(По Белоруссии.
Путевые заметки)
Ровно девять лет тому назад автор этих строк проехал по Белоруссии и свой очерк о ней назвал «В краю непуганых аистов» («Русь Державная», № 10, 2003).
Что же изменилось с тех пор в этих хорошо знакомых местах?
В подобных зарисовках вначале принято говорить о людях, а потом уже обо всем прочем. Но мы начнем с того, что всего разительней бросается в глаза: с самого лика раскрывшейся перед нами земли. После незасеянности подмосковных полей и обилия на них пустошей, после еще больше поражавших воображение сорняковых зарослей на родной мне Смоленщине при пересечении фактически не существующей границы между нашими двумя дружескими странами попадаешь словно в оазис: по обе стороны шоссе на Витебщине колосятся рожь, ячмень, пшеница, овес, наливаются сочной зеленью кукуруза, рапс и другие кормовые травы, изумрудом отсвечивают обширные заливные луга. А на них пасутся многочисленные коровьи стада – в неизменном сопровождении чинно разгуливающих рядом аистов. От одного из них, возле деревни Небышино, где остановился я у друзей, к нам прибежал в гости забавный песик Дружок, который служил помощником у пастуха и очень опекал его рогатую паству: если буренка отбредет от стада, то Дружок тут же тянет ее за хвост «к коллективу», как бы отрабатывая отпускаемое ему молоко. Но оно, видно, уже поднадоело Дружку, и он с согласия местного «чабана» прибился к нам; впрочем, из нашей хаты, стоявшей на взгорке, оно было видно, и Дружок, спасаясь от жары в тени садика, вполне мог обозревать стадо и время от времени спускаться к нему, для порядка...
Объехав немалую часть Белоруссии, мы невольно убеждались, что, судя по плотности посевов, налитости зерна, виды на урожай здесь хорошие, и недаром президент Александр Лукашенко заявил, что в этом году намечено снять рекордных два миллиона тонн. Как писала в эти дни газета «Рэспублика», для их перевозки должны быть задействованы 1632 грузовика, а готовы только 1354... Но, как подчеркнуто, к борьбе за урожай уже подключился сам «батька», президент, и на страду будет брошено автохозяйство многих предприятий, в том числе минобороны выделит 50 машин высокой проходимости, нужное горючее дадут из госфонда... Всё, как в старое советское время. Хорошо это или плохо – здесь судят по результатам.
Кто не знает, что деревни России уже в течение длительного времени продолжают разоряться и исчезать с географических карт! В тех, что остались, зачастую доживают свой век немногочисленные старики, а детей можно видеть в них, лишь когда приезжают летом в гости родственники из краев ближних и дальних.
К сожалению, не миновала участь сия и многострадальную белорусскую деревню. Видели мы кругом и полуразвалившиеся черные хаты, и немногих оставшихся в них жителей, не всегда, увы, ведущих благочестивую, трезвую жизнь... Но замеченная нами раньше лишь как государственная проба, идея создания впритык к таким деревенькам весьма удобных для жизни красочных коттеджей, которые сдаются «под ключ» любым гражданам, готовым трудиться на родной земле, прежде всего молодоженам, многочисленным семьям, теперь обратилась державной программой возведения агрогородков – они-то и стали теперь главной составляющей деревенского пейзажа Белоруссии.
Вот мы в Прудниках, одном из таких поселений на Витебщине. Всё здесь красиво, разумно: возле домиков сады, а вокруг необозримые, засеянные и очень ухоженные поля. Жители веселы и приветливы. «Сейчас желающих поселиться в таких городках полно, – рассказывал мне местный житель Андрей Сыс. – Здесь и все удобства, и труд не в тягость!»
Автор этих строк никогда не был в Швейцарии, но то, что доводилось видеть в западных кинохрониках о ее сельской жизни, чем-то напоминает Прудники. Поражает не только это. Программа охвата такими агрогородками всей республики стала даже для Белоруссии проектом международным... В передаче по местному ТВ от 12.07 о встрече Александра Лукашенко с Уго Чавесом интересно было услышать, что таких городков по инициативе Белоруссии и к большой радости Венесуэлы в этой стране уже создано 20, и все они уже доказали свою высокую эффективность.
Вообще красота и добротность возводимых в республике сооружений поражает замечательной вписанностью их в историю, в народные традиции, в природу. И всюду поражают чистота, ухоженность – начиная от улиц, скверов, хотя нигде не копошатся рабочие-иммигранты – белорусы всё делают для себя и сами.
