У России особое историческое предназначение. Нашими предшественниками оно осознавалось как жертвенное служение православным идеалам, превращение Российского царства во Святую Русь. «Именно ХVI век стал вершиной в истории русской святости, - пишет известный исследователь Сергей Вячеславович Перевезенцев. – В этом и состоял главный смысл исторического, земного бытия России. Россия, как особый мир, готовилась только к одному, но самому важному деянию – к битве с антихристом, к спасению от него всего мира».
С этой вершины, с высшего пика исторического пути России особенно удобно обозреть и начальные этапы нашего становления, и низходящую ветвь развития, наиболее точно определить исторические координаты сегодняшнего положения русского этноса. Только такой подход позволит нам вернуться на стратегическую русскую дорогу, вернуться к выполнению главного исторического задания – и в общенациональном масштабе, и в жизни каждого из нас.
Знакомим читателей с историософскими заметками С.В.Перевезенцева - историка, писателя, которые вошли в его новую работу «Россия. Великая судьба».
Возвращение в вечность…
Двадцатый век, двадцатый век… Как стремительно он ворвался в русскую жизнь, как стремительно он пронесся по русской жизни, разрывая ее по живому, в клочья… Сколь много страданий и, одновременно, сколь много свершений принес двадцатый век России! Русский строитель создал самую великую железнодорожную магистраль в мире — Великий Сибирский путь. Русский солдат разбил немецкую регулярную армию, - лучшую, по признанию всех военных историков, армию в мире, водрузил знамя над Рейхстагом и расписался на его стенах. Русский офицер впервые в истории человечества прорвал земное тяготение и покорил космос. Русский писатель написал самую великую книгу двадцатого столетия — “Тихий Дон”. Русский ученый спроектировал, а русский инженер построил первую в мире атомную электростанцию. Мы должны гордиться и мы гордимся этими свершениями! Но…
Именно в двадцатом веке русский человек потерпел, как кажется на первый взгляд, самое сокрушительное поражение в своей самой главной битве — соблазненный мифом овладения материальным миром, он уступил врагу человеческому и бросился в погоню за физическим бессмертием. Многожды обманутый и преданный своими верховными водителями, русский народ изменил своим вековым духовным целям и, вместо стремления к Царству Небесному, отправился на поиск мифического “рая на земле”. И был за это наказан…
Сначала русский народ оказался втравлен в Первую мировую бойню, ибо слишком много европейских врагов испугались удивительного и необычайного подъема Российской империи в начале XX века.
Затем, в 1917 году рухнул могучий колосс Российской империи, подточенный изнутри богоборческой революционной пропагандой. От Русской земли был отъят удерживающий русский православный царь, из русских душ была изгнана удерживающая Православная вера, и реки мученической крови обагрили Святую Русь…
Но русский народ сохранил свои силы, ценой ужасных лишений и жертв восстановил разрушенную революциями и Гражданской войной страну. И даже, невзирая на жесточайшие антицерковные, антихристианские гонения, сохранил веру, явив миру неисчислимые сонмы новомучеников и исповедников пред лицом богоборческой власти. Победив во Второй мировой войне, Россия становилась все более могущественной и влиятельной в мире. Но теперь уже новые коммунистические вожди, чьи глаза жадно разгорались при виде прилавков магазинов в Нью-Йорке и Лондоне, предали собственную страну и собственный народ, отдав их на растерзание “западным цивилизаторам” и доморощенным “нуворишам”. А ведь мы, русские, верили им, этим нашим вождям, верили, ибо не могли поверить в то, что можно так беспардонно и нагло предавать… Но в этом и была самая страшная ошибка — нельзя верой в кумира и земные идеалы подменять веру в Бога, нельзя верой в “рай земной” подменять веру в Царство Небесное.
Вот и не свершился “земной рай”, ни за те семьдесят лет, что правили нами большевики, ни за эти пятнадцать лет, пока у власти сидят либералы. И не мог он свершиться, этот “рай земной” — его просто не бывает, и быть никогда не может.
Но темным силам, ведомым врагом человеческим, рано торжествовать победу, рано радоваться. Ибо жива Святая Русь, больше того - она укрепилась, и новый Собор новомучеников и исповедников российских XX века вместе с древними русскими святыми молит Господа о заступничестве за заблудшие русские души. И в этом наша главная надежда на спасение.
