Редакция портала «Русский Афон» расшифровала аудиозапись интервью о. Ермолая и предлагает его вниманию читателей.
– Отец Ермолай, расскажите, откуда взялась дата тысячелетнего юбилея присутствия русского монашества на Афоне?
– Это условная дата. Русские монахи были и до этого на Афоне, но просто не имеется документальных свидетельств более раннего пребывания их на Святой Горе. А в архиве монастыря Великой Лавры найден документ, в котором стоит подпись игумена русского монастыря Герасима. Он датирован 1016 годом, поэтому в 2016 году исполняется тысяча лет документально засвидетельствованного пребывания русских монахов на Афоне.
– А преподобный Антоний Киево-Печерский был на Афоне раньше или позже этой даты?
– Он как раз фигурирует во всех вариантах жизнеописания в районе этой даты, и у нас есть основания полагать, что именно тот самый игумен Герасим постриг Антония Киево-Печерского в монахи. Он мог быть пострижен именно в первой русской обители Ксилургу и этот Герасим был игуменом именно этого монастыря.
– А почему такое название Ксилургу, что оно означает?
– Название условное. Вообще, обитель посвящена Успению Божией Матери и называется официально Богородица. Но так как русские монахи, прибывшие на Афон из России, по привычке свои здания и даже церкви делали из дерева, то греки, которые обычно свои здания строят из камня, подшучивая над ними, назвали их древоделами, что в переводе с греческого звучит «ксилургу».
– То есть, Успенская Киево-Печерская Лавра, возможно, взяла свое начало именно от этой обители, тоже Успенской?
– Мы абсолютно уверены, что именно так и было. Прп. Антония Киево-Печерского постригли именно в том Успенском храме, который доныне существует, где находится самый древний русский престол. В честь этого и на Руси, и в Киево-Печерской Лавре, он был инициатором основания храма Успения Пресвятой Богородицы.
– А почему у нас сейчас монастырь носит имя целителя Пантелеимона?
– Русские монахи первоначально жили в обители Ксилургу, но это была маленькая обитель. Русское монашество настолько умножилось, что встал вопрос о расширении монастыря или предоставлении ему более обширной новой обители. И Священный Кинот Святой Горы Афон принял решение предоставить русским монахам новую обитель так называемого Фессалоникийца, неподалеку от Ксилургу. Эта обитель была в честь святого великомученика Пантелеимона. И в 1169 году русские монахи во главе с игуменом Лаврентием переехали в новую обитель и с тех пор живут там до сих пор. Ныне она называется Старый или Нагорный Руссик.
– Что принес, как родоначальник русского монашества, преподобный Антоний Печерский с Афона к нам на Русь?
– В духовном смысле самое главное, что он принес – это уникальное благословение Божией Матери с Афона. Я уверен, что если бы не это святое благословение, его предприятие не увенчалось бы успехом, но Божия Матерь желала, чтобы на Руси процветало монашество, и Она послала этого великого подвижника. И результат на лицо – самый большой вклад в развитие монашества в последующие века внесли именно русские монахи.
– Я с Вами абсолютно согласна, отец Ермолай, тем более, что Сама Божия Матерь дала мерку для строительства Успенской Церкви, Великой Церкви в Киево-Печерской Лавре и прислала 12 зодчих, которые там же погребены и тоже причислены к лику святых. И сам преподобный Антоний с преподобным Феодосием являлись свидетелями строительства. А как Вы на Афоне в этом году будете отмечать этот юбилей?
– У нас запланировано много мероприятий, но я выделю основные. В конце февраля планируется представить по российскому телевидению документальный фильм об Афоне. Это первая попытка показать Святую Гору изнутри, глазами афонцев. Предполагаем, что этот фильм более глубоко раскроет тематику тысячелетних духовных связей Афона и Святой Руси.
20 марта этого года в фойе храма Христа Спасителя откроется фотовыставка на афонскую тематику. Будут представлены как исторические фотографии, хранящиеся в нашем архиве, так и фотографии, отражающие современное материальное и духовное состояние русских монашествующих на Афоне.
10 мая в Москве, и сразу 12 мая в Санкт-Петербурге, мы планируем презентовать первый монастырский фотоальбом, так называемую «Светопись Свято-Пантелеимонового монастыря» и вместе с этим 15 томов книг из серии «Русский Афон XIX–XX вв.».
Вы, наверное, наслышаны, что этим издательским проектом мы занимаемся уже в течение пяти лет и уже успели издать 15 томов. Это жизнеописания русских монашествующих, которые жили последние 200 лет на Афоне, история монастыря, каталоги обители, как рукописей, так и архива, нумизматический каталог по разным направлениям и тематике.
