка поднимается, ответственность для наиболее сильных духом возрастает. В этом неуклонный закон сохранения мира и продления рода. Так веками жили на Руси, подчиняясь естественному порядку. Примерами в этом народу были наши святые: духовенство, воины, князья...
Андрей задумчиво перебирает струны. Звучит одна из его сильнейших, на мой взгляд, песен, из так называемого «княжеского цикла». Порой создается ощущение, что ее строй нарушен, рифма где-то теряется, а вместо нее вырывается стон. Это стон от боли за поруганное, растерзанное Отечество, отчего сердце русского человека начинает томиться предчувствием беды, обливаясь кровью. Эта песня – не просто стихи, положенные на музыку. Это скорее рыцарская баллада. И, кажется, что написана она не нашим современником, а что ей без малого восемь веков, как и самому святому благоверному князю Александру:
«Орды дерзких татар, печенегов ор – Помнит сердце мое. Помнит. И лай ляхов в Москве. Немчуру на Неве. Помнит... Ночь прочь. Среди туч – луч. Меч. Будет сечь! Невский князь Александр. Зван звоном на заре. Сыном назван земли. Помолись. Да поклонись… Глянул вдаль – воронье Да и рядом – ворье… В сердцах – пепел Да плесень от песен… Око ввысь: Глянь, воскрес Он! Чудеса!»
– В мужчине всегда ценились такие качества, как надежность, преданность, – продолжает певец, не дожидаясь, когда умолкнут аплодисменты. – На надежного всегда можно положиться. Преданный не предаст, не подведет, ему можно верить! Русские мужики, наши славные предки, были такими людьми. Иначе как бы они могли выстоять в лихие годины, которых хватало на Руси с лихвой? Если бы не было у нас Ильи Муромца, Евпатия Коловрата, Меркурия Смоленского, Ивана Сусанина, Александра Матросова; безымянных защитников Козельска и осажденной поляками Троице-Сергиевой Лавры, героев Полтавы, обороны Севастополя, Порт-Артура, Бреста и Сталинграда или псковских десантников 6-й роты, вряд ли мы сегодня могли называть себя русскими, свободно жить, любить, трудиться и просто говорить на родном языке в такой по-прежнему великой и самой прекрасной стране. Среди этих замечательных людей много было тех, которые хранили верность не только своему земному Отечеству, но и отечеству Небесному. Может быть, кто-то из вас слышал про Женю Родионова, попавшего в плен к чеченским боевикам, 19-летнего солдата, не пожелавшего ради сохранения жизни снять свой нательный крест? Он не был первым из тех, кто отказался променять жизнь на веру. У него были славные предшественники еще в те далекие времена, когда наша Родина томилась под гнетом орды. Дай Бог, чтобы он не был и последним.
Андрей тихо трогает струны, звучит песня. Это настоящий гимн верности, преданности, любви, посвященный последним минутам земной жизни светлой памяти черниговского князя Михаила:
«Непомерно высокий трон, Несказанно надменный хан, Весь в рубинах кровавый холм И от власти над гостем пьян. Сеют ужас взгляд и жест, Холодеют рабы у ног: «Рус, крещеный? Поплюй на крест, Пусть порадуется наш бог. …А воспротивишься, рус, умрешь. Эй, привести сюда палача!» Рус кривит, усмехаясь рот: «…Хочет душу еще в казну Видно, мало казны златой, Ну а как я в глаза взгляну Ладе, детям, Руси святой? Раззолоченный мерзкий тать, Мнишь, что мне твое по плечу, А ведь я не могу петлять, Даже если я жить хочу. Не поимет сраму мой край, Нам без веры жить – не житье Князь черниговский, умирай, Да святится имя твое!»
Как же не хватает таких духоподъемных песен в нашей сегодняшней армии! Армии, так основательно подрастерявшей боевой дух, былую славу и боевую мощь; армии, где по-прежнему силен атеизм, а многие начальники упрямо продолжают твердить, что именно «бытие определяет сознание»; армии, где продолжается рост самоубийств, преступности, казнокрадства; армии, откуда, «разочаровавшись в выборе профессии», увольняются молодые офицеры; армии, которая из «школы жизни» все больше превращается в школу равнодушия, лицемерия, хамства, чванства, подлости; армии, где все труднее найти место для понятий офицерской чести и человеческого достоинства.
Может быть, все это происходит оттого, что служивые люди потеряли смысл жизни, забыли, для чего они служат в армии и вообще живут на Земле?
– Дорогие мои, хочу поделиться с вами одним секретом, – обращается к зрителям Андрей. – Я знаю, как быть счастливым. Представляете? Наверное, многие, если не все из вас хотели бы быть счастливыми, да только не знаете, как. А ведь для того, чтобы стать по-настоящему счастливым, не на час, день или даже на год, а на всю жизнь, совершенно не нужно поскорее отслужить в армии, жениться на дочери миллионера или уехать за границу. Для начала надо просто задать себе вопрос: «Что я хочу в жизни больше всего на свете, чтобы потом не разочароваться?» Когда вы себе честно зададите этот вопрос, то вы убедитесь, что не готовы на него ответить. Потому что, чего бы мы не захотели – все это нам со временем обязательно надоест: самая крутая «тачка», самая красивая женщина, да что там женщина – весь мир, брошенный к нашим ногам. Наслаждаться этим мы будем всего лишь какое-то время! А потом начнется погоня за новой порцией призрачного счастья! Ведь счастье – это когда радость в сердце, а разве может сердце всегда радоваться машине, занимаемому высокому положению в обществе, вилле на Канарах? Привыкните. Надоест. А зависть? Ведь всегда найдется кто-то богаче, удачливее, «круче» вас. Есть ли что-то такое, чему можно радоваться всегда? Да, дорогие мои, это Бог, с Которым бывает хорошо всегда и везде, Которой никогда не надоест, Которого хватит на всех нас. Так чего вы хотите, ребята, в жизни больше всего на свете?
Андрей снова берет гитару, звучит одна из его любимых песен:
«Когда я смотрю на Небо, Мне не бывает грустно. С корочкой черствого хлеба, Лишь бы на сердце не пусто… Когда я смотрю на Небо, А в небе серые тучи. Хочется быть добрее, Хочется стать лучше… Смотрите чаще на Небо, И в жизни все станет иначе Не в смысле денег и дачи, А в смысле хлеба и соли»…
Концерт закончился. Под аплодисменты зрителей заместитель командира по воспитательной работе вручил артисту грамоту, поблагодарил за выступление. Фото на память, и звучит команда: «Выходи строиться!» Возвращаемся. Водитель командирского уазика, высаживая нас у метро, попросил у Андрея автограф. В «дембельском» блокноте солдата певец размашисто пишет: «Удачи, счастья, любви, обретения Бога. Смотрите чаще на Небо».
По-моему, концерт удался на славу!