Вот старинный, XVI века, райцентр Докшицы. Главный ансамбль его составляет выдержанное в изящном стиле здание местного исполкома (здесь не мудрят с переименованиями – нет ни департаментов, ни префектур). Рядом, как бы продолжая ансамбль, вознес свои бело-голубые купола красавец Покровский храм, а напротив – радующий глаз Дворец культуры, где для молодежи широко открыты двери: для всех видов творчества, рядом – одна из крупнейших библиотек, которая, как говорят, никогда не пустует.
Так уж получилось, что в Белоруссию мы приехали сразу после того, как в Москве по ТВ прошел сюжет о медвежатах на парашютиках, которых сбрасывал над страной некий новоявленный Руст в знак протеста против «нарушения прав человека в республике». Встретившуюся мне на улице местную жительницу Софью, как представилась она, я спросил: как она относится к такому казусу?
«Господи! Да чаго яны там о каких-то медведях? – встрепенулась она. – У нас и своих, настоящих, по лесам хватает. А там все шалпочуть и шалпочуть. Нас не запужають!»
В этом практически обоснованном самосознании и патриотизме народа партизанской республики легко убедиться. «Мы свои вооруженные силы не разгоняли и полностью сохранили Западный Особый военный округ», «У нас самая сильная армия в Европе, и мы никому не советуем нас пужать!» – эти несколько эмоциональные, но, что называется, «в точку» слова «батьки Лукашенко» широко известны во всей Белоруссии. К слову говоря, здесь нет проблемы с набором юношей на службу в вооруженные силы. Ребята не «косят» от армии – быть военными, особенно в элитных войсках – в ВДВ, спецназе, истребительной авиации считается престижным. Проводы по призыву в Белоруссии подобны национальному празднику. Служить своему отечеству – здесь и традиция, и дело чести. К примеру, автор этих строк был в гостях у братьев, один из которых – ас-истребитель, а второй – офицер авиации Военно-морского флота. И хоть в республике нет моря, летать здесь умеют далеко и серьезно. Ныне оба они в отставке, но в делах обороны руку, как говорится, держат на пульсе эти братья – Александр и Николай Бобрики. И так – на каждом шагу. Знакомлюсь на речке Поне с рыболовом в камуфляжной форме, а он, оказывается, бывший спецназовец, через такое прошел!
Свою историю белорусы знают и чтут и в большом, и в малом. Могут часами рассказывать о Полоцке (известен с 862 года!), его Софийском соборе, Спасо-Ефросиньевском монастыре и, конечно же, о Брестской крепости. А могут и показать камень возле деревни Сосновка, на котором, как гласит замшелая надпись, обедал Наполеон во время своего отступления из Москвы. Что ж, приятного ему аппетита и удачной переправы через Березину.
Кстати, о Березине. Искупавшись в этой исторической реке, мы небольшой компанией обедаем в прибрежном ресторане с таким же названием. Подают знаменитый белорусский «холодник» (нечто вроде нашей окрошки), увесистую порцию жаркого, драники, набор местных целебных минеральных вод. И всё это по стоимости в разы дешевле, чем в московских ресторанах, куда уже и входить страшно. Да и магазины здесь заполнены высококачественными, более доступными, чем у нас, продуктами. Говорят, что за «кондицией» их строго следит сам «батька» – может в любую торговую точку спуститься на вертолете с бригадой специалистов-пищевиков, и тогда уж мало не покажется производителям и торговцам, если что-то окажется «не так».
Между прочим, у нас хорошо известна добротная мясомолочная продукция нашей соседки. Кто не слышал о «Савушкине», о его молоке, твороге! Рассказывают, что на одном из совещаний у президента, который похвалил их производителя, тот заявил, что удвоит выпуск товаров от своего поголовья, если ему выделят дополнительно еще 170 гектаров присмотренных им свободных угодий Как утверждают, Александр Григорьевич тут же распорядился прирезать ему чуть ли не 200 га со словами: «У нас земли хватит на всех, кто хочет на ней трудиться».