– Это электронное или печатное издание?
– Все печатное, но есть и электронная версия. На сайте «Русский Афон» ( www.afonit.info ) любой желающий весь этот материал может найти. Так как проект изначально был запланирован как миссионерский, мы сразу, как только появляется готовая книга, выставляем ее в pdf-формате на этом сайте. Тринадцать томов уже вышли и еще два на подходе.
Первый том – это «Русский Афонский Отечник», куда вошли жизнеописания 200 русских монахов, которые жили последние 200 лет на Афоне. Это выдающиеся старцы, которые воссоздали Свято-Пантелеимонов монастырь и привели его к полному расцвету.
Второй и третий тома – это Монахологии.
– Что значит монахологий?
– В каждом афонском монастыре есть традиция – новопришедший послушник регистрируется, детально записываются все его данные и разные подробности его жизни. Ну, одним словом, фиксируется краткая информация о человеке. И вот мы переработали весь наш архив, собрали все эти данные и восстановили историю восьми тысяч русских монахов, которые жили последние 200 лет.
– Это только за 200 лет?
– Да, именно за 200 лет. Удивительный факт, мы сами удивились таким масштабам, и это документально подтверждено. А есть еще предположение, что еще 3-4 тысячи, которые нигде не регистрировались, это так называемые «сиромахи». На Афоне есть такой вид подвижничества – сиромашество. Они нигде не приписываются и не регистрируются. Живут, как отшельники в пещерах, в дуплах деревьев или просто ходят от монастыря к монастырю. Особенно такой вид подвига был развит у русских монахов. Поэтому, мы предполагаем, что именно русские монахи составляли большинство сиромах. Значит, если все это суммировать, за последние 200 лет на Афоне подвизалось около 12 тысяч подвижников из России.
Во второй и третий тома вошли вот все эти русские монахи. Краткая информация о восьми тысячах человек. Это может быть два-три предложения, а может и десять. Есть и фотографии. Нам удалось идентифицировать около 700 фотографий и приложить к этим житиям.
Во втором томе находится информация только о тех монахах, которые жили в русском Пантелеимоновом монастыре. Их 4612, а в третьем томе находятся те, которые жили в других русских обителях. Таких монахов было около 3800. Они жили в двух скитах – Андреевском и Ильинском, и в около 80 больших и малых русских келлиях, большинство из которых даже физически не существуют, остались одни фундаменты. Но нам удалось все их разыскать и сфотографировать. Удалось даже найти старые фотографии еще дореволюционных времен.
Следующие три тома – четвертый, пятый, шестой – это история монастыря. Главнейшей мечтой наших старцев было написать подробную тысячелетнюю историю нашего монастыря, но в силу разных причин этого не удавалось сделать. И вот теперь, слава Богу, благодаря благословению наших старцев и хорошо запланированным мероприятиям, это удалось.
Что я имею в виду? Старцы благословили в течение четырех лет проводить ежегодные научные конференции в разных странах и собрать максимальное количество ученых, занимающихся Афоном, чтобы консолидировать их деятельность для создания этой книги. И теперь на 2600 страницах формата А4 детально изложена история нашего монастыря. Эта книга прекрасно иллюстрирована уникальными фотографиями из нашего архива, и все это Вы можете увидеть на нашем сайте «Русский Афон» ( www.afonit.info ).
Если кто-то хочет приобрести эти книги, то они продаются, конечно, в нашей обители и в Москве на Афонском подворье нашего монастыря по адресу: ул. Гончарная, 6, храм великомученика Никиты.
– Я потрясена тем, как афонские старцы так замечательно смогли собрать ученых разных стран. Но ведь все это нужно свести, что называется, к одному знаменателю. Кто же у вас этим занимается в монастыре? Для этого ведь нужен огромный штат сотрудников.
– Душой этого проекта является духовник монастыря иеромонах Макарий, который еще десять лет назад все это предвидел, запланировал, а потом благословил к действию. Он является главным редактором всех этих изданий. Все это проходит через него, каждая буква, каждая фотография. Одним словом, он душа и основа всего этого проекта. А мы все, кто вместе с ним работает, являемся его помощниками и осуществляем его идеи и замыслы.
Нас, конечно, немного, но хорошая логистика, говоря по-современному, помогает координировать работу очень многих людей и в короткое время реализовать этот уникальный проект. Работа еще продолжается, еще много томов предстоит издать, но самое главное то, что заложен хороший духовный фундамент.