Врата вечности
Так что же выберет русский человек нынче? Трудно сказать. Но все же, надеясь на исторический опыт и народную память, можно предположить, что в итоге русский человек сумеет сделать тот выбор, который не уничтожит его душу. Ну не может увлечь его элементарное желание комфортной жизни! Да, таковой жизни все мы были многие годы лишены. Да, русский человек должен жить в достатке и обязан ради этого много трудиться. Но кроме понятия “достаток”, есть еще и более важное понятие — “достоинство”, и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
Может быть, пройдет немало лет, пока это понятие вновь станет важным для самосознания каждого из нас. И все-таки те лидеры, которые обещают русскому человеку вкусно есть и сладко спать, не затронут всей глубины русской души. Русский человек пойдет за тем, кто вновь раскроет перед ним небесные врата и объяснит то, как можно и нужно жить на грешной земле, чтобы в эти врата войти.
И, может быть, России сегодня, как и всегда в трудную годину, нужен не столько политический лидер, которого все столь жаждут, а — духовный пастырь, обладающий абсолютным нравственным авторитетом и способный донести до каждого русского человека традиционные национальные идеалы. Ведь в России никакая идея не воспринималась чисто абстрактно, отделенной от личности. Более того, носителем таковой должен быть конкретный, реальный человек. И только тогда, когда простые русские люди поверят этому человеку, они смогут серьезно отнестись и к той идее, которую он несет.
И здесь вспомним опять В.В. Розанова, когда-то сказавшего: “...Выберите молитвенника за Землю Русскую. Не ищите (выбирая) мудрого, не ищите ученого. Вовсе не нужно хитрого и лукавого. А слушайте, чья молитва горячее — и чтобы доносил он к Богу скорби и напасти горькой земли нашей, и молился о ранах, и нес тяготы ее”.
Будет ли нам дарован таковой? И, если будет, то кем он окажется? Очередным искусителем, стремящимся вновь выдать кривду за правду? Или же истинным Посланником? Кому поверят? За кем пойдут? Не обманемся ли вновь?
Все эти вопросы пока без ответа, но всем нам придется делать еще один и, дай Бог, не последний русский выбор. Такова уж, видно, наша судьба — жить между Небом и землей, вечно искать истину, верить в Высшее и надеяться, надеяться, надеяться...
Но наступает час — и Надежда русского человека перерастает в Веру, а Вера дарует ему Любовь. И в бесконечном единении Веры, Надежды и Любви открывается он — русский путь к Софии – Православной Мудрости.
В этом смысле, русское общество еще не до конца осознало всемирно-историческое и, не стоит бояться этого слова, вселенское значение события, свершившегося 20 августа 2000 года, когда церковно был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, придала глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом во имя Господа нашего. И величайший сонм святых ныне освящает не только наше прошлое, но и наше будущее. Теперь есть зачем жить и во имя чего жить.
Перед Россией вновь открываются врата вечности и великого духовного смысла бытия. Святая Русь снова зовет нас в Вечность!
"В начале было слово…"
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”, — так говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 1;1). Давно известно, хотя, может быть, не всегда на это обращается внимание, что с древних времен первые переводчики Священного Писания на славянский язык Святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий понятием “Слово” переводили знаменитое греческое понятие “Логос”. А что такое Логос? В древнегреческом языке значение Логоса настолько многомерно! Это и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека. И, конечно же, Высшая Сила, управляющая миром — Бог. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, сошедшим на Землю для спасения человечества. Ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир.
Но! Всю эту бесконечность значимости, которая скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык, оказывается, передает тоже одним только понятием — “Слово”. А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия само Слово — это ВСЁ, чем живет человек, да и человечество. Да что там человечество — всё мироздание! Ибо — “И Слово было Бог. Оно было в начале у Бога” (Ин. 1;1,2).
В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные, “проклятые” вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело — иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово — это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово — это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь — все то же Слово.
Великие славянские братья-просветители, “учителя словенские”, как называют их древние памятники, Константин-Кирилл Философ и Мефодий принесли славянам свет великой Истины — Благую весть Христова Учения, единство Слова и Бога. И тем самым на тысячу лет определили судьбы всех славянских народов, в том числе и русского народа. Уже потом, много столетий спустя, появятся учение “Третьего Рима” и стремление Руси к идеалу “Нового Иерусалима”, возникнет знаменитый идеал-образ “Святая Русь”. Уже потом русский народ создаст великое Российское государство, ставшее со временем Российской Империей, и просветит Истиной иные народы, вошедшие в состав единого Российского государства. И на протяжении нескольких столетий Российское государство будет удерживать мир от окончательного духовного падения в антихристову бездну.
Уже потом, начиная примерно с XVIII века, Слово начнет утрачивать свой божественный смысл в человеческом сознании. Видимо, это был объективный процесс, когда человек вдруг почувствовал, что может жить, может строить мир без Бога. Так возникла наука — или отодвигающая Бога на второй план, или же вообще отрицающая Его. В последние три столетия Слово превратилось всего лишь в форму общения или в предмет изучения. Слово стали препарировать — так и сяк, этак и разэтак. Его разложили на части, внесли в сравнительные таблицы, разложили по ящичкам и каталогам. И вроде бы всё о Слове познали, поняли механизм его образования, его структуру и морфологию. Только вот собрать расчлененное Слово обратно, вернуть Слову его единственный и великий духовный смысл не смогли.
Надежды на науку, на всесилие человеческого разума не оправдались. Больше того - именно с помощью науки человечество создало самые страшные в своей истории средства уничтожения — начиная с атомного оружия и заканчивая химическим и биологическим. Понятно, что сама по себе наука в этом не виновата, ибо она является порождением разума человеческого и само использование науки в тех или иных целях — это дело рук человеческих. Но отчего зависит то или иное использование научных достижений? Прежде всего, от нравственного состояния того или тех, кто принимает решения об использовании научных открытий, об их применении. И вот здесь никак, ну, никак нам не обойтись без веры, без Бога, а, значит, и без Слова. Того самого Слова, которое принесли нам на славянском языке Кирилл и Мефодий. Того самого Слова, которое спасает… Впрочем, и это очень древняя мудрость. Еще в VI веке до нашей эры знаменитый Гераклит Эфесский, тот самый, которому приписывается афоризм “В одну реку нельзя войти дважды”, высказал не менее глубокую, хотя и менее известную мысль: “Многознание уму не научает…” А апостол Павел переосмыслил эту истину в христианском духе: “Мудрость мира сего есть безумие перед Богом…”
Сегодня нам всем очень важно поменять оценочную шкалу, изменить сложившуюся в последние триста-пятьсот лет систему ценностей и вернуться к Великим истинам православия. Именно вернуться и вдохнуть новую жизнь в систему традиционных православных русско-славянских ценностей. Тех ценностей, на основе которых веками созидались общества и государства, росли и множились народы. Иначе говоря, вернуть в нашу жизнь Истину, привнесенную когда-то Словом. И если наука, с помощью человека, вернется на путь Истины, если поймет, что “в начале было Слово”, то и сама наука, и сам человек неожиданно, а вернее, закономерно откроет для себя безграничные просторы познания и понимание главного, что только и должен знать и понимать человек — смысла жизни. Все остальное ведь — это наносное, вторичное…
Вообще, стоило бы выдвинуть парадоксальный лозунг — “Наука против прогресса!” Думается, что умудренные (не “многознающие”, а именно “умудренные”!) мужи науки этот лозунг поддержали бы. Ибо нет сегодня ничего хуже, глупее и опаснее, нежели бездумное, радостно-щенячье превознесение “прогресса” — прогресса как такового, без нравственного совершенствования.
Но мы нынче живем в удивительное время! Сегодня, при всех существующих в России тягостях и разлившихся по нашим просторам страданиях, возник уникальный исторический момент, какового не было на Руси в последние триста лет, когда наука и вера, литература и вера только расходились, разрывая Святоносную силу Слова. Нынче мы можем вернуть Слову его истинный смысл, можем соединить веру и науку, веру и литературу, веру и… нашу жизнь. Эта настоятельная потребность уже понята обществом, пусть еще и не всеми, но многими. Подобная работа идет в науке, в образовании, в журналистике. Эти идеи нынче оказались близки и отдельным государственным деятелям, как федерального, так и областного и районного масштаба.
Главное — не упустить время. Не в том отношении, что больше такого времени уже не будет, а мы, такие, мол, “уникальные”, что кроме нас этого никто не сделает. Нет, дело в другом. Нам самим надо успеть принять посильное, душевное и честное участие в реализации этой общественной потребности по возсоединению веры и жизни. Иначе будет просто стыдно и больно оттого, что мы оказались в стороне, не помогли, не поддержали. Ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий русский духовный дом, мы выстраиваем и собственные души. Возвращая Слову его Святоносный смысл, мы возвращаем этот смысл и в собственные души. И в этом есть великая радость, в этом есть великое счастье. Трудное, но счастье.
Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ,
доктор исторических наук