...Мы так увлеклись, что вроде бы забыли, а есть ли у Беларуси проблемы? Есть! Да еще какие. Прежде всего – внешние. Республике, которая кому-то «неугодна» на Западе, без роздыха грозят санкциями – одна жестче другой, к чему наши родичи давно привыкли и относятся с усмешкой. И в самом деле, какие головы могут додуматься до лишения виз президента «партизанской республики», имеющей огромные заслуги перед человечеством за весомый вклад в разгроме гитлеровского фашизма, одной из первых (и почетных!) членов ООН, для въезда в ряд стран, где «Лукашенко не любят»! Что это, как не роспись в собственном слабоумии? А тем временем президент страны, которую уважает весь здравомыслящий мир, устанавливает широкие деловые связи с Латинской Америкой, через полмира проводит к ней «белорусский вектор», – как заявил он на встрече с Чавесом, – налаживает там производство современных строительных материалов, «Белазов», с/х машин, тракторов «Беларусь», выпуск которых намечено довести пока до 30 тыс. в год при гораздо больших на них заявках.
В сотрудничество с Беларусью, как показало недавнее деловое турне президента, уже активно включились Куба и Эквадор. «Это наша интеграция интеграций», – заявил он недавно по телевидению. В ней, как подчеркнуто, немалую роль играет и военная сфера – Белоруссия крепнет сама и помогает укрепляться своим союзникам.
И еще. Заботясь о собственной обороноспособности, республика свято хранит память о Великой Отечественной. В каждом населенном пункте видишь ухоженные памятники павшим на ней в окружении цветов, с именами и званиями военнослужащих и просто с пометками «партизан», что тоже выглядит здесь как высокое воинское звание. И поиск непогребенных солдат ведется здесь не как у нас, самодеятельными, без поддержки государства, молодежными отрядами энтузиастов, а на основе державной – в частности, силами 52-го особого поискового батальона. Это его воины, как сообщает «Советская Белоруссия», произвели перезахоронение 19 682 останков наших погибших бойцов, из которых были установлены имена 2 262 погибших на полях сражений. Это ли не вклад в нашу общую память о Победе и ее великой цене?
...Перед поездкой в Белоруссию в Москве мне доводилось слышать, что президента Лукашенко поддерживают в основном лишь люди старшего поколения, прежде всего пенсионеры. А вот молодежь… Она, мол, в оппозиции, шумит и вообще. Хотя, по большому счету, эту немногочисленную, но крикливую кучку, как здесь говорят, можно не замечать. Сам «батька» выразился по этому поводу еще определеннее: «В любой стране должна быть оппозиция. Запад нашу оплачивает – ну и хорошо, все ж приток валюты в республику!»
Как известно, положение молодежи, ее занятость напрямую связаны с социальным благополучием в стране, а также с ...преступностью. Можно сказать, что проблема привлеченности подрастающего поколения к общественно-полезным занятиям здесь практически решена – через прямую политику правительства, через такие пекущиеся о детях организации, как «Белая Русь», «Союз белорусской молодежи» (СБМ), пионерию, многочисленные союзы по интересам, через увлеченность престижными специальностями. Вполне открыта дорога в республике тем, кто хочет посвятить себя трудам на ниве международных отношений, получить выход на профессиональную работу за рубежом.
Недавно в Минске по распоряжению президента открыт филиал Оксфордского университета. И никого не смущает, что он станет «готовить антипатриотов-прозападников». «Если уж у нас не «косят» от армии, то и нет смысла чураться полезной для страны дипломатической работы», – сказал мне по этому поводу близкий к парламентским кругам собеседник.
Поэтому борьба с преступностью в республике носит характер скорее профилактический, чем представляет из себя тревожные и повседневные будни.
Ярким подтверждением атмосферы особых сложившихся в Белоруссии общественных отношений стал состоявшийся здесь очередной международный фестиваль «Славянский базар». Он поражал не только искусством братских народов, но и великим праздничным энтузиазмом собравшихся в Витебске участников и гостей этого замечательного форума. В этом нашли свое отражение и собирательная, сплачивающая народы роль Белоруссии, и ее неуклонно растущий международный авторитет.
...Белорусский пейзаж немыслим без аистов. Как сельский, так и городской. Они спокойно, величественно, с чувством собственного достоинства разгуливают по поймам рек, по полям, безмятежно взирают на горожан с высоты труб, колоколен, башен. И не покидает ощущение, что эта как бы слившаяся с окружающим миром птица символизирует белорусский национальный характер – всё переживший, выстоявший в самых суровых жизненных испытаниях.
Не покидает вера, что у земли этой светлое будущее.
Валентин НИКОЛАЕВ,
наш спец. корр.
Фото Ларисы Беляевой