С 3 июля по 23 сентября Свято-Пантелеимонов монастырь планирует привезти в Россию святые мощи преподобного Силуана Афонского, его святую главу. Это уникальное событие, такое происходит впервые.
Следующий проект, который мы собираемся презентовать 24 сентября, – это открытие музея хозяйственной деятельности нашего монастыря. В одном из трехэтажных зданий, почти на тысячи квадратных метров, будут восстановлены все цеха, которые существовали в нашем монастыре в прошлом и позапрошлом веках. Будут воссозданы иконописная, швейная, столярная, токарная, кузнечная мастерские, фотомастерская, типография, и т.д. Всех их было 38. Это был, по сути, маленький город. В период расцвета одновременно здесь жило около 2000 монахов и около 3000 рабочих и паломников. Так что им нужно было для полной жизнедеятельности очень много хозяйственных учреждений.
В здании музея планируется разместить и музей преподобного Силуана Афонского. Последние годы своей жизни он жил именно в этом помещении, когда был экономом нашего монастыря, здесь же имел и свою келлию, которая будет восстановлена в прежнем виде.
– Конечно, я не могу обойти вопросом игумена вашего монастыря, старца Иеремию, чьим келейником Вы долго были. Не могли бы Вы рассказать о нем?
– Да, наш старец уникальный подвижник, и мы, если что-то делаем во славу Бога, то только по его благословению и по его молитвенной благодати, и это великое утешение для нас всех, что он при нас, благословляет нас, молится о нас и присматривает за нами. Так что, это такое утешение, что словами не передать. Слава Богу, дай Бог ему здоровья, чтобы это длилось как можно дольше.
Он чудный старец, живой носитель благодати. Незлобивый, спокойный, чистый и абсолютно незлопамятный. У него была тяжелая, страшная жизнь. Можно ужаснуться от множества негативных происшествий, выпавших на его судьбу, но у него нет ни одного плохого воспоминания о прошлом. Он прошел и советские, и немецкие лагеря, гонения за веру, но все равно остался абсолютно незлобным и чистым. Старец никогда не осуждает тех людей, которые его угнетали и преследовали. Вспоминает только хорошее. Даже начальника лагеря, откуда он сбежал, он вспоминает с великой радостью. Он, говорит, мне помог бежать.
– Как помог бежать?
– Ну, позвал и говорит – вот тебе три рубля, Яков, и беги отсюда...
– Неужели такие люди были?
– Ну, раз батюшка говорит, наверное, были. Я уверен, что всегда были хорошие люди, и они всегда будут. Есть такое прекрасное изречение подвижника четвертого века Евагрия Понтийского – «не было времени, когда добра не было, и не будет времени, когда его не будет. Было время, когда зла не было и будет время, когда его не будет».
– Вот, что мы должны всегда помнить, а не говорить, что сейчас такие тяжелые времена.
– Времена всегда были тяжелые для тех, кто не надеется на Христа, а с Христом чего нам бояться? Он Бог Победитель, Он Всемогущая Любовь. Что может быть сильнее Его, какая человеческая хитрость или ухищрение может пересилить Его человеческую и Божественную природу? Никакая. Он совершенный Бог и Он Любовь. Он все для нас делает так, как надо. Конечно, мы многое портим по своей немощи, но Он всегда рядом и в критической ситуации обязательно вмешается и поможет нам выбраться.
– А как стяжать незлобие?
– Только любовью. Бог в нас вложил это прекрасное чувство, но из-за греха мы ее похоронили под глыбой греха в нашем сердце. И нам это чувство любви к людям и к Богу нужно заново обнаружить. А когда оно появится с Божьей помощью, то тогда появится и незлобие, и все остальные добродетели автоматически появятся.
– О. Ермолай, а как узнать, что оно уже появилось? Часто люди путают это чувство любви с чем-то другим...
– Самый главный признак, по моему мнению, это ненависть к греху. Вот как только человек почувствует, что он ненавидит грех и ненавидит в себе грешника, он уже прикоснулся к Божественной любви. Он задыхается, он хочет любыми способами освободиться от своей греховной природы. Все. Это значит, что он каким-то образом прикоснулся к Божьей благодати, то есть к Божьей любви.
Пока мы не изменим себя, мы ничего не изменим, мы ничего не исправим. Люди думают, что некоторые внешние усилия, предприятия, не дай Бог, революции, что-то изменят. Абсолютно нет. Будет все то же самое только в другой форме. Только с себя каждый человек должен изменять мир. Если человек сможет изменить себя, сразу моментально все вокруг изменяется.
Беседовала Елена Смирнова
( www.afonit.info )
( www.afonit